Образовательный портал города Мурманска
html clocks скачать часы для сайта
Версия для слабовидящих  
 
Дошкольное образование

Дошкольные
образовательные
учреждения

Образовательные программы

Методические
разработки

Педагогическая мастерская

Дошкольная
мозаика

Запись ребёнка в детский сад на Портале госуслуг

Полезные ссылки

Система Orphus


 

 

 

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
ДЕТСКИЙ САД № 78

Приложения

«Для вас, родители!», или уголок для родителей (методические рекомендации для воспитателей по организации и оформлению уголка для родителей в группах детского сада). Приложение 1.

«Вместе весело шагать» (тематический план работы семейного клуба)

«Волшебные лоскутки» (тематический план работы семейного кружка по аппликации на основе разнофактурной ткани)

«Какие игрушки нужны нашим малышам?» (устный журнал для родителей)

«Праздник для детей и их родителей» (новые подходы к проведению праздников с детьми и их родителями)

«Как развивать музыкальность детей?» (консультация для родителей)

«Двенадцать помех на пути активного слушания или что нам мешает слушать ребёнка» (семинар-практикум для родителей)

 

 

«Для вас, родители!»,
или уголок для родителей

(методические рекомендации для воспитателей по организации и оформлению уголка для родителей в группах детского сада)

Разработала старший воспитатель Н.М.Дрижирук 1 кв. категория

октябрь 2005 год
г. Мурманск

    Главная задача наглядной педагогической пропаганды – целенаправленное систематическое применение наглядно – информационных средств в целях ознакомления родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей, преодоления поверхностного суждения о роли детского сада, оказание практической помощи семье.

О.Л.Зверева.
Общение педагога с родителями в ДОУ.

   

Формированию у родителей устойчивого интереса к вопросам воспитания и обучения детей дошкольного возраста способствует создание в каждой группе уголка для родителей.

Требования к оформлению уголка для родителей:

  • Информация, размещенная на стенде для родителей должна быть динамичной. Минимум раз в две-три недели материал должен обновляться.
  • При размещении любого печатного материала на стенде ссылка на издание, включая авторство и год публикации, обязательна.
  • Стенд должен быть красочно оформлен. При оформлении стенда следует использовать не только рисунки, но и фотографии (лучше детей группы и родителей). При оформлении стендов не нужно злоупотреблять декоративными элементами, наивными изображениями матрешек, игрушек. Соотношение текста и иллюстраций должно быть 2:6 (2 части – текст, 6- иллюстрации), они должны в первую очередь привлечь внимание родителей, затем донести до них нужную информацию.

Формы подачи наглядного материала для родителей:

1. Постоянный информационный стенд.

Содержание:
  • Визитная карточка группы (см. Приложение № 1).
  • Характеристика возрастных психологических особенностей детей группы.
  • Режим дня группы.
  • Сетка занятий на учебный год.
  • Расписание дополнительных занятий.
  • Правила для родителей.
  • План мероприятий для родителей на учебный год (в соответствие с планом работы ДОУ).

2. Стенды со сменяемым материалом.

Содержание:
  • «Права детей». Раздел для родителей, в который помещается разнообразная информация по соблюдению прав детства в дошкольном учреждении и семье, адреса и телефоны организаций, куда можно обратиться за помощью, официальные документы.
  • «Советы врача» или «Медицинская страничка». Материалы готовят медицинские работники по наиболее актуальным темам: профилактика инфекционных заболеваний, оказание первой медицинской помощи, вредные привычки, их профилактика и коррекция и др.
  • «Азбука безопасности». Этот раздел представляет материалы по обучению дошкольников правилам безопасного поведения в быту и экстремальных условиях.
  • «Семейный вернисаж». В этом разделе могут быть представлены рисунки, поделки и др., выполненные родителями вместе со своими детьми.
  • «Игра-это серьезно!». Раздел содержит информацию о значении детской игры, даются советы по организации детских игр дома, а также предлагаются варианты досуговых игр и др.
  • «Скоро в школу». В этом разделе содержится информация о подготовке детей к школе; советы, рекомендации по успешному вхождению ребенка в школьную жизнь и др.
  • «Внимание! Конкурс!», «Спешите участвовать!». Информация о предстоящих в ДОУ конкурсах.
  • «Учусь играя». В этом разделе содержатся сведения о развивающих играх для дошкольников, советы и рекомендации по их проведению, варианты игровых упражнений, направленные на развитие определенных способностей.
  • «Специалисты советуют». Материалы этого раздела готовят специалисты ДОУ: педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре по актуальным темам.
  • «Наша жизнь день за днем». Раздел представляет материалы о минувшем дне: какие проходили занятия, что читали детям, какие песни выучили на музыкальном занятии, куда ходили на экскурсию, какой смотрели спектакль и мн. др. Материал постоянно обновляется. На нем могут быть такие обращения: « Мама, выучи со мной скороговорку: (текст скороговорки)»; «Папа, загадай мне загадку: (текст загадки)» и т.д.
  • Меню. Информация о том, какими блюдами будут сегодня кормить детей. Можно использовать для индивидуальной работы с родителями. Например, завтрак: « Любимая каша» (Миши К., Даши С., Оли Р.)- манная.
  • Объявления. В этом разделе помещается только официальная информация: когда будет собрание, уплата долга, принести краски и т.д. (если есть об этом решение родительского собрания, на которое нужно обязательно сделать ссылку).
  • Мудрые мысли. Высказывания известных педагогов, писателей, философов о воспитании подрастающего поколения, народная мудрость о семье и семейном воспитании.

3. Папки-передвижки.

4. Фотовыставки.

5. Рекламно-информационные буклеты.

6. Информационные письма, корзины, проспекты, памятки...

7. Выставки детских работ (тематические выставки)- дополнение письменной информации для родителей рисунками, фотографиями, натуральными предметами (образцами игрушек, игровых материалов, работ по художественному труду и т.д.), сделанными руками детей, родителей, воспитателей.

Примечание: весь информационный материал должен быть кратким, доступным, эстетично оформленным и соответствовать годовым задачам дошкольного образовательного учреждения.

Приложение № 1


Визитная карточка группы

Название группы.

Сведения о педагогических кадрах, работающих в группе, в том числе о специалистах: педагоге- психологе, учителе-логопеде, преподавателях по изобразительной деятельности, хореографии, иностранному языку.

Сведения о программах, реализуемых в группах (полное название, авторы).

Традиции группы.

Сведения о руководстве ДОУ ЦРР: ф.и.о. руководителя (звание, номера контактных телефонов, время приема по личным вопросам), ф.и.о. старшего воспитателя.

Сведения о медицинской, психологической службе ДОУ ЦРР: ф.и.о. медицинской сестры, педагога – психолога, номера телефонов, время приема родителей и др.

Литература:

1. О.И. Давыдова. Работа с родителями в ДОУ. М.: Творческий Центр, 2005.
2. Т.Н. Доронова. Дошкольные учреждения и семья. М.: Линка-пресс, 2001.
3. О.Л. Зверева, Т.В.Кротова. Общение педагога с родителями в ДОУ. М.: ТЦ, 2005.
4. О.А. Скорлупова. Тематический контроль в дошкольном образовательном учреждении. М.: «Скрипторий»,2005.

 

«Вместе весело шагать»

(тематический план работы семейного клуба)

Разработала воспитатель Добрынина Л.П. 1 кв.категория

г. Мурманск

1 ступень «Давайте знакомиться»

Цель: познакомиться с ребенком и его семьей, наладить доброжелательные отношения между воспитателем и родителями с установкой на будущее сотрудничество.

Заседание 1 (круглый стол) «Давайте познакомимся»
Цель: определить направления работы клуба, выявить наиболее актуальные темы заседаний, индивидуальные способности членов клуба, создать инициативную группу. Содержание:

  • создание альбома «Знакомьтесь, это мы» (фотоколлаж-презентация семьи)
  • социологическая анкета семьи
  • домашнее задание-сочинение на тему «Ваши пожелания и ожидания от детского сада»
  • беседа психолога «Что значит общаться?»
  • блиц-опрос «Чем наша семья может помочь в работе семейного клуба?»
  • выборы родительского комитета

Заседание 2 (поездка на турбазу) « Отдыхаем вместе»
Цель: продолжить работу по налаживанию доверительных отношений между родителями, воспитателями и детьми; создать условия для полноценного общения. Содержание:

  • концерт-экспромт « Наши семейные таланты»
  • конкурс на лучшее кулинарное блюдо в походных условиях
  • спортивные соревнования « Веселые старты»

2 ступень «Ребенок и детский сад»

Цель: ознакомление с проблемами семьи в воспитании ребенка, формирование установки к сотрудничеству.

Заседание 3 (День открытых дверей) « Приходите в гости к нам»
Цель: знакомство родителей с воспитательно-образовательной программой ДОУ, годовым планом работы, помочь увидеть особенности общения ребенка со сверстниками, его учебной деятельности. Содержание:

  • выставки детских работ
  • открытые занятия воспитателей и специалистов ДОУ
  • совместное занятие по физкультуре родителей и детей
  • родительское собрание « Наш учебный год»

Заседание 4 (пресс-конференция) «Наш ребенок»
Цель: познакомить родителей с возрастными особенностями развития детей, с результатами педагогической диагностики, с данными социометрического исследования детского коллектива, оказать консультативную помощь в организации воспитательно-коррекционной работе с ребенком. Содержание:

  • организация почтового ящика «Я хочу спросить...» с целью сбора вопросов для пресс-конференции
  • выступление воспитателя «Возрастные особенности детей»
  • ознакомление родителей с данными пед. диагностики
  • выступление психолога «Особенности детского коллектива»
  • консультации психолога, логопеда на актуальные темы
  • выставка «А мы уже умеем»
  • организация совместно с родителями познавательной странички для детей «А вы знаете,"что?..» с целью создания коллективной энциклопедии

3 ступень «Детский сад и семья»
Цель: дать родителям возможность проявить свою готовность к сотрудничеству, вызвать потребность в обмене опытом семейного воспитания.

Заседание 5 (конференция) «Родительский дом - начало начал»
Цель: поделиться опытом семейного воспитания на примере 3-х поколений, помочь родителям осознать значимость семейных традиций в воспитании ребенка. Содержание:

  • фотовыставка «Садик нашего детства» (из семейных архивов)
  • обмен мнениями «Семейные ценности- какие они?»
  • рассказы о семейных традициях и реликвиях « Из поколения в поколение»
  • «Великие люди о своем детстве» (подборка высказываний)
  • выставка рисунков «Семья глазами ребенка»

Заседание 6 (практикум) «Наши семейные праздники»
Цель: оказать практическую помощь в подготовке и проведении праздника в домашних условиях, побуждать родителей делиться опытом. Содержание:

  • фотовыставка «Как мы отдыхаем»
  • практикум проведения игр и конкурсов с детьми в домашних условиях «А давай устроим праздник!»
  • подборка детских песен музыкальным руководителем
  • бюро дизайнерских идей «Как украсить дом»
  • практикум по изготовлению игрушек, поделок, атрибутов и масок для
    карнавала
  • домашнее задание - кулинарный конкурс детских блюд к праздничному
    столу
  • копилка «Затейники» (веселые стихи, конкурсы, загадки, поздравления)

4 ступень «Давайте узнавать вместе»
Цель: формировать активную позицию родителей в совместном исследовании и воспитании личности ребенка, создавать условия для реализации собственных идей.

Заседание 7 (утренник) «8 марта - праздник мам»
Цель: привлечь родителей к подготовке и проведению праздника, создание
творческого коллектива единомышленников.
Содержание:

  • выставка «Наша мамочка родная»
  • совместное изготовление детьми и папами подарка-поздравления для мамы
  • конкурс мам и детей «Мамы, вспомните те дни, когда были вы детьми!»
  • театральная постановка-импровизация по сказке «Репка» силами родителей
  • праздничный концерт

Заседание 8 (конкурс) «Папа, мама, я - дружная семья»
Цель: проверить педагогические знания и умения родителей, пропагандировать семейные ценности, дать возможность проявить творческие способности. Содержание:

  • домашнее задание - размышление на тему «Что нам дал семейный клуб?»
  • конкурс «Папа, мама, я - дружная семья»
    • подписи к детским рисункам «Что бы это значило?»
    • ответы на вопросы жюри
    • оценка жизненных зарисовок с точки зрения воспитательного подхода
    • мини-концерт
  • награждение активных участников семейного клуба и победителей конкурса
  • подведение итогов работы семейного клуба за год и обсуждение перспектив на следующий год

 

«Волшебные лоскутки»

(тематический план работы семейного кружка по аппликации на основе разнофактурной ткани)

Разработала воспитатель Потанина В.Н. 1 кв. категория

г. Мурманск

Семья для малыша – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Отец и мать, а также другие члены семьи – дедушка и бабушка, старшие братья и сестры – формируют личность ребенка с раннего возраста. Членов семьи объединяет родство, любовь, общие интересы, ответственность родителей за воспитание детей.
Тесное общение бабушек и дедушек со своими внуками, их доброта и справедливость, терпение и жизненный опыт делают жизнь малышей радостной и содержательной.
К сожалению, современный ритм и образ жизни родителей, суета и спешка, теснота или, наоборот, излишняя роскошь современных квартир почти исключили из жизни ребенка возможность заниматься рукоделием, изготовлением поделок, поэтому современный детский сад активно привлекает не только родителей, а также бабушек и дедушек к участию в различных формах жизни ДОУ. Одной из таких форм общения является кружковая работа.
Занятия в кружке «Волшебные лоскутки» позволяют приобщать детей к основам рукоделия, учат создавать оригинальные аранжировки из разнофактурных тканей, а также помогают установить партнерские отношения с представителями старшего поколения из семей воспитанников.

Цель: привлекать к участию в жизни детского сада старших по возрасту членов семьи, развивать и формировать опыт общения детей с представителями старшего поколения и друг с другом через совместные занятия рукоделием, содействовать содержательному, интересному и радостному процессу воспитания детей дошкольного возраста.

Задачи:

    1. воспитывать уважение к старшему поколению,
    2. формировать у дошкольников навыки сотрудничества с представителями старшего поколения в конструктивно–художественной деятельности,
    3. формировать у детей навыки культурного поведения на примере старших по возрасту членов семьи,
    4. способствовать развитию творческих способностей через аппликацию на основе использования разнофактурной ткани.

Методические указания:

    1. пословицы и поговорки,
    2. загадки,
    3. словесные народные игры,
    4. сочинение веселых историй, сказок
    5. народные игры

Материалы для занятий:

    1. лоскутки ткани различной фактуры и цвета,
    2. ножницы;
    3. карандаш и калька,
    4. клей ПВА,
    5. кусочки рельефных обоев с рисунком,
    6. несложные силуэты предметов, игрушек

 

План работы семейного кружка
«Волшебные лоскутки»

Руководители: Лозина З.А. (бабушка)
Потанина В.Н. (воспитатель)

Месяц
Тема занятия
Художественное слово
Октябрь
«Ваза с фруктами»
«Всякое дело мастера боится»,
«Какие труды, такие и плоды»
Ноябрь

«Чашка»

«Делу время, потехе - час»
Декабрь
«Ежи»
«У ежа одна сила - колючки»
Январь
«Улитка»
«Терпение и труд все перетрут»
Февраль
«Машина»
«От скуки бери дело в руки»
Март

«Цветы в воде»

«При солнышке тепло, при матери – добро»
Апрель
«Мухомор»
«Какое слово ты скажешь, такое в ответ услышишь»
Май
«Яблоня»
«Слезами горю не поможешь»

 

1. Перенеси контур фигуры на бумагу
2. Вырежи фигуру по контуру
3. Перенеси контур фигуры на ткань
4. Вырежи фигуру из ткани
5. Наклей готовые детали на плотную основу

6. И у тебя получится оригинальная аппликация

 

 

«Какие игрушки нужны нашим малышам?»

(устный журнал для родителей)

Разработала воспитатель Мальцева Н.А.

г. Мурманск

Цель:

    1. дать родителям знания о значении игрушки, её роли в игре ребёнка;
    2. вооружить знаниями о целесообразном педагогическом подборе игрушек.

Организация.

    1. форма проведения встречи: Устный журнал,
    2. место проведения в группе в 18ч. 30 мин.,
    3. продолжительность встречи 45 мин.,
    4. участники: воспитатели, педагог- психолог, родители.
    5. метод расположения участников: «круглый стол»

1- родители
2- воспитатель
3- педагог-психолог.

Материалы встречи:

    1. выступление воспитателей, психолога, родителей,
    2. пригласительные билеты для родителей,
    3. подбор проблемных вопросов по теме встречи

Литература:

    1. О. Л. Зверева, Т. В. Кротова «Родительские собрания в ДОУ», М. 2006 г.
    2. Журнал «Ребёнок в детском саду» № 4, М. 2001 г.

Приложения:

    1. образец приглашений для родителей,
    2. рисунки детей на тему: «Моя любимая игрушка».

Ход мероприятия:

Ведущий:
Уважаемые родители! Вы знаете о том, что ребёнку нужна игра. Самостоятельная игра ребёнка 3- 4 лет зависит от того, как взрослые организуют подбор игрушек и их расположение.
Что такое игрушка?
Игрушка- это специально предназначенный предмет для детских игр, она помогает ребёнку осуществить свой замысел, приближает игру к действительности. Бывает и так, что самая красивая игрушка не помогает осуществить свой замысел игры. Правильный подбор игрушек - серьёзное дело.

Воспитатель:
Существуют разные виды игрушек для детей младшего возраста (сопровождается демонстрацией самих игрушек).
Это сюжетные или образные, игрушки- куклы, фигурки животных, мебель.
Особое место отводится кукле. До 4 лет девочке лучше играть с пупсиками. Пусть она имитирует маму, кормит малышей, укладывает спать. А после 4 лет дочери вполне можно купить Барби. В этом возрасте девочка уже обращает внимание на одежду, ассоциирует себя с принцессой, модницей, красавицей.
Технические игрушки, которые всё больше входят в жизнь ребёнка.
Подросшему малышу нужны «усложнённые» игрушки с несколькими функциями. Машинка должна не просто ехать. У неё могут открываться двери, откидываться багажники и т. д. Особой популярностью у детей пользуются разнообразные конструкторы «Лего», развивающие мелкую моторику, ориентировку в пространстве, мышление, творчество.
Спортивно- моторные игрушки - способствуют повышению двигательной активности детей, развитию координации движений, ориентировки в пространстве.
Театральные игрушки - служат целям эстетического воспитания, развития речи, воображения. К ним относятся Петрушка, куклы бибабо (игрушка- перчатка)
Музыкальные игрушки- погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки, балалайки.
Дидактические игрушки, с помощью которых детей знакомят с цветом, формой, величиной. К ним относятся матрёшки, мозаики, пазлы, лото, настольные игры. Эти игрушки воспитывают у детей сосредоточенность, настойчивость, целеустремлённость, умение доводить дело до конца. А также способствуют развитию мелкой моторики.

Вопрос к родителям:

Сталкивались ли вы с тем, что подчас у ребёнка имеются разные игрушки, но он не играет с ними? (Обмен мнениями).

Комментарий педагога - психолога:

Иногда взрослые расстраиваются. Даже сердятся на ребёнка за то. Что игрушки не используются, не подозревая. Что он просто не умеет во всё это играть. Сами по себе игрушки ничего не будут значить, если ребёнок не знает, как и во что с ними играть. Мы советуем вам обыгрывать игрушки вместе с ребёнком, подсказывая и показывая действия с ними. Иногда игра не получается, так как дети не могут объединить в игре игрушки из- за их разномасштабности. Например: нельзя объединить в одном цирковом представлении большого плюшевого зайца и крошечного резинового слона.

Подбор игрушек зависит от возраста детей и особенностей игры.

В возрасте 3- 4 лет требуются игрушки красочные, простые, выразительной формы. Это объясняется повышенной эмоциональной восприимчивостью и неустойчивостью внимания. Ребёнок испытывает потребность в действиях, он активен, поэтому игрушка должна быть с подвижными деталями. Первая встреча с игрушкой должна вызывать у ребёнка радостное удивление, желание играть с ней. Ребёнок оживляет игрушку, воспринимает её как друга.

Вопрос к родителям:

На что вы опираетесь в подборе игрушки? (Обмен мнениями).

Комментарий педагога - психолога:

Иногда взрослые покупают игрушки по своему усмотрению, ориентируясь на цену, новизну, яркость, не задумываясь о педагогической целесообразности игрушек. Если покупать или дарить ребёнку много игрушек, то его ничего не будет радовать. Он с лёгкостью сломает и выбросит игрушку, зная, что ему купят новую.
Иногда дети очень просят и даже требуют купить новую игрушку. Мы не рекомендуем использовать слово «никогда», например: «Никогда у тебя не будет этой игрушки, никогда я тебе её не куплю». Надо разобраться в этой ситуации. Например, игрушка хорошая, но у вас нет денег на её покупку, значит, можно пообещать ребёнку, что её подарит Дед Мороз, или найти альтернативу, или найти альтернативу, которая гораздо дешевле. Внимание ребёнка попытайтесь переключить.

Вопрос к родителям:

• Каково ваше отношение к игрушкам- монстрам? (Обмен мнениями).

Комментарий педагога - психолога:

Игрушки- монстры могут научить ребёнка жестокости и безразличному отношению к страданию. Предлагаемые сейчас монстры, воины- скелеты и др. участвуют в игре как на стороне добрых, так и злых сил, поэтому ребёнку иногда бывает трудно отличить добро от зла, «плохих» от «хороших». Воинственные игры или мультфильмы с монстрами, формируют в детях агрессию, отношение к насилию как к чему- то совершенно нормальному. Желание иметь монстров - тест для определённого психологического состояния, чем больше он привязан к подобным игрушкам, тем более уязвимо, неуверенно и тревожно он себя ощущает. Для возбудимых детей игра с чудовищами способ выбросить лишнюю энергию. Но чаще игрушка не успокаивает, а ещё больше раздражает ребёнка, формирует психическую зависимость.
Поэтому, уважаемые родители, не стремитесь покупать детям такие страшные игрушки, наводящие на них ужас и способствующие агрессии.

Ведущий:

В игре ребёнок приобретает новые знания, активизирует словарь, развивает любознательность, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать. В игре он изображает то, что видел, пережил, он осваивает опыт человеческой деятельности. В игре воспитывается отношение к людям, к жизни, позитивный настрой игр помогает сохранить бодрое настроение.
Поэтому, чтобы дети играли с удовольствием, необходим педагогически грамотный подбор игрушек. Учите детей играть, использовать предметы- заместители, воображаемые предметы. СПАСИБО!

 


«Праздник для детей и их родителей»

(новые подходы к проведению праздников с детьми и их родителями)

Подготовила музыкальный руководитель Карташова А.А. 1 кв. категория

г. Мурманск

Музыкальный руководитель:

Праздник – серьезное событие, структурирующее всю жизнь сообщества в детском саду, основная форма совместной деятельности взрослых и детей. Именно такая форма позволяет объединить музыкальное, физическое, познавательное и личностное развитие детей в общем педагогическом процессе, увлекательном, максимально благоприятном для развития творче¬ских способностей детей.
Праздник включает в себя спектакль или игровой досуг и период подготовки. Подготовка к празднику превращается в развернутую культурно – образовательную программу для малы¬шей, их родителей и даже для самих педагогов.
В процессе работы мы неоднократно наблюдали, что родители с интересом наблюдают за детьми, занятых в творческой и театральной деятельности. Поэтому возникла идея о привлечении родителей к участию в театральном творчестве.
Мы поставили перед собой следующие задачи:

    1. содействовать гармонизации отношений в семье в семье между взрослыми и детьми, между самими взрослыми,
    2. объединить родителей, дети которых посещают одну группу, комфортное сообщество,
    3. формировать новый семейный опыт совместной творческой деятельности с детьми.

Шаг первый: совместное посещение спектаклей.

В выходные дни семьи начали ходить на детские спектакли, рекомендованные педагогами ДОУ. Затем предлагалось семьям выполнить творческие работы по мотивам просмотренных спектаклей, и организовали выставку рисунков, поделок детей и взрослых.
Можно сказать, что посещение театра перестало быть делом отдельной семьи и стало предметом общего интереса: для ребенка и родителей; для всех семей групп; для родителей и сотрудников ДОУ ЦРР.

Шаг второй: семейный проект

После того, как мы убедились, что семьи готовы принять участие в совместной деятельности, мы предложили родителям реализовать свои проекты. Это были и театрализованные мини – постановки на утренниках, совместные номера, подготовленные дома. Взрослые придумывали декорации, костюмы и даже грим. Дети - в восторге!

Шаг третий: совместный выпускной праздник

Чтобы выпускной праздник запомнился на всю жизнь, необходим тесный контакт детей и родителей, родителей и педагогов и, конечно же, педагогов и детей. Такая совместная деятельность помогает решать вопросы взаимодействия, взаимопонимания и сотрудничества дошкольного учреждения и семьи.
Совместная деятельность положительно сказывается на социально – психологическом климате, ориентирующем на обмен опытом и сотрудничество. Деловая и творческая направленность в работе коллектива, совместная поисковая деятельность дает возможность педагогам стремиться к вершинам профессионального мастерства, переживать чувство радости, единения, удовлетворенности своей работой.
Через праздники родители больше знакомятся с деятельностью педагогов, с жизнью детей в детском саду, наблюдают за их общением и развитием, включаются в общие дела.
Все это, как правило, способствует улучшению эмоционального и познавательного развития детей. А детский сад становится детско – взрослым сообществом, для которого характерно сотворчество, сопереживание, учет интересов, склонностей и особенностей каждого члена.

 

«Как развивать музыкальность детей?»

(консультация для родителей)

Разработала муз.руководитель Воронина Н.А.

г. Мурманск

1. Музыка как часть повседневной жизни

Детский голос звучит так чисто, так нежно, так высоко. Но часто ли мы слышим пение наших детей? Часто ли они мурлычут под нос, играя или рисуя, вышивая или мастеря что-нибудь? Часто ли они слышат музыку?
А ведь музыка в большей степени, чем какой-либо другой вид искусства доступна ребенку. Младенец рождается с практически неразвитым зрительным анализатором, но он уже способен различать многие звуки и необычайно чутко реагирует на них. Он быстро начинает распознавать голоса окружающих его взрослых, отзываться на их интонации. Еще в теле матери малыш слышал голоса самых близких людей, слышал, пусть несколько приглушенно, все, что происходит во внешнем мире.
Музыка, звук непосредственно воздействуют на состояние организма человека, вызывая повышение или понижение давления и частоту пульса, расслабление или напряженность мускулов. Чем меньше ребенок, тем более он восприимчив к звучанию мира, окружающего его. Но мы, взрослые, мало заботимся о том, какую звуковую среду создаем для ребенка. Мы заботимся о том, чтобы игрушки, белье, коляска, стены комнаты, где находиться младенец, были ярких, жизнерадостных оттенков, но мало думаем о том, что и как звучит вокруг. А ведь это совсем не безразлично для здоровья и состояния нервной системы ребенка.
Малыш растет, все большую роль в его системе восприятия играет зрение, а на развитие слуха мы по-прежнему обращаем очень мало внимания. И вот результат: большинство детей безразлично к звуковому морю, которое их окружает, у них очень слабо развиты слуховое внимание и слуховая память, из всего богатства музыки предпочитают грубые шлягеры, которые часто слышат по радио или в магнитофонных записях, с экрана ТВ. У них, как правило, отсутствует чувство ритм и звуковысотный слух. Они не умеют петь, а самое главное – у них нет желания и умения слушать хорошую музыку, получать от нее удовольствие.
С глубокой древности музыка служила человеку эффективным средством психорегуляции. Из родника музыки начинал пить каждый еще в младенчестве слушая колыбельную песню. Потешки, пестушки, приговорки, прибаутки, сказки, а позже – былины, пение старших во время работы, на вечерних и праздничных гуляниях сопровождали его жизнь.
Музыка была важной, неотъемлемой частью жизни каждого человека, причем и крестьянина и дворянина, для которого вечерние домашние пение и музыцирование также были само собой разумеющимся атрибутом душевной и духовной жизни.
Истинная музыка – это источник духовного насыщения ребенка. Если он с раннего детства имеет возможность видеть подлинно художественные, красивые, гармоничные произведения живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, слушать настоящую музыку, у него правильно сформируются ориентиры и именно то, что называется словом «вкус», т.е. способность отличать красивое от банального или безобразного.
Сам собой напрашивается вывод: музыка должна стать частью повседневной жизни ребенка.

 

2. Воспитание естественно поющего человека

Самой простой и естественной формой включения музыки в жизнь детей может и должно быть пение взрослого, которое органично сопровождает различные моменты жизни, а именно: колыбельные – чтобы успокоить малыша при укладывании спать; потешки, пестушки, приговорки, игры – для развлечения, оздоровления и развития ребенка; протяжные и лирические песни – во время монотонной ручной женской работы; ритмичные трудовые – в соответствующие моменты физической работы; хороводные – на гулянье и т.п.
От природы каждый из нас наделен удивительным музыкальным инструментом – голосом. Приготовив человеку при рождении столь волшебный подарок, природа позаботилась также о том, чтобы было им воспользоваться как захочешь. Все мамы прекрасно поют, для своих детей. То, что взрослый поет ребенку, должно соответствовать возрастным особенностям восприятия малыша. Поэтому, безусловно, подходит весь детский потешный, пестовый и игровой фольклор. Он прост в исполнении, вместе с тем это истинная музыка и удивительная поэзия. Простота – отнюдь не синоним примитивности. При этом очень важно, чтобы взрослому самому нравилось то, что он поет.
Пение с детьми и для детей позволяет решать многие задачи: создавать у ребят определенный эмоциональный настрой, устанавливать контакт между детьми и взрослыми, развивать речь и совершенствовать качество звукопроизношения, углублять эстетический вкус.

 

3. Развитие слухового восприятия

Возрастной особенностью детей двух-трех лет является то, что окружающую действительность они познают через собственный деятельный опыт. Поэтому хорошо, если у вас дома появляются различные свистящие, шумящие, гремящие, скрипящие, шуршащие и т.п. предметы, каждый из которых имеет свой характерный «голос». Занятия с этими звучащими предметами помогут вам открыть для детей хорошо известные предметы с совершенно новой стороны. Знакомить со звучащими игрушками можно постепенно. Желательно и делать их на глазах у детей. Ребята со временем с удовольствием и сами по мере сил примут участие в их изготовлении. Это могут быть банки из-под сока, кофе, чая, наполненные горохом, косточками, камешками, фантиками, песком и т.п., шуршащие друг о друга при трении еловые шишки, оберточная бумага, шумящие морские раковины, свистки и дудочки из дерева и глины, кастрюли и ведра, по которым можно ударять и многое другое.
Необходимо постоянно развивать слуховое восприятие детей – в первую очередь слуховое внимание и память; умение выделять различные качества звуков и сравнивать звуки. Очень полезно совершенствовать в детях присущую им чуткость к восприятию интонации. Детей важно научить слушать не только собеседников, но и самих себя; научить выражать сочувствие, радость, огорчение – любые эмоции так, чтобы это было понятно окружающим.

 

4. Обратите внимание на то, какая звуковая среда окружает детей

Голоса самих детей создают шумовой фон, вызывают утомление нервной системы, поэтому надо стараться, чтобы в помещении, где находится много детей, все говорили негромко. Голос взрослого воспринимается детьми, как значимый источник информации, его интонация мгновенно отражается на душевном состоянии малышей. Поэтому говорить надо ласково, мягко, негромко, неторопливо, отчетливо произнося все звуки.
Звучание речи, музыки из радиоприемника, магнитофона, звучание музыкального инструмента формируют у детей эстетический вкус. Слушать музыку желательно каждый день. Если вы любите петь, хорошо иногда самим исполнять любимую мелодию или песню.
Водите детей слушать капель и журчание ручья, шелест листьев и скрип снега, пение птиц и колокольные перезвоны. Эти звуки несут радость и здоровье вашим детям.

 

«Двенадцать помех на пути активного слушания или что нам мешает слушать ребёнка»

(семинар-практикум для родителей)

Разработали педагоги-психологи Акиншева Я.А. Столетова Е.А.

г. Мурманск


Цель:

    1. Предоставить информацию о 12 типах автоматических реакций и ответов родителей;
    2. Научить родителей прослеживать в своей речи автоматические реакции при взаимодействии с ребенком.

Организация:

    1. Форма проведения встречи – семинар-практикум;
    2. Место проведения – кабинет педагога-психолога;
    3. Время проведения – вторая половина дня;
    4. Продолжительность встречи – 40 мин.;
    5. Участники – родители, педагог-психолог;
    6. Метод расположения участников – круглый стол.

1 - родители;
2 - педагог-психолог.

Материалы:

    1. Выступление педагога-психолога,
    2. Бэйджики для всех участников,
    3. Комплекс упражнений,
    4. Стимульный материал к ним,
    5. Памятки для родителей,
    6. Чистые листы бумаги и ручки для родителей,
    7. Листы с домашним заданием для каждого.

Литература:

    1. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М., 2004.
    2. Савельева Н. Настольная книга педагога-психолога ДОУ. – Р-на-Д., 2004.
    3. Учимся общаться с ребенком/ Под ред. В.А. Петровского, - М., 1993.
    4. Флэйк-Хобсон К. и др. Мир входящему. – М., 1992.

Ход мероприятия:

 

1. Приветствие.

Педагог-психолог: Здравствуйте, уважаемые родители! На прошлом семинаре мы с вами узнали, что такое активное слушание и как эффективно общаться со своим ребенком. Но, применяя активное слушание могут возникнуть разные помехи, такие как автоматические реакции и ответы. Поэтому сегодня мы подробно разберем эти помехи, чтобы не совершать ошибок. Сначала давайте напомним друг другу свои имена.
Упражнение «Буквы моего имени».
Цель: позитивный настрой на работу, снятие напряжения.
Содержание: участники по кругу называют свое имя по очереди и придумывают какие-либо качества на буквы своего имен. Например, «А» - активная, «О» - ответственная и так далее.

 

2. Беседа о двенадцати помехах, 12 типов автоматических реакций и ответов при взаимодействии с ребенком. Выступление педагога-психолога.
Педагог-психолог: Отлично. Теперь давайте с вами поговорим о том, зачем мы с вами здесь собрались. Как научиться прослеживать ошибки в своем обращении к ребенку. К таким ошибкам относятся автоматические реакции и ответы.
А сейчас проведем небольшую разминку. Возьмите ручки и листы бумаги, которые лежат на ваших столах. Подумайте и напишите, какой бы фразой Вы бы ответили ребенку на такую его фразу: «Таня больше не хочет со мной дружить. Сегодня она играла и смеялась с другой девочкой, а на меня они даже не взглянули» (родители отвечают письменно).
А теперь давайте обсудим, что у вас получилось. Сдайте, пожалуйста, свои ответы (собирает ответы и зачитывает, давая психологическую оценку высказываниям).
Почему есть ответы, которые не отвечают правилам активного слушания, хотя и выглядят вполне нормально. Все дело в том, что у нас у всех имеются автоматические реакции, которые мы не осознаем. Это помехи на пути активного слушания. Давайте разберем их.

Итак, первый вид автоматических ответов – это приказы и команды: «Сейчас же перестань!», «Убери», «Быстро в кровать», «Замолчи», «Чтобы я этого больше не слышал» и так далее.
В этих фразах ребенок слышит нежелание родителя вникнуть в его проблему, чувствует неуважение к его самостоятельности. В ответ дети сопротивляются, обижаются и упрямятся.

Второй автоматической фразой является предупреждение, предостережение или угрозы: «Смотри, как бы не стало хуже», «Еще раз это повторится, и я возьмусь за ремень» и так далее.
Угрозы бессмысленны, если у ребенка сейчас неприятные переживания. Они лишь загоняют его в еще больший тупик. Угрозы и предупреждения плохи еще и тем, что при частом повторении, дети к ним привыкают и перестают на них реагировать.

Третий автоматический ответ – это мораль, нравоучение, проповедь. Например: «Ты обязан вести себя как подобает», «Каждый человек должен трудиться», «Ты должен уважать старших» и так далее. Обычно дети из таких фраз не узнают ничего нового. Ничего не меняется от того, что они слышат это в сотый раз. Они чувствуют давление внешнего авторитета, иногда вину, иногда скуку или все вместе.
Значит ли это, что с детьми не нужно беседовать о моральных нормах и правилах поведения? нет, однако делать это надо только в спокойные минуты, а в не накаленной обстановке.

Четвертый вид автоматического высказывания – советы, готовые решения: «А ты возьми и скажи…», «Почему бы тебе не попробовать…», «По-моему, нужно подойти и извиниться» и так далее. Однако дети не склонны прислушиваться к нашим советам, а иногда они открыто восстают, говоря: «Я и без тебя знаю» и т.п.
Что стоит за такими негативными реакциями? Желание быть самостоятельным, принимать решения самому.
Каждый раз, советуя что-либо ребенку, мы как бы сообщаем ему, что он еще мал и неопытен, а мы умнее его, наперед все знаем. Такая позиция родителя – позиция «сверху» - раздражает детей, а главное не оставляет у них рассказать больше о своей проблеме. Детям самим нужно принять решение, так как это путь к самостоятельности. Очень важно давать детям такую возможность, хотя это труднее, чем давать советы.

Пятая автоматическая реакция – доказательство, логические выводы, нотации, лекции: «Пора бы знать, что перед едой следует мыть руки», и т.п. и здесь дети отвечают: «Отстань», «Хватит» и т.п. в лучшем случае они перестают нас слышать. Соответственно, ваши усилия напрасны.
Шестая автоматическая реакция – критика, выговор, обвинения: «На что это похоже!», «Вечно ты…» и т.п. Такие фразы вызывают у детей ответные нападения, озлобление; либо уныние, разочарование в себе. В этом случае у ребенка формируется низкая самооценка. А низкая самооценка порождает новые проблемы.
Конечно, критика необходима, но она не должна быть частой. Постарайтесь обращать внимание не только на отрицательные, но и на положительные стороны поведения ребенка. иногда родители думают, что ребенок и так знает, что они его любят, поэтому положительные чувства ему высказывать необязательно. Но это совсем не так.
Дети часто все воспринимают буквально, поэтому могут думать, что родители их не любят, лишь потому, что им не улыбнулись, не похвалили и т.п.

Седьмая автоматическая реакция – это похвала. Следует понять тонкое, но очень важное различие между похвалой и поощрением, или похвалой и одобрением.
В похвале всегда есть элемент оценки: «Молодец, ты у меня просто гений!», «Ты самая красивая» и т.п.
Чем плоха похвала-оценка? Может возникнут зависимость от похвалы, или может заподозрить, что вы неискренни, т.е. хвалите его из каких то своих соображений, поэтому лучше всего выразить свое чувство. Используйте местоимения «Я», «Мне» вместо «Ты». Например, вместо - «Какая ты у меня молодец» - «Я очень рада за тебя».

Восьмая автоматическая реакция – обзывание, высмеивание: «Плакса-вакса», «Не будь лапшой», «Ты просто дубина» и т.п. Все это в лучший способ оттолкнуть ребенка и помочь ему разувериться в себе.

Девятая автоматическая реакция – догадки, интерпретация: «Я вижу тебя насквозь», «Небось, опять подрался» и т.п.
Действительно, кто из людей любят, когда его вычисляют. За этим может последовать только стремление уйти от контакта, от разговора.

Десятая автоматическая реакция – выспрашивание, расследование: «Нет, ты все-таки скажи, ведь я все равно узнаю». Все-таки лучше постараться изменить вопросительные предложения на утвердительные, т.е. мы опять возвращаемся к активному слушанию. Например, вместо «Почему же ты злишься» - «Я чувствую, что ты злишься». Вопрос звучит как любопытство, а утвердительная фраза – как понимание и участие.

Одиннадцатая автоматическая фраза – сочувствие на словах, уговоры, увещевания: «Не обращай внимание», «Успокойся» и т.п. В этих фразах ребенок может услышать пренебрежение к его заботам, отрицание или преуменьшение его переживаний.

Двенадцатая автоматическая реакция – отшучивание, уход от разговора: «Отстань», «Не до тебя» и т.п. При этом всем проблема остается.

 

3. Практикум.

Педагог-психолог: Очень важно научиться слышать собственные ошибки. Давайте для упражнения нашего слуха разберем запись разговора. Были ли некоторые ответы родителей неудачными, ошибочными. Если да, то к какому типу их можно отнести?

Итак, послушаем разговор родителей с четырехлетней дочери:
Дочь: «Мама, кушать скорее!»
Мама: «Садись. Я уже налила»
Дочь: «Этот суп невкусный – я не буду»
Мама: «Оставь и уходи». (приказ)
Дочь: «Я есть хочу!»
Папа: «Сядь и ешь без капризов!» (приказ)
Дочь (на грани слез): «А я с луком не люблю»
Мама: «А я тебе его выловлю»
Дочь: «А все равно…»
Мама: «Я не для того варила, чтоб ты тут носом крутила!!!» (назидание, критика)
(у дочери закапали первые слезы)
Папа: «Сядь хорошо и ешь. Набирай ложку. В рот! Жуй-жуй, а не держи во рту» (приказ, команда)
Дочь: «А мне не вкусно»
Мама: «Уходи из-за стола, ходи голодная» (команда, угроза)
Папа: «Я вот сейчас…» (угроза)
(дочь со слезами берет ложку и начинает есть, через минуту ест нормально, но настроение у всех испорчено)

Педагог-психолог обращается к родителям: какие вы увидели ошибки в разговоре родителей с ребенком.
Родители высказывают свои предположения, замечания.

 

4. Подведение итогов занятия.

Педагог-психолог: Давайте, завершая наше занятие, обсудим, какие впечатления у вас возникли, мысли, чувства. (Родители высказываются).

Памятка для родителей
12 типов автоматических высказываний

Первый автоматический ответ, это приказ и команда: «Сейчас же перестань!», «Убери», «Быстро в кровать», «Замолчи», «Чтобы я этого больше не слышал» и так далее.
Второй автоматической фразой является предупреждение, предостережение или угрозы: «Смотри, как бы не стало хуже», «Еще раз это повторится, и я возьмусь за ремень» и так далее.
Третий автоматический ответ – это мораль, нравоучение, проповедь. Например: «Ты обязан вести себя как подобает», «Каждый человек должен трудиться», «Ты должен уважать старших» и так
Четвертый вид автоматического высказывания – советы, готовые решения: «А ты возьми и скажи…», «Почему бы тебе не попробовать…», «По-моему нужно подойти и извиниться» и так далее.
Пятая автоматическая реакция – доказательство, логические выводы, нотации, лекции: «Пора бы знать, что перед едой следует мыть руки», и т.п.
Шестая автоматическая реакция – критика, выговор, обвинения: «На что это похоже!», «Вечно ты…» и т.п.
Седьмая автоматическая реакция – это похвала. В похвале всегда есть элемент оценки: «Молодец, ты у меня просто гений!», «Ты самая красивая».
Лучше всего выразить свое чувство. Используйте местоимения «Я», «Мне» вместо «Ты». Например, вместо «какая ты у меня молодец» - «Я очень рада за тебя».
Восьмая автоматическая реакция – обзывание, высмеивание: «Плакса-вакса», «Не будь лапшой», «Ты просто дубина» и т.п. Все это в лучший способ оттолкнуть ребенка и помочь ему разувериться в себе.
Девятая автоматическая реакция – догадки, интерпретация: «Я вижу тебя насквозь», «Небось опять подрался» и т.п.
Десятая автоматическая реакция – выспрашивание, расследование: «Нет, ты все-таки скажи, ведь я все равно узнаю». Все-таки лучше постараться изменить вопросительные предложения на утвердительные, т.е. мы опять возвращаемся к активному слушанию. Например, вместо «Почему же ты злишься» - «Я чувствую что ты злишься». Вопрос звучит как любопытство, а утвердительная фраза – как понимание и участие.
Одиннадцатая автоматическая фраза – сочувствие на словах, уговоры, увещевания: «Не обращай внимание», «Успокойся» и т.п. В этих фразах ребенок может услышать пренебрежение к его заботам, отрицание или преуменьшение его переживаний.
Двенадцатая автоматическая реакция – отшучивание, уход от разговора: «Отстань», «Не до тебя» и т.п. При этом всем проблема остается.

 

Домашнее задание для родителей

Задание 1: Попробуйте провести хотя бы один день без критики или упрека в адрес вашего сына или дочки. Замените их фразами одобрения по любому подходящему поводу или без повода. Понаблюдайте за реакциями ребенка.
Задание 2: Понаблюдайте за своими беседами со своим ребенком, особенно в те моменты, когда у него что-то случилось. Отслеживайте у себя автоматические ответы. Продолжайте упражняться в активном слушании.

 

 

 

 

 

 

Номер государственной регистрации: 50200500828
Дата: 14.06.05
 © Комитет по образованию администрации г. Мурманска, 2004-2020
 Разработчик: Городской методический центр информационных технологий
 При полном или частичном использовании материалов ссылка на портал обязательна
счетчик сайта
счетчик посещений