Образовательный портал города Мурманска
html clocks скачать часы для сайта
Версия для слабовидящих  
 
Дошкольное образование

Дошкольные
образовательные
учреждения

Образовательные программы

Методические
разработки

Педагогическая мастерская

Дошкольная
мозаика

Запись ребёнка в детский сад на Портале госуслуг

Полезные ссылки

Система Orphus


 

 

 

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
ДЕТСКИЙ САД № 78

«Взаимоотношение и современная специфика общения семьи и детского сада»

Климова Антонина Леонидовна, руководитель ДОУ

«Воспитание не сводится к обучению ребенка совокупности известных знаний и умений, а необходимо предполагает формирование эмоционального отношения к окружающему в соответствии с ценностями, идеалами, нормами…»

А.В.Запорожец

 

Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Диалог между детским садом и семьей строится на основе демонстрации воспитателем достижений ребенка, его положительных качеств, веры в его силы и способности. Кого из родителей не обрадуют положительные сдвиги в развитии ребенка?

Чтобы родители стали активными помощниками и единомышленниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада, постоянно держать в курсе всех событий.

Известно: для того чтобы воспитательная работа была результативной, необходимо объединение усилий педагога и родителей, создание особой формы общения между ними.

Прежде всего нужен тщательный анализ собственной педагогической деятельности, без чего трудно выбрать подходящие методы взаимодействия с детьми – «свою педагогику».любая авторская методика – это «пиджак с чужого плеча», который не может «прийтись по фигуре никому другому, кроме его автора, если не сделать соответствующую “подгонку”».

В ходе анализа деятельности у воспитателя возникают вопросы, на которые нужно найти ответы: какие задачи я ставлю перед собой? Какие методы считаю наиболее плодотворными? Что приемлемо для моих детей? Как я могу осуществить намеченные планы вместе с детьми и их родителями в конкретных условиях?

В начале работы была поставлена задача – установить доверительные отношения с родителями на основе доброжелательности с перспективой на сотрудничество. Было решено, что на первом этапе при общении с родителями необходимо отмечать положительные стороны ребенка, т.е. не сосредотачиваться на негативных сторонах и проявлениях его характера – «переставить акценты». Для этого следует внимательно наблюдать за поведением детей в игровой и учебной деятельности, работать индивидуально с каждым ребенком.

Сформулировали цели первого этапа работы:

  • установить контакт с каждым ребенком и его родителями;
  • сделать более разнообразными совместную деятельность и общение;
  • стремиться жить жизнью ребенка.

Следующий этап – знакомство с условиями жизни и воспитания ребенка в семье, закрепление установки на сотрудничество. На этом этапе большое значение имеет профессионализм воспитателя: его умение убеждать родителей, вызывать у них доверие, проявлять тактичность, касаясь сложных семейных отношений. Воспитатель заинтересован в гармоничных отношениях между родителями и детьми, поэтому должен прилагать максимум усилий для того, чтобы родители освоили педагогические знания, навыки и умения, понимали возрастные особенности и возможности ребенка. Только так воспитатель получает возможность косвенно влиять на формирование благополучных условий жизни и воспитания детей в семье, что в дальнейшем непременно позитивно отразится на установлении доверительных отношений между педагогом и родителем. Сообщая родителям об особенностях поведения ребенка на занятиях и в игре, о его коммуникативных навыках и т.п., важно не занимать «судейскую» позицию, а помнить: воспитатель – партнер в воспитании и становлении личности. Поэтому так важно добиться активной воспитательной позиции родителей, вызвать у них желание узнать своего ребенка, оценить свои взаимоотношения с ним, способствовать его интеллектуальному и эмоциональному развитию.

А для полноценного диалога необходимо определить запросы родителей, согласовать с ними режим работы, выработать общие требования к поведению ребенка в семье и дошкольном учреждении. В этом нам помогло анкетирование, которое позволило в короткий срок собрать обширный и разнообразный материал по темам: «Особенности воспитания ребенка в семье», «Оценка детей родителями», «Что Вам мешает в общении с ребенком?», «Каким Вы видите своего ребенка?», «Как Ваш ребенок общается со сверстниками?».

 

В ДОУ был проведен опрос 75 человек. Большую активность проявили мамы и бабушки (90% от общего числа). Анализ получен­ных сведений показал следующее.

1. 28% родителей довольны отношением к себе со стороны персо­нала; 62% хотели бы видеть к себе отношение уважительное, добро­желательное, чуткое, равноправное, «как к коллегам»; 8% — хотели бы видеть к себе отношение «информативное».

2. 63% родителей либо совсем пропускают вопрос, касающийся анализа взаимоотношений с персоналом, либо отвечают, что персо­нал «не осложняет» им жизнь, что может свидетельствовать и о слабой включенности в учебно-воспитательный процесс или о низ­кой рефлексивности родителей. 34% ответов — это благодарности персоналу.

3. По мнению значительной части родителей (47%), их жизнь намного упростилась бы, если бы режим детского сада изменился в сторону послабления (чтобы можно было попозже забрать детей, не приносить справки из поликлиники и т.п.); 35% ответов относятся к пожеланиям больше иметь информации о ребенке.

4. Этот вопрос вызвал самое большое количество откликов. Большинство родителей (71%) убеждены, что персоналу фактически нечему учиться у родителей. Наиболее распространенные причины: «потому что нечему», «воспитатели сами родители», «воспитатели по образованию должны быть грамотными». Формальные ответы: «всегда есть чему учиться», «всему, чему захотят» — или совсем оставили без ответа этот вопрос. Тем не менее 38% ответов родите­лей содержит предположение, что персонал мог бы узнать- у них об индивидуальном подходе, характере ребенка, особенностях воспи­тания в семье. 7% родителей считают, что терпеливое отношение родителей с собственными детьми может быть взято на вооружение воспитателями. Однако большинству родителей (51%) не хватает выдержки, терпения, понимания своих детей, они с удовольствием поучились бы этому у воспитателей. И лишь два родителя ответили, что общение с персоналом уже научило их многому.

5. Конкретную помощь детскому саду предлагают всего шесть родителей (8%). Материальную, физическую помощь 17%. Со­трудничество в виде присутствия на открытых занятиях, собра­ниях, готовность выполнять советы педагогов 8%. Таким обра­зом, родители готовы участвовать в жизни детского сада, но без дополнительных трат времени (11% ответов), а лучше в «совеща­тельной, моральной, общественной форме» или по мере необходимости (31% ответов). Ни в какой форме не хотят помогать (либо не отвечали) 19%. Готовы участвовать в работе родительского комитета 7%.

6. Большинство родителей не знают, что могло бы привлечь их для участия в работе детского сада, либо отвечают, что нет време­ни (28%). Почти столько же ответов о том, что самое главное для них — это положительные результаты в развитии ребенка и ин­формация о нем (25%). 12% родителей понравилась бы «активная, творческая работа», «общение с профессионалами», «чтобы заме­чали результаты работы родителей». Еще 12% родителей нравятся собрания, праздники, открытые уроки. «Нравится все» 5% взрос­лых, чьи дети посещают детский сад. Некоторые (11%) предлага­ют дополнить учебно-воспитательный процесс какими-либо (платными или бесплатными) занятиями, организацией культурных мероприятий для детей.

7. Когда речь заходит о конкретных шагах по реализации вышеприведенного, то 46% ответов звучат так: «конкретных советов нет». Вновь «всплывает» фактор дефицита времени (10%) и материаль­ных средств (9%). Ряд родителей (13%) честно отмечает, что необ­ходимы их желание (которого, судя по всему, нет) и просьбы, исходящие от персонала. Встречаются единичные ответы:

  • «в саду все необходимое есть» — 6%;
  • «необходимо информирование родителей в разной форме» — 6%;
  • «необходима материальная основа, в том числе повышение заработной платы персоналу», — 9%;
  • «профессионализм, умение персонала» — 4%;
  • «индивидуальный подход» — 1%.

8. 68% опрошенных характеризуют работу детского сада с роди­телями как «отличную», «хорошую», «без претензий», «нормаль­ную», благодарят персонал. «Удовлетворительным» находят зтот ас­пект работы сада девять родителей, а «плохо поставленным» двое. Три ответа содержат критику в адрес собственно родителей («все заняты, поэтому работать с нами практически невозможно», «ро­дители разобщены, нет желания работать вместе»).

 

Таким образом, родители в целом довольны работой персонала (как в отношении детей, так и в отношении себя). Четкие и конк­ретные виды своей помощи детскому саду указывают лишь едини­цы, большинство родителей настроены позитивно, демонстрируют готовность сотрудничать, но с рядом оговорок (дефицит времени, средств, а то и желания). Четкого представления о системе работы родителей и персонала нет.

Как видим, процент неактивных родителей, не ответивших на вопросы, невысок. В целом семья стремится к поиску необходимой информации, и персонал сада является для родителей достаточно авторитетным. Родители также сознают необходимость и потреб­ность в специальной информации, хотя сформулировать запрос по­рой им сложно.

Пожелания родителей к личности педагога строятся по принци­пу взаимодополнительности: родители хоте­ли бы восполнить отсутствие у себя каких-то личностных или про­фессиональных качеств наличием их у педагога. Из профессио­нальных качеств педагога родители отметили в первую очередь опыт, эрудицию, любовь к своей профессии. По их мнению, пе­дагогу должны быть присущи такие качества, как самостоятель­ность в работе, инициативность, изобретательность, стремление к самообразованию, использование нового, передового в своей дея­тельности. Среди личностных качеств родители выделяют любовь к детям, терпимость, склонность замечать в людях хорошее и доб­рое и др.

Наш детский сад в течение многих лет проводит планомерную работу с родителями, подчиненную единой цели – созданию единого образовательного пространства детский сад – семья. При этом решаются следующие, выделенные нами как приоритетные, задачи:

1).повышение педагогической культуры родителей;

2).изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания;

3).приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрения наиболее эффективных форм работы.

Для их решения на начало каждого учебного года составляется перспективный план, в котором прописывается несколько направлений:

  • деятельность по программе воспитания и обучения ребенка в детском саду;
  • работа по сохранению и укреплению здоровья детей;
  • целевая программа по взаимодействию с семьей

В начале учебного года в каждой возрастной группе проходят собрания, на которых родителей знакомят с задачами воспитания и обучения детей на данный год.

Пропаганда педагогических знаний ведется через систему наглядной агитации. В группах оформлены «Уголок для родителей», где помещаются консультативные материалы по всем разделам программы. В специальных папках имеются подборки методических рекомендаций для родителей, составленных педагогами и психологами ДОУ.

По вопросам сохранения и укрепления здоровья дошкольников старшей медсестрой и инструктором по физической культуре выпускаются санитарные бюллетени согласно годовому плану работы. Оформлены специальные «Уголки здоровья», где родители могут получить всю интересующую их информацию.

В каждой группе имеются тетради индивидуальной работы с детьми, которые ведут специалисты: инструктор по физической культуре, руководитель по изобразительной де6ятельности. Воспитатели ежедневно оформляют информационные стенды для родителей: «Чем мы занимались», «Закрепите дома», «Выучите вместе с детьми».

В течение года заведующим, старшим медицинским работником, логопедом, психологом, инструктором по физической культуре проводятся индивидуальные консультации с родителями.

Воспитатели дошкольных групп при составлении календарного планирования в начале каждого месяца указывают темы индивидуальных и групповых консультаций с родителями, тематику наглядной информации, работу с родительским комитетом.

Во всех группах в мае для выявления наиболее приемлемых и эффективных форм работы с родительской общественностью проводится анкетирование.

Согласно полученным данным, наиболее популярными являются мероприятия с участием детей и родителей (90%); общие родительские собрания (35%); родительские клубы, конференции (30%).

С большим успехом всегда проходит «Неделя открытых дверей» в октябре, апреле. Родители активно посещают занятия и другие мероприятия с участием детей. Заполняют анкеты по результатам посещения. Пишут отзывы, пожелания педагогам. Эта форма работы им особенно нравится, так как позволяет увидеть реальные достижения каждого ребенка.

Целенаправленно ведется работа с родителями подготовительной группы. Проводятся индивидуальные беседы всех специалистов детского сада с каждым из родителей, собрания совместно с учителями начальных классов, готовятся тематические выставки «Как подготовить ребенка к школе».

Руководитель по изобразительной деятельности в течение года организует выставки совместного творчества детей и родителей. Родители с удовольствием участвуют в таких формах работы, которые уже становятся традиционными. Вызывают огромный интерес малышей и желание мам и пап заниматься со своими детьми изобразительным искусством.

Большую работу проводит и инструктор по физ.воспитанию. У нас стали традиционными физкультурно-музыкальные праздники: «Мама и я – спортивная семья», «Папа и я – спортивная семья». Дружеские встречи между родителями разных возрастных групп, между родителями и педагогами ДОУ.

Лучший опыт семейного воспитания регулярно представляется в виде фотогазет, коллективных работ, фотомонтажей.

Родители активно участвуют в «Днях здоровья», «Лыжня зовет» у нас появились целые спортивные семьи.

Наиболее активным родителям по итогам года на общем родительском собрании вручаются благодарственные письма от администрации ДОУ, выпускается фотогазета «Самые спортивные», «Самые активные» с фотографиями детей и родителей.

Для пополнения педагогических знаний родителей были проведены консультации: «Азбука настроений», «Азбука общения», «Особенности общения ребенка первых семи лет жизни с взрослыми и сверстниками».

Родительские собрания у нас, как правило, проходят нетрадиционно. Одно из них было организованно в форме КВН. Его сценарий разрабатывался с учетом особенностей детей и запросов родителей, а проведению предшествовала большая совместная работа с привлечением педагогического коллектива, детей и родителей.

Еще одна нетрадиционная Форма работы – ведение «летописей».

В течение года на страницах альбомов описываются события из жизни детей, участниками которых могут быть и родители. Одна из таких летописей называется «День за днем», в ней слова благодарности родителям за отремонтированную мебель, за помощь в изготовлении пособий и т. п. – за все, что они делают для того, чтобы помочь воспитателю в его нелегком труде. Страницы этой летописи с благодарностью читают те, кто неравнодушен к тому, как живется ребенку в детском саду. Остальных же они заставляют задуматься: чем я могу помочь дошкольному учреждению?

В летописи «Про нас для всех» собраны высказывания детей, которые помогают взрослым правильно оценить их поведение, лучше понять их и себя.

Летопись «Приглашаем в гости» начинается так: «Вы хотите знать все о сверстниках ребенка? Что они делают дома? В какие игры играют? Какие песни поют? Какие стихи читают? Какие телепередачи любят смотреть? Об этом Вы сможете узнать не только на страницах нашей книги, но и побывать в гостях друг у друга…».

Читая эту «летопись», можно узнать о «секретах» воспитания в каждой семье, найти что-то интересное, присущее только этому дому, и даже получить рецепт семейного блюда.

Важное условие нашей работы – быть внимательным и к родителям, и к детям. Руководствуясь известными изречениями Дейла Карнеги «Наша жизнь такова, какой её делают наши мысли» и «Счастье в том, чтобы отдавать, делать добро», главные ценности мы находим в тесном общении с детьми и родителями.

Номер государственной регистрации: 50200500828
Дата: 14.06.05
 © Комитет по образованию администрации г. Мурманска, 2004-2020
 Разработчик: Городской методический центр информационных технологий
 При полном или частичном использовании материалов ссылка на портал обязательна
счетчик сайта
счетчик посещений