Образовательный портал города Мурманска
html clocks скачать часы для сайта
Версия для слабовидящих  
 
Дошкольное образование

Дошкольные
образовательные
учреждения

Образовательные программы

Методические
разработки

Педагогическая мастерская

Дошкольная
мозаика

Запись ребёнка в детский сад на Портале госуслуг

Полезные ссылки

Система Orphus


 

 

 

 

"Индивидуальная работа учителя-логопеда по коррекции нарушений речи у старших дошкольников средствами информационно - коммуникационных технологий и цветового игротренинга"

Автор: Логинова Екатерина Ивановна, учитель-логопед муниципального дошкольного образовательного учреждения
г. Мурманска детского сада комбинированного вида №118.

Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более преподнесенных в качестве игры, оказывает положительное воздействие на психические процессы ребенка. Для повышения мотивации детей к логопедическим занятиям было объединено две популярные технологии: применение компьютерных программ из стандартного пакета «Microsoft Office» и цветового игротренинга в процессе логопедической коррекции. Почему же именно цветовой игротренинг? Цвет - это яркая сторона детства. Дети любят цвет, реагируют на него, играют и увлекаются им, учатся распознавать и отличать разные цвета задолго до того, как узнают их названия. Они указывают на яркие предметы, еще не умея сказать «красный», «желтый» или «зеленый». Названия цветов усваиваются в возрасте от двух до пяти лет (Л.А. Венгер, М. Купер, В.С. Мухина).
С учетом требований СанПиНа (2.4.1.2660-10) был разработан цикл из 18 озвученных занятий «Цветные сказки» (с конспектами), который представляет собой мультимедийные презентации, выполненные в 12 основных цветах и оттенках, по разным направлениям логопедической работы в качестве демонстрационного материала.



Целью разработанного цикла занятий является формирование лексико-грамматических средств языка, развитие связной речи и коррекция звукопроизношения средствами информационно - коммуникационных технологий и цветового игротренинга.

В начале занятия ребенок знакомится с феей, которая сообщает о том, что сегодня он «побывает» в «Красной сказке», где все жители имеют соответствующий цвет (аналогично выстроены сказки с другими цветами). Занятия подразумевают использование различных заданий (приложение 1; приложение 2)
В итоге дошкольники учатся составлять небольшие рассказы или сказки по сюжетным картинкам. И, безусловно, идет автоматизация поставленных звуков: звук [р] – красный, розовый, серый, оранжевый, черный цвета; звук [р’] – коричневый, звуки [с], [с’] – красный, синий, серый; звуки [з], [з’] – зеленый, розовый; звук [ж] – желтый, оранжевый; звук [л] – желтый, голубой, белый, звук [л’] – зеленый, фиолетовый; звук [ч’] – коричневый, черный.
В каждой «цветной сказке» можно научить или закрепить с ребенком различные виды заданий по разным направлениям коррекционной работы (приложение 3, приложение 4).
Данные игры используются в старшей группе как часть индивидуального коррекционного занятия и в подготовительной группе как целое занятие, помогая решить поставленные задачи: автоматизировать правильное звукопроизношение в речи ребенка, корригировать нарушения слоговой структуры слова, формировать лексико-грамматические представления и связную речь, обучать элементам грамоты, развивать психические процессы: произвольное внимание, память, логическое мышление.
После занятия с ребенком в обязательном порядке проводится гимнастика для глаз.
Таким образом, тот интерес, который вызывают занятия на компьютере, ускоряет процесс усвоения новых знаний и представлений об окружающем. Данные занятия способствуют формированию произвольности, умению принять и выполнить задание, познавательной мотивации, развитию у детей зрительной, слуховой памяти, внимания, мышления, воображения, восприятия, способствуют активизации словаря, закреплению цвета. Развитие этих качеств особенно важно для детей, так как именно они во многом содействуют развитию мотивации для дальнейшего обучения и обеспечивают готовность ребенка к школьному обучению.

Список использованной и рекомендуемой литературы:

1. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. – М., 1988.
2. Гурьев С. Целесообразность компьютеризации детских образовательных учреждений // Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.rusedu.info/Article848.html
3. Купер М., Мэтьюз А. Язык цвета. – М., 2001.
4. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. – М., 1981.
5. Новоселова С.Л., Петку Г.П. Компьютерный мир дошкольника. – М., 1997.
6. Онищенко Г.Г. Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» // Логопед в детском саду. – 2010. - №5.

 

Номер государственной регистрации: 50200500828
Дата: 14.06.05
 © Комитет по образованию администрации г. Мурманска, 2004-2020
 Разработчик: Городской методический центр информационных технологий
 При полном или частичном использовании материалов ссылка на портал обязательна
счетчик сайта
счетчик посещений