Образовательный портал города Мурманска
html clocks скачать часы для сайта
Версия для слабовидящих  
 
Дошкольное образование

Дошкольные
образовательные
учреждения

Образовательные программы

Методические
разработки

Педагогическая мастерская

Дошкольная
мозаика

Запись ребёнка в детский сад на Портале госуслуг

Полезные ссылки

Система Orphus


 

 

 

 

Социальное развитие детей 2-3 лет средствами фольклора

Из опыта работы педагогов МДОУ г.Мурманска
Центра развития ребенка – детского сада №122

Афонькиной Ю.А., Соколовской О.М., Себрукович З.Ф.

Современные реалии таковы, что большинство детей раннего возраста посещают детские сады, где они включаются в общий с другими детьми образ жизни. У многих детей снижен интерес к социальной действительности: нет желания играть вместе, делиться друг с другом, не замечают хорошие поступки, не стараются подражать хорошим делам. Нередко проявляются невротические реакции, вредные привычки, отрицательные формы поведения (неорганизованность, беспомощность, безынициативность, замкнутость).

Перед педагогами групп раннего возраста стоит задача не только обучения и воспитания детей, но и профилактики проблем в развитии. Для поиска современных путей решения данной задачи на базе детского сада № 122 г. Мурманска в течении трех лет проводилась экспериментальная работа, цель которой – разработать и апробировать систему работы по социальному развитию ребенка раннего возраста, которая предполагает формирование у него социальных навыков по трем направлениям: «Я как член социума», «Другой, как партнер по общей деятельности», «Предметы, созданные взрослым – общественные предметы».

По итогам экспериментальной работы выпущено методическое пособие для воспитателей ДОУ, в котором представлена система работы с детьми третьего года жизни по проблеме социального развития: принципы и задачи работы, перспективное планирование, примерные конспекты работы с детьми, фольклорные тексты.

В качестве средства, обеспечивающего непосредственную продуктивную связь ребенка 2-3 лет с окружающей действительностью выступают малые жанры фольклора. Такие особенности народных потешек и песенок, как особая ритмическая организация текста, наличие четко выделенного главного персонажа, прямая связь событий, приближенность сюжета или описания к опыту детей позволяет ребенку выступать одновременно и слушателем, и зрителем, а воспитателю – гармонично сочетать в работе слово, музыку и действие.

Методическое пособие раскрывает систему работы с потешкой с целью развития личности ребенка раннего возраста. Решение задач социального развития детей 2-3 лет обеспечивается реализацией следующих принципов:

1. Принцип связи содержания занятий с действительностью: система занятий с детьми по социальному развитию предусматривает тематическое планирование. Тема раскрывается через два основных источника: непосредственное восприятие и фольклорные образы, которые описывая близкие опыту ребенка ситуации, формируют обобщенные представления о действительности.

2. Принцип деятельного участия: формы работы по социальному развитию ребенка раннего возраста предполагают такую организацию его активности, которая позволяет решать определенные образовательные задачи посредством участия детей в разных видах деятельности, объединенным единых единым сюжетом.

3. Принцип проживания. Социальное развитие в раннем возрасте непосредственно связано с обогащением эмоциональной сферы детей с освоением ими способов выражения переживания. Введение в жизнь детей в детском саду постоянных фольклорных персонажей позволяет ребенку не просто нечто услышать, узнать, но и эмоционально прожить ситуации, отражающие положительный, социальный опыт, переработать его и сделать своим собственным опытом.

4. Принцип открытости. Занятия с детьми представляют открытую систему, которая не предлагается им раз и навсегда в определенном, неизменном виде. Каждое занятие развивается самими детьми, обогащается их индивидуальным опытом. На любом занятии создаются условии для стимулировании чувств удивления, симпатии, сопереживания, ответственности.

Методическое пособие «Социальное развитие детей 2-3 лет средствами фольклора», разработанное и апробированное в ДОУ № 122, поможет педагогам групп раннего возраста правильно организовать детскую деятельность в процессе которой будут сформированы социальные навыки и умения.

Перспективное планирование

ОКТЯБРЬ

Тема: «Осень. Дары осени»

1 Н Е Д Е Л Я Знакомство с потешкой: «В лес зайчишка поскакал»
2 Н Е Д Е Л Я Знакомство с потешкой «Зайчишка трусишка»
3 Н Е Д Е Л Я Знакомство с потешкой «Огуречик»
4 Н Е Д Е Л Я Знакомство с потешкой «Зайка репку садил»

НОЯБРЬ

Тема: «Дикие животные»

1 Н Е Д Е Л Я Знакомство с потешкой: «Лиса по лесу ходила»
2 Н Е Д Е Л Я Знакомство с потешкой «Идет лисичка по мосту»
3 Н Е Д Е Л Я Знакомство с потешкой «Сидит белка на тележке»
4 Н Е Д Е Л Я Знакомство с потешкой «Вот и люди спят…»

ДЕКАБРЬ

Тема: «Домашние животные»

1 Н Е Д Е Л Я Знакомство с потешкой: «Как у нашего кота…»
2 Н Е Д Е Л Я Знакомство с потешкой «Шла собачка»
3 Н Е Д Е Л Я Знакомство с потешкой «Привяжу я козлика»
4 Н Е Д Е Л Я Знакомство с потешкой «Тили – бом»

ЯНВАРЬ

Тема: «Птицы»

1 Н Е Д Е Л Я Знакомство с потешкой «Петушок»
2 Н Е Д Е Л Я Знакомство с потешкой «Курочка-рябушечка»
3 Н Е Д Е Л Я Знакомство с потешкой «Наши уточки с утра…»
4 Н Е Д Е Л Я Знакомство с потешкой «Сорока-белобока»

ФЕВРАЛЬ

Тема: «Зимние явления природы»

1 Н Е Д Е Л Я Знакомство с потешкой «Как на тоненький ледок»
2 Н Е Д Е Л Я Знакомство с потешкой «Уж ты, зимушка – зима»
3 Н Е Д Е Л Я Знакомство с потешкой «Баю-баю…»
4 Н Е Д Е Л Я Знакомство с потешкой «Наша Маша»

МАРТ

Тема: «Весна. Весенние явления в природе»

1 Н Е Д Е Л Я Знакомство с потешкой «Солнышко, колоколнышко»
2 Н Е Д Е Л Я Знакомство с потешкой «Дождик»
3 Н Е Д Е Л Я Знакомство с потешкой «Дождик, дождик веселей…»
4 Н Е Д Е Л Я Знакомство с потешкой «Солнце с тучкою…»

АПРЕЛЬ

Тема: «Семья»

1 Н Е Д Е Л Я Знакомство с потешкой «Ладушки, ладушки!»
2 Н Е Д Е Л Я Знакомство с потешкой «Баю-бай»
3 Н Е Д Е Л Я Знакомство с потешкой «Куда, Фома, едешь?»
4 Н Е Д Е Л Я Знакомство с потешкой «Таня с Маней…»

Скачать материалы:

Методические разработки для воспитателей ДОУ

Карта психолого-педагогической оценки социальных навыков у детей 2-3 лет

 

 

Номер государственной регистрации: 50200500828
Дата: 14.06.05
 © Комитет по образованию администрации г. Мурманска, 2004-2020
 Разработчик: Городской методический центр информационных технологий
 При полном или частичном использовании материалов ссылка на портал обязательна
счетчик сайта
счетчик посещений