Опыт работы со старшими дошкольниками
Маляшок Юлия Александровна
МДОУ ЦРР-детский сад №123,

|
Сегодня уже никто не сомневается в том, что
введение компьютера в систему дидактических средств детского
сада является мощным способом обогащения интеллектуального,
нравственного, эмоционального развития ребенка и приобщением
его к миру информационной культуры.
В течение 15 лет на базе детского сада работает компьютерный
класс. Планирование деятельности осуществляется на основе
рабочего варианта программы дополнительного образования «Компьютер
в детском саду», под редакцией Алиевой Т.И., Антоновой Т.В.,
Арнаутовой Е.П. (Центр «Дошкольное детство» имени Запорожца
А.В.). Курс рассчитан на 2 года обучения и включает 60
занятий: 1 год – 30 занятий, 2 год - 30 занятий.
Занятия проводятся с октября по май 1 раз в неделю по подгруппам
( 5 человек), продолжительностью 15 минут – в подготовительной
группе, 12 минут – в старшей группе. |
На каждом занятии дети осваивают практические
навыки работы на компьютере. Знакомятся с особенностями компьютера,
способами управления событиями на экране с помощью операторов и
с учетом возможностей той или иной программы, повышая компьютерную
грамотность. Выполняя те или иные операции с помощью средств ввода
информации (клавиатура, «мышь») дети учатся осознанно управлять
ситуациями, возникающими на мониторе, планировать свои действия
(как во внешнем, так и во внутреннем плане), контролировать их и
при необходимости вносить изменения. Таким образом, активизируются
познавательные интересы, мыслительные функции, что создает предпосылки
достижения ребенком оптимального уровня готовности к обучению в
школе.
Посредством компьютерных игр дети активно осваивают
знаково-символическую деятельность, которая способствует развитию
управляемого воображения и творческого мышления.
В своей работе я использую обучающие, развивающие, диагностические,
коррекционные игры для дошкольников – игры-забавы, игры-эксперименты.
Приоритет отдается развивающим (направленным на актуализацию
психических процессов, общих и специальных способностей)
и обучающим (способствующим усвоению букв, цифр, формированию
навыков чтения, счета) компьютерным играм.
Курс развивающих компьютерных игр тесно связан с занятиями
«Математика», «Логика», «Обучение грамоте», «Ознакомление
с окружающим». Игры распределены по темам проектов.
Для старшего дошкольного возраста (5-7лет) использую
комплекты игр: «Антошка. Невероятное сафари»; «Гарфилд малышам»
(основы математики и грамматики); «Баба-Яга учится
читать (считать)»; «Смешарики. Круглая компания»;
«Зимняя сказка»; «Умники. Изучаем планету»; «Размышлялки»;
«Смешарики. Калейдоскоп игр» и др.
Все эти игры имеют гарантию качества, полное техническое
и методическое обеспечение. |
 |
Игры должны быть:
- непродолжительны по исполнению;
- просты в управлении;
- понятны по сюжету;
- выполнены с использованием крупной и яркой символики;
- соответствовать возрасту.
Компьютерные игры обеспечивают:
- высокий эффект развития восприятия, внимания, памяти, мышления,
речи;
- стимуляцию интереса к экспериментированию, конструктивной и
творческой деятельности;
- удовлетворенность ребенка от замысла, образов, игрового сценария,
хода игры и полученных результатов;
- совершенствование математических представлений, умение ориентироваться
в двух– и трехмерном пространстве, обучение грамоте и т.д;
- воспитание всесторонне развитой личности в индивидуально-ориентированной
дидактической системе.
Но нельзя забывать, что у детей дошкольного возраста
все психофизиологические процессы ещё только формируются. Работа
на компьютере сопряжена с целым рядом особенностей и со спецификой
влияния её на организм работающего, на его здоровье. В связи с этим,
понятно как важно нормировать этот новый вид деятельности для ребёнка.
В своей работе я уделяю огромное внимание сохранению здоровья дошкольников.
- Прежде всего, компьютерный класс оборудован специально сконструированной
эргономичной мебелью;
- строго соблюдается расстояние до монитора – не менее 60 см;
- чтобы снять напряжение с глаз, на каждом занятии провожу гимнастику
для глаз;
- слежу за осанкой детей во время игры;
- использую увлажнители воздуха, чтобы поддерживать необходимую
влажность в помещении (при температуре от +17 до +21С – 40-60%);
- после занятия провожу гимнастику для снятия мышечного напряжения.
В ходе применения компьютерных технологий возникают
и другие виды деятельности: использование компьютерных видеороликов
для обогащения познания, создание с помощью компьютера печатной
продукции (буклеты, книги, газеты, афиши), использование
в проектной деятельности.
При этом в полной мере проявляются мышление, внимание,
память, воображение, существенно возрастают самооценка и самостоятельность
ребенка, обогащается словарь, развиваются коммуникативные навыки.
Технология проектирования (метод проектов)
– это способы организации самостоятельной деятельности детей по
достижению определённого результата. (Герман Селевко).
Ценность данной технологии заключается в том,
что в процессе проектно-ориентированного обучения у детей вырабатываются
специфические умения и навыки. А именно:
- постановка конкретных целей и планирование деятельности;
- самоанализ и рефлексия;
- выделение проблемных вопросов;
- поиск нужной информации в разных источниках;
- грамотное использование полученной информации для ответа на
вопросы проекта;
- проведение исследования;
- презентации результатов своей деятельности;
- практическое применение знаний, умений и навыков в дальнейшей
жизни.
Темы проектов определяются в перспективном плане
старшей и подготовительной групп на весь учебный год. Проекты имеют
различную длительность от недели до месяца. Направленность проектов
разнообразна. В своей работе я использую познавательные проекты:
«Аквамир», «Северная азбука», «Эти удивительные животные», «Всем
на свете нужен дом»; творческие: «Мы – изобретатели», «Весёлая Спортландия»;
исследовательские: «Моя семья», «Лесные домишки», «Такие разные
часы», «Что такое школа?»; экологические: «Путешествие по экотропинке»,
«Капитошка» и т.д.
Проектная деятельность строится по следующим
этапам:
-
погружение в проект, когда определяется цель исследования:
что мы хотим узнать?
-
организация деятельности, когда дети в подгруппах выполняют
задания, планируют проведение исследования, поиск проблемных
вопросов.
-
осуществление деятельности по поиску информации из разных источников
с привлечением родителей.
-
подведение итогов работы, обобщение полученной информации,
выбор формы проведения презентации проекта.
На этом этапе я помогаю оформить результаты совместной
с детьми работы в виде книг, газет (фотогазета),
презентаций (часы,
школа); организую конкурс
или выставку. На последнем
этапе работы снова привлекаю к участию в презентации
родителей.
 |
Презентации проектов могут проводиться в разных формах:
- выставка,
- конкурс,
- буклет,
- презентация,
- фотогазета,
и включают в себя творческие работы детей: рисунки, поделки
из разных материалов. М.м. презентация является не только
результатом деятельности одной группы, но и источником информации
для детей других групп. Дети сами комментируют свои достижения
и открытия.
В процессе проектно-ориентированного обучения у старших
дошкольников формируются качества личности, необходимые будущему
школьнику: социальная активность, инициативность, самостоятельность,
предпосылки произвольного поведения. |
Родители помогают детям в поиске информации, создании
книг и газет, оформлении презентаций, являются соавторами детских
открытий, что помогает укрепить взаимопонимание в семье и улучшить
перспективы будущего «школьного» общения.
Проектная деятельность помогает детям чувствовать
свою причастность к общему делу, воспитывает умение общаться, слушать,
обосновывать своё мнение, работать в группе, самостоятельно или
с помощью взрослых «добывать знания», планировать свою деятельность,
искать способы решения проблемы. Психологами и педагогами доказано,
что для того, чтобы заложить в детях фундамент умения и желания
учиться, нужно детскую потребность в деятельности направить на конкретный
практический результат. Ребёнок, действуя в рамках проекта, вовлекается
в активную практическую деятельность через разрешение проблемных
ситуаций, в которых всегда присутствует «феномен удивления» и совершает
свои собственные открытия.
Для более успешного решения задач подготовки детей
к школе и поиска инновационных подходов, детский сад организует
научно-исследовательское сотрудничество с Мурманским областным институтом
повышения квалификации педагогов с 2006 года по теме "Проектная
деятельность с использованием информационно-коммуникационных технологий
в организации предшкольной подготовки детей" (научные руководители:
заведующая кафедрой начального образования Мурманского областного
института повышения квалификации работников образования и культуры,
профессор Соколова Татьяна Евгеньевна, методист кафедры дошкольного
образования Мурманского областного института повышения квалификации
работников образования и культуры Шемета Елена Юрьевна).
Образовательная услуга ДОУ «Проектный метод с использованием
информационно-коммуникационных технологий в организации предшкольной
подготовки» признана призёром федерального конкурса Программы «Сто
лучших товаров России - 2008» и удостоена золотого знака качества.
Моё участие в этой программе стало возможным благодаря тому, что
я прошла обучение по программе «Intel» - «Обучение для будущего».
Компьютерное сопровождение процесса развития дошкольников становится
мощным техническим средством обучения и коммуникации, необходимым
для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников.
Сочетание технологии проектирования и информационных технологий,
на наш взгляд, повышает заинтересованность детей в обучении, что
является важной задачей современной педагогики, ориентированной
на качество образования.
Развивающий характер обучения, с использованием проектных и компьютерных
технологий, основанный на детской активности в экспериментировании,
поисковой и познавательной деятельности, позволяет сформировать
положительное отношение к предстоящей учёбе в школе.

Приложение
-
План работы на год
-
Презентация (скачать)
|