Образовательный портал города Мурманска
html clocks скачать часы для сайта
Версия для слабовидящих  
 
Дошкольное образование

Дошкольные
образовательные
учреждения

Образовательные программы

Методические
разработки

Педагогическая мастерская

Дошкольная
мозаика

Запись ребёнка в детский сад на Портале госуслуг

Полезные ссылки

Система Orphus


 

 

 

 

 Совместная деятельность воспитателя и детей  подготовительной группы по познавательному развитию с элементами ТРИЗ и использованием интерактивной доски

Маляшок Юлия Александровна
МДОУ ЦРР-детский сад №123,

Предмет: непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию.
Тема: «Какие бывают дома».
Продолжительность: 30 минут.
Класс: подготовительная к школе группа.
Технологии: ПО SMART Notebook.
Цель: создание условий для развития  инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослым и сверстниками в познавательной  и творческой деятельности.
Задачи:
Образовательные:

  1. Расширять знания детей о зависимости строения жилищ от климатической зоны.
  2. Учить детей создавать фантастические образы на основе реальных.
  3. Продолжать учить детей ставить задачу и добиваться ее выполнения.
  4. Закрепить «ресурсный подход».
  5. Закреплять знания о строении и функциональном назначении дома.
  6. Закреплять знания детей о транспорте.
  7. Закрепить знание геометрических фигур, букв.
  8. Закрепить владение «Методом фокальных объектов» (МФО- ТРИЗ).
  9. Активизировать словарь по теме: «Какие бывают дома».

Развивающие:

  1. Развивать мыслительные процессы анализа и синтеза.
  2. Развивать умение составлять целое из частей.
  3. Развивать творческое мышление и воображение.

Воспитательные:

  1. Поощрять проявления самостоятельности в выборе решений.
  2. Способствовать соблюдению правил группы: соблюдать очередность действий у интерактивной доски, проявлять выдержку, терпение.
  3. Развивать коммуникативные качества: выслушивать мнение собеседника, дополнять высказывания, выражая собственное мнение.

Оборудование: интерактивная доска SMARTBoard 660, ПО SMART Notebook
Аннотация:
Игровые задания по теме «Какие бывают дома» вовлекают детей в познавательное путешествие по снежному Северу и жаркой Африке, способствуют закреплению знаний о жилищах в разных климатических зонах и  зависимости их строения от ближайших ресурсов; активизируют мышление, память, внимание. Творческое задание для детей: «Придумай и собери из геометрических фигур необычный  дом» направлено на развитие воображения и творческой активности с помощью Метода фокальных объектов (МФО – технология ТРИЗ).

Практическая реализация:
Непосредственно образовательная деятельность с использованием интерактивной доски помогает воспитанникам не только узнать, но и зафиксировать с помощью сенсорных анализаторов, познавательную информацию; способствует повышению любознательности и познавательной мотивации, формированию познавательных действий,  развитию воображения и творческой активности, способствует обогащению активного словаря, развитию речевого творчества, реализации самостоятельной творческой деятельности детей.

«Необычное путешествие, или какие бывают дома»


Деятельность педагога

Деятельность детей

1. – Сегодня мы отправляемся в необычное путешествие по миру. Мы узнаем, какие бывают дома. Для чего человеку нужен дом? Какие части есть у дома?(Крыша, стены, фундамент, окна, двери, лестницы…) А теперь, нам пора отправляться в путь.  Как вы думаете, на чём можно путешествовать? (На машине, самолёте, корабле, вертолёте и т.д.)
- Какой транспорт удобнее, чтобы рассматривать всё с высоты? (Воздушный: самолёт, вертолёт, воздушный шар). Молодцы! Правильно догадались. Максим откроет «шторку» и мы узнаем, на чём полетим.

 

Дети, сидя на ковре, отвечают на вопросы, перечисляют разные виды транспорта.   Воспитатель опускает «шторку» на доске, открывая часть экрана с картинками разных видов транспорта.
Предположения  детей.
Один выбранный ребёнок открывает шторку. Картинка «самолёт».

2. Все готовы к полёту? Тогда в путь!(Разминка).
Сам, сам,
Самолёт.
Тут и там
самолёт.
Самолёт близко,
далеко.
Самолёт низко,
высоко.

Дети выполняют движения:
хлопки перед грудью,
руки в стороны;
повтор движений;

руки прижать к груди, вытянуть вперёд;
присесть на корточки,
потянуться вверх.

3. – Посмотрите, мы пролетаем ледяные просторы Крайнего севера. Здесь только снег и лёд. Из чего здесь можно построить дом? (Из снежных блоков). Да, правильно, такие дома умеют строить эскимосы на Аляске. Отгадайте, как они называются. Выбрав буквы в зелёных треугольниках, вы сможете составить нужное слово.
Молодец, Кирилл! Ты справился с этим трудным заданием.

Дети садятся за столы (или на ковёр). На доске картинка «Арктика».
Индивидуальное задание на доске. Ребёнок  выбирает буквы и складывает слово «иглу». Воспитатель «проявляет» «смайлик» и хвалит ребёнка.

4.– Летим дальше. Посмотрите, под нами тундра, где живут оленеводы-саамы. Им приходится часто переезжать с места на место за стадами северных оленей. Какой дом удобнее для них? (Сборно-разборный, который легко собрать из шестов и оленьих шкур). Правильно, молодцы! А как он называется, нам подскажет Полина. Отодвинь картинку направо и узнаешь слово. (Чум). Отличная работа!

На доске появляется картинка «Оленеводы», затем картинка «Чум». Ребёнок отодвигает картинку направо и слева открывается слово «чум».
Затем воспитатель «проявляет» другие картинки с «чумом».

5.– А теперь немного отдохнём.
Физкультминутка(развитие общей моторики).
На дворе у нас мороз.
Чтобы носик не замёрз,
Надо ножками потопать
И ладошками похлопать.
Надо плечи нам размять,
Раз-два-три-четыре-пять.
Выполняем упражненье,
Быстро делаем движенья.
А теперь пора нам, братцы,
В путь-дорогу отправляться.

 

Дети выполняют движения:
руками сделать большой круг,
потереть нос,
потопать ногами,
похлопать ладонями по плечам,
круговые движения плечами,
рывки руками перед грудью,
рывки прямыми руками,
ходьба на месте.

6. Продолжаем наше путешествие. Летим дальше. Теперь мы оказались в пустыне. Под нами жаркая Африка. Какие дома можно встретить в Африке? (Хижина, шатёр, дом из глины). Попробуйте подобрать названия к картинкам. Молодцы! Правильно подобрали слова.

 

Высказывания, рассуждения детей.
Индивидуальная работа у доски: выбрать и подставить под картинку нужные слова.

 7. А теперь задание для самых внимательных. Посмотрите на картинки. Вам нужно распределить их на две группы: дома, которые мы увидели на севере и на юге.
Вы самые внимательные! Молодцы!
Как вы думаете, можно построить иглу в пустыне? Почему? (Нет ресурсов). Есть ли похожие жилища на севере и на юге? (Да, чум и шатёр). Что общего у них? (Сборно-разборные). Чем отличаются? (Материалом и назначением. Чум сделан из оленьих шкур, растянутых на шестах, чтобы защищать людей от мороза и ветра… А шатёр сделан из плотной ткани, растянутой на шестах, чтобы защищать от жары и пыльных бурь).
Вывод: Мы убедились, что дома бывают разные, в зависимости от материала, из которого они изготовлены. А материал выбирается из тех ресурсов, которые есть в данной местности.

Задание у интерактивной доски. Детям необходимо перетащить картинки, разбив их на две группы: дома севера и дома юга.
Рассуждения детей.

8. - Ребята, а вы хотите, придумать свой необычный удивительный дом?
В этом нам поможет … транспорт! Мне понравилось путешествовать, а вам? Тогда наши дома тоже будут перемещаться. Вспомните, какие бывают виды транспорта? (Воздушный; водный; наземный: автомобильный, железнодорожный; подводный, подземный, космический). А теперь посмотрите на наш волшебный экран и подумайте, как сделать дом воздушным, водным, космическим или автомобильным. (Метод фокальных объектов). Нам пригодятся вот эти элементы. (Воспитатель, используя «Волшебное перо»,  выделяет на картинках транспорта: пропеллер вертолёта, воздушный шар, колёса автомобиля, двигатели ракеты, крылья самолёта, нижнюю часть корабля).
Вы можете собрать свой дом из разных геометрических фигур и украсить его дополнительными элементами.
Молодцы! Теперь вы настоящие изобретатели. Нам осталось придумать название для наших домов и пора возвращаться в детский сад. У нас получились  замечательные: «Автодом», «Дом-ракета», «Доморабль», «Домолёт», «Шародом»…
9.Как вы думаете, в реальной жизни есть необычные дома?
Максим откроет «шторку» и мы увидим, правы вы или нет.

 

Вот мы и приземлились в родном детском саду.
Я вручаю вам медали «Знайка - изобретатель» и желаю дальнейших успехов. Вам понравилось путешествие? До новых встреч.

 

 

На доске подсказки – картинки разных видов транспорта.

 

 

 

 

 

Дети встают у интерактивной доски  и собирают дома из геометрических фигур (заготовок), добавляют пропеллер, колёса, крылья, двигатели и т.д., а потом маркерами (выбирают разные линии) рисуют верёвочки воздушных шаров, цветы, флажки и т.д.
Предположения детей.
Выбранный ребёнок открывает «шторку».
На доске картинки необычных домов за «шторкой».

Приложение

 

Номер государственной регистрации: 50200500828
Дата: 14.06.05
 © Комитет по образованию администрации г. Мурманска, 2004-2020
 Разработчик: Городской методический центр информационных технологий
 При полном или частичном использовании материалов ссылка на портал обязательна
счетчик сайта
счетчик посещений