Образовательный портал города Мурманска
html clocks скачать часы для сайта
Версия для слабовидящих  
 
Дошкольное образование

Дошкольные
образовательные
учреждения

Образовательные программы

Методические
разработки

Педагогическая мастерская

Дошкольная
мозаика

Запись ребёнка в детский сад на Портале госуслуг

Полезные ссылки

Система Orphus


 

 

 

 

Логические блоки Дьенеша как средство формирования мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста

Мельникова Вера Григорьевна
МДОУ г. Мурманска детский сад присмотра и оздоровления № 57

Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов — способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. У ребенка должна быть определенная широта представлений, в том числе образных и пространственных, соответствующее речевое развитие, познавательная активность. По мнению Л.С. Выготского, готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. Быть готовым к школьному обучению — значит прежде всего обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира.

Логические блоки Золтана Дьенеша – универсальный материал для формирования мыслительных операций у детей дошкольного возраста. Логический материал представляет собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами: формой – (круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные), цветом – (красные, синие, желтые), размером – (большие и маленькие), толщиной – (толстые и тонкие). В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам.

Использование блоков Дьенеша в образовательной работе с дошкольниками способствует:
  • Ознакомлению детей с геометрическими фигурами, формой предметов, размером;
  • Развитию мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию;
  • Усвоению элементарных навыков алгоритмической культуры мышления;
  • Развитию познавательных процессов восприятия, памяти, внимания, воображения;
  • Развитию творческих способностей.

Перспективный план по использованию блоков Дьенеша в образовательном процессе старшей и подготовительной групп предусматривает порядок расположения игр и заданий по принципу от простого к сложному, а игры одной серии помещены одна за другой, причем внутри каждой серии тоже соблюдается тот же принцип.

Формы организации работы с логическими блоками:

  1. Занятия (комплексные, интегрированные), обеспечивающие наглядность, системность и доступность, смену деятельности.
  2. Совместная и самостоятельная игровая деятельность (дидактические игры, настольно-печатные, подвижные, сюжетно-ролевые игры).
  3. Вне занятий, в предметно-развивающей среде (ИЗО-деятельность, аппликация, режимные моменты, предметные ориентиры).
С целью обследования уровня развития мыслительных операций воспитанников была подобрана методика «Лабиринт», разработанная Л.А.Венгером

На первоначальном этапе я познакомила детей с блоками Дьенеша, которые привлекают внимание прежде всего своими качественными признаками: цветом, формой, размером, толщиной. Дети сразу же выделяли их самостоятельно: группировали по этим признакам, раскладывали по обручам, помогали игрушкам выбрать нужные блоки. Познакомила с кодовыми карточками, обозначающими свойства блоков. Дети составляли паспорта блоков, бланки – заказы для игры «магазин» т.е. кодировали информацию.

Изготовила практический материал, позволяющий решать дидактические задачи через игровую деятельность – красочный альбом игр, дидактические сундучки с логическими фигурами для каждого ребенка, атрибуты для игр, разработала новые шифрограммы, карточки для выкладывания дорожек.
На первом этапе знакомила детей с играми, способствующими развитию умений выявлять и абстрагировать свойства блоков. В игре «Житейские истории» дети оказывали помощь героям стихов Агнии Барто. «Чинили» грузовик, отвозили продрогшего зайку домой, выложив их из блоков. Дети без затруднений выбирали нужные блоки по знакам – символам, т.е. декодировали информацию. Готовили транспорт к выезду в районы бедствия, восстанавливали разрушенный город, пользуясь схемой.Затем подобрала игры для развития умений сравнивать предметы по их свойствам. В игре «Угощение медвежат» дети сравнивают предметы по трем – четырем свойствам, находят различные и одинаковые.
Постепенно подвожу детей к пониманию отрицания свойств. Познакомила с кодовыми карточками обозначающими отрицания свойств. В игре «Помоги фигуркам выбраться из леса» сначала устанавливали, для чего на разветвлении дорог расставлены знаки. Затем выбирали фигурки (блоки) и по очереди выводили их из леса. При этом рассуждали вслух, на какую дорожку каждый раз надо свернуть. Дети декодировали (расшифровывали) информацию, производили логические операции «не», «и», «или». Ориентировались в пространстве, озвучивая, куда идут – вправо или влево.
Перед проведением игры «Выкладываем дорожки» проводила упражнение на развитие памяти, навыков самоконтроля и ориентировки в пространстве. Рассматривали, что находится в центре, справа от центра, слева от центра, вверху от центра, внизу от центра, в правом верхнем углу, в левом верхнем углу, в правом нижнем углу и в левом нижнем углу. Потом дети по памяти раскладывали знаки – символы в соответствии со схемой. Вначале находили место знакам размера, затем формы, цвета.
Мы путешествовали со Звездочетом, создавали из блоков различный транспорт, а потом играли в «Художников». Побывали в Простоквашино у дяди Федора и его друзей, где собрали трактор «Митю», помогли выложить плиткой тротуар у дома. Совершили путешествие в «Страну Математики», которая находится на островах и помогли принцу спасти принцессу, вывести их к замку по лабиринту. Дети играли увлеченно, проявляли настойчивость в достижении цели, строго соблюдали выполнение правил.
Для детей подготовительной группы подбирала игры для развития способности к логическим действиям и операциям - «Доставка грузов», «Перевозим грузы на поезде», где дети видоизменяют свойства блоков в соответствии со схемой, изображенной на карточке. Чтоб перевезти груз, они учатся действовать последовательно и в соответствии с правилами, соблюдая алгоритм действий.
Далее следует брать более сложные по содержанию игры: «Знаменитый ясновидец», «Архитекторы». Дети положительно реагируют на усложнение поставленной задачи.
Обучая в процессе игры, я стремилась к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно переходила в радость учения.
В особую группу выделила игры, которые требуют хороших навыков вычислительной деятельности, умения решать примеры на сложение и вычитание, сравнивать числа, а так же разгадывать шифрограммы. Это игры «Логический поезд», «Мозаика цифр», «Поиск затонувшего клада», «Код в сундуке».
На занятиях использовала творческие задания, игровые ситуации, которые развивают интерес к предмету, творческую фантазию. Так в игре «Поиск затонувшего клада» мы отыскивали драгоценные камни. Это хороший тренинг решения примеров, т.к. для поиска каждого камня нужно решить 4 примера, а по полученному ответу определить свойства камня. Выполнение этой игровой ситуации требует развитого внимания, памяти, самоконтроля.
Самая сложная игра «Код в сундуке». Она рекомендована для детей первого класса школы, а так же для детей подготовительных групп, которые умеют читать и писать печатными буквами. Здесь нужно разгадывать шифрограммы. По цифрам, указанным в каждой строчке шифрограммы дети находят соответствующую букву алфавита и записывают печатным знаком, расшифровывают слова, а затем отыскивают соответствующие шифрограмме блоки по указанным свойствам. По окончании хорошо читающий ребенок прочитывает свойства и дети вместе находят нужный блок.
Эта игра на разных уровнях доступна всем детям. Даже если ребенок затрудняется писать печатными буквами, прочитывать слова, он все равно может быть участником игры - называть цифры. Эта общая радость победы сплачивает детей.
Итоговое обследование детей подготовительной группы в конце года показало, что использование в работе по формированию элементарных математических представлений логических блоков Дьенеша способствовало тому, что 83 % детей на высоком уровне овладели приемами выявления свойств, сравнения, классификации, обобщения, другими логическими действиями и операциями, научились замещать и моделировать свойства объектов, кодировать и декодировать информацию о них.

Приложение:

  1. Конспекты занятий:
  2. Консультации для родителей.
Номер государственной регистрации: 50200500828
Дата: 14.06.05
 © Комитет по образованию администрации г. Мурманска, 2004-2020
 Разработчик: Городской методический центр информационных технологий
 При полном или частичном использовании материалов ссылка на портал обязательна
счетчик сайта
счетчик посещений