Гуцман О.С., воспитатель ДОУ №131
Друзья спешат на помощь
Программные задачи:
- Воспитывать доброжелательное отношение к миру природы, желание оказывать
помощь живым существам.
- Познакомить малышей с приметами осени: пасмурно, идут дожди, лужи и грязь,
желтеют и опадают листья, меняется одежда людей.
- Дать элементарные представления о животных, живущих в лесу (заяц, лиса,
утка, медведь).
- Развивать логическое мышление, память, произвольное внимание.
Оборудование: игрушки: лиса, утенок; листья, картина с изображением
испачканных ягодами медвежонка и зайчика, картина - путаница на тему осень,
картины с разными временами года (с яркими признаками), ягоды (для угощенья
детей и проведения игры "Узнай по вкусу"), на каждого ребенка карандаши
и листы с дорожками.
Ход занятия:
- Ребята наши друзья из книги "Разноцветные зверята" собирались
к нам прийти в гости. Только, я что - то их не вижу. Давайте их поищем.
- Воспитатель с детьми обходят группу и находят грязного утенка Крячика, на
нем солнечные очки.
Утенок: Кряствуйте! Какой прякрясный день!
Воспитатель: Здравствуй, утенок! Ребята, поглядите на Крячика, как
вы думаете, почему он такой грязный?
-Зачем надел солнечные темные очки? Дети высказывают предположения.
Воспитатель: Крячик, что случилось с тобой?
Крячик: я пошел в гости к своим друзьям по дорожке. Раньше дорожка
была сухая, а сегодня там появилась лужа. Вот я и запачкался. Откуда взялась
эта лужа?
Воспитатель: Ребята, а вы как думаете, откуда взялась лужа на лесной
дорожке?
Воспитатель: Крячик, наступила осень, на улице похолодало, идут холодные
дожди и появляются лужи и в них плавать нельзя даже утятам.
Крячик: Почему нельзя плавать?
Воспитатель: Ребята, объясните утенку, почему нельзя плавать осенью
в луже?
Воспитатель: Лужи надо обходить. Мы тебя научим.
- Детям раздаются листы с изображением утенка, который идет по дорожке в лес,
по середине дорожки лужа, около лужи дорожка раздваивается, огибая лужу. Дети
карандашом проводят, отмечая путь утенка к лесу.
Воспитатель: Теперь ты понял, как обойти лужу. А сейчас давай умываться.
Дети вместе с воспитателем умывают утенка.
- Вот теперь можно отправляться в лес к лесным зверям.
Дети с воспитателем подходят к куче осенних листьев.
- Листья по цвету какие?
- Листья по форме какие?
- Понюхайте листья, чем пахнут?
- Утенок, а откуда взялись эти листья?
- Ребята, расскажите утенку, откуда взялись эти красивые листья?
- Посмотрите, чьи это ушки торчат из-за кочки? Да это лисонька.
Лиса: Я так проголодались, хочу найти добычу. Чую пахнет уточкой, пойду,
поищу.
Лиса уходит.
Воспитатель: Ребята надо помочь утенку - спрятать его от лисы.
- Как же нам поступить? Воспитатель выслушивает варианты детских ответов (построить
домик, увести домой…) Если дети не догадаются сами использовать листья для
укрытия утенка, воспитатель стремиться подвести детей к этому.
Воспитатель: Посмотрите, как много листьев вокруг, может листья помогут
нам спрятать утенка
Дети прячут утенка.
Лиса возвращается: Как пахнет уточкой, не здесь ли она спряталась? (лиса
обнюхивает кучу с листьями).
Лиса: Здесь только листья, пойду дальше искать.
Воспитатель: Все-таки нам удалось спасти утенка. Без вашей помощи,
ребята, ничего бы не получилось.
- Воспитатель достает утенка из кучи листьев и предлагает детям отправиться
дальше в путь. Подводит детей к картине с изображением медвежонка и зайчика,
испачканных ягодами.
Воспитатель: Ну вот мы нашли друзей Крячика. Ребята, посмотрите, медвежонок
и зайчик перепачкались. Спросите у них, почему они такие чумазые? Чем они
перепачкались?
Дети задают вопросы героям.
Звери: Осенью в лесу поспевают разные ягоды. Мы их собирали для друзей,
попробовали и, наверное, немножко испачкались.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на наших друзей, догадайтесь, какими
ягодами лакомились зверята?
Дети по цвету стараются определить ягоды (черника и брусника).
- Дидактическая игра "Узнай по вкусу".
Утенок: Хорошо осенью в лесу, ягоды поспевают, кругом лежат красивые
листья. Нарисую я картину об осени (имитирует рисование).
Воспитатель показывает рисунок детям ("Путаница"). Дети находят
ошибки.
Воспитатель: Крячик, мы тебе подарим нашу картину об осени. Ребята,
выберите необходимую картину. Что на ней нарисовано? Как вы догадались, что
это осень?
Звери благодарят и угощают детей ягодами.
|