Лифарь Л.В., воспитатель ДОУ№15
Друзья природы
Программное содержание:
- Способствовать пониманию у детей ценности жизни, значимости живых существ,
их взаимосвязи в природе.
- Развивать умение отстаивать свои суждения.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: глобус, карточки с изображением корма животных, модели
растения, кассета с голосами птиц, карточки-символы для птиц, иллюстрации с
изображением птиц, изображение "чудо-птицы".
Предварительная работа: знакомство детей с глобусом, рассматривание
энциклопедий животного и растительного мира.
Ход занятия:
1.Воспитатель вносит глобус.
- Что это? (глобус)
- Что обозначено на глобусе голубым цветом? (вода)
Воспитатель: Суша, будто острова, выступает над водой: шесть материков и много
крупных и мелких островов. И везде - в лесах и тундре, в океанах и горах, в
пустыне и Антарктиде - есть жизнь. Бок о бок живут мохнатые и пернатые, хищники
и травоядные, огромные и крохотные.
- Как можно назвать реки, моря, озера, солнце, воздух, растения и животных одним
словом? (природа)
Человек - это часть природы.
- Для чего человеку нужна природа? (кормит, одевает, радует)
Воспитатель: Природа учит человека мудрости, но и сама нуждается в помощи и
защите. Надо беречь все, что есть на Земле.
2. Игра "Земля, огонь, вода, воздух" (Играющие встают в круг,
в центре которого - ведущий. Он бросает мяч, произнося при этом одно из четырех
слов: земля, вода, воздух или огонь. При слове "земля", поймавший
мяч, называет обитателей этой среды, при слове "вода" играющий называет
рыб, при слове "воздух" - птиц. "Огонь" - все несколько
раз поворачиваются и машут руками. Мяч возвращается к водящему.)
- Каких животных вы знаете?
- Чем они питаются?
3. Игра "Накорми животных" (карточки с изображением корма животных)
- Как называют животных, которые питаются растительной пищей? (травоядные)
- Почему волка и лисицу называют хищниками? Докажите.
- Каких животных относят к всеядным и почему? (медведь, куница…)
- Кто живет в океанах, морях, реках и озерах? (рыбы)
- Назовите рыб.
- Что есть у рыбы?
Воспитатель. В воде живут не только рыбы, но и морские животные.
-Чем они отличаются от рыб? (морские животные могут жить на суше и в воде,
а рыбы только в воде)
4. Аудиозапись с голосами птиц.
-Голоса каких птиц вы услышали? (ворона, кукушка, дрозд, соловей…)
Птицы умеют не только летать, но и плавать.
Дети рассматривают иллюстрации с изображением птиц.
- Назовите общие признаки птиц. (Дети выставляют карточки - символы: клюв,
ноги, перья, крылья, хвост)
Рассмотрите " чудо-птицу" (показ иллюстрации)
- Части каких животных объединяет эта птица? (рыбий хвост, медвежьи лапы…)
- Как вы считаете, может ли существовать такая чудо-птица? (рассуждения детей)
5. Загадка о растительном мире.
- Какие растения вы знаете? (деревья, кусты, травянистые растения…)
- Чем похожи все растения? (дети выкладывают модель растения - корень,
стебель, листья, цветок)
6. .Животный и растительный мир - все это живая природа.
- Какие общие признаки живой природы вы знаете? (Дети выставляют карточки
- модели: дышит, питается, растет, двигается, чувствует)
В природе все взаимосвязано.
- Как вы думаете, кто с кем связан? (Пищевые цепочки: животные с растениями,
растения с растениями, животные с другими животными….)
|