Образовательный портал города Мурманска
html clocks скачать часы для сайта
Версия для слабовидящих  
 
Дошкольное образование

Дошкольные
образовательные
учреждения

Образовательные программы

Методические
разработки

Педагогическая мастерская

Дошкольная
мозаика

Запись ребёнка в детский сад на Портале госуслуг

Полезные ссылки

Система Orphus


 

 

 

 

Карпова Е.П., старший воспитатель ДОУ №18

Кольский край осенью

Программные задачи:

  1. Формировать у детей представления о Северном крае осенью.
  2. Учить понимать и анализировать связи между неживой и живой природой.
  3. Систематизировать знания о сезонах на основе временных и причинно-следственных связей.

Предварительная работа: заучивание пословиц, поговорок, примет об осени.

Ход занятия:
1. Воспитатель предлагает детям рассмотреть глобус.
Воспитатель: Это- Африка. Здесь всегда жарко, и зимой и летом. А это- Арктика и Северный полюс. Там всегда лед и снег, нет растений и насекомых. А это - наша Россия. У нас времена года следуют друг за другом. Зимой выпадает снег, весной цветут сады, летом жарко, а осенью созревает урожай.
- Как вы думаете, почему так происходит? (дети высказывают своё мнение, рассуждают).
Хотите увидеть, почему так бывает? Проходите в нашу лабораторию.
Опыт. Воспитатель показывает опытным путем, как солнце неравномерно освещает Землю, и как от этого зависит климат. Почему бывает полярный день и полярная ночь.

2. Воспитатель обращает внимание на необычную книгу без названия в форме Кольского полуострова из четырёх страниц; страницы раскрашены в разные цвета по сезонам.
- Догадайтесь, о чем эта книга? Дети в ходе обсуждения приходят к выводу, что на обложке изображён наш край - Кольский полуостров - значит книга о нём.
Посмотрите на карту Кольского полуострова.
Рассказ воспитателя: Это Кольский полуостров. На севере за Полярным кругом лежит Мурманская область. Берега Кольского полуострова омывают воды Баренцева и Белого морей. Сурова, но красива природа Кольского полуострова. Благодаря тёплому течению Гольфстрим, которое протекает в Баренцевом море, у нас живут разные звери и птицы, растут деревья, травы, ягоды. Оно согревает наш край, не позволяет превратить в ледяную пустыню. (Воспитатель иллюстрирует рассказ.)

3. Дети открывают первую страницу, на которой нарисована мнемотаблица осенних признаков.
- Какое время года зашифровано на странице?

Следом за летом осень идёт,
Жёлтые песни ей ветер поёт,
Красную под ноги стелет листву,
Белой снежинкой летит в синеву.

Я вас приглашаю на осеннюю полянку (на ковре стоят мольберты с иллюстрациями осенней природы). Рассмотрите.
- Осень какая? ( Разноцветная, радостная, богатая, золотая, дождливая, хмурая, скучная, щедрая, ранняя, поздняя, удивительная.)
- Что происходит осенью с растениями? ( Желтеют и краснеют листья, листопад, деревья готовятся к зиме).

4. Дидактическая игра "Что растет на Севере?" Дети выбирают карточки с изображением растений Кольского полуострова и составляют короткие рассказы.
Например: У меня берёза. Она раньше других растений начинает желтеть и сбрасывать листья. А это - Иван-чай, его можно заварить и пить чай. Вкусно и полезно. У меня рябина. Её листья краснеют. А ягоды висят на ветках всю зиму и помогают птицам пережить зиму. Это - брусника. Очень полезная ягода от простуды.
Рассказ воспитателя. Осенью солнце светит мало, едва греет. Листьям не хватает тепла и света, они вянут и опадают. Деревьям становится легко и свободно. А на ветках остаются маленькие почки. Они укрепляются, набухают от осенних дождей. Уже осенью в почках прячутся маленькие будущие листочки.

5. Динамическая пауза:

Разноцветный лес,
Разноцветный сад.
Листопад начался,
Начался листопад.
Под ногами у ребят
Листья весело шуршат!

Воспитатель предлагает собрать разноцветные осенние листья и покружиться в танце.

6. Вот и листья облетели.
- А почему же не слышно щебетания птиц? (Улетают на юг, готовятся к зиме…)
Дидактическая игра. " Кто останется зимовать?" ( Дети отбирают зимующих и перелетных птиц, называют и рассказывают о характерных особенностях.)
- Назовите зимующих птиц. ( Голуби, сороки, синицы, воробьи, рябчики, куропатки…)
Рассказ воспитателя. Есть птицы, которые прилетают зимовать на Кольский полуостров. Это - свиристели и снегири (показ фотографий). А дятел, наоборот, может улететь, если мало корма. Если любимых личинок короедов и других насекомых достаточно, то дятел остается зимовать.

7. - Вспомните, какие животные живут на Кольском полуострове?
- Как звери готовятся к зиме?
Воспитатель предлагает рассказать о подготовке животных к зиме, пользуясь схемами.
Схемы: белка - запасает грибы, шишки - меняет окраску - ищет дупло.
Бурый медведь - наедается на зиму (запасает жир) - строит берлогу- впадает в
спячку.
Белый медведь - ведет бродячий образ жизни круглый год
Заяц - меняет шерстку
Песец - меняет шерстку (летом - редкий, грязно-желтый, а зимой - густой,
пушистый, белый).

- Зачем белка запасает грибы?
- Зачем медведь строит берлогу?
- Для чего заяц меняет свой цвет?
Рассказ воспитателя. Лес и тундра - это дом животных. В нём все нужны друг другу.
Порой животным живётся очень трудно. Медведи и бобры находятся под охраной Лапландского заповедника. (Воспитатель иллюстрирует рассказ)

8. А знаете ли вы осенние месяцы? Назовите. Да, их три.
И у осени три периода. ( Ранняя - начало осени, золотая- середина, поздняя-конец.)
У каждого периода своя погода, свой характер.
- Расскажите о погоде ранней осенью.
- Расскажите о погоде в середине осени.
- Расскажите о погоде поздней осенью.

9. Русский народ очень наблюдательный и внимательный. До нас дошло много примет, пословиц и поговорок об осени.
Вспомните их.
В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, рвёт,
сверху льёт, снизу метет.
День прозевал - урожай потерял.
Холоден батюшка-октябрь, да ноябрь его перехолодил.
Поздний листопад к суровой зиме.
Появились комары поздней осенью - мягкая зима.
Сильный ветер во время дождя - к хорошей погоде.
От осени к лету - поворота нету.
Вот и закончилось наше путешествие, пора возвращаться в детский сад. А свои впечатления о путешествии мы нарисуем.

Номер государственной регистрации: 50200500828
Дата: 14.06.05
 © Комитет по образованию администрации г. Мурманска, 2004-2020
 Разработчик: Городской методический центр информационных технологий
 При полном или частичном использовании материалов ссылка на портал обязательна
счетчик сайта
счетчик посещений