Карпова Е.П., старший воспитатель
ДОУ№18
Кольский край зимой
"Программные задачи:
- Формировать у детей представления о Северном крае зимой.
- Учить понимать и анализировать связи между неживой и живой природой.
- Систематизировать знания о сезонах на основе временных и причинно-следственных
связей.
Ход занятия.
1. Воспитатель: Давно мы не открывали книгу о нашем крае.(Книга в
форме Кольского полуострова.)
- Посмотрим, что нового она нам приготовила.
Педагог открывает синюю страницу книги с мнемотаблицей "Зима".
- Догадайтесь, в какое время года приглашает нас эта страница. От мнемотаблицы
отрывается снежинка, которая переносит детей на зимнюю полянку.
- Ребята, оглядитесь, мы с вами на знакомой поляне. (Зимние иллюстрации)
Но как она изменилась!
(ребёнок читает стихотворение А.С.Пушкина "Идёт волшебница зима").
- Какой вы увидели зиму? (Холодной, морозной, шаловливой, белоснежной, тихой,
хрустальной, суровой…).
Назовите зимние месяцы? (ответы детей). Верно, месяца всего три, но у нас зима
долгая. Начинается в ноябре и заканчивается в апреле. Почему так происходит?
(дети вспоминают опыт с глобусом по схеме и определяют причину долгой и холодной
зимы).
- Как деревья выживают зимой? (сбрасывают листья, замедляют рост, как бы засыпают)
- Как мы можем помочь деревьям перезимовать? (Обсыпать снегом ствол у земли,
чтобы согреть корни)
- Почему зимой тихо в лесу? (некоторые звери легли в спячку, другие прячутся;
многие птицы улетели на юг, другие улетают поближе к человеческому жилью).
В ходе беседы дети устанавливают связь между погодой и жизнью животных.
2. Дидактическая игра "Логические цепочки" (детям предлагается
разложить последовательно карточки с изображением изменений в неживой и живой
природе)
Трудно птицам и животным зимой, холодно и голодно.
- Чем мы можем помочь птицам и животным?
Воспитатель предлагает смастерить кормушки и повесить их на деревья вокруг детского
сада.(Во время изготовления кормушек воспитатель закрепляет знания о птицах:
повадках, привычках и характерных особенностях).
3. Физминутка: воспитатель предлагает изобразить знакомых птиц, отображая особенности.
4. Найдите на глобусе Кольский полуостров. Он находится за Полярным кругом,
там, где вечные льды (показ на карте). Казалось бы, в этом краю, не знающем
зимой солнечного тепла, должны господствовать жестокие холода. Но это не совсем
так. Даже в январе нередко случаются оттепели. Эта особенность климата Кольского
полуострова объясняется теплым течением Гольфстрим.
Убедимся на опыте так ли это.
Педагог приглашает детей пройти в лабораторию. Дети ставят опыт с ледышкой и
тёплой водой (лёд тает от тёплой воды, рукой дети чувствуют тепло). Педагог
объясняет, как от этого зависит наш климат, растительный и животный мир.
5. Расскажите об особенностях нашего края. (Схема для рассказа об особенностях)
6. Вспомните народные приметы, пословицы и поговорки о зиме.
- Декабрь год кончает, а зиму начинает
- Январь - крыша зимы.
- Февраль - ветродуй, вьюговей, бокогрей.
- Много снега - много хлеба.
Воспитатель предлагает пойти на улицу и развесить кормушки, которые смастерили.
|