Образовательный портал города Мурманска
html clocks скачать часы для сайта
Версия для слабовидящих  
 
Дошкольное образование

Дошкольные
образовательные
учреждения

Образовательные программы

Методические
разработки

Педагогическая мастерская

Дошкольная
мозаика

Запись ребёнка в детский сад на Портале госуслуг

Полезные ссылки

Система Orphus


 

 

 

 

Деменьтева М.П., воспитатель ДОУ№18

Кольский край весной

Программные задачи:

  1. Формировать у детей представления о Северном крае весной.
  2. Учить понимать и анализировать связи между неживой и живой природой.
  3. Систематизировать знания о сезонах на основе временных и причинно-следственных связей.

Ход занятия:
1. Прислушайтесь. Что вы слышите? (Раздаётся шелест книжных страниц).
Нас приглашает в путешествие книга о Кольском полуострове. Сегодня нас позвала зелёная страница с маленьким листочком.
- Как вы думаете, какое время года зашифровано на ней. (Мнемотаблица "Весна")
Весна прекрасное время года, время пробуждения и расцвета.

Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года.
Синее блещут небеса,
Ещё прозрачные леса
Как будто пухом зеленеют.
А.С.Пушкин.

2. Дети оказываются на весенней лесной полянке (вокруг расставлены весенние пейзажи).
Вдохните весенние ароматы (работает ионизатор воздуха).
- Чем пахнет весна?
- Весна какая? (дивная, солнечная, зелёная, звонкая, радостная…)
Мы не первый раз на этой полянке. Что изменилось?
Рассматривая пейзажи, дети отмечают появление проталин, таянье снега, набухание почек на деревьях и появление первых клейких листочков, ласковое и тёплое солнце, первую траву и весенние цветы.
Наш Кольский край особенный, и весна у нас поздняя. Вся природа тянется к солнцу и ждёт от весны тепла.

3. Дидактическая игра "Весеннее лото" (Детям раздаются карточки с изображением весенних признаков, которые нужно разложить по порядку, по смыслу и рассказать о них.)

4. Почему наши деревья невысокие с тонкими стволами, а на юге и средней полосе деревья высокие, достают своей макушкой до пятого этажа их стволы такие огромные, что порой, не обхватить руками? (Показ фото).
Опыт "Особенности нашей почвы"
В ёмкости находится небольшой слой почвы в нем две палочки- тонкая и толстая; тонкая - хорошо держится, а толстая - плохо. Педагог объясняет, что почва у нас песчаная, каменистая, к тому же из-за мерзлоты оттаивает небольшой слой. Поэтому корни растения недалеко углубляются в почву и берут немного питания. Чтобы дереву удержаться, ствол должен быть тонким. Делает вывод: так растения приспособились к северным условиям.

5. Прислушайтесь к голосам весеннего леса (запись пения птиц на магнитофоне).
- Каких птиц вы узнали? (Дети называют птиц и определяют: перелетные или зимующие).
- Почему перелётные птицы возвращаются?
Первыми к нам прилетают лебеди-крикуны, уже в марте. За ними - гуси, скворцы и трясогузки. (Показ иллюстрации)
А знаете ли вы, какая первая забота у птиц весной? (Поправляют старые гнёзда, строят
новые, несут яйца и высиживают птенцов).

6. Не только у птиц рождаются птенцы весной. У зверей тоже появляется потомство.
а) Дидактическая игра "Назови детёнышей животных".
б) Назовите животных, которые живут на Кольском полуострове. (Лиса, лось, олень, куница, горностай, лысун, белуха, волк, песец, ласка, бобр, лемминг, белка, медведь).
Педагог выставляет для детей карту животного мира Мурманской области.
- Как можно назвать всех животных, которые живут на суше? (Наземные).
- Как называются животные, которые живут в море? (Морские).
в) Дидактическая игра "Кто где живет?". На карте размещаются силуэтные изображение наземных и морских животных.
Баренцево море не замерзает зимой и обеспечивает животных пищей почти весь год. Поэтому у берегов моря жизнь гораздо оживлённее. К морю за рыбой прибегает медведь, лиса, песец. А весной и летом приходят олени, чтобы спастись от мошкары и комаров.
г) Динамическая пауза: "Белуга и рыбы".("Пятнашки")
д)Назовите рыб, которые живут в наших водоёмах. (Судак, карась, палтус, треска, сельдь, камбала, ёрш…).
Мурманская область является крупнейшим поставщиком морской рыбы.

7. Напомните мне весенние месяцы.
В народе эти месяцы называются:
март - капельник
апрель - водолей
май - травень.
У нас на Севере снег тает только в мае.
- Как вы думаете, что быстрее растает: лёд на реках и озёрах или снег в лесу?
Дети обсуждает ситуацию, высказывают своё мнение. Педагог предлагает провести опыт. (На лед и снег направляется настольная лампа. Лёд тает дольше снега. Вывод: в лесу солнце быстрее растопит снег.)
А знаете ли вы, что ледостав на реках нашего края длится до семи месяцев, а ледокол начинается в мае.

8. Люди всегда с нетерпением ждут весну, зазывают её. Давайте и мы с вами позовём весну.
Закличка:

Весна, весна красная!
Приди весна ясная!
Приди весна с радостью,
Приди весна с милостью,
С солнцем горячим,
С дождём обильным.
Принеси урожай в наш счастливый край!

Номер государственной регистрации: 50200500828
Дата: 14.06.05
 © Комитет по образованию администрации г. Мурманска, 2004-2020
 Разработчик: Городской методический центр информационных технологий
 При полном или частичном использовании материалов ссылка на портал обязательна
счетчик сайта
счетчик посещений