Образовательный портал города Мурманска
html clocks скачать часы для сайта
Версия для слабовидящих  
 
Дошкольное образование

Дошкольные
образовательные
учреждения

Образовательные программы

Методические
разработки

Педагогическая мастерская

Дошкольная
мозаика

Запись ребёнка в детский сад на Портале госуслуг

Полезные ссылки

Система Orphus


 

 

 

 

Тюкова М.А., старший воспитатель ДОУ №114

Зелёный наряд Кольского полуострова

Программное содержание:

  1. Уточнить и закрепить знания детей о разнообразии представителей растительного мира лесотундры (деревья и кустарники, грибы и ягоды), приспособляемости к среде обитания, отличительных признаках.
  2. Познакомить с новыми растительными объектами: ольхой и моховиком.
  3. Воспитывать интерес и любовь к родной природе.

Словарная работа: расширять словарь названий и признаков ( рябина тонкая, берёза белоствольная), упражнять в употреблении сравнительных наречий (богаче, скуднее, холоднее), упражнять в классификации деревьев (лиственные и хвойные), учить объяснять этимологию слов (черника, голубика, подосиновик, моховик), упражнять в употреблении сложных слов (морозоустойчивые, лесотундра). Обогащение словаря: криволесье.

Оборудование: пейзажные картины леса и лесотундры, гербарий, географическая карта Кольского полуострова, ватман, маркер, иллюстрации и фотографии растений лесотундры, муляжи грибов; схема для описания роли растений в природе.

Предварительная работа: чтение художественной литературы, экскурсии в природу и Краеведческий музей, выставка детских рисунков, рассматривание фотографий, иллюстраций, гербария.

Ход занятия:
1. В каком городе мы живём? (В Мурманске.) Где расположен Мурманск? ( На Севере, на Кольском полуострове.) Воспитатель показывает на географической карте.
- Природная зона нашего северного края называется ЛЕСОТУНДРОЙ. (Воспитатель предлагает детям для сравнения пейзажные картины с изображением леса и лесотундры.)
- Что изображено на картинах? (Лес, деревья, природа, ягоды, грибы…)
- Чем они отличаются? (На одной картине лес густой, деревья высокие, стволы у деревьев толстые, прямые, много высокой травы; на другой - лес редкий, деревья низкие с тонкими, искривлёнными стволами, много камней и мха.)
Параллельно комментариям воспитатель делает схематичные зарисовки названных объектов и их признаков на ватмане.
- Как вы думаете, где изображён лес? Где лесотундра? Почему?
- Где растительность богаче, а где скуднее? Почему?

2. Растения - живые организмы. Для их развития необходимы определенные условия.
Детям предлагается лист бумаги с изображением растения в центре. У воспитателя аналогичный демонстрационный лист.
- Назовите и нарисуйте то, без чего не может жить растение. (Дети рисуют солнце - свет, тепло; землю, дождь - питание; воздух, ветер - размножение; птицы лечат; дождевые черви рыхлят землю, насекомые опыляют.)
- Растения Мурманской области имеют свои особенности. Все они - морозоустойчивые, потому что им приходится приспосабливаться к суровому северному климату. Долгая морозная зима, холодное лето, полярная ночь, сильные ветра, каменистая почва не позволяют вырасти деревьям высокими и стройными, с густой листвой. (Схематическое изображение долгой зимы, короткого лета, полярной ночи, ветра …) Наши леса называют криволесьями. Почему? (Кривой лес, кривые стволы у деревьев.) Деревья растут дружными семьями, чтобы устоять против буйного ветра. В лесотундре произрастает много разных видов деревьев.
а) Узнайте и назовите дерево по листу гербария. (Рябина, осина, берёза, ива, сосна, ель.)
- Рябина какая? (Тонкая) Берёза какая? (Белоствольная.) Осина какая? (Дрожащая.) Ель какая? (Пушистая, пахучая.)
- Чем отличаются сосна и ель от других деревьев? ( Вместо листьев иголки, хвоя) Как они называются одним словом? (Хвойные.)
- Как называются деревья с листьями? (Лиственные.)
Сегодня я познакомлю вас с лиственным деревом лесотундры - ОЛЬХОЙ. (Показ иллюстрации.)
- Опишите его по схеме. ( Высокое, раскидистое. Ствол крепкий и искривлённый, коричневого цвета, на ветках серёжки, как у берёзы.) Ольховые серёжки превращаются в шишки. Растёт ольха в сырых местах, по берегам рек и озёр.
Воспитатель делает зарисовку "этажа" леса - деревья.
б) Как называются низкие растения, похожие на деревья без ствола? (Кустарники.)
- Я буду показывать иллюстрации кустарников, а вы узнавать и называть. (Можжевельник, жимолость, вереск…).
Есть кустарник, который позаимствовал своё название у берёзы. Как он называется? (Карликовая берёза.) Почему её назвали карликовой? (Маленькая, приземистая, растёт близко от земли.)
- Что выше деревья или кустарники? Что ниже? Может ли быть дерево ниже кустарника? Когда? (когда дерево молодое)
Воспитатель делает зарисовку "этажа" леса - кустарники.
в) Что в наших лесах растёт еще ниже кустарников? (Грибы, ягоды, трава, мох.)
- Назовите лесные ягоды. (Морошка, черника, голубика, клюква, вороника, брусника)
В качестве подсказки используются карточки с кружками разных цветов -чёрного, красного, голубого.
В названии каких ягод есть подсказка? (Черника, голубика.)
"Раскатились бусы на лесной опушке.
Девочки подружки соберут их в кружки.
Трудятся, стараются девочки проворные,
Потому что вкусные эти бусы чёрные"

- Какие ягоды растут в сыром месте, на болоте? (Клюква, морошка.)

"Спелою морошкой поросли все кочки,
У морошки нашей розовые щёчки,
У морошки нашей тоненькая ножка,
Вот она какая барышня морошка!"
"Мох, клюква и морошка-
Жильцы лесных болот,
На кочке мох без ножки,
Куда ни глянь растёт."

Воспитатель делает зарисовку "этажа" леса - ягоды.
г) Что это? (Показ муляжей грибов).
-Из каких частей состоит гриб? (Ножка и шляпка.)
-Какие грибы вы знаете? (Подосиновик, подберёзовик, волнушка, сыроежка, маслёнок, мухомор, поганка, рыжик.) Почему они так называются? (Подосиновик растёт под берёзой, волнушка - волнистая, полосатая шляпка, маслёнок -масляная, скользкая шляпка, мухомор и поганка - ядовитые)
-Как по - другому называются ядовитые грибы? (Несъедобные.)

"Полосатые волнушки разбежались по опушке,
И по шляпке, и по коже все на рыжики похожи,
Только рыжиково дно каждой складочкой красно,
А на донышке волнушки просто беленькие стружки."
"Разноцветные поганки
Сами лезут на полянки.
Мы обходим стороной
Нам не надо ни одной."

 

"Под осинами на кочке
Гриб в малиновом платочке,
Подосиновиком звать,
И его придётся взять."

 

"Точно жёлтые цыплята,
Разбрелись в лесу маслята -
Снизу донышко под плёнкой,
Сверху масло в коже тонкой."

Воспитатель делает зарисовку "этажа" леса - грибы.
Как называется гриб, растущий во мхе? Варианты ответов детей.
Рассказ воспитателя. Моховик растёт в сырых местах. Имеет коричневую окраску. Нижняя часть шляпки жёлтого цвета, напоминает губку. Верхняя часть шляпки жёлтого цвета, на ощупь скользкая. Съедобен.

3. Растительный мир лесотундры разнообразен. Каждое растение нужно природе.
Расскажите по схеме, кому нужны растения? (Схема - гусеница, жук, птица, животные. Гусеница и жук поедают листья; птица находит пищу, строит гнездо; белка находит дупло; заяц питается корой и молодыми побегами; медведь лакомится ягодами; ёж утепляет нору листьями; олень питается мхом; лесные пчёлы селятся в дупле.)
Растения выделяют кислород, которым дышат растения, животные и люди. Чем больше растений, тем чище воздух, тем легче дышится.

Номер государственной регистрации: 50200500828
Дата: 14.06.05
 © Комитет по образованию администрации г. Мурманска, 2004-2020
 Разработчик: Городской методический центр информационных технологий
 При полном или частичном использовании материалов ссылка на портал обязательна
счетчик сайта
счетчик посещений