Образовательный портал города Мурманска
html clocks скачать часы для сайта
Версия для слабовидящих  
 
Дошкольное образование

Дошкольные
образовательные
учреждения

Образовательные программы

Методические
разработки

Педагогическая мастерская

Дошкольная
мозаика

Запись ребёнка в детский сад на Портале госуслуг

Полезные ссылки

Система Orphus


 

 

 

 

Тюкова М.А., старший воспитатель ДОУ №114

Дикие животные Кольского полуострова

Программные задачи:

  1. Закрепить и расширить знания детей о диких животных лесотундры: их внешнем виде, образе жизни и питания, приспособляемости к северному климату.
  2. Формировать основы экологического поведения.

Словарная работа: уточнять и обогащать словарный запас детей (животный мир, линька, хищники и растительноядные, бескормица), упражнять в классификации домашних и диких животных в зависимости от среды обитания. Учить подбирать подходящие по смыслу прилагательные и глаголы для характеристики животных (волк злой, рыщет; лиса хитрая, крадётся; заяц трусливый, петляет). Учить описывать внешний вид и сравнивать животных по схеме.

Оборудование: географическая карта, изображения диких и домашних животных лесотундры и жарких стран, схемы для описания: внешнего вида и сравнения животных, приспособляемости к северному климату, правил экологического поведения в лесу.

Предварительная работа: экскурсия в Краеведческий музей, чтение художественной и познавательной литературы, рассматривание картин, иллюстраций, энциклопедий.

Ход занятия.
1. Как называются леса Кольского полуострова? (Лесотундра) Показ на географической карте.
-Что вы знаете о лесотундре? Воспитатель иллюстрирует ответы детей.
Задание "Кто лишний? Почему?"
заяц, олень, волк, белка, собака
заяц, медведь, лось, лиса, жираф
Сегодня поговорим о диких животных лесотундры.
- Чем отличаются звери от птиц, насекомых и рыб?
Воспитатель предлагает схему для описания: ходят на 4 ногах, на конечностях когти; тело покрыто шерстью; пасть -крупные, мощные зубы; млекопитающие вскармливают детёнышей молоком. (Схема - 4 ноги, шерсть, зубы, бутылочка с молоком)

2. Загадки (Воспитатель иллюстрирует ответы)

Хожу в пушистой шубке,
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе,
Орешки я грызу. (Белка)

- Белка какая? (Маленькая, юркая, запасливая.)
- Белка в лесу что делает? (Прыгает с ветки на ветку, живёт в дупле, делает запасы на зиму.)

Хвост пушистый,
Мех золотистый.
В лесу краса.
Кто это? (Лиса)

- Лиса какая? (Рыжая, хитрая, проворная.)
- Как называется лиса, обитающая в северных лесах? (Полярная.)
- Лиса что делает в лесу? (Высматривает добычу, вынюхивает следы, мышкует, незаметно подкрадывается.)

Что за зверь лесной
Встал, как столбик под сосной
И стоит среди травы,
Уши больше головы? (Заяц)

- Заяц какой? (Трусливый, длинноухий, быстрый.)
- Как называется заяц, живущий на Севере? (Заяц-беляк.)
- Заяц что делает в лесу? (Прячется под кустом, убегает от хищников, петляет по лесу.)

Кто-то косолапый
По лесу идёт
И мохнатой лапой
Он кору дерёт. (Медведь)

-Медведь какой? (Косолапый, неуклюжий, мохнатый.)
-Медведь что делает в лесу? (Спит в берлоге, рычит, ест малину.)
-Как называется медведь, который не спит зимой и бродит по лесу? (Медведь - шатун.)

3. Воспитатель выставляет изображения северного оленя, лемминга, волка, песца. Дети называют.
-Какие животные живут только на Севере, в лесотундре? (Тундровый волк, северный олень, норвежский лемминг, полярная лисица, песец.)
-Чем отличаются животные друг от друга? Работа по схеме. (Схема: размер, окрас шерсти, способ добывания пищи, жилище)
- Какие животные не имеют жилища? (Олень, лось, заяц.)
-Как приспособились звери лесотундры к северной зиме? Работа по схеме
Схема:
Шуба - накапливают жировые отложения , легче переносить холод и голод, спячку
Шерсть - линька, утепление меха, защитная окраска
Дом - ищут и устраивают убежища, чтобы защититься от непогоды
Мешок - запасают корм впрок, зимой бескормица
Подушка - впадают в зимнюю спячку

4. Сегодня я расскажу о РОСОМАХЕ - диком животном лесотундры. (Показ иллюстрации.) Росомаха - сильное приземистое животное, похожее на небольшого медведя. Но отличается от него окраской шкуры: в целом тёмной, только голова и длинные полосы вдоль боков гораздо светлее. Росомахи очень ловко лазают по деревьям, а в случае необходимости прекрасно плавают. Они крайне редко роют себе берлоги и, как правило, предпочитают занимать логова, оставленные другими животными, среди скал или в густом кустарнике. Росомаха не может позволить себе постоянное жилище: ей приходится всё время рыскать по лесу в поисках пищи. Росомаха -хищник. Её издавна прозвали "обжорой": говорят, что она настолько прожорлива, что старается как можно быстрее съесть добычу и поскорее отправиться на поиски новой. Но в действительности росомаха ничуть не прожорливее большинства других млекопитающих, просто она живёт в природных условиях, где добывать пропитание очень нелегко. Летом росомаха с удовольствием поедает яйца, птиц и грызунов. Зимой она доедает останки погибших животных. Росомаху, как и волка называют санитаром леса, т.к. охотится только за больными и слабыми животными.
Жить большими стаями росомахи не любят. Становясь взрослыми, они начинают вести уединённый образ жизни. Детёныши рождаются 1 раз в год, обычно их 2 или 3.
Росомахи -очень сообразительные животные. Зимой они забредают в места, где живут люди, и с удивительной изобретательностью воруют еду и всякие предметы из жилых домов.

5. Как надо себя вести в лесу, чтобы не нарушить покой лесных жителей?
- не разорять звериное жилище
- не шуметь, чтобы не потревожить животных
- не брать найденных детёнышей животных
- не оставлять в лесу предметы, опасные для жизни и здоровья зверей
- не разводить костры

Номер государственной регистрации: 50200500828
Дата: 14.06.05
 © Комитет по образованию администрации г. Мурманска, 2004-2020
 Разработчик: Городской методический центр информационных технологий
 При полном или частичном использовании материалов ссылка на портал обязательна
счетчик сайта
счетчик посещений