Образовательный портал города Мурманска
html clocks скачать часы для сайта
Версия для слабовидящих  
 
Дошкольное образование

Дошкольные
образовательные
учреждения

Образовательные программы

Методические
разработки

Педагогическая мастерская

Дошкольная
мозаика

Запись ребёнка в детский сад на Портале госуслуг

Полезные ссылки

Система Orphus


 

 

 

 

Тюкова М.А., старший воспитатель ДОУ №114

Экологический ринг: "Загадки лесотундры"

Программное содержание:

  1. Закрепить знания детей о многообразии природного мира лесотундры, необходимости охраны природы.
  2. Учить понимать закономерности природных явлений, устанавливать причинно-следственные связи, существующие в природе.

Словарная работа: упражнять в употреблении прилагательных и глаголов для характеристики растений, животных, птиц; в классификации объектов лесотундры: лиственные и хвойные деревья, хищники и растительноядные животные, зимующие и перелётные птицы; в составлении описательных рассказов по схеме. Активизировать словарь: лесотундра, растительный мир, кустарник, звери, птенцы.

Оборудование: пейзажные картины климатических поясов, три карточки (жёлтая, ярко-зелёная, серо-зелёная), изображения хвойных и лиственных деревьев, диких животных, птиц. Схемы: "Роль растений в природе", "Без чего не может жить дерево", "Как дерево помогает птице", "Птичье потомство", "Правила поведения в лесу", 2 карточки с силуэтами животных лесотундры и жарких стран, фишки для подсчета баллов, картинки "Поможем природе".

Предварительная работа: экскурсия в краеведческий музей; чтение художественной и познавательной литературы, рассматривание картин и иллюстраций о природе лесотундры и других климатических поясов.

Ход занятия:
Воспитатель предлагает детям провести игру -викторину "Загадки лесотундры", распределиться по командам и придумать название. Ведущий -воспитатель.
ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ
- Найдите лесотундру среди пейзажных картин, объясните выбор.
- Какой карточкой можно обозначить лесотундру? (жёлтой, ярко-зелёной, серо-зелёной)? Почему? (в пустыне преобладает жёлтый цвет - яркое солнце, жёлтый песок, невзрачные растения; в густых лесах много яркой зелени; в лесотундре много камней, мха, редкая растительность)

- Какие растения в лесотундре самые высокие? (деревья)
- Почему северные леса называются КРИВОЛЕСЬЕМ? (у деревьев тонкие, невысокие, искривлённые стволы).

- Узнай дерево по листу . (Рябина, берёза, ель, сосна, осина.)
- С какой ветки детки? (Грозди рябины, серёжки берёзы, шишки ели, сосны.)

- Выберите изображения лиственных деревьев, назовите их. (Осина, берёза, рябина.)
- Выберите изображения хвойных деревьев, назовите их. (Сосна, ель.)

- Почему их так называют? - Пушица, иван-чай. (Пушица трава с пушистыми цветами (головками), из цветков иван-чая заваривают полезный чай.)
- Почему их так называют? - Голубика, черника. (Голубика - ягода голубого цвета, черника - чёрного)

а) Работа со схемой "Роль растений в природе"
- Кому в лесу помогает дерево? ( Гусеница и жук поедают листья; птица находит пищу, строит гнездо; белка находит дупло; заяц питается корой и молодыми побегами; медведь лакомится ягодами; ёж утепляет нору листьями; олень питается мхом; лесные пчёлы селятся в дупле. Растения выделяют кислород, которым дышат растения, животные. Чем больше растений - тем чище воздух - тем легче дышится.)
б) Работа со схемой "Без чего не может жить дерево" (Солнце - свет, тепло; земля, дождь - питание; воздух, ветер - размножение; птицы - лечат; червяки - рыхлят землю, насекомые опыляют.)

- Я по дереву стучу, червячка добыть хочу, хоть и скрылся под корой, всё равно он будет мой. (Дятел)
-Северные гости клюют рябины грозди. Так нарядны и ярки, на головках -хохолки! (Свиристели)
-Как лиса среди зверей, эта птица всех хитрей. Прячется в зелёных кронах, а зовут её… (Ворона)
-Угадай, какая птица, бойкая, задорная, ловкая, проворная. Звонко тенькает - Тень, тень! Как хорош весенний день! (Синица)

-Как называются птицы, улетающие осенью в тёплые края? (Перелётные)
-Как называются птицы, остающиеся в лесотундре на зиму? (Зимующие)

-Какую птицу называют санитаром леса? (Дятла) Почему? ( Лечит дерево - поедает вредных насекомых.)
-Какая птица подбрасывает свои яйца в чужое гнездо? (Кукушка)

а) Работа со схемой "Как дерево помогает птице" (Птицы устраивают на дереве гнёзда из сухих веточек и листьев, находят пищу; выводят на дереве птенцов; отдыхают на дереве во время перелётов, прячутся от врагов в листве.)
б) Работа со схемой "Птичье потомство"-Как птица заботится о своём потомстве?
(Птицы собираются в пару и строят гнездо; самка откладывает яйца и высиживает их; птенец растёт в яйце; птенец пробивает скорлупу и выходит наружу, родители его кормят; потом птенец улетает из гнезда.)

Есть у нас такой обычай,
Ходим стаей за добычей,
Прячемся у тёмной ёлки.
Кто мы -лисы или волки (Волки)
У меня есть дупло,
В нём и сухо и тепло.
Укрываюсь я хвостом
Сплю в дупле я сладким сном. (Белка)
Кто пчелиный любит мёд,
Лапу кто зимой сосёт? ?
(Медведь)
Я - лесной исполин,
Брожу меж сосен и осин.
Если голову закину,
То достану гроздь рябины.
(Лось, Олень)
Мы ребята хваткие,
Себе построим хатки мы.
Спилим ивы и осины
И соорудим плотины.
(Бобры)
Кто в берлогу спать ложится,
Волк, медведь или лисица?(Медведь)

-Как называются животные, питающиеся растениями? (растительноядные) Назовите их.
-Как называются животные, поедающие других животных? (хищники) Назовите их.

-На какой из карточек спрятались звери лесотундры? (Наложенные изображения)
Назовите их (1 карточка - слон, верблюд, северный олень, волк…2 карточка- медведь, лиса, заяц, крокодил, жираф… )

-Выберите карточки с правилами поведения в лесу. (Не шуметь, не рвать растения без надобности, не рубить деревья, не разводить костры.)
-Выберите картинки, подсказывающие, как можно помочь природе. (Подкармливать птиц, положить выпавшего птенца в гнездо, подвязать нижние ветки дерева, убрать мусор в лесу.)
Подсчёт баллов. Награждение победителей.

Номер государственной регистрации: 50200500828
Дата: 14.06.05
 © Комитет по образованию администрации г. Мурманска, 2004-2020
 Разработчик: Городской методический центр информационных технологий
 При полном или частичном использовании материалов ссылка на портал обязательна
счетчик сайта
счетчик посещений