Юдаева Р. М., воспитатель ДОУ № 123
Растения Севера
Программные задачи:
- Закрепить и обобщить знания детей о растительном мире нашего края.
- Развивать мышление, воображение, умение решать нестандартные задачи.
- Воспитывать интерес к растениям, желание заботиться о них.
Оборудование: схема Кольского полуострова; наборы картинок и контурных
изображений разных видов растений; раздаточный материал: круги Эйлера, изображения
растений.
Ход занятия:
1. Посмотрите на схему.
- Как вы думаете, что она обозначает? Да, я согласна, а ещё это наш дом. О нашем
крае говорят: суровый край. Сюда приходят ночи на полгода. Здесь ветер крут,
безжалостен мороз. Но мы любим Заполярье, потому что это - наш дом.
-А для кого ещё Заполярье дом родной?
-Несмотря на наш суровый климат, у нас растёт много растений.
2. Игра "Я знаю много растений". (Воспитатель добивается, чтобы дети
назвали все знакомые деревья, кустарники, травянистые растения).
- О каком растении эта загадка?
Тонкий стебель у дорожки,
На конце его серёжки.
На земле лежат листки-
Маленькие лопушки.
Нам он как хороший друг,
Лечит ранки ног и рук.
3. Работа с кругами Эйлера.
Выберите из всех растений только северные. (Дети помещают в большой синий
круг разные виды растений).
- Расположите в коричневом круге деревья, в зелёном - кустарники, а в жёлтом
- цветы и травы.
-Что находится в жёлтом кругу? В зелёном? В коричневом?
- Как назвать деревья, кустарники, цветы и травы одним словом?
- Чем похожи все растения коричневого круга?
- Чем они отличаются от растений зелёного круга?
- Чем похожи все северные растения?
4. Физминутка. (С помощью рук показать корень дерева, рябинку, ель, бруснику.)
5. Игра "Целое- часть". (Ствол - дерево, лист - кустарник, ветка
- дерево, цветок - лепесток …)
6. Рябинка нам дарит новую игру.
- Чашка какая? - (новая, узорная, расписная, треснутая, разноцветная).
- А теперь представьте себе нашу рябинку с новыми словами. (Новая - только
проросла, узорная - украшенная осенними листьями, расписная - изображенная на
картине…)
7. Работа с кругами Эйлера.
Вот вам новый фиолетовый круг. Поместите туда растения нашего участка. ( Дети
выполняют и перечисляют).
8. Игра "Хорошо - плохо" В городе человек сам сажает растения. Что
в этом хорошего? Что плохого?
( Хорошо - деревья очищают воздух от пыли, украшают город, дают тень в жару.
Долго помнят тех, кто посадил дерево. Плохо - трудно копать землю, грязные руки
и одежда, тяжело носить воду…)
- Мы тоже будем сажать деревья на участке и выберем себе любимое дерево, чтобы
заботиться о нём.
|