Образовательный портал города Мурманска
html clocks скачать часы для сайта
Версия для слабовидящих  
 
Дошкольное образование

Дошкольные
образовательные
учреждения

Образовательные программы

Методические
разработки

Педагогическая мастерская

Дошкольная
мозаика

Запись ребёнка в детский сад на Портале госуслуг

Полезные ссылки

Система Orphus


 

 

 

 

Ефремова А.Л., старший воспитатель ДОУ №125
Кашлакова Е.В., воспитатель ДОУ №125

Край голубых озер

Программное содержание:

  1. Расширять представления детей об окружающем мире через ознакомление с особенностями водоемов на примере озер Кольского полуострова.
  2. Формировать навыки экологического моделирования, кодирования и декодирования информации.
  3. Развивать навыки поисково-познавательной деятельности детей.
  4. Формирование у детей осознанно-правильного отношения к природным объектам и явлениям.

Оборудование: карта Кольского полуострова; фартуки с кармашком, записные книжки на каждого ребенка; карточки - схемы для составления мнемодорожки; газовый голубой платок; ровная пластилиновая поверхность толщиной около 2 см; поверхность из макрофлекса; четырехслойное желе в прямоугольной прозрачной емкости; 2 кувшина с пресной и соленой водой; стаканчики.

Ход занятия:

- Ребята, надевайте фартуки, не забудьте записные книжки. Мы будем записывать все, что узнаем на занятии.
- Отгадайте загадку:

Если в пятнах наши руки,
Нос раскрасили от скуки,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды -
Жить нельзя нам без… (воды)

- Так для чего же нам нужна вода?
- Она нужна только людям? (растениям, животным, насекомым…) Для чего?
- Где мы можем встретить воду? (в кране, в луже, в аквариуме…)
- Посмотрите, пожалуйста, на эту карту. Вы узнали ее? (карта Кольского полуострова)
- Каким цветом обозначена вода? (голубым) А что это за голубые ленточки? (реки) А пятнышки? (озера)
- У нас озер очень много - больше 100000! Это столько, сколько точек на этих листах (вниманию детей предлагается отксерокопированные листы с точками, количество которых равно примерно 100000)

! Листы можно разложить по какой либо системе:
- по оттенкам синего цвета;
- по порядку (номерам);
- в виде пазлов, (ориентируясь на фигурные вырезы, ребята собирают пазлы, в итоге получается слово или изображение (некоторые точки более жирные));
- заранее наносятся воском точки, дети наносят акварель, рисунок проявляется…)

- Вот это да! Сколько их много! Не зря наш край называется краем "Тысячи озер"!
(У воспитателя выставлены заранее заготовленные карточки - схемы для составления мнемодорожки.)
- Как вы думаете, какую схему нужно выбрать в свою записную книжку? Почему? (Карточка с хаотично расположенным множеством точек.)
- Выберите и наклейте на первую страничку нужную карточку.
- Давайте вернемся к нашей карте. Все ли озера одинаковые по форме? (нет, одни круглые, а другие вытянутые)
- А откуда в них берется вода? (дождь, снег растаял…)
- Попробуем сделать свое озеро. Представьте, что это земля (воспитатель берет кусок теста или пластилина с ровной поверхностью, наливает воду, она растекается)
- Что произошло? Почему? (ровная поверхность, гладкая)
- А что надо сделать, чтобы получилось озеро? (ямку, углубление, выемку, трещинку, берега…)
Воспитатель делает на тесте выемку и рассказывает:
"Давным-давно, когда на земле еще жили мамонты, со склонов сходил лед и снег, и появлялись вот такие вмятины. Эти вмятины заполнялись водой"
- Если озеро можно было бы разрезать пополам, то оно выглядело бы так. (Карточка-схема с изображением озера с пологими краями в разрезе.)
- Берега у такого озера низкие, дно ровное, они не глубокие, маленькие и мутные (не очень прозрачные). И находятся они по берегам (по краю) нашего Кольского полуострова (наливает воду)
- На что похоже озеро? (круг, лужу…)
- А ученые назвали их "озера - блюдца". Чтобы не забыть, приклеим нужные схемы в свои записные книжки. (Карточки-схемы с изображением: круга; короткой вертикальной линии; горизонтальной линии; маленького куба; волнистой расположенной наискосок линии; полуовала на треть заштрихованного снизу; часто заштрихованного круга.)
- Как вы думаете, как появились вытянутые озера? (варианты ответов детей)
- Озера вытянутые и узкие потому, что когда земля трескалась, вода заполняла эти трещины (одновременно воспитатель демонстрирует образование трещин на куске макрофлекса).
- Какие берега будут у этого озера?
- Если озеро можно было бы разрезать пополам, то оно выглядело бы так (Карточка с изображением заштрихованного озера со скалистыми берегами в разрезе.)
- Берега у этих озер высокие и скалистые, дно каменистое, они глубокие, прозрачные, большие по размеру и находятся в центре полуострова. Чтобы не забыть, приклеим схемы (Карточки-схемы с изображением: вытянутого пятна с неровными краями; длинной вертикальной линии; горизонтальной неровной зигзагообразной линии; лежащей наискосок неровной зигзагообразной линии; редко заштрихованного круга; полуовала заштрихованного полностью; большого куба.)

! Можно провести подвижную игру "Разложи по местам". Дети делятся на две команды, их задача разложить на скорость силуэты озер на контурное изображение полуострова, т.е. округлые - ближе к берегам, вытянутые - ближе к середине.

- Ребята, а названия у наших озер очень интересные: Умбозеро, Ловозеро, Ковдозеро, Нотозеро, Имандра. Самое большое - Имандра. Я его покажу на карте, а вы закрасите его голубым карандашом у себя в блокнотиках (заранее нанесены контуры)

! Для облегчения запоминания названия озера Имандра можно предложить картинку с изображением мандарина.
Воспитатель: "Я люблю фрукты: и лимон, и яблоко, и мандарин" (выделяется голосом)

- А самое глубокое - Умбозеро. Вот оно (показ на карте). Найдите его у себя и закрасьте синим карандашом.

! Можно показать картинку с изображением африканского барабана. Воспитатель говорит: "По барабану стучат, а он издает звук: "Умб - умб - умб".

Воспитатель показывает картинку с изображением лимона.
- Как вы думаете, а это озеро как называется? (предположения детей) озеро Кислое.
- А вот это? (показывает картинку с изображением ложки) озеро Нямозеро.
- Вот какие смешные озера есть на Севере (дети наклеивают карточки).
- А давайте мы придумаем название своих озер. (Детям раздаются разрезанные на несколько частей круглые и вытянутые озера с каким либо изображением. Кусочки складываются, озерам дается название. Например: конфетное, цветочное…).
Воспитатель показывает картинку с изображением играющих человечков.
- Ну а теперь, что мы будем делать?
Несколько ребят встают в круг, берут газовый платок, поднимают и опускают со словами:
Очень добродушное,
Спокойное, послушное. - платок поднимают вверх
Ну а если захочу,
Вас насквозь я промочу - платок опускается вниз
Остальные ребята бегают под платком, между детьми, которые держат платок. Цель - не дать себя накрыть платком.
- Вы устали? Пить хотите? (на столе стоят стаканы, два кувшина с пресной и соленой водой) Воспитатель предлагает детям выпить стакан соленой воды.
- Какая на вкус вода? (соленая, не вкусная…)
- А теперь, попробуем воду из другого кувшина.
- Какая эта вода на вкус? (вкусная, не соленая…) Эта вода называется пресная. Она такая же, как и в наших озерах.
- Давайте представим, что всю соленую воду с нашей планеты собрали в бочку, а пресную - в чашку. (Карточка с изображением большой бочки и маленькой чашки.)
- Какой воды на планете больше? Меньше? Как люди должны относиться к пресной воде? (беречь, охранять, не кидать мусор, закрывать кран…)

! Можно познакомить детей с озером Могильное.
- Ребята, у нас на Кольском полуострове есть чудесное, необычное озеро. Называется оно Могильное. Такое страшное название оно получило потому, что на дне нет ни животных, ни растений.
- А хотите узнать, чем же оно так чудесно?
- Оно состоит из слоев, как это желе. (Воспитатель демонстрирует заранее приготовленное четырехслойное желе в прямоугольной прозрачной емкости)
- Сколько здесь слоев? (четыре)
- Давайте попробуем также слоями налить воду (на столе стоит аквариум, 4 кувшина с цветной водой), дети наливают по очереди.
- Что случилось? (смешались слои)
- А в озере Могильном слои не смешиваются. А еще слои располагаются не друг над другом, а столбиками (переворачивает желе, ставя слои вертикально)
- В каждом слое живут животные, которые никогда не заплывают друг к другу в гости.
- Какая карточка поможет нам запомнить это чудесное озеро? (Карточка с изображением квадрата, раделенного на 4 части вертикальными линиями, каждая из которых заштрихована в разных направлениях.)

Про родные нам озера
Мы узнали очень много.
А теперь пора, ребята
Отправляться нам в дорогу,
Чтоб со всеми поделиться,
Чему смогли мы научиться,
Чтобы каждый фантазер
Узнал про тысячу озер.

Номер государственной регистрации: 50200500828
Дата: 14.06.05
 © Комитет по образованию администрации г. Мурманска, 2004-2020
 Разработчик: Городской методический центр информационных технологий
 При полном или частичном использовании материалов ссылка на портал обязательна
счетчик сайта
счетчик посещений