Образовательный портал города Мурманска
html clocks скачать часы для сайта
Версия для слабовидящих  
 
Дошкольное образование

Дошкольные
образовательные
учреждения

Образовательные программы

Методические
разработки

Педагогическая мастерская

Дошкольная
мозаика

Запись ребёнка в детский сад на Портале госуслуг

Полезные ссылки

Система Orphus


 

 

 

 

Ефремова А.Л., старший воспитатель ДОУ №125
Кашлакова Е.В., воспитатель ДОУ №125

С голубого ручейка начинается река"

Программное содержание:

  1. Расширять представления детей об окружающем мире через ознакомление с особенностями водоемов на примере рек Кольского полуострова.
  2. Формировать навыки экологического моделирования, кодирования и декодирования новой информации.
  3. Развивать навыки поисково-познавательной деятельности.
  4. Формировать ответственное, бережное отношение к природе.

Оборудование: карта Кольского полуострова; шарфы, ленты, веревки, нитки, голубой платок для построения модели реки; звукозапись песни "От улыбки", шумов воды; карточки - схемы для мнемодорожки; записные книжки и фартучки на каждого ребенка; модели горной и равнинной рек.

Ход занятия:
- Сегодня я вам предлагаю опять отправиться в путешествие по Кольскому полуострову. А куда мы отправимся, вы узнаете, если отгадаете загадку.

Бегу я, как по лесенке,
По камушкам звеня,
Издалека по песенке
Узнаете меня. (Река)

Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе,
Узкий кончик в роднике,
А широкий в море. (Река)

- Приготовьте свои записные книжки. Мы сегодня узнаем очень много интересного о наших реках. Как вы думаете, где начинаются реки? (варианты детей).
- Сейчас я включу песенку, которую вы все хорошо знаете, и самые внимательные догадаются, где начинается река. Слушайте внимательно! (включается запись "От улыбки станет всем светлей…")
- Правильно, реки начинаются из ручейка. А еще реки могут начинаться из болота, из озера. Давайте выберем нужные нам карточки и приклеим их в записные книжки (Карточка со схематичным изображением истоков рек: озеро, ручей, болото)
- Теперь мы знаем, где они начинаются. А где же они заканчиваются? (ответы детей) Что нам поможет ответить на этот вопрос? (карта)
Воспитатель показывает на карте реку от начала до конца.
- Куда впадает (заканчивается) река? (в море)
- Ребята, а что вам нужно, чтобы быть сильными, здоровыми, чтобы вы росли? (кушать, заниматься спортом…)
- Правильно, и нашей речке, чтобы быть широкой, глубокой, полноводной тоже надо питаться. Чем же она питается? (предположения детей) (Карточка с изображением вилки и ложки)
- Для питания надо много воды. Где ее взять? (идет дождь, тает снег и лед)
- Как вы думаете, в какое время года в ней больше воды? (весной, так как много тает снега и льда)
- А вы не забыли, что нам надо записать в наши книжечки? (3 карточки со схематичным изображением капелек воды, снежинок, льда в виде замкнутой зигзагообразной линии)
- Теперь нам понадобится наша карта. Посмотрите, чем отличаются реки друг от друга? (короче, длиннее, шире, уже) Где уже? Где шире? А все ли в море текут? (маленькие реки впадают в большие)
- На что похожи реки? (у воспитателя заранее приготовлены шарфы, веревки, ленты, нитки разной длины и ширины)
Дети строят на полу модель реки из этих материалов, ориентируясь на их длину и ширину. Искусственная река впадает в море - платок.
- А некоторые реки проходят через озера, как нитка через бусинки (воспитатель и дети раскладывают на искусственной реке вырезанные из бумаги озера). Такие бусы есть у нашей реки Умбы.
- Чтобы все это не забыть, наклеим карточки (6 карточек со схематичным изображением: длинной волнистой линии; короткой волнистой линии; обрезка широкой ленты; обрезка узкой ленты; фрагмента бус с бусинами в виде круглых неровных пятен разного размера; длинной волнистой линии, соединенной с короткими).

Физминутка
1 вариант. Русская народная игра "Ручеек"
2 вариант.

Я люблю в реке купаться
И на лодочке кататься,
Прыгать с вышки
Рыбкой вниз
"Эй, народ, поберегись!"
А еще люблю нырять,
На песочке загорать.
Прыгать, бегать, веселиться,
Мне на месте не сидится.
(дети имитируют движения)

- А у меня для вас есть маленькое стихотворение про речку, послушайте его.

Я бегу, бегу, бегу,
Остановиться не могу.
Что ни встречу по пути -
Мне не трудно обойти.

- Как вы понимаете, как речка может бежать, встретить, обойти? (все реки теку, вода не стоит на месте, даже когда замерзает река) (Карточка со схематичным изображением волнистой линии, под которой находится горизонтальная стрелка, указывающая направление течения.)
- Ребята, а какие люди бывают по характеру?
(можно использовать пиктограммы: спокойствие, злость, веселье…)
- У рек тоже разный характер (включает запись шумов текущей воды, дети комментируют услышанные звуки)
- Реки бывают равнинные, они текут медленно, плавно, у них низкие берега. (Воспитатель одновременно осуществляет показ: из кувшина струя воды, проходя через длинный желоб (половина пластиковой бутылки), попадает в стоящее ведро.)
- А есть реки горные. У них течение быстрое, бурлящее, берега скалистые (тот же показ, но на дно пластиковой бутылки приклеены камни)

! Можно предложить детям рассмотреть два фото и определить, где река равнинная, а где горная и почему.

! Можно предложить детям под специально подобранную музыку (быструю, медленную) исполнить танец рек.

Ребята наклеивают карточки (2 карточки с изображением: горизонтальной волнистой линии с мелкой рябью, горизонтальной волнистой линии с крупной рябью).
- Внимание, внимание! Говорит речное радио! Шуонийоки, Чаваньга, Куна, Печа, Чапома, Гольцовка, Пак, Варзуга, Стрельна, Тулома, Коложна, Чалма, Ена, Кох, Иоканьга, Пиренга, Лотта, Нота (воспитатель в "микрофон" перечисляет названия рек, имитируя иностранную речь)
- Как вы думаете, о чем я сейчас говорила?
- Это названия наших рек на Кольском полуострове (называет членораздельно)
- Есть реки, названия которых легко запомнить (3 карточки с изображением вороны
(р. Воронья), бутылки с кока-колой (р. Кола), унылого лица ребенка со слезами
(р. Поной).

! Для облегчения запоминания названий реки Поной, восп. говорит:
"Того, кто любит плакать, можно попросить: "Поплачь, пожалуйста". А того, кто любит ныть - "Поной, пожалуйста".

- Река с грустным названием Поной у нас самая длинная (дети наклеивают карточки)
- А кто знает, как реки прокладывают себе путь? (предположения детей)
- А как узнать точный ответ на этот вопрос? (спросить у родителей, посмотреть телепередачу, позвонить другу…)
- Я предлагаю найти ответ самим.

Номер государственной регистрации: 50200500828
Дата: 14.06.05
 © Комитет по образованию администрации г. Мурманска, 2004-2020
 Разработчик: Городской методический центр информационных технологий
 При полном или частичном использовании материалов ссылка на портал обязательна
счетчик сайта
счетчик посещений