Образовательный портал города Мурманска
html clocks скачать часы для сайта
Версия для слабовидящих  
 
Дошкольное образование

Дошкольные
образовательные
учреждения

Образовательные программы

Методические
разработки

Педагогическая мастерская

Дошкольная
мозаика

Запись ребёнка в детский сад на Портале госуслуг

Полезные ссылки

Система Orphus


 

 

 

 

Ефремова А.Л., старший воспитатель ДОУ №125
Кашлакова Е.В., воспитатель ДОУ №125

Здесь осока, кочки, мхи…

Программные задачи:

  1. Сформировать у детей представления о болотах, как о неотъемлемой части нашей природы.
  2. Формирование понятия о взаимоотношениях живых организмов, составляющих данный биоценоз (экосистему).
  3. Развивать собственный познавательный опыт детей с помощью наглядных средств (моделей, символов, схем).
  4. Развитие у детей способности к кодированию и декодированию полученной информации.

Оборудование: картинки, схемы.

Ход занятия:
- Ребята, вспомните, каким цветом на карте обозначаются водоемы? (голубым)
- Какие водоемы мы видим на карте Кольского полуострова? Как они обозначены? (озера - пятнышки, реки - волнистые линии)
- А как вы думаете, какие водоемы обозначены голубыми полосочками? (рисует маркером на белом картоне схематичное изображение болота, как на карте) Их на нашей карте очень много (ищут вместе с воспитателем, показывают)
Дети высказывают предположения, если не догадываются, в помощь предлагается загадка.

Все обходят это место:
Здесь земля, как будто тесто;
Здесь осока, кочки, мхи…
Нет опоры для ноги. (Болото)

Не проедешь, не пройдешь -
Обойдешь сторонкой.
И водицы не попьешь
С синеватой пленкой. (Болото)

Нарисованная воспитателем карточка выставляется на доске - это начало мнемодорожки.
- Правильно, ребята, это болото.
- А как вы думаете, как появляется болото? (ответы детей)
(Спрашивая, воспитатель рисует и выставляет следующую карточку со знаком вопроса.)
- Теперь послушайте, как это происходит на самом деле:
"Когда-то на месте болота протекала маленькая речушка. Она текла себе, текла, и все вокруг нее становилось мокрым, влажным: и трав, и камни, и земля. И вот на этой влажной земле стали прорастать растения, которые очень любят воду - влаголюбивые. Их стало так много, что вскоре они закрыли собой всю речушку. Погибшие растения перегнивали в воде. Из них образовался торф. Так появилось болото".
По ходу повествования выставляются карточки: по горизонтали - закодированная информация, по вертикали - расшифровка (где необходимо). Вертикаль можно выстраивать вместе с детьми, чтобы лучше усваивалась информация. (По вертикали под знаком вопроса выставляются карточки процесса образования болота: волнистая лента; волнистая лента с добавлением камыша; волнистая лента с камышом с добавлением травы; болото в разрезе, где видны 3 слоя: верхний - трава, камыш, средний - торф, нижний - вода.)
- Что же такое торф? (ответы детей)
- Торф - это земля, которая образуется на болотах из не до конца сгнивших растений. В нем очень много полезных веществ. Он также полезен для растений, как для детей - каша (помогает лучше расти, становиться здоровыми, сильными). (Карточка с изображением тарелки с кашей выставляется справа от знака вопроса.)
Восп. предлагает детям рассмотреть через увеличительное стекло кусочки торфа.
- Из чего состоит торф?
Поливают торф водой.
- Что произошло? (впитал воду, как губка; поэтому почва очень сырая, подходит для влаголюбивых растений) (2 карточки - схемы с изображением состава торфа: песок, перегнившие растения и свойства торфа - губка выставляется под карточкой с тарелкой каши)
- Как вы думаете, какие растения здесь вырастут? (карточка - схема с изображением болотных растений)
Предложить выбрать из ряда картинок влаголюбивые растения (осока, мох, клюква, пушица, морошка, вороника …)
- Я предлагаю поселить все выбранные растения в этот чудесный домик.
- Как вы думаете, что это за домик? (болото) (На мольберте выставляется модель дома в 3 этажа: 1 - вода, 2 - торф, 3 - мох.)
- Почему вы так решили?
- Что на первом этаже? (вода) А на втором? (торф) А на третьем? (мох, растения)
- Куда мы поселим растения? Почему? (в торфе много питательных веществ)
- Ребята, а вам не кажется, что наш домик (болотце) очень грустный? Как вы думаете, почему? (не хватает жителей) (справа от карточки с тарелкой каши выставляется карточка с улыбающимся личиком.)
- Давайте мы с вами прогуляемся до ближайшего болота и пригласим его обитателей к нам в гости (физминутка с движениями).

Мы в затылок подравнялись,
На носочки приподнялись",

На мосточек мы зашли -
Вот и речку перешли.
Дружно по лугу шагаем,
Вдруг болото мы встречаем.
Как пройти нам по болоту?
Перейдем преграду вмиг!
И по кочкам, и по кочкам
Мы поскачем: "Прыг - прыг - прыг".

- Устали? Попить хотите? (наливает из кувшина клюквенный морс)
- Какой на вкус? (кислый)
- Как вы думаете, из какой он ягоды? (предположения детей)
- Эта ягода называется клюква. Она тоже растет среди болотных мхов. В ней очень много витаминов, с помощью клюквы простуженные люди выздоравливают.
- Куда поселим клюкву? Почему? (на 3 этаж, т.к. она - растение)
Посмотрите, что за чудо?
Чьи следы это? Откуда?
- Ребята, как вы думаете, кто здесь побывал?
Дид. игра "Чьи следы?" (Карточки - схемы с изображением следов цапли (кулика), ужа (гадюки), утки (лягушки), комара (паука) дети выстраивают в вертикаль под карточкой -жители)За каждый правильный ответ дети получают карточку с изображением отгаданного животного. Предложить поселить на этажи болотного домика.
- Куда поселим ужа и гадюку? (в торф)
- Почему? (тепло, удобно прятаться, охотиться, тело длинное, гибкое - удобно пробираться)
- А цаплю и куликов? (на третий)
- Почему? (вьют гнезда, ловят насекомых, лягушек…)
Предложить опыт "Почему у цапли клюв длинный?"
В узкую банку на дно положить плоский камушек, налить до половины воды, сверху - мох или растения из аквариума. Предложить достать камушек рукой, коротким и длинным пинцетами.
- Чем удобнее? Почему? (цапля питается лягушками, насекомыми, личинками; длинный, как пинцет, клюв помогает доставать их из любых укромных уголков)
- Куда поселим лягушку? (1 этаж)
- Почему? А на какой этаж мы можем ее поселить? (на 3) (Лягушки могут жить и на земле, и в воде, поэтому их назвали земноводными животными)
- А комара куда? (на 3 - живет на растениях)
- А еще? (на 1 - личинки комара живут в воде, а взрослые - на суше)
- А утку? (на 3)
- Почему ей нравится 3 этаж? (можно спрятаться среди осоки, найти пропитание…)
- Попробуйте найти на этой картинке всех уток, сколько их?
(На картинке с густо растущим камышом угадываются силуэты уток.)
- А зачем нам нужны болота?
Словесная игра "Хорошо - плохо". Дети выясняют положительные и отрицательные стороны существования болота: хорошо потому, что дают нам ягоды, лекарственные растения, торф для обогрева, болотные растения выделяют много кислорода, в болотах начинаются реки…; плохо потому, что там живут комары, может засосать трясина, очень сыро, ползают змеи… Эту информацию также модно закодировать.
- Ребята, а давайте сделаем шаг назад и полюбуемся нашим прекрасным болотным домиком. ( Предложить детям сесть по-турецки на коврик, закрыть глаза и послушать звуки нашего нового болотца - звукозапись кваканья лягушек, шороха камыша, ветра…)
- А теперь представьте, что вот это замечательное болото вдруг засохнет, что тогда случится? (предположения детей)
(комарам негде жить - они погибнут или улетят в другое сырое место, тогда лягушкам нечего будет есть и они переберутся в другие места). Дети, используя предметные карточки модели дома строит пищевую цепочку по вертикали от карточки "Осторожно, болото!" (карточка с изображением восклицательного знака)
Предложить детям рассказать о том, что больше всего запомнилось, понравилось с опорой на мнеморяды.

Номер государственной регистрации: 50200500828
Дата: 14.06.05
 © Комитет по образованию администрации г. Мурманска, 2004-2020
 Разработчик: Городской методический центр информационных технологий
 При полном или частичном использовании материалов ссылка на портал обязательна
счетчик сайта
счетчик посещений