Адлер В.Н., воспитатель ДОУ№152
Черисова О.Н.; воспитатель ДОУ№152
Шаповал Г.Э., старший воспитатель ДОУ№152
Обитатели северных водоёмов
Программное содержание:
- Закрепить и обобщить знания о тундре как природной зоне.
- Познакомить с обитателями северных водоёмов, их приспособлением к холодной
воде морей, озёр, рек, залива.
- Учить делать выводы, обобщать, анализировать.
Словарная работа: водоплавающие, ластоногие, пресноводные. Оборудование:
изображение тундры, водоплавающих птиц, морских и пресноводных рыб, животных.
Предварительная работа: посещение Краеведческого музея, чтение и рассматривание
энциклопедий
Ход занятия:
1. Воспитатель предлагает продолжить путешествие по тундре.
-Чем отличается тундра от других природных зон?
(много озёр, болот, гор, сопок, низкорослая растительность из-за короткого
прохладного лета, вечной мерзлоты)
-Как называют Кольский полуостров? Почему? ( Край голубых озер)
-Какими омывается морями? ( Белым и Баренцевым морями).
-Какие животные приспособились к жизни в холодной воде? (водоплавающие)
-Каких водоплавающих животных вы знаете? (рыбы, птицы, некоторые звери)
2. Рассказ воспитателя. Все водоёмы делятся на два вида: с пресной водой и с
солёной. В морях вода солёная, а реках и озёрах - пресная. Солёная вода Кольского
залива, Баренцева и Белого моря не замерзает и в лютую стужу.
-Почему ещё не замерзает Баренцево море и наш Кольский залив? (существует
тёплое течение-Гольфстрим)
-Вспомните экспозицию музея "подводный мир"
-Какие животные обитают в солёной морской воде? (медузы, рыбы: треска, сельдь,
палтус, окунь…).
Каждый вид рыб в море занимают определённую глубину, приспосабливаясь к давлению
водяной толщи и свету. Рыб, живущих на глубине, называют глубоководными. Они
имеют плоское тело, похожее на ладонь. Глаза расположены на одной стороне туловища.
В пресных водах живут рыбы пресноводные, к ним относятся: щука, карась, окунь,
налим … (воспитатель иллюстрирует рассказ)
-Какие животные питаются рыбой? (белый медведь, тюлень, морж)
Рассмотрите этих животных (иллюстрации)
-Почему им не страшна ледяная вода северных водоёмов? (толстый слой жира)
-Что помогает животным плавать в воде? (лапы у моржа и тюленя в виде ласт,
есть хвост, похожий на плавник рыбы) -Почему медведь не превращается в сосульку,
вылезая из воды? (опыт со смазыванием рук жиром)
Воспитатель: Крупные звери приспособились к жизни в северных водоёмах, но медведь
большую часть жизни проводит на суше, среди льдов, ныряя в прорубь за рыбой,
а тюленя и моржа так и называют -ластоногие.
Мелкой рыбой северных водоёмов питается не только звери, но и птицы.
Вспомните экспозицию музея "птичий базар"
-Каких птиц, питающихся рыбой, вы знаете? (чайки, бакланы, кайры)
-Где птицы устраивают гнёзда? Почему? (на скалах, вблизи водоёмов, чтобы
рядом была пища).
Объясните, как птицы приспособились к ловле рыб? (перепонкам на лапах между
пальцами помогают плавать и нырять, подкожный слой жира защищает от холода)
3. Продуктивная деятельность. Коллаж.
|