Образовательный портал города Мурманска
html clocks скачать часы для сайта
Версия для слабовидящих  
 
Дошкольное образование

Дошкольные
образовательные
учреждения

Образовательные программы

Методические
разработки

Педагогическая мастерская

Дошкольная
мозаика

Запись ребёнка в детский сад на Портале госуслуг

Полезные ссылки

Система Orphus


 

 

 

 

Бимеева А.В., воспитатель ДОУ № 120

Красная книга Севера. Животный мир Лапландского заповедника

Программные задачи:

  1. Формировать ответственное и бережное отношение к родной природе.
  2. Познакомить детей с обитателями Лапландского заповедника. Дать общую характеристику северного оленя (особенности внешнего вида, повадок, условий содержания).

Предварительная работа: экскурсия в краеведческий музей; рассматривание фотографий и открыток с природой лапландского заповедника; прослушивание грамзаписи (шум леса, голосов птиц и зверей ); беседа с детьми о труде взрослых в заповеднике; рассказ воспитателя "Как звери Севера к зиме готовятся?", чтение рассказов В.Богороза "Олени", чтение стихов о тундре, оленях, рассматривание энциклопедий "Тайный мир животных", "Первые вопросы о животных", "Живой мир".

Оборудование: карта Кольского полуострова, карта Лапландского заповедника, иллюстрации и фотографии обитателей заповедника, слайды, Красная книга, схемы-карточки, мнемотаблица, аркан, картина "Северный олень", листы бумаги, художественные средства изображения ( карандаши, акварель, гуашь, мелки)

Ход занятия:
1.Воспитатель читает стихотворение:

Стремительно вникая в опыт древних,
И постигая суть его корней,
Я стойкости учился у деревьев,
А ловкости и силе у зверей.
У рыб - сосредоточенно молчать.
Поэтому обязан я природу
От всех врагов достойно защищать.

Воспитатель: Какое значение имеет природа в жизни каждого человека? (ответы детей)
Кроме красоты и прекрасного настроения природа дает человеку то, без чего невозможно жить.
Воспитатель: Почему необходимо охранять природу?
Люди могут приумножать природу, а могут погубить оставшееся.
Воспитатель: Как можно сохранить исчезающие виды растений и животных?
Более 100 лет назад был издан закон, который позволил создавать в нашей стране заповедники. Что такое заповедник? Заповедник - это островки спасения природы от человека. Какой заповедник есть на Кольском полуострове? (Лапландский)
Показ на карте Кольского полуострова - Лапландского заповедника.
Эти места на карте Кольского полуострова обозначают квадратиком с надписью "Лапландский государственный заповедник". Лапландский заповедник - это десятки речек и ручьев, большие и малые озера, леса, горы, тундра, разнообразный животный и растительный мир.
Хороши эти места в летнюю пору. Полярное солнце не прячется за горизонт ни на секунду - лишь ненадолго опустится к каменистой тундре, зацепится за макушки сосен, отдохнет немного и снова вверх (рассказ воспитателя сопровождается показом слайдов).

2. Воспитатель: Посмотрите внимательно на карту и назовите, кто живет в Лапландском заповеднике? (дети называют знакомых животных, воспитатель дополняет ответы детей)
Животные: олень, лось, медведь, волк, лиса, куница, ласка, норка, росомаха, бобр, заяц, белка, ондатра, леминг.
Птицы: глухарь, тетерев, рябчик, куропатка, беркут, сокол, орлан, белохвост, скопа, дятел, клест, сова, гагара, кряква, лебедь, гусь, горихвостка, дрозд, чирок-свистунок, гоголь, мухоловка-пеструшка, чечетка, дербник.
Рептилии: гадюка, ящерица
Амфибии: лягушка
Рыбы: щука, окунь, сиг.
Заповедник является единственным местом на Кольском полуострове, где обитают в некоторых реках и ручьях жемчужница европейская - моллюск, занесенный в Красную книгу.
Дидактическая игра "Словесная дуэль". Цель: классификация объектов живого мира заповедника. Формирование обобщенных понятий.
- Кто больше назовет обитателей заповедника?

3.Воспитатель: Что такое Красная книга? Почему она называется Красной?
(Красный цвет опасности. Остановись! Подумай, человек!)
Деревья, трава, цветок и птица не могут защититься. Если будут уничтожены они, на планете мы останемся одни.
Ребята! Если хотите, мы с вами сделаем свою Красную книгу, которая будет находиться в нашей группе. Каждый раз, слушая или читая о редких растениях и животных, мы будем пополнять ее иллюстрациями и фотографиями.

4.Динамическая пауза: (текст стихотворения сопровождается движениями)

Солнце глянуло в окошко,
Осветило нам дорожку,
Мы оленя догоняли
Наши ноги не устали.
Я оленя не догнал,
И в большой сугроб упал.

5. Воспитатель: Сегодня мы откроем первую страницу нашей красной книги. Чтобы узнать, кто же на ней будет жить, нам нужно заполнить таблицу.
Цель: Выделение компонентов объекта (северного оленя)
- Переверните подсказку под цифрой 1 (символ - мех). Что может означать этот рисунок? Окраска меха меняется по сезонам. Летняя шерсть короткая темно-бурая, к зиме подрастает длинная, седая. Кто это может быть?
- Цифра 2(символ - рога). Рога имеются у самки и самца. К зиме самцы рога сбрасывают. Рога имеют форму серпа (вспомнить, кто из животных имеет рога).
- Цифра 3(символ - след). След от копыт почти квадратный. Строение копыт позволяет не проваливаться в снег, а острый конец копыт помогает добывать корм. У кого есть копыта?
Опыт: "Для чего оленю широкие копыта?"
Из теста делают три одинаковые лепешки (1-1,5 см) и в целлофановых пакетах кладут в холодильник. для опыта также понадобятся два предмета с разной площадью опоры (например, четыре острозаточенных карандаша и четыре закрытых фломастера).
Каждый из полученных "столов" поставить на пленку, сверху положить одинаковые грузы. После этого "столы" убираются и рассматриваются следы. Там, где площадь опоры меньше, след более глубокий.
Вывод: оленю нужны широкие копыта, чтобы он меньше проваливался в снег.)
- Цифра 4. Вес взрослого животного достигает 200 кг. Кто это может быть?
- Цифра 5. Маленький хвост.
- Цифра 6. Весной появляются детеныши. Только что родившийся малыш уже встает на ноги и сосет молоко, а на второй день уже бежит за матерью, не отставая.
- Цифра 7. летом это животное питается листвой, цветами, бутонами, грибами. Зимой любимое лакомство - мох ягель.
- Цифра 8. обитает на севере Кольского полуострова и на севере Америки, поэтому называется северным.
Дети вместе с воспитателем составляют загадку:
Цель: Развитие алгоритма мышления. Составление коллективным способом загадки по аналогии.

Бурый, но не медведь;
С рогами, но не лось;
С копытами, но не конь;
Тяжелый, но не слон ...

Выставляется картина "Северный олень".

Мха копытами касаясь
Ходит в тундре тот красавец.
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.
Утолит голод мхами,
Хоть укрыла их пурга.
Как лопатою, копытом
Разгребает он снега.

Дети составляют рассказ о северном олене с опорой на заполненную мнемотаблицу.
Воспитатель: какое значение имеет северный олень в жизни людей?
- Средство передвижения;
- Жирное молоко
- Спорт
- Мясо, ценный мех и шкура;
- Из рогов делают лекарства и поделки;
Продуктивная деятельность "Человеку верно служит быстрый северный олень".

 

Номер государственной регистрации: 50200500828
Дата: 14.06.05
 © Комитет по образованию администрации г. Мурманска, 2004-2020
 Разработчик: Городской методический центр информационных технологий
 При полном или частичном использовании материалов ссылка на портал обязательна
счетчик сайта
счетчик посещений