Щербунова И.А., воспитатель ДОУ № 120
Зеленое богатство Лапландского заповедника
Программное содержание:
- Воспитывать бережное отношение к богатству родной природы, желание ее охранять,
соблюдая правила поведения в ней.
- Показать роль человека в сохранении целостности растительного мира Лапландского
заповедника.
- Расширять и углублять представления детей об условиях среды, к которым приспособились
растения Лапландского заповедника.
- Уточнить представления о пользе растений.
Оборудование: иллюстрации, фотографии растительного мира Лапландского
заповедника, схемы растительного мира.
Предварительная работа: беседа о растительном мире Лапландского заповедника;
Изучение географической карты заповедника, Кольского полуострова; рассматривание
иллюстраций и фотографий Лапландского заповедника, экскурсия в краеведческий
музей; чтений статей в журналах-ежегодниках "Лапландский заповедник";знакомство
с лекарственными растениями из книги В.Ф.Сотник "Кладовая здоровья";изучение
энциклопедии.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами отправимся на экскурсию в Лапландский
заповедник. Вспомните правила поведения в нем:
- ходить только по экологической тропе с экскурсоводом;
- не рвать цветы, не топтать траву;
- не шуметь, а только наблюдать и любоваться природой;
- замечать все необычное и запоминать.
1. Словесная игра "Назови одним словом". (Растения, кустарники,
травы, цветы, мхи, ягоды, грибы) Цель: Классификация растительного мира
Лапландского заповедника по обобщенным понятиям.
- Какие растения мы можем увидеть в лесу? (с опорой на схематическое изображение
растений)
В.: - Поприветствуем нашего зеленого друга: "Здравствуй, лес! Чудесный
лес! Полный сказок и чудес!"
- Как ответит лес? (многообразием звуков: шумит листва на деревьях, ветер
напевает воздушную песенку, шуршат листья под ногами, скрипит мох, пение птиц)
- Докажите, что растения - живая природа (питаются, дышат, двигаются, растут,
размножаются).
2. Дидактическая игра "Части - целое" Цель: Выделение части из целого.
Все растения получают питание из почвы с помощью корней, по стеблю питательные
вещества поступают к листьям, цветкам, плодам; растение дышит, поворачивает
листья к свету.
- Для чего нужны растения на Земле?
- Что общего у всех объектов растительного мира?
3. Посмотрите, как много листьев. Какие они все красивые, неповторимые. Соберите
их.
Динамическая пауза "Листья и ветер" (ритмические движения под музыку
с листьями)
4. Словесная игра "Назови лист".
Цель: Образование относительных прилагательных.
5. Воспитатель: Отправляемся дальше в путь. Вот и поляна. Сколько на
ней цветущих растений! Здесь растет и чудо растение. Рассмотрите картинки и
определите: о каком растении будем говорить? (ягодный куст) (иллюстрация
Дерен шведский)
Это одно и то же растение. Название его "Дерен шведский". Когда он
цветет, то у него мелкие черные цветы, окруженные белыми прицветниками, листья
зеленые. А в период созревания ягод листья меняют цвет на лилово-розовые; ягоды
крупные, ярко-красные, но не съедобные. Придумаем название этому растению (модница,
недотрога, красавица, хамелеон)
6. Воспитатель: В заповеднике очень много съедобных северных ягод.
Дидактическая игра "Этажи леса" (1 этаж-клюква, брусника, вороника,2этаж
- черника, голубика, морошка,3 этаж- смородина, малина)
Цель: формирование дифференцированных представлений о ягодах в зависимости от
высоты кустарника.
В.: Какая польза от ягод? (витамины, брусника, клюква помогают при простудных
заболеваниях; черника, голубика полезны для глаз и т.д.)
Воспитатель: Какую пользу мы можем принести, чтобы помочь взрослым сохранить
эти растения?
-Бережно относится ко всем растениям;
-Беречь корневую систему растений;
-Не собирать ягоды в заповедных местах, зная, что они являются кормом для животных;
-Беречь растения, которые занесены в Красную книгу.
7. Воспитатель: Вот и подошла к концу наша экскурсия. И теперь мы уже
точно знаем, кто кого спасает от гибели на планете Земля. Растения - дают кислород,
тепло, питание, не позволяют разрушаться и выветриваться почве. Человек - бережет,
растит леса для жизни на Земле, сохраняет целостность экосистемы, соблюдает
правила поведения в ней!
Помните всегда:
Лес - богатство и краса,
Береги свои леса.
Люби лес, люби природу -
Будешь вечно мил народу!
|