Образовательный портал города Мурманска
html clocks скачать часы для сайта
Версия для слабовидящих  
 
Дошкольное образование

Дошкольные
образовательные
учреждения

Образовательные программы

Методические
разработки

Педагогическая мастерская

Дошкольная
мозаика

Запись ребёнка в детский сад на Портале госуслуг

Полезные ссылки

Система Orphus


 

 

 

 

Организация работы с детьми с нарушениями речи на логопедическом пункте
в дошкольном учреждении

из опыта работы учителей-логопедов
Сеничкиной В.В. ДОУ №120, Червяковой Н.А. ДОУ №18, Летуновской Т.А. ДОУ №128

Пояснительная записка

Рост числа детей с речевыми расстройствами постоянно растёт, а речевые нарушения принимают всё более сложные формы.

Кольское Заполярье требует серьёзного подхода к проблемам организации обучения, сбережению и укреплению здоровья детей-северян. Большая часть дошкольников проживающих в северных регионах, переносят по 4 и более заболеваний в год. Нарушается последовательность и системность коррекционного обучения дошкольников.

Названные причины и обусловленные ими речевые трудности повлекли за собой необходимость написания программы коррекционно-развивающего обучения детей на дошкольном логопункте.

Анализ организационной и содержательной сторон деятельности логопункта выявляет, что она в определённой степени синтезирует элементы работы логопеда детской поликлиники и дошкольной группы для детей с нарушениями речи, имеет при этом определённую специфику работы. Логопедический пункт при чёткой организации обладает высокой эффективностью коррекционного воздействия, разнообразием в выборе средств и играет важную роль в речевой и общей подготовке детей
к школе.

Данная модель организации органично вписывается в систему ДОУ любого типа, результативна и малозатратна.

Опыт функционирования дошкольных логопедический пунктов в условиях Крайнего Севера показывает, что следует уменьшить количество фронтальных и подгрупповых занятий, и увеличить время на индивидуальную работу.

В первую очередь на логопункт зачисляются дети старшей и подготовительной групп.

Порядок изучения звуков и количество занятий, отведённых на эту работу, может меняться по усмотрению логопеда.

Планирование занятий с детьми, имеющими диагноз ОНР III (у. р. р.), 1-й год обучения разделено на III периода обучения:

I период – октябрь – ноябрь. 12 занятий (1 занятие в неделю)

  • формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи

II период – декабрь – февраль. 23 занятий (2 занятия в неделю)

  • формирование лексико-грамматических средств языка, развитие связной речи и формирование правильного звукопроизношения

III период – март – май. 28 занятий (3 занятия в неделю)

  • формирование лексико-грамматических средств языка, развитие связной речи и формирование правильного звукопроизношения

Всего 57 занятий в год. С 15 мая – повторение пройденного материала.

ОНР III (у. р. р.) 2-ой год обучения смотри планирование занятий с ФФН + ОНР IV (у. р. р.) 6-7 лет.

Планирование занятий с детьми, имеющими диагноз ОНР IV (у. р. р. и ФФН (5-6 лет) разделено на III периода обучения

I период – октябрь – ноябрь. 24 занятий (2 занятия в неделю)
II период – декабрь – февраль 23 занятий (2 занятия в неделю)
III период – март – май 21 занятие (2 занятия в неделю)

Всего 51 занятие в год. С 15 мая – повторение пройденного материала

  • звукопроизношение + связная речь – 51 занятие

Планирование занятий с детьми, имеющими диагноз ОНР IV (у. р. р.) и ФФН (6 -7 лет) разделено на II периода обучения

I период – октябрь – декабрь. 26 занятий (2 занятия в неделю)
II период – январь – май. 34 занятия (2 занятия в неделю)

  • звукопроизношение, подготовка к обучению грамоте + связная речь

Всего 49 занятий в год. С 15 мая – повторение пройденного материала.

2-я половина сентября – обследование детей, заполнение речевых карт, оформление документации.

Форма организации занятий – подгрупповая, в микрогруппах и индивидуальная. Объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, по 6-7 человек, периодичность занятий – 2 раза в неделю по 20 – 25 минут.

Занятия с детьми проводятся в дневное время и 1 раз в неделю вечером для того, чтобы родители имели возможность присутствовать на них и получить необходимые рекомендации, советы и консультации.

В основу коррекционной системы обучения детей с речевыми нарушениями положены следующие принципы:

  • раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;
  • преодоление недостатков в речевом развитии;
  • развивающий характер обучения, основанный на дифференцированном подходе к детям (выявление уровней актуального и ближайшего развития;
  • осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников и сотрудников ДОУ и специалистами детской поликлиники, медицинских учреждений.

Основная цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развивать фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных ситуациях.

Формирование звуковой стороны речи рассматривается, как одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры речи и подготовки к успешному овладению письменной формой речи.

Индивидуальные занятия.

Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей.

ОНР III у. р. р. – 3 – 4 раза в неделю;
ОНР IV у. р. р. – 3 – 4 раза в неделю;
ФФН – 2 – 3 раза в неделю;
ФН – 1 – 2 раза в неделю (только индивидуальные и микро подгрупповые занятия);

Фрагменты планирования коррекционных занятий на логопункте

с детьми 5-6 лет с диагнозом ФФН + ОНР (IV у. р. р.) 1-й период обучения (сентября – ноябрь) 24 занятия (2 в неделю)
c детьми 5-6 лет с диагнозом ФФН + ОНР (IV у. р. р.) 2-й период обучения (декабрь – февраль) 23 занятия (2 в неделю)
с детьми 5-6 лет с диагнозом ФФН + ОНР IV (у. р. р.) 3-ий период обучения (март – май) 21 занятие (2 в неделю)
с детьми 6-7 лет с ФФН + ОНР IV (у. р. р.) 1 период обучения (октябрь – декабрь) 26 занятий (2 в неделю)
с детьми 6-7 лет с ФФН + ОНР IV (у. р. р.) 2 период обучения (январь – май) 36 занятий (2 в неделю)


 

Номер государственной регистрации: 50200500828
Дата: 14.06.05
 © Комитет по образованию администрации г. Мурманска, 2004-2020
 Разработчик: Городской методический центр информационных технологий
 При полном или частичном использовании материалов ссылка на портал обязательна
счетчик сайта
счетчик посещений