Организация работы с детьми с нарушениями речи на логопедическом
пункте
в дошкольном учреждении
из опыта работы учителей-логопедов
Сеничкиной В.В. ДОУ №120, Червяковой Н.А. ДОУ №18, Летуновской Т.А.
ДОУ №128
Пояснительная записка
Рост числа детей с речевыми расстройствами постоянно
растёт, а речевые нарушения принимают всё более сложные формы.
Кольское Заполярье требует серьёзного подхода
к проблемам организации обучения, сбережению и укреплению здоровья
детей-северян. Большая часть дошкольников проживающих в северных
регионах, переносят по 4 и более заболеваний в год. Нарушается последовательность
и системность коррекционного обучения дошкольников.
Названные причины и обусловленные ими речевые
трудности повлекли за собой необходимость написания программы коррекционно-развивающего
обучения детей на дошкольном логопункте.
Анализ организационной и содержательной сторон
деятельности логопункта выявляет, что она в определённой степени
синтезирует элементы работы логопеда детской поликлиники и дошкольной
группы для детей с нарушениями речи, имеет при этом определённую
специфику работы. Логопедический пункт при чёткой организации обладает
высокой эффективностью коррекционного воздействия, разнообразием
в выборе средств и играет важную роль в речевой и общей подготовке
детей
к школе.
Данная модель организации органично вписывается
в систему ДОУ любого типа, результативна и малозатратна.
Опыт функционирования дошкольных логопедический
пунктов в условиях Крайнего Севера показывает, что следует уменьшить
количество фронтальных и подгрупповых занятий, и увеличить
время на индивидуальную работу.
В первую очередь на логопункт зачисляются дети
старшей и подготовительной групп.
Порядок изучения
звуков и количество занятий, отведённых на эту работу, может меняться
по усмотрению логопеда.
Планирование занятий с
детьми, имеющими диагноз ОНР III (у. р. р.), 1-й год обучения разделено
на III периода обучения:
I период – октябрь – ноябрь.
12 занятий (1 занятие в неделю)
- формирование лексико-грамматических средств языка и развитие
связной речи
II период – декабрь – февраль.
23 занятий (2 занятия в неделю)
- формирование лексико-грамматических средств языка, развитие
связной речи и формирование правильного звукопроизношения
III период – март – май. 28 занятий
(3 занятия в неделю)
- формирование лексико-грамматических средств языка, развитие
связной речи и формирование правильного звукопроизношения
Всего 57 занятий в год. С 15 мая – повторение
пройденного материала.
ОНР III (у. р. р.) 2-ой год обучения смотри планирование
занятий с ФФН + ОНР IV (у. р. р.) 6-7 лет.
Планирование занятий с
детьми, имеющими диагноз ОНР IV (у. р. р. и ФФН (5-6 лет) разделено
на III периода обучения
I период – октябрь – ноябрь.
24 занятий (2 занятия в неделю)
II период – декабрь – февраль 23 занятий (2 занятия
в неделю)
III период – март – май 21 занятие (2 занятия в
неделю)
Всего 51 занятие в год. С 15 мая – повторение
пройденного материала
- звукопроизношение + связная речь – 51 занятие
Планирование занятий с
детьми, имеющими диагноз ОНР IV (у. р. р.) и ФФН (6 -7 лет) разделено
на II периода обучения
I период – октябрь – декабрь.
26 занятий (2 занятия в неделю)
II период – январь – май. 34 занятия (2 занятия
в неделю)
- звукопроизношение, подготовка к обучению грамоте + связная
речь
Всего 49 занятий в год. С 15 мая – повторение
пройденного материала.
2-я половина
сентября – обследование детей, заполнение речевых карт, оформление
документации.
Форма организации занятий – подгрупповая, в микрогруппах
и индивидуальная. Объединяются дети одной возрастной группы, имеющие
сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, по
6-7 человек, периодичность занятий – 2 раза в неделю по 20 – 25
минут.
Занятия с детьми проводятся в дневное время и
1 раз в неделю вечером для того, чтобы родители имели возможность
присутствовать на них и получить необходимые рекомендации, советы
и консультации.
В основу коррекционной системы обучения детей
с речевыми нарушениями положены следующие принципы:
- раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;
- преодоление недостатков в речевом развитии;
- развивающий характер обучения, основанный на дифференцированном
подходе к детям (выявление уровней актуального и ближайшего развития;
- осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников
и сотрудников ДОУ и специалистами детской поликлиники, медицинских
учреждений.
Основная цель программы – сформировать
полноценную фонетическую систему языка, развивать фонематическое
восприятие и навыки первоначального звукового анализа, автоматизировать
слухопроизносительные умения и навыки в различных ситуациях.
Формирование звуковой стороны речи рассматривается,
как одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры речи
и подготовки к успешному овладению письменной формой речи.
Индивидуальные занятия.
Частота проведения индивидуальных занятий определяется
характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом
и индивидуальными психофизическими особенностями детей.
ОНР III у. р. р. – 3 – 4 раза в неделю;
ОНР IV у. р. р. – 3 – 4 раза в неделю;
ФФН – 2 – 3 раза в неделю;
ФН – 1 – 2 раза в неделю (только индивидуальные и микро подгрупповые
занятия);
Фрагменты планирования
коррекционных занятий на логопункте
с детьми 5-6 лет с диагнозом
ФФН + ОНР (IV у. р. р.) 1-й период обучения (сентября – ноябрь)
24 занятия (2 в неделю)
c детьми 5-6 лет с диагнозом ФФН + ОНР (IV
у. р. р.) 2-й период обучения (декабрь – февраль) 23 занятия (2
в неделю)
с детьми 5-6 лет с диагнозом ФФН + ОНР IV
(у. р. р.) 3-ий период обучения (март – май) 21 занятие (2 в неделю)
с детьми 6-7 лет с ФФН + ОНР IV (у. р. р.)
1 период обучения (октябрь – декабрь) 26 занятий (2 в неделю)
с детьми 6-7 лет с ФФН + ОНР IV (у. р. р.)
2 период обучения (январь – май) 36 занятий (2 в неделю)
|