Образовательный портал города Мурманска
html clocks скачать часы для сайта
Версия для слабовидящих  
 
Дошкольное образование

Дошкольные
образовательные
учреждения

Образовательные программы

Методические
разработки

Педагогическая мастерская

Дошкольная
мозаика

Запись ребёнка в детский сад на Портале госуслуг

Полезные ссылки

Система Orphus


 

 

 

 

Городской фестиваль физкультуры и спорта "Белый медвежонок"

Закаливание детей дошкольного возраста

    «Сильный, но не закаленный человек подобен крепости с толстыми высокими стенами, в которой забыли поставить ворота».

Из опыта работы МБДОУ №119

 

Дети - это наше будущее, и сегодня от нас зависит, какое оно будет. В современном обществе отмечается повышение требований к физическому, психическому, личностному развитию детей. Сохранить здоровье и интеллект нации на современном этапе—главная задача, в решении которой проблема развития детей дошкольного возраста в условиях семьи и общественного воспитания является центральной.

Реализуемые нами программы и технологии помогают наиболее полному личностному развитию воспитанников. Их содержание, а также построение воспитательно-образовательного процесса на основе сотрудничества, уважения к личности ребенка, обеспечивает хороший уровень компетентности детей в различных сферах.

В начале учебного года, составив карты здоровья, проанализировав листы адаптации, мы провели мониторинг исходного уровня развития детей. В процессе мониторинга мы использовали: метод наблюдений, беседы, дидактические игры, подобранные соответственно возрасту. Изучив полученные результаты, мы наметили план дальнейшей работы и поставили для себя цель: создать у себя в группе такую здоровьесберегающую среду, которая могла бы обеспечить воспитаннику возможность сохранения здоровья. Всю свою педагогическую деятельность мы строим в соответствии с психо-физическими особенностями каждого ребенка, что позволяет осуществлять контроль за здоровьем детей и полнее раскрыть их творческий потенциал. Педагогический процесс полностью оснащен необходимыми материалами и пособиями, программой развития дошкольной группы, конспекты и дидактические игры.

В группе мы стараемся создать домашнюю обстановку, чтобы обеспечить все условия для разностороннего развития детей, чтобы они чувствовали себя уютно и комфортно.

Для достижения поставленной цели необходимо:

  • организация здоровьесберегающей и развивающей среды, способствующих конструированию вариантов здорового образа жизни, повышению сопротивляемости и защитных свойств организма ребенка;
  • создание условий для обеспечения психологической безопасности личности ребенка;
  • формирование у детей жизненно необходимых двигательных умений и навыков в различных видах деятельности.

Закаливание детей дошкольного возраста является важным фактором, способствующим укреплению здоровья малышей. Под закаливанием понимают повышение сопротивляемости организма главным образом низким температурам, поскольку в возникновении ряда заболеваний играет важную роль охлаждение организма (болезни верхних дыхательных путей, воспаление легких, и т. п.). Цель закаливания - выработать способность организма быстро изменять работу органов и систем в связи с постоянно меняющейся внешней средой. Способность организма приспосабливаться к определенным условиям внешней среды вырабатывается многократным повторением воздействия того или иного фактора (холода, тепла и т. п.) и постепенного повышения его дозировки. В результате закаливания ребенок становится менее восприимчивым не только к резким изменениям температуры и простудным заболеваниям, но и к другим инфекционным болезням.

Для того чтобы с наибольшей эффективностью, использовать природные факторы для оздоровления, необходимо придерживаться определенных правил и принципов:

  • систематичность,
  • постепенность,
  • учёт индивидуальных особенностей,
  • разнообразие средств и форм,
  • активный режим,
  • сочетание общих и местных процедур,
  • самоконтроль.

Принцип систематичности требует ежедневного выполнения процедур. Длительные перерывы в закаливании ведут к ослаблению или полной утрате приобретённых защитных реакций.

Противопоказания к закаливанию:

Абсолютных противопоказаний к закаливанию нет. Каждый человек должен закаляться всю жизнь. Важно только правильно дозировать, особенно в начальном периоде, закаливающие процедуры.

Закаленные дети обладают хорошим здоровьем, аппетитом, спокойны, уравновешенны, отличаются бодростью, жизнерадостностью, высокой работоспособностью..

В группе проводятся закаливающие процедуры, предусмотренные планированием в строгом соответствии с возрастом ребенка и временем года, в которое они проводятся. Это воздушные и водные процедуры, солнечные ванны.

Большое внимание воспитатели группы уделяют использованию дорожек здоровья, используя их в установленное расписанием время после дневного отдыха детей.
Система закаливания организма ребенка полностью зависит от времени года, в которое оно проводится. Из приведенной ниже таблицы следует серьезное отношение всего коллектива группы к здоровью детей.

Закаливающие процедуры

Время проведения

Продолжительность проведения Рекомендации
Закаливание водой Утром, после дневного сна Мыть руки до локтей температура +26-+28, постепенно снижать до +20—5-10 мин. Закаливания детского организма водными процедурами
Бодрящая гимнастика После дневного сна (ежедневно) Выполняется 5-8 мин.
Упражнения направлены на все виды мышц.
Способствует укреплению здоровья детей
Дыхательная гимнастика Ежедневно, в течении дня Иммитация
«Надуем воздушный шар»
(3-5 раз);
Целебные звуки
«Дышим под музыку»
(5-6 раз) - по 5 минут

Закаливание воздухом
Массаж частей тела В повседневной жизни Массаж 3-5 минут Укрепление всех частей тела
Босохождение
После дневного сна (ежедневно) Продолжительность 5 минут.
Ходьба по ребристым коврикам
. Способствует профилактике плоскостопия
       

В нашей группе во всей проводимой НОД применяются технологии направленные на сохранение и развитие здоровья ребят. Так как насколько здоров ребенок - настолько он и развит.

Для создания условий по сохранению, укреплению, формированию здоровья детей так же нужно разумное сочетание оздоровительных и образовательных задач, что обеспечит развитие детей не в ущерб здоровью.

Важнейшим фактором, который способствует развитию, сбережению и укреплению здоровья детей в группе являются ежедневные проветривания помещения, соблюдение температурного режима в туалетном помещении, чистота в группе, много света, спокойный, доброжелательный тон воспитателя, обязательные ежедневные прогулки утром и вечером в любое время года за исключением холодных температур (ниже 15oС).

Работа с родителями для нас является важной составляющей всего педагогического процесса, ведь от нашего сотрудничества многое зависит. Для этого мы проводим, такие мероприятия, как:
Анкетирование родителей по физическому воспитанию.
Родительское собрание с участием детей «О здоровье всерьёз».

Консультации для родителей.

Задачи:

  1. Повышение педагогической компетенции родителей.
  2. Выработка согласованных точек зрения педагогов и родителей.

План проведения:

  1. Просмотр физкультурного занятия (с элементами оздоровления).
  2. Тренинг «Слагаемые здоровья».
  3. Выступление инструктора по физической культуре «Профилактика плоскостопия».
  4. Обмен опытом «А я поступаю так».

Заключение:

Таким образом, осуществляя свою работу по четко разработанной нами системе и опираясь на научную литературу различных авторов, наши результаты показываютвысокую оценку оздоровления, обеспечивающую укрепление соматического и психического здоровья, нормальное физическое и общее развитие детей дошкольного возраста



 

 

Номер государственной регистрации: 50200500828
Дата: 14.06.05
 © Комитет по образованию администрации г. Мурманска, 2004-2020
 Разработчик: Городской методический центр информационных технологий
 При полном или частичном использовании материалов ссылка на портал обязательна
счетчик сайта
счетчик посещений