Городской фестиваль физкультуры и спорта "Белый медвежонок"
Закаливание детей дошкольного возраста
|
|
«Сильный, но не закаленный человек подобен
крепости с толстыми высокими стенами, в которой забыли поставить
ворота». |

Из опыта работы МБДОУ №119
 |
Дети - это наше будущее, и сегодня от нас зависит, какое
оно будет. В современном обществе отмечается повышение требований
к физическому, психическому, личностному развитию детей. Сохранить
здоровье и интеллект нации на современном этапе—главная задача,
в решении которой проблема развития детей дошкольного возраста
в условиях семьи и общественного воспитания является центральной. |
Реализуемые нами программы и технологии помогают
наиболее полному личностному развитию воспитанников. Их содержание,
а также построение воспитательно-образовательного процесса
на основе сотрудничества, уважения к личности ребенка, обеспечивает
хороший уровень компетентности детей в различных сферах. |
 |
В начале учебного года, составив карты здоровья, проанализировав
листы адаптации, мы провели мониторинг исходного уровня развития
детей. В процессе мониторинга мы использовали: метод наблюдений,
беседы, дидактические игры, подобранные соответственно возрасту.
Изучив полученные результаты, мы наметили план дальнейшей работы
и поставили для себя цель: создать у себя в группе такую здоровьесберегающую
среду, которая могла бы обеспечить воспитаннику возможность сохранения
здоровья. Всю свою педагогическую деятельность мы строим в соответствии
с психо-физическими особенностями каждого ребенка, что позволяет
осуществлять контроль за здоровьем детей и полнее раскрыть их творческий
потенциал. Педагогический процесс полностью оснащен необходимыми
материалами и пособиями, программой развития дошкольной группы,
конспекты и дидактические игры.
В группе мы стараемся создать домашнюю обстановку, чтобы обеспечить
все условия для разностороннего развития детей, чтобы они чувствовали
себя уютно и комфортно.
Для достижения поставленной цели необходимо:
- организация здоровьесберегающей и развивающей среды,
способствующих конструированию вариантов здорового образа
жизни, повышению сопротивляемости и защитных свойств организма
ребенка;
- создание условий для обеспечения психологической безопасности
личности ребенка;
- формирование у детей жизненно необходимых двигательных
умений и навыков в различных видах деятельности.
|
 |
Закаливание детей дошкольного возраста является важным фактором,
способствующим укреплению здоровья малышей. Под закаливанием понимают
повышение сопротивляемости организма главным образом низким температурам,
поскольку в возникновении ряда заболеваний играет важную роль охлаждение
организма (болезни верхних дыхательных путей, воспаление легких,
и т. п.). Цель закаливания - выработать способность организма быстро
изменять работу органов и систем в связи с постоянно меняющейся
внешней средой. Способность организма приспосабливаться к определенным
условиям внешней среды вырабатывается многократным повторением воздействия
того или иного фактора (холода, тепла и т. п.) и постепенного повышения
его дозировки. В результате закаливания ребенок становится менее
восприимчивым не только к резким изменениям температуры и простудным
заболеваниям, но и к другим инфекционным болезням.
Для того чтобы с наибольшей эффективностью, использовать природные
факторы для оздоровления, необходимо придерживаться определенных
правил и принципов:
- систематичность,
- постепенность,
- учёт индивидуальных особенностей,
- разнообразие средств и форм,
- активный режим,
- сочетание общих и местных процедур,
- самоконтроль.
Принцип систематичности требует ежедневного выполнения процедур.
Длительные перерывы в закаливании ведут к ослаблению или полной
утрате приобретённых защитных реакций.
Противопоказания к закаливанию:
Абсолютных противопоказаний к закаливанию нет. Каждый человек должен
закаляться всю жизнь. Важно только правильно дозировать, особенно
в начальном периоде, закаливающие процедуры.
Закаленные дети обладают хорошим здоровьем, аппетитом, спокойны,
уравновешенны, отличаются бодростью, жизнерадостностью, высокой
работоспособностью..
В группе проводятся закаливающие процедуры, предусмотренные планированием
в строгом соответствии с возрастом ребенка и временем года, в которое
они проводятся. Это воздушные и водные процедуры, солнечные ванны.
Большое внимание воспитатели группы уделяют использованию дорожек
здоровья, используя их в установленное расписанием время после дневного
отдыха детей.
Система закаливания организма ребенка полностью зависит от времени
года, в которое оно проводится. Из приведенной ниже таблицы следует
серьезное отношение всего коллектива группы к здоровью детей.
Закаливающие процедуры |
Время проведения |
Продолжительность проведения |
Рекомендации |
Закаливание водой |
Утром, после дневного сна |
Мыть руки до локтей температура +26-+28, постепенно снижать
до +20—5-10 мин. |
Закаливания детского организма водными процедурами |
Бодрящая гимнастика |
После дневного сна (ежедневно) |
Выполняется 5-8 мин.
Упражнения направлены на все виды мышц. |
Способствует укреплению здоровья детей |
Дыхательная гимнастика |
Ежедневно, в течении дня |
Иммитация
«Надуем воздушный шар»
(3-5 раз);
Целебные звуки
«Дышим под музыку»
(5-6 раз) - по 5 минут |
Закаливание воздухом |
Массаж частей тела |
В повседневной жизни |
Массаж 3-5 минут |
Укрепление всех частей тела |
Босохождение
|
После дневного сна (ежедневно) |
Продолжительность 5 минут.
Ходьба по ребристым коврикам |
. Способствует профилактике плоскостопия |
|
|
|
|
В нашей группе во всей проводимой НОД применяются технологии направленные
на сохранение и развитие здоровья ребят. Так как насколько здоров
ребенок - настолько он и развит.
Для создания условий по сохранению, укреплению, формированию здоровья
детей так же нужно разумное сочетание оздоровительных и образовательных
задач, что обеспечит развитие детей не в ущерб здоровью.
Важнейшим фактором, который способствует развитию, сбережению и
укреплению здоровья детей в группе являются ежедневные проветривания
помещения, соблюдение температурного режима в туалетном помещении,
чистота в группе, много света, спокойный, доброжелательный тон воспитателя,
обязательные ежедневные прогулки утром и вечером в любое время года
за исключением холодных температур (ниже 15oС).
Работа с родителями для нас является важной составляющей всего
педагогического процесса, ведь от нашего сотрудничества многое зависит.
Для этого мы проводим, такие мероприятия, как:
Анкетирование родителей по физическому воспитанию.
Родительское собрание с участием детей «О здоровье всерьёз».
Консультации для родителей.
Задачи:
- Повышение педагогической компетенции родителей.
- Выработка согласованных точек зрения педагогов и родителей.
План проведения:
- Просмотр физкультурного занятия (с элементами оздоровления).
- Тренинг «Слагаемые здоровья».
- Выступление инструктора по физической культуре «Профилактика
плоскостопия».
- Обмен опытом «А я поступаю так».
Заключение:
Таким образом, осуществляя свою работу по четко разработанной
нами системе и опираясь на научную литературу различных авторов,
наши результаты показываютвысокую оценку оздоровления, обеспечивающую
укрепление соматического и психического здоровья, нормальное физическое
и общее развитие детей дошкольного возраста
|