Психодрама как средство коррекции личности ребенка - дошкольника
Совместный российско – норвежский проект
Соколовская О.М., заведующая ДОУ №122 г. Мурманск
Себрукович З.Ф., старший воспитатель ДОУ №122 г.
Мурманск
Участники проекта:
- Педагоги ДОУ:
- Овсянникова И.А.,
- Кубасова Е.В.,
- Гусакова Т.В.
- Артамошкина Е.А.,
- Дараган Н.А.,
- Мокроусова Л.Г.,
- Маркина Т.А.
- Мазурина О.В.
- Кузнецова Н.А.
- Дети старшего дошкольного возраста
- Родители
|
|
 |
Участники проекта
- Арильд Щёльсрюд, руководитель психолого-педагогической
службы Среднего Финнмарка г. Лаксельв
- Эва Яниц, педагогико-психологический советник/логопед
ППС
Ранди Баллари, специальный педагог ППС
- Афонькина Ю.А., к.п.н., профессор, зав. кафедрой специальной
педагогики и психологии МОИПКРОиК
- Соколовская О.М.,
заведующая ЦРР – д/с №122 г. Мурманска
- Себрукович З.Ф., старший воспитатель ЦРР – д/с №122 г.
Мурманска
|
Цель проекта
Разработать, апробировать и внедрить программу по формированию
общечеловеческих ценностей средствами сказки у детей дошкольного
возраста |
 |
Задачи проекта
- изучить представления российских и норвежских детей об общечеловеческих
ценностях (добро, красота, справедливость, взаимопомощь);
- разработать систему коррекционно-развивающих занятий с дошкольниками,
включающих игровую , музыкальную, театрально-речевую, изобразительную
деятельность по сюжетам сказок;
- сформировать у дошкольников гуманистические установки.
Ожидаемые результаты
Посредством сказки обогатить социальный опыт ребенка, научить детей
общению в коллективе, умению вести диалог, сформировать положительную
самооценку, чувство «Мы».
- проведение совместной конференции (на российско-норвежской территории);
- повышение квалификации российских и норвежских участников проекта.
Работа над совместным проектом
 |
Наша экспериментальная работа использует психодрамму
в виде ролевой игры по определенному сюжету, а именно по сюжетам
народных сказок. Ребенок, перевоплощаясь, смотрит на себя и
на окружающее глазами другого ребенка, учится понимать не только
себя, но и других детей. |
 |
 |
Для осуществления проекта в детском саду №122
была оборудована комната сказок, где создана обстановка, в которой
дети чувствовали себя в мире сказочных образов. Каждая картинка,
наглядный материал обострял восприимчивость к художественному
слову, помогал глубже раскрыть идею сказок. |
|
В работе по психодраме
были использованы следующие приемы:
- представление самого себя (самопрезентация);
- монолог и диалог;
- обмен ролями;
- преобразование образа персонажа, исходя из условий ситуации;
- проигрывание не только прошлых, но и возможных будущих
ситуаций.
|
 |
 |
- Знакомство со сказкой происходит во всех группах детского
сада.
- Педагоги устраивают «сказочные уголки», где выставляют
выполненные ребятами рисунки с изображением сказочных героев,
поделки по сюжету той или иной сказки.
- На занятиях по ознакомлению с окружающим миром дети совершают
путешествия, экскурсии в те места, где происходит действие
сказки и еще раз эмоционально погружаются в сказочную атмосферу,
еще ближе знакомятся со сказочными героями.
|
 |
 |
Сказка – это источник творчества не только детей,
но и профессиональное творчество педагогов, так как вариативное
использование предлагаемых детям сказок и способность педагога
включить их в разные виды деятельности является лучшим способом
формирования гуманистической направленности личности дошкольника.
|
 |
РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ2005 – 2008 г.г.
Увеличилось количество вовлеченных детей
 |
 |
2005 год |
2008 год |
В работу включились родители
 |
 |
2005 год |
2008 год |
Изменился возрастной состав детей

- В работу включены дети из групп соц.риска (10 детей), соматически
ослабленные дети с аллергопатологией (50 детей) и с нарушением
зрения (64 ребенка).
- Психодрама стала помощником в интеграции их в общество.
Наши достижения
в
группах не осталось изолированных детей;
- у 82,3 % детей стабилизировалось эмоциональное состояние;
- на 36,2% повысилась активность детей в общении и игре;
- количество конфликтных ситуаций снизилось на 57,2%;
- положительно изменились отношения родителей и детей в 42 семьях;
- у детей сложились представления о добре, красоте, справедливости;
- сформировалось чувство «Мы».
Опубликованы 3 методических пособия:
- Организация экспериментальной площадки в ДОУ;
- Конспекты занятий с детьми 4-5 лет с использованием психодрамы;
- Сказка и драма как метод, способствующих интеграции, взаимодействию
и развитию речи.
|