Городской фестиваль физкультуры и спорта "Белый медвежонок"
«Сотрудничество со школами и учреждениями дополнительного
образования»
МБОУ № 133
 |
Забота о здоровье подрастающего поколения – одно
из приоритетных направлений государственной политики в области
образования. Именно в дошкольном возрасте дети учатся внимательно
относиться к своему здоровью, осваивают гигиенические навыки,
начинают интересоваться различными видами спорта, посещать секции
и кружки.
Полноценное физическое развитие дошкольников напрямую зависит
от правильной организации физкультурно-оздоровительной работы
в ДОУ, ответственность за которую ложится на плечи педагогов. |
Наше дошкольное учреждение каждый год осваивает новые
подходы к организации физкультурно-оздоровительной работы, определяет
приемлемые формы физической культуры с учетом особенностей воспитанников.
Одним из направлений данной работы является ежегодное
проведение Фестиваля физкультуры и спорта «Белый медвежонок» (далее
по тексту сокращенно - Фестиваль). Для того чтобы Фестиваль прошел
ярко и красочно, оставил положительные воспоминания у воспитанников,
создается творческая группа. Целью данной группы является разработка
Программы Фестиваля, включающая инновационные формы и методы работы,
которая органически «вливалась» бы в образовательный процесс, не
нарушала Учебного плана ДОУ, решала вопросы физического воспитания
в интеграции с разными видами деятельности, и, самое главное, нравилась
бы детям.
В состав творческой группы включены как воспитатели,
так и узкие специалисты. Работа творческой группы ведется по нескольким
направлениям: изучение психолого-педагогической и методической литературы
по вопросам физкультуры и спорта; организации воспитательно-образовательного
процесса; взаимодействие с семьями воспитанников; создание условий
для проведения Фестиваля; интеграции и координации взаимодействия
ДОУ с институтами детства (сотрудничество с объектами социальных
сфер). В результате работы творческой группы были определены цели
и задачи Фестиваля, сформулированы принципы и подходы к формированию
Программы Фестиваля, разработана Программа. Также созданы условия
для проведения Фестиваля, продуманы формы и методы работы со всеми
участниками образовательного процесса: детьми, воспитателями, родителями.
Расширены социальные связи (достигнута договоренность с институтами
детства о включении их в Программу), разработаны маршруты целевых
прогулок - экскурсий при выходе детей за пределы территории ДОУ
(с целью посещения чего - либо), разработаны конспекты спортивно
– массовых и других мероприятий.
Цели и задачи Фестиваля
Исходя из понятия слова Фестиваль, которое обозначает
широкую общественную встречу, сопровождающуюся смотром каких - либо
достижений, в частности связанной с физкультурой и спортом, мы решили,
что общей целью данного Фестиваля можно считать: формирование у
детей, педагогов и родителей потребности в здоровом образе жизни,
как показателе общечеловеческой культуры, частью которой является
физическая культура, приобщение детей и взрослых к традициям большого
спорта: (лыжам, конькам, футболу, хоккею и др.)
Частной целью является: формирование у детей интереса
и ценностного отношения к занятиям физической культуры, способствующего
гармоничному физическому развитию ребенка, являющегося частью всестороннего
развития дошкольника.
Достижение целей возможно через решение оздоровительных, образовательных
и воспитательных задач. Оздоровительные задачи обеспечивают укрепление
здоровья детей средствами физической культуры; воспитательные задачи
обеспечивают социальное формирование личности; образовательные задачи
обеспечивают усвоение систематизированных знаний, формирование двигательных
умений и навыков, развитие двигательных способностей. Программа
Фестиваля предусматривает решение всех задач в совокупности. Мы
их сформулировали следующим образом:
- оздоровительные задачи: формировать правильную осанку, укреплять
нервную систему;
- воспитательные задачи: формировать культуру поведения в двигательной
деятельности: умение сдерживать эмоции, формировать навыки честного
соревнования, воспитывать нравственные и морально – волевые качества
личности, чувство сопереживания; развивать навыки самоорганизации;
воспитывать эстетическое отношение к выполнению физических упражнений
(правильная и красивая осанка, эстетика внешнего вида); воспитание
гигиенических и трудовых навыков;
- образовательные задачи: формировать жизненно необходимые двигательные
умения и навыки; разносторонне развивать двигательные способности
и умение рационально использовать их в различных условиях; формировать
систему знаний; обогащать двигательный опыт за счет овладения
техникой упражнений; развивать физические качества.
Сотрудничество со школами и учреждениями дополнительного образования
Для достижения цели Фестиваля и реализации поставленных задач большое
значение имеет ознакомление дошкольников с объектами социальной
сферы района, социумом ближайшего окружения, пропагандирующих здоровый
образ жизни и связанных с физкультурой и спортом. Взаимодействие
с учреждениями социума предусмотрено Программой Фестиваля и является
одним из его направлений.
Наш детский сад является центром социального действия, в котором
идет ежедневная совместная работа всех участников образовательного
процесса. Это предполагает превращение ДОУ в открытое пространство
для взаимодействия с учреждениями социума в системе «ребенок – педагог
- семья».
Социальными партнерами нашего ДОУ в период проведения Фестиваля
стали спортивные школы, библиотека, детский сад, театр, школа №
53.
Сотрудничество с объектами социальной сферы было организовано в
разных формах: целевая прогулка-экскурсия, тематическое занятие
- беседа, мастер-класс, агитация, спортивно-массовые мероприятия,
показательное выступление, мини-поход и др.
Программа была спланирована так, чтобы дети всех дошкольных групп
были охвачены и экскурсиями, и спортивно-массовыми мероприятиями
с участие гостей. Основными видами спортивно-массовых мероприятий
в дошкольных учреждениях являются физкультурные праздники, досуги
и развлечения. Красочность внешнего оформления, доступность, отсутствие
строгой регламентации деятельности участников, возможности широкого
проявления эмоций и индивидуальных способностей делают подобные
мероприятия очень популярными среди детей дошкольного возраста.
Поэтому в нашем детском саду в рамках проведение Фестиваля проходит
большое количество спортивно-массовых мероприятий, в том числе с
участием социальных партнеров.
В период проведения Фестиваля для наших воспитанников были организованы
целевые прогулки-экскурсии в МБОУ ДОД ДЮСШ № 16 по дзюдо и самбо,
ДЮСШОР № 3 (филиал) - спортивную секцию по лыжным гонкам. В ходе
проведения целевой прогулки-экскурсии дети познакомились с инфраструктурой
спортивных школ: побывали в мини-музеи «Олимпийский резерв», «Наши
достижения»; в тренажерном и спортивном залах; раздевалке. В каждой
школе с детьми были проведены беседы о виде спорта, их преимуществах
и опасностях. Старшие тренера познакомили с атрибутами, одеждой,
необходимой для данного вида спорта, предоставили детям возможность
позаниматься на различных тренажерах, провели агитацию по привлечению
детей к занятиям спортом и ведению здорового образа жизни.
Также был организован мини-поход на расположенный недалеко спортивный
комплекс, состоящий из площадок - полей для игры в футбол, баскетбол,
катания на скейт – борде и ролековых коньках, беговых дорожек и
участка с детскими спортивно - игровыми комплексами «Взятие крепости»,
«Олимпия» и т.п. Детям была предоставлена возможность испробовать
себя в роли футболистов, баскетболистов, легкоатлетов.
Для детей на территории детского сада была дана показательная тренировка
- мастер-класс конькобежки – учащейся СДЮСШОР № 4, которая затем
провела беседу и разминку с детьми. Наши воспитанники познакомились
с данным видом спорта, его атрибутами, особенностями, элементами
основных движений.
Наше дошкольное учреждение постоянно сотрудничает с областной
детско-юношеской библиотекой (ГОБУК МОДЮБ). В целях реализации поставленных
задач Фестиваля, соблюдая принцип интеграции образовательных областей
(в соответствии с ФГТ) решили в программу Фестиваля также включить
посещение детьми библиотеки. Дети посетили Отделы обслуживания дошкольников,
краеведческой литературы, где сотрудники библиотеки провели тематическое
занятие - игру: «История возникновения Зимних Олимпийских игр, Праздника
Севера», в ходе которого познакомили с коллекцией значков, марок,
открыток, нагрудных номеров, плакатов – афиш, посвященных данному
Празднику.
К нам в ДОУ были приглашены тренера и воспитанники из двух спортивных
школ (МБОУ ДОД ДЮСШ № 16 по дзюдо и самбо; Школы боевых искусств
– спортивный клуб восточных единоборств), которые в ходе проведения
спортивно – массовых мероприятий дали показательные выступления
и провели агитацию с родителями по организации досуга детей дошкольного
возраста, затем стали непосредственными участниками совместных мероприятий.
Благодаря такому подходу к проведению спортивно – массовых мероприятий
в тесном сотрудничестве с учреждениями социума, праздники в ДОУ
приобретают большое оздоровительное, развивающее и воспитательное
значение: дети в полной мере удовлетворяют двигательные потребности,
приобщаются к физкультуре и спорту, к здоровому образу жизни, в
дальнейшем начинают посещать различные кружки и секции.
Особенно ярко дети запоминают выступления своих недавних друзей
– бывших воспитанников – выпускников. Поэтому, обязательно приглашаем
для участия в фестивале, детей, занимающихся в каких – либо спортивных
секциях. В этом году это были воспитанники из школы № 53.
В целях обмена опыта педагогов в области физкультуры и спорта
сотрудничаем с «соседями» - другим детским садом. Между командами
двух садов был организован праздник с элементами соревнования, который
оставил массу положительных впечатлений у детей и педагогов, наши
воспитанники познакомили гостей с организованными выставками рисунков
и поделок «Наш друг Белый медвежонок Снежок»; фотовыставкой «Спорт
и мы», «Дневник Фестиваля»; коллекцией медвежат и многим другим.
Данные мероприятия способствуют воспитанию чувства коллективизма
и сплоченности у детей и взрослых во имя общей победы, созданию
атмосферы доброжелательности и гостеприимства.
Частыми и желанными для воспитанников гостями являются артисты различных
детских театров, Фестиваль не явился исключением. Было запланировано
цирковое представление с участием ростовой куклы – белого медведя,
выполняющим различные трюки и представленным для детей как друг
нашего спортивного белого медвежонка Снежка.
В итоге, благодаря интересным формам работы со всеми участниками
образовательного процесса, хорошо продуманной и спланированной Программе,
созданным условиям, активной, творческой работе всего педагогического
коллектива поставленные задачи успешно были решены. Фестиваль стал
ярким примером того, как можно и нужно приобщать детей и взрослых
к занятиям физической культурой в непринужденной игровой форме,
которая дает возможность для самовыражения, самореализации воспитанников
и повышения их самооценки. Это также способствует раскрытию их индивидуальности
и неповторимости.
Установление сотрудничества, расширение социальных связей, использование
объектов социальной сферы ближайшего окружения (инфраструктура микрорайона)
в «тесном» взаимодействии с родителями воспитанников позволяет привлечь
детей и взрослых к систематическим занятиям физкультурой и спортом,
организовать досуг с пользой для их здоровья, эффективно реализовать
воспитательные, образовательные и оздоровительные практики. А также
распространять инновационный опыт в области формирования навыков
здорового образа жизни у дошкольников, обмениваться опытом педагогов
в области физкультуры и спорта, активно внедрять современные инновационные
технологии, связанные с физическим воспитанием детей дошкольного
возраста.
Таким образом, мы считаем, что такой подход может стать примером
приобщения дошкольников к физической культуре, тем самым, подчеркивая,
что физическая культура является частью общей культуры, обогащает
личность ребенка – дошкольника в целом.
Опыт работы с учреждениями социума показал, что активная позиция
дошкольного учреждения влияет на личную позицию педагогов, детей
и родителей, делает воспитательно-образовательный процесс более
эффективным, открытым и полным.
Используя позитивный опыт взаимодействия с социальными институтами,
все участники получили хороший стимул к сотрудничеству, появилось
желание продолжить сотрудничество и дальше, осталось удовлетворение
от совместной работы и общения.
 |
 |
 |
Взаимодействие с институтами детства
Соревнования между командами детей
НДОУ «Детский сад» ОАО «РЖД» и нашего сада
«В гостях у спортивных друзей»
|
Посещение ГУК МОДЮБ:
Отдел краеведческой литературы,
тематическое занятие:
«История возникновения Зимних Олимпийских игр, праздника севера»
|
Целевая прогулка – экскурсия
в МОУ ДОД ДЮСШ № 16 по дзюдо и самбо:
знакомство с тренировочным залом
|
 |
 |
 |
Целевая прогулка – экскурсия
в ДЮСШОР № 3 – секция по лыжным гонкам:
посещение мини – музея «Олимпийский резерв»
|
Знакомство с тренажерным залом |
Мини - поход на стадион
«Юные вратари»
|
|