Образовательный портал города Мурманска
html clocks скачать часы для сайта
 
 
Дошкольное образование

Дошкольные
образовательные
учреждения

Нормативные документы

Образовательные программы

Методические
разработки

Педагогическая мастерская

Дошкольная
мозаика

Запись ребёнка в детский сад на Портале госуслуг

Полезные ссылки

Система Orphus


 

 

 

 

Городской фестиваль физкультуры и спорта "Белый медвежонок"

«Речебол»

номинация «Инновационный проект в сфере физкультурно - оздоровительной работы с дошкольниками»

инструктор по физической культуре Лисина Наталья Адольфовна
учитель - логопед Мельникова Наталья Вячеславовна


МБОУ № 87

Дети нашего детского сада очень любят игры с мячом. Они органично вошли в образовательный процесс нашего дошкольного учреждения, и используются педагогами при работе с детьми во всех образовательных областях.

С большим удовольствием старшие дошкольники посещают кружок баскетбола «Веселый мяч», организованный инструктором по физической культуре Лисиной Натальей Адольфовной.

60 % занимающихся детей имеют тяжелые нарушения речи. Таким детям наиболее полезны игры с мячом, т.к. у них наблюдается отставание в развитии двигательной сферы, характеризующееся плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения физических упражнений, большими трудностями при выполнении движений по словесной инструкции. Благодаря играм с мячом совершенствуется общая и мелкая моторика, а это в свою очередь, благотворно влияет на развитие речи и интеллектуальное развитие дошкольника.

Учитывая все это, инструктор по физической культуре Лисина Наталья Адольфовна и учитель - логопед Мельникова Наталья Вячеславовна разработали физкультурно - речевой цикл, объединивших элементы игры в баскетбол и речевой материал для коррекцией недоразвития речи. Данный проект получил название «Речебол». В основу проекта легло методическое пособие Т.А.Воробьевой, О.И.Крупенчук «Мяч и речь» Все игры и упражнения с мячом были распределены на группы:

  1. Игры с мячом, направленные на формирование правильного звукопроизношения («Мячик отбиваем, звук повторяем», «Мяч передавай, слово называй», «Мяч поймай - слово называй», «Мяч отбивай, слово удлиняй» и т.п.)

  2. Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи («Лови да бросай, и цвета называй», «Мяч передавай, предложение составляй», «Мяч отбивай, кто как двигается называй», «Мяч перебрось и ответь на вопрос» и т.п.)

На основе данных игр были разработаны игровые ситуации; упражнения по ведению мяча с проговариванием слов; придуманы эстафеты, сочетающие в себе элементы баскетбола и речевой материал.

«Речебол» органично вошел в образовательный процесс нашего дошкольного учреждения и используется педагогами для работы с детьми как в непосредственно образовательной, так и в совместной деятельности. Наши наблюдения доказывают, что тщательно подобранный двигательный и речевой материал позволяют постоянно поддерживать интерес детей к физкультурно - речевым упражнениям. И их главный результат – само движение, реализация двигательной потребности, хорошее настроение, коррекция речевых нарушений в игровой форме. Разученные игры и физкультурно - речевые упражнения с мячом охотно используются детьми в самостоятельной деятельности.

В рамках фестиваля физкультуры и спорта «Белый медвежонок» был разработан сценарий и проведены спортивные соревнования старших дошкольников по речеболу. В сценарий вошел речевой материал лексической темы «Спорт».

План - конспект спортивных соревнований по речеболу

старший дошкольный возраст

Авторы: инструктор по физической культуре Лисина Н.А., учитель - логопед Мельникова Н.В.

Цель: коррекция речевых нарушений старших дошкольников в двигательной сфере.

Задачи:

  1. Формировать у детей потребность в активной деятельности,
    совершенствовать двигательный умения и навыки, навыки игры в
    баскетбол.

  2. Осуществлять необходимую коррекцию речевых нарушений. Обогащать познавательно - речевую компетентность детей в рамках лексической темы «Спорт».

  3. Показать родителям, что движение, как основа формирования здорового, хорошо владеющего своими движениями ребенка, и игры с мячом также способствуют коррекции речевых нарушений.

Участники: дети и родители логопедической группы, учитель – логопед, инструктор по физическому воспитанию, воспитатели.

1. Организационный этап:

Дети делятся на 2 команды, из присутствующих родителей выбираются капитаны команд, двое судей. Остальные родители являются болельщиками. Ведущие – учитель-логопед и инструктор по физическому воспитанию.
Команды представляют себя (название, девиз) и своих капитанов.

2. Основной этап:

Эстафета 1 «Мяч бросай, лови, веди – виды спорта говори!»
Команды выстраиваются в две колонны за капитанами с одной стороны площадки. Напротив каждой команды с другой стороны площадки стоит ведущий.

Задание: добежать до ведущего, подбрасывая мяч над собой, произвести бросок мяча в руки ведущего, назвать какой-либо вид спорта, поймать мяч от ведущего, добежать до своей команды, отбивая мяч об пол рукой, передать мяч следующему игроку.

Судьи оценивают правильность выполнения движений и контролируют, чтобы названия видов спорта не повторялись.
Побеждает команда, назвавшая слово последней. Выигравшей команде присуждается один балл.

Эстафета 2 «Мяч в кольцо скорей бросай – своё слово называй!»
Команды выстраиваются в две колонны перед кольцом (корзиной). Расстояние до кольца (корзины) – 2 метра.
Задание: произвести бросок мяча, стараясь забросить его в кольцо (корзину), назвав при этом слово (имя прилагательное), характеризующее предмет (объект).

Речевой материал:

Одна команда подбирает слова-признаки к слову «мяч» (мяч какой?. - круглый, резиновый, упругий, футбольный, волейбольный, баскетбольный...),
другая команда к слову «спортсмен» (спортсмен, какой - здоровый, выносливый, ловкий, стройный, сильный, высокий, гибкий, быстрый...)
За каждое попадание в кольцо (корзину) – 1 балл.
За каждое правильно названное слово – 1 балл.

Эстафета 3 «Мяч летит ко мне и вот слово вам наоборот!»
Команды выстраиваются в две колонны. Напротив каждой колонны на некотором удалении стоит ведущий.

Задание: по сигналу судьи ведущий бросает мяч первому игроку и называет слово. Игрок должен поймать мяч, назвать слово – антоним, отбросить мяч обратно ведущему и убежать в конец своей колонны. Если слово подобрано неверно, то это же задание даётся следующему игроку. Судьи оценивают правильность броска и ловли мяча, правильность подбора слов. За каждое правильно названное слово команда получает по 1 баллу.

Речевой материал:

Мяч большой – мяч маленький Бежать быстро – бежать медленно
Тренер старый – тренер молодой Форма чёрная – форма белая
Посмотреть налево – посмотреть направо Сигнал громкий – сигнал тихий
Тренироваться трудно – тренироваться легко Залетел - вылетел и т.п.

Эстафета 4 «Мяч я правильно веду – звуки чисто говорю!»
Команды выстраиваются в две колонны.

Задание: каждый игрок, начиная с первого, с ведением мяча (отбивая мяч о пол) идёт до специальной метки - флажка, проговаривая чистоговорку, обходит флажок, обратно бежит с мячом в руках и передаёт его следующему игроку. Каждый удар мяча о пол должен соответствовать ритмическому рисунку чистоговорки. Отрабатываемый звук должен произноситься правильно.

Судьи оценивают правильность ведения мяча и чёткость произнесения чистоговорки

1 балл присуждается каждому игроку, если не было потери мяча.
1 балл - за правильность произнесения чистоговорки.
Речевой материал:
Например: «ЧУ – ЧУ – ЧУ – ЧУ – Я МЯЧОМ О ПОЛ СТУЧУ» или
«БОЛ – БОЛ – БОЛ – БОЛ – ВОЛЕЙБОЛ И БАСКЕТБОЛ» и т.п.

Эстафета 5 «Целься метко, думай крепко!»
Команды занимают противоположные половины площадки, игроки становятся врассыпную. Капитаны команд находятся на половинах противника в специально выделенной зоне (обруче или начерченном круге).

Задание: игроки одной команды стараются передать мяч своему капитану на другую половину площадки, а игроки другой команды должны этот мяч перехватить и передать своему капитану. Команда, которой удалось передать мяч своему капитану, а не отдать сопернику зарабатывает 1 балл. Им же загадывается загадка на спортивную тематику. Если они её отгадали, то зарабатывают ещё 1 балл. Если не отгадали, то загадку предлагают отгадать другой команде, которая не смогла перехватить мяч. Отгадав её, они могут заработать 1 балл. Если мяч перехвачен, то игроки этой команды пытаются теперь передать мяч уже своему капитану и игра продолжается по этой же схеме.

3. Заключительный этап:

Судьи подводят итоги игры, объявляют счёт.
Выигрывает команда, получившая наибольшее количество баллов.

Вывод: игры с мячом, в частности с элементами баскетбола, являются средством, гармонически развивающим ребенка, дающим значительный образовательный, оздоровительный и коррекционный эффект. Их разнообразие и наполнение содержанием зависят только от творчества педагогов и желания работать с детьми весело, интересно, нетрадиционно!

 

Номер государственной регистрации: 50200500828
Дата: 14.06.05
 © Комитет по образованию администрации г. Мурманска, 2004-2017
 Разработчик: Городской методический центр информационных технологий
 При полном или частичном использовании материалов ссылка на портал обязательна
счетчик сайта
счетчик посещений