Городской фестиваль физкультуры и спорта "Белый медвежонок"
«Речебол»
номинация «Инновационный проект в сфере физкультурно
- оздоровительной работы с дошкольниками»
инструктор по физической культуре Лисина
Наталья Адольфовна
учитель - логопед Мельникова Наталья Вячеславовна
МБОУ № 87
Дети нашего детского сада очень любят игры с мячом. Они органично
вошли в образовательный процесс нашего дошкольного учреждения, и
используются педагогами при работе с детьми во всех образовательных
областях.
С большим удовольствием старшие дошкольники посещают кружок баскетбола
«Веселый мяч», организованный инструктором по физической культуре
Лисиной Натальей Адольфовной.
60 % занимающихся детей имеют тяжелые нарушения речи. Таким детям
наиболее полезны игры с мячом, т.к. у них наблюдается отставание
в развитии двигательной сферы, характеризующееся плохой координацией
движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением
скорости и ловкости выполнения физических упражнений, большими трудностями
при выполнении движений по словесной инструкции. Благодаря играм
с мячом совершенствуется общая и мелкая моторика, а это в свою очередь,
благотворно влияет на развитие речи и интеллектуальное развитие
дошкольника.
Учитывая все это, инструктор по физической культуре Лисина Наталья
Адольфовна и учитель - логопед Мельникова Наталья Вячеславовна разработали
физкультурно - речевой цикл, объединивших элементы игры в баскетбол
и речевой материал для коррекцией недоразвития речи. Данный проект
получил название «Речебол». В основу проекта легло методическое
пособие Т.А.Воробьевой, О.И.Крупенчук «Мяч и речь» Все игры и упражнения
с мячом были распределены на группы:
-
Игры с мячом, направленные на формирование правильного звукопроизношения
(«Мячик отбиваем, звук повторяем», «Мяч передавай, слово
называй», «Мяч поймай - слово называй», «Мяч отбивай, слово
удлиняй» и т.п.)
-
Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного
запаса, развитие грамматического строя речи («Лови да бросай,
и цвета называй», «Мяч передавай, предложение составляй», «Мяч
отбивай, кто как двигается называй», «Мяч перебрось и ответь
на вопрос» и т.п.)
На основе данных игр были разработаны игровые ситуации; упражнения
по ведению мяча с проговариванием слов; придуманы эстафеты, сочетающие
в себе элементы баскетбола и речевой материал.
«Речебол» органично вошел в образовательный процесс
нашего дошкольного учреждения и используется педагогами для работы
с детьми как в непосредственно образовательной, так и в совместной
деятельности. Наши наблюдения доказывают, что тщательно подобранный
двигательный и речевой материал позволяют постоянно поддерживать
интерес детей к физкультурно - речевым упражнениям. И их главный
результат – само движение, реализация двигательной потребности,
хорошее настроение, коррекция речевых нарушений в игровой форме.
Разученные игры и физкультурно - речевые упражнения с мячом охотно
используются детьми в самостоятельной деятельности.
В рамках фестиваля физкультуры и спорта «Белый медвежонок» был
разработан сценарий и проведены спортивные соревнования старших
дошкольников по речеболу. В сценарий вошел речевой материал лексической
темы «Спорт».
План - конспект спортивных соревнований по речеболу
старший дошкольный возраст
Авторы: инструктор по физической культуре
Лисина Н.А., учитель - логопед Мельникова Н.В. Цель:
коррекция речевых нарушений старших дошкольников в двигательной
сфере. |
 |
Задачи:
-
Формировать у детей потребность в активной деятельности,
совершенствовать двигательный умения и навыки, навыки игры в
баскетбол.
-
Осуществлять необходимую коррекцию речевых нарушений. Обогащать
познавательно - речевую компетентность детей в рамках лексической
темы «Спорт».
-
Показать родителям, что движение, как основа формирования
здорового, хорошо владеющего своими движениями ребенка, и игры
с мячом также способствуют коррекции речевых нарушений.
Участники: дети и родители логопедической группы,
учитель – логопед, инструктор по физическому воспитанию, воспитатели.
1. Организационный этап:
Дети делятся на 2 команды, из присутствующих родителей выбираются
капитаны команд, двое судей. Остальные родители являются болельщиками.
Ведущие – учитель-логопед и инструктор по физическому воспитанию.
Команды представляют себя (название, девиз) и своих капитанов.
2. Основной этап:
Эстафета 1 «Мяч бросай, лови, веди – виды спорта говори!»
Команды выстраиваются в две колонны за капитанами с одной стороны
площадки. Напротив каждой команды с другой стороны площадки стоит
ведущий.
Задание: добежать до ведущего, подбрасывая мяч
над собой, произвести бросок мяча в руки ведущего, назвать какой-либо
вид спорта, поймать мяч от ведущего, добежать до своей команды,
отбивая мяч об пол рукой, передать мяч следующему игроку.
Судьи оценивают правильность выполнения движений и контролируют,
чтобы названия видов спорта не повторялись.
Побеждает команда, назвавшая слово последней. Выигравшей команде
присуждается один балл.
 |
Эстафета 2 «Мяч в кольцо скорей бросай – своё
слово называй!»
Команды выстраиваются в две колонны перед кольцом (корзиной).
Расстояние до кольца (корзины) – 2 метра.
Задание: произвести бросок мяча, стараясь забросить его в кольцо
(корзину), назвав при этом слово (имя прилагательное),
характеризующее предмет (объект). |
Речевой материал:
Одна команда подбирает слова-признаки к слову «мяч» (мяч какой?.
- круглый, резиновый, упругий, футбольный, волейбольный, баскетбольный...),
другая команда к слову «спортсмен» (спортсмен, какой - здоровый,
выносливый, ловкий, стройный, сильный, высокий, гибкий, быстрый...)…
За каждое попадание в кольцо (корзину) – 1 балл.
За каждое правильно названное слово – 1 балл.
Эстафета 3 «Мяч летит ко мне и вот
слово вам наоборот!»
Команды выстраиваются в две колонны. Напротив каждой колонны на
некотором удалении стоит ведущий.
Задание: по сигналу судьи ведущий бросает
мяч первому игроку и называет слово. Игрок должен поймать мяч,
назвать слово – антоним, отбросить мяч обратно ведущему и убежать
в конец своей колонны. Если слово подобрано неверно, то это
же задание даётся следующему игроку. Судьи оценивают правильность
броска и ловли мяча, правильность подбора слов. За каждое правильно
названное слово команда получает по 1 баллу. |
 |
Речевой материал:
Мяч большой – мяч маленький |
Бежать быстро – бежать медленно |
Тренер старый – тренер молодой |
Форма чёрная – форма белая |
Посмотреть налево – посмотреть направо |
Сигнал громкий – сигнал тихий |
Тренироваться трудно – тренироваться легко |
Залетел - вылетел и т.п. |
Эстафета 4 «Мяч я правильно веду – звуки чисто говорю!»
Команды выстраиваются в две колонны.
Задание: каждый игрок, начиная с первого, с ведением
мяча (отбивая мяч о пол) идёт до специальной метки - флажка, проговаривая
чистоговорку, обходит флажок, обратно бежит с мячом в руках и передаёт
его следующему игроку. Каждый удар мяча о пол должен соответствовать
ритмическому рисунку чистоговорки. Отрабатываемый звук должен произноситься
правильно.
Судьи оценивают правильность ведения мяча и чёткость произнесения
чистоговорки
1 балл присуждается каждому игроку, если не было потери мяча.
1 балл - за правильность произнесения чистоговорки.
Речевой материал:
Например: «ЧУ – ЧУ – ЧУ
– ЧУ – Я МЯЧОМ О ПОЛ СТУЧУ»
или
«БОЛ – БОЛ – БОЛ
– БОЛ – ВОЛЕЙБОЛ
И БАСКЕТБОЛ» и т.п.
Эстафета 5 «Целься метко, думай крепко!»
Команды занимают противоположные половины площадки, игроки становятся
врассыпную. Капитаны команд находятся на половинах противника в
специально выделенной зоне (обруче или начерченном круге).
Задание: игроки одной команды стараются передать
мяч своему капитану на другую половину площадки, а игроки другой
команды должны этот мяч перехватить и передать своему капитану.
Команда, которой удалось передать мяч своему капитану, а не отдать
сопернику зарабатывает 1 балл. Им же загадывается загадка на спортивную
тематику. Если они её отгадали, то зарабатывают ещё 1 балл. Если
не отгадали, то загадку предлагают отгадать другой команде, которая
не смогла перехватить мяч. Отгадав её, они могут заработать 1 балл.
Если мяч перехвачен, то игроки этой команды пытаются теперь передать
мяч уже своему капитану и игра продолжается по этой же схеме.
3. Заключительный этап:
Судьи подводят итоги игры, объявляют счёт.
Выигрывает команда, получившая наибольшее количество баллов.
Вывод: игры с мячом, в частности с элементами баскетбола,
являются средством, гармонически развивающим ребенка, дающим значительный
образовательный, оздоровительный и коррекционный эффект. Их разнообразие
и наполнение содержанием зависят только от творчества педагогов
и желания работать с детьми весело, интересно, нетрадиционно!
|