Образовательный портал города Мурманска
html clocks скачать часы для сайта
 
 
Методическая
служба
 

Документы

Структура центра

Сотрудники

План работы

Методическое сопровождение

Документы

Экспертный совет

Эксперименты и инновации

Творческая лаборатория «Молодой учитель в современной школе»

Школа резерва руководящих кадров

Cеть творческих и предметных объединений педагогов

Аттестация работников образования

Аналитическая
информация

Система регистрации заявок по техническому обслуживанию средств вычислительной техники и сопровождению программного обеспечения

Всероссийская олимпиада школьников


Адрес:

183010, г.Мурманск,
ул. Генералова, д.1/13

Телефон:

(8152) 271711

E-mail:

gimcro2008@yandex.ru

 

Время работы:

Понедельник - четверг
с 9.00 до 17.00
Обед
с 13.00 до 13.30

Пятница
С 9.00 до 16.00
Обед
с 13.00 до 14.00

Страница в VKГИМЦ РО в социальной сети

 

Система Orphus

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования города Мурманска
Городской информационно-методический центр работников образования


Анализ деятельности ГИМЦ РО
за 2005-2006 учебный год

Деятельность ГИМЦ РО в 2005-2006 учебном году была нацелена на повышение качества общего образования в условиях реализации Приоритетных направлений развития общеобразовательной системы, национального проекта «Образования», федеральной, региональной и муниципальной программ развития образования.

Перед методической службой стояли задачи по обеспечению процесса подготовки педагогических и руководящих кадров к работе в условиях:

  • освоения инноваций в обучении, воспитании и развитии обучающихся;
  • развития новых форм и механизмов оценки и контроля качества деятельности ОУ по реализации образовательных программ (ЕГЭ);
  • апробации новой структуры общего образования («предшкольное образование, начальная, основная, профильная школа);
  • организации сетевого взаимодействия ОУ для развития мобильности в сфере образования, совершенствования информационного обмена.

В связи с этим обновилась структура и содержание деятельности муниципальной методической службы по таким ведущим направлениям, как учебно-методическая, информационно-методическая и организационно-методическая деятельности.

I. Учебно – методическая деятельность

Содержание учебно-методической деятельности связано как с обеспечением инновационных процессов и экспериментов в ОУ города, так и с оказанием практической помощи педагогическим и руководящим работникам в соответствии с выявленными в процессе диагностики затруднениями дидактического, методического, психолого -педагогического характера.

При организации методического сопровождения экспериментов по предпрофильной подготовке и профильному обучению учащихся, введению ЕГЭ наиболее продуктивными и востребованными стали такие формы работы, как семинары, консультации, практикумы, деятельность творческих групп.

В 2005- 2006 учебном году на базе ОУ города, а также Управления Федеральной Государственной службы занятости населения по Мурманской области было проведено 10 семинаров по актуальным проблемам предпрофильной подготовки и профильного обучения, слушателями которых стали 279 человек. Наиболее высокую оценку педагогов получили семинары: по русскому языку и литературе - «Элективные курсы и факультативы как составная часть предпрофильной подготовки и профильного обучения» (гимн. 6); по предметам естественно – математического цикла - «Предпрофильная подготовка и профильное обучение в системе гимназического образования» (гимн. 4); по иностранному языку - «Обновление содержания языкового образования» (гимн.2); для педагогов-психологов – «Интерактивные формы и методы в профориентационной работе школьного психолога» (Служба занятости населения).

Эксперимент носит формирующий характер, поэтому для разработки программно-методического обеспечения предпрофильного и профильного обучения продолжали работу творческие группы учителей русского языка и литературы (руководители Лобашева Н.Е., гимн.5; Палютина Л.А., лиц.1)), математики (руков. Сергеева Е.Л., гимн.4), биологии (руков. Саламатина Л.А., шк.42), химии (руков.Зимнухова Л.В. шк.36), информатики (руков. Ермакова Е.Н., шк.43), английского языка (Путистина Л.М., гимн.2).

Всего в разработке программно-методического обеспечения по предпрофильной подготовке и профильному обучению приняли участие 42 педагога из более чем 20-ти общеобразовательных учреждений. Членами творческих групп подготовлены электронные пособия по математике, русскому языку, биологии, информатике, программы элективных курсов, рекомендации по их использованию. Всего на экспертном совете ГИМЦ РО рассмотрено и рекомендовано к апробации в ОУ города 30 программ элективных курсов и курсов по выбору учащихся. Двенадцать программ элективных курсов, подготовленных учителями информатики, опубликованы в журнале «Информатика в школе», № 5, 2006г.

Методическое сопровождение эксперимента по введению ЕГЭ осуществлялось на основе анализа итогов экзаменов за прошлый учебный год, поиска путей преодоления выявленных недостатков. С этой целью проводились заседания МО учителей физики, химии, биологии, истории, русского языка и литературы, математики. В их работе приняли участие около 200 педагогических работников. Были сделаны шаги по организации сетевого взаимодействия ГИМЦ РО с МГТУ, МГПИ и МОИПКРОиК, направленного на координацию совместной деятельности по подготовке к новой форме итоговой аттестации учащихся.

Вопросы психолого-педагогического и научно-методического сопровождения ЕГЭ были рассмотрены на семинаре в гимн.№3 «Деятельность педагогического коллектива по подготовке к ЕГЭ: научно-методический и психологический аспекты», в котором приняли участие заместители директоров по УВР и научно – методической работе, педагоги-психологи ( всего 39 человек). Наибольший интерес у участников семинара вызвало выступление Севастьяновой Т.П., зам. директора гимн. №3, которая представила опыт реализации системного подхода к научно-методической деятельности в условиях эксперимента по введению ЕГЭ.

В 2005-2006 учебном году была организована регулярная консультационная работа на базе ГИМЦ РО. Система групповых и индивидуальных консультаций, ставшая одной из эффективных (мобильных) форм работы, была направлена на оказание квалифицированной помощи педагогам в планировании работы в старших классах, выборе программ профильного уровня, организации предпрофильной подготовки учащихся 8-9 классов. Всего проведено по данному направлению 33 консультации для 495 педагогов. Наиболее успешно была организована научно-консультационная работа с учителями русского языка и литературы на базе лицея №1, направленная на анализ заданий контрольно-измерительных материалов, раскрытие технологии повторения курсов русского языка и литературы. Результатом работы стал выпуск CD-диска « В помощь учителю словесности», где размещены материалы для подготовки к ЕГЭ.

Всего в течение учебного года методистами ГИМЦ РО было проведено более 300 групповых и индивидуальных консультаций по вопросам методики преподавания, организации УВП, разноуровневого контроля, управления методической службой ОУ.

Продолжалось сотрудничество с МОИПКРОиК по вопросу апробации национально-регионального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Опытом работы в ходе городских и областных семинаров делились учителя химии, истории, русского языка и литературы, географии (шк. №19, 41, 57,гимн.№3). Творческой группой учителей истории, в которую вошли педагоги МПЛ, лицея 2, шк. № 12, 41, 53 (Лазарева Л.В., Шорникова И.А., Голубева М.В., Андреева Л.Ф., Чулкова Л.В, Сумарокова С.П.), разработаны региональная программа «История Кольского Севера с древнейших времён до начала ХХ1 века» и тематическое планирование. Подготовленные материалы размещены на СD – диске.

В соответствии с программой опытно-экспериментальной работы на базе пилотных площадок (шк.5, 23, 28, 43, 48, 53, 56, г.3, г.4, г.5, г.8, г.9, г.10, л.1, г. 7) продолжается эксперимент «Введение информационных технологий в образовательный процесс и управление». Образовательным учреждениям оказывалась квалифицированная помощь в использовании информационных ресурсов с целью качественного обучения учащихся и управления педагогическим процессом, был организован обмен опытом работы ОУ.

Выделено несколько приоритетных направлений методического сопровождения обновления содержания образования и внутришкольного управления, по которым проводилась целенаправленная работа в течение учебного года:

  • апробация, освоение и внедрение программ, учебников, УМК;
  • апробация, освоение и внедрение современных образовательных технологий;
  • освоение рефлексивного и маркетингового подходов к внутришкольному управлению.

Продолжалась апробация программы профильного обучения «Информатика и ИКТ» Н.Д.Угриновича для 10-11 классов в 18 общеобразовательных учреждениях города. Материалы из опыта работы по данной программе размещены на сайте «МИСС».

Организована апробация учебника по английскому языку «New millenium» автора О.Грозы. Вопросы методики преподавания и освоения содержания УМК были рассмотрены на семинарах в гимн. 10 и шк. №36

На базе прог.61, шк.18,31,50,52 апробируется программа Алеева В.В. по музыке. В течение года для учителей, осваивающих эту программу, проводились консультации.

Продолжается освоение программ для начальной школы: «Гармония» Н.Б.Истоминой (шк.1, 50, 20, 18, 48, 12, 17, прог.63,61, гимн.4,5,10); «Перспективная начальная школа» Чураковой Р.Г. (шк.11,22,28), «Начальная школа 21 века» Виноградовой Н.Ф. (шк.23, гимн.10). Работа по мониторингу результатов освоения этих программ будет продолжена в 2006-2007 году.

В настоящее время в общеобразовательных учреждениях города активно внедряются технологии: информационно-коммуникационные, учебного проектирования, учебного исследования , т.е технологии, направленные на организацию самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся, что отвечает современным требованиям к формированию конкурентоспособной личности.

В 18 общеобразовательных учреждениях города началось освоение и внедрение в практику работы педагогов–психологов технологии нейро-лингвистического программирования (НЛП). Предполагается, что применение данной технологии обеспечит индивидуальный подход к учащимся, поможет организовать обучение с учётом их особенностей и возможностей. Наряду с технологиями личностно ориентированного обучения технология НЛП позволит обеспечить эффективность педагогической деятельности в направлении преодоления учебных затруднений учащихся.

В рамках Методического Дня для руководителей общеобразовательных учреждений «Управление инновационными процессами в системе образования города» проведён семинар «Рефлексивное управление школой: поиск, проблемы, решения», на котором был представлен инновационный опыт школы №18 по освоению рефлексивного управления образовательным учреждением. На семинаре, слушателями которого стали руководители 35 общеобразовательных учреждений, директором школы С.А.Фрейберг раскрыта система исследовательской деятельности педагогического коллектива, направленная на реализацию проекта формирования сотворческих отношений в образовательном процессе. По итогам семинара подготовлен теоретический и практический материал для руководителей ОУ города – участников семинара.

Анализ результатов экспериментальной и инновационной деятельности позволил выделить и некоторые общие проблемы в работе с образовательными учреждениями:

  • повышение рефлексивной культуры педагогов и руководителей;
  • совершенствование исследовательских умений, навыков организации и проведения психолого-педагогического мониторинга хода и результатов экспериментов.

Для решения указанных проблем необходимо проанализировать на заседании методического Совета ГИМЦ РО тематику экспериментов, инновационных проектов и промежуточные итоги работы ОУ; организовать мониторинг хода и результатов реализации муниципальной Программы развития образования; привлечь специалистов высших учебных заведений для обеспечения научного сопровождения экспериментов; разработать методические рекомендации по организации инновационной деятельности ОУ и педагогов на современном этапе развития образовательной системы.

Одна из задач методической службы - удовлетворение информационных, учебно-методических, образовательных потребностей педагогических и руководящих работников.

В целях удовлетворения запросов руководителей ОУ, педагогов, участвующих в конкурсном отборе лучших общеобразовательных учреждений и учителей в рамках приоритетного национального проекта «Образование», проведены семинары «Как подготовить проект на получение грантов» (присутствовали 53 чел.), «Проблемно ориентированный анализ деятельности ОУ» (присутствовали 42 чел.); 10 групповых консультаций и консультаций–практикумов по оформлению документов для участия в конкурсном отборе, правилам его проведения, структуре и содержанию программы развития школы, технологии разработки инновационных проектов. Разработаны методические рекомендации по составлению программы развития ОУ; её структуре и содержанию. Подготовлены методическое пособие по планированию и организации научно-методической работы в условиях программно-целевого управления ОУ, а также памятки:

- алгоритм формирования концепции школы;
- типичные ошибки, допускаемые при разработке программы развития;
- целевые индикаторы и показатели для оценки результатов выполнения программы развития ОУ.

Это создало необходимые предпосылки для активизации инновационной деятельности в ОУ города: в конкурсном отборе приняли участие 49 педагогов и 10 учреждений (МПЛ, лицей №1, гимн. № 1, 4,9, 10, 6, 3, СШ № 43, 28). По итогам конкурсного отбора 5 общеобразовательных учреждений (гимн.1,4,10,лиц 1, МПЛ) стали обладателями гранта. Участие в конкурсе способствовало развитию навыков инновационной деятельности, творческого потенциала учреждений и педагогов города.

Как показывает практика, повышение результативности работы по запросам педагогов и руководителей связано с усилением диагностико-аналитической деятельности, освоением маркетингового подхода к управлению муниципальной методической службой.

Эффективными формами выявления, изучения, обобщения и представления педагогического опыта стало проведение «Уроков педагогического мастерства» и «Методических Дней» учителей-предметников. Число их участников увеличилось по сравнению с прошлым годом и составило 883 человека. 23 учителя были рекомендованы на повышение квалификационной категории и 16 - на участие в конкурсе «Учитель города-2006». Следует отметить растущий интерес к практике проведения названных мероприятий со стороны представителей высшей школы, что позволяет организовать эффективное взаимодействие ГИМЦРО с высшими учебными заведениями и учреждениями повышения квалификации в системе непрерывного педагогического образования и создаёт условия для освоения сетевой формы организации муниципальной методической службы и маркетингового подхода к управлению этой службой.

II. Информационно – методическая деятельность

Информационно-методическая деятельность ГИМЦРО осуществляется на основе Плана действий по развитию системы образования г.Мурманска на 2002-2005 гг. и включает организацию обслуживания учреждений и внедрения информационных технологий в образовательный процесс и управление; планирование и организацию повышения квалификации педагогических и руководящих работников в области информационных технологий; формирование баз данных и банка педагогической информации.

В 2005-2006 учебном году было организовано 77 сеансов межшкольной компьютерной сети (модемная связь), пользователями которой являются 72 ОУ, что позволило улучшить информационное обеспечение деятельности руководителей образовательных учреждений и повысить эффективность внутришкольного управления.

Третий год ОУ г.Мурманска (шк. №28, 43, 53, г.5, ГИМЦРО) участвуют в реализации российско-финского проекта "Совершенствование системы информатизации управления образованием в Мурманской области (ИСУО)". В 2006 г. пилотные учреждения (шк. 43, 53, ГИММЦ РО) оборудованы техникой и программным обеспечением, подключены по выделенному каналу к Интернет с целью апробации базы данных ИСУО.

Значительно активизировалась работа по внедрению информационных технологий в образовательный процесс и управление. Особо следует отметить результативность деятельности учителей русского языка и литературы, математики, биологии, физики, немецкого языка, истории, начальных классов. Опыт работы учителей представлен на CD-дисках, городском образовательном портале, в газете «БИТ», на сайте «Методическая информационная система севера».

Эффективной формой обобщения и распространения опыта педагогов города в области информатизации образования по-прежнему остается городская научно-практическая конференция. 39 педагогов (Г.3, 4, 5, 7, 8, 9, 10; шк.28, 31, 33, 42, 43, 45, 48, 52, 53) представили свой опыт по следующим направлениям: «Информатика и ИКТ», «Использование ИКТ на уроках математики», «Использование ИКТ на уроках физики, биологии». Материалы конференции размещены на сайте и CD-диске «Информатика-2006».

В 2005-2006 учебном году обучено 103 педагогических и руководящих работников по 4 программам («Использование FLASH-технологий в профессиональной деятельности учителя информатики» (16 чел), «Информационные ресурсы в работе заместителя директора» (25 чел), «Технология создания компьютерных презентаций» (17 чел), «Пользователь ПК» (45)).

Наиболее востребованным и результативным средством информационно-методического обеспечения системы образования являются городские образовательные информационные ресурсы общего и коллективного пользования:

  • сайт «Методическая информационная система севера» - www.gmcit.murmansk.ru – для учителей информатики и работников образования, внедряющих ИКТ.
  • образовательный портал г.Мурманска - www.edu.murmansk.ru – для учащихся, родителей, учителей, руководителей ОУ.

В текущем учебном году в соответствии с потребностями ОУ на портале размещены материалы по организации и проведению аттестации, повышению квалификации педагогических и руководящих работников; по профильному образованию.

Продолжалась работа по формированию и обновлению баз данных и банка педагогической информации. Созданы базы данных, включающие нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность образовательных учреждений; информацию о школьных научных обществах образовательных учреждений г.Мурманска, об обеспечении ОУ компьютерной техникой. Банки педагогической информации пополнились олимпиадными заданиями по всем предметам; материалами для проведения конференций, фестивалей, олимпиад, конкурсов; компьютерными презентациями по управлению ОУ.

В целях удовлетворения запросов педагогов на подготовку электронных методических и дидактических материалов усилия методической службы были направлены на разработку и изготовление CD-дисков: «Методическое обеспечение профильного обучения по информатике и ИКТ», «ИКТ на уроках математики», «ИКТ на уроках географии», «В помощь учителю словесности», «ИКТ на уроках в начальной школе», «Школьные и городские олимпиады».

Для оперативного информирования руководителей ОУ и педагогических работников предполагается модернизация модемной связи.

В целях удовлетворения потребностей педагогических и руководящих работников в освоении информационных технологий предусмотрено увеличение количества обучающих семинаров-практикумов.

Остается нерешенной проблема повышения квалификации учителей информатики, работающих в профильных классах. В связи с этим планируется организация постояннодействующего обучающего семинара для этой категории педагогов.

III. Организационно – методическая деятельность

Организационно-методическая деятельность ГИМЦРО была направлена на планирование и организацию повышения квалификации и профессиональной подготовки педагогических и руководящих работников; подготовку конкурсов педагогического мастерства, конференций, олимпиад и конкурсов среди школьников.

В 2005-2006 учебном году курсовую подготовку прошли 802 педагога и руководителя. Из них: на квалификационных (долгосрочных) курсах обучалось 470 чел., на краткосрочных – 332. План курсовой подготовки был перевыполнен, т.к. в МОИПКРОиК созданы условия для посещения педагогами курсов в методические дни, часть краткосрочных курсов проводилась во второй половине дня.

При организации традиционного конкурса профессионального мастерства «Учитель города-2005», в котором приняли участие 23 педагога по 12 предметным номинациям, оказывалась методическая помощь конкурсантам по их запросам. Три учителя (Страшнова И.В., гимн.№2; Железняк В.А., шк. №43; Яицкая О.А., гимн. №3) из 23 участников стали победителями и были рекомендованы для участия в региональном конкурсе «Учитель года Мурманской области-2006». Хотя среди конкурсантов г.Мурманска победителей не было, однако молодые педагоги сумели раскрыть свой творческий потенциал: их выступления были яркими, уроки –методически грамотными.

В 2005-2006 учебном году ГИМЦ РО осуществлял организационно – методическое сопровождение проведения 1,2,3-го этапов предметных олимпиад школьников. Методистами ГИМЦ РО были подготовлены тексты олимпиадных заданий на бумажных и электронных носителях, проведены консультации для разработчиков, анализ текстов олимпиадных заданий, организована работа жюри.

В ходе подготовительной работы к проведению городской выставки -конференции школьников «Юные исследователи - будущее Севера» прошла экспертиза исследовательских работ учащихся, организована деятельность двадцати двух предметных секций, на которые представили свои работы 227 учащихся из 37 общеобразовательных учреждений города.

В 2006-2007 учебном году ГИМЦ РО предстоит проделать работу по информированию ОУ о путях преодоления таких типичных недостатков в подготовке учащихся к олимпиадам и конференциям, как неумение применять знания в нестандартной ситуации, бедный читательский опыт, недостаточная сформированность межпредметных умений, слабая практическая направленность подготовки участников и другие.

ВЫВОДЫ:

Проведённый анализ позволяет выделить приоритетные направления деятельности муниципальной методической службы на 2006-2007 учебный год:

-научно-методическое сопровождение экспериментальной и инновационной деятельности ОУ и педагогов;
-реализация Городской целевой программы «Развитие муниципальной системы образования г. Мурманска на 2006-2008 годы»;
-информационно-методическое обеспечение системы образования.

 

Номер государственной регистрации: 50200500828
Дата: 14.06.05
 © Комитет по образованию администрации г. Мурманска, 2004-2014
 Разработчик: Городской методический центр информационных технологий
 При полном или частичном использовании материалов ссылка на портал обязательна
счетчик сайта
счетчик посещений