Муниципальное
бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования города Мурманска
Городской информационно-методический центр работников
образования
Анализ деятельности ГИМЦ РО
за 2005-2006 учебный год
Деятельность ГИМЦ РО в 2005-2006 учебном году была нацелена на
повышение качества общего образования в условиях реализации Приоритетных
направлений развития общеобразовательной системы, национального
проекта «Образования», федеральной, региональной и муниципальной
программ развития образования.
Перед методической службой стояли задачи по обеспечению
процесса подготовки педагогических и руководящих кадров к работе
в условиях:
- освоения инноваций в обучении, воспитании и развитии обучающихся;
- развития новых форм и механизмов оценки и контроля качества
деятельности ОУ по реализации образовательных программ (ЕГЭ);
- апробации новой структуры общего образования («предшкольное
образование, начальная, основная, профильная школа);
- организации сетевого взаимодействия ОУ для развития мобильности
в сфере образования, совершенствования информационного обмена.
В связи с этим обновилась структура и содержание деятельности
муниципальной методической службы по таким ведущим направлениям,
как учебно-методическая, информационно-методическая и организационно-методическая
деятельности.
I. Учебно – методическая деятельность
Содержание учебно-методической деятельности связано
как с обеспечением инновационных процессов и экспериментов в ОУ
города, так и с оказанием практической помощи педагогическим и руководящим
работникам в соответствии с выявленными в процессе диагностики затруднениями
дидактического, методического, психолого -педагогического характера.
При организации методического сопровождения экспериментов
по предпрофильной подготовке и профильному обучению учащихся, введению
ЕГЭ наиболее продуктивными и востребованными стали такие
формы работы, как семинары, консультации, практикумы, деятельность
творческих групп.
В 2005- 2006 учебном году на базе ОУ города, а также Управления
Федеральной Государственной службы занятости населения по Мурманской
области было проведено 10 семинаров по актуальным
проблемам предпрофильной подготовки и профильного обучения, слушателями
которых стали 279 человек. Наиболее высокую оценку педагогов получили
семинары: по русскому языку и литературе - «Элективные курсы и факультативы
как составная часть предпрофильной подготовки и профильного обучения»
(гимн. 6); по предметам естественно – математического цикла - «Предпрофильная
подготовка и профильное обучение в системе гимназического образования»
(гимн. 4); по иностранному языку - «Обновление содержания языкового
образования» (гимн.2); для педагогов-психологов – «Интерактивные
формы и методы в профориентационной работе школьного психолога»
(Служба занятости населения).
Эксперимент носит формирующий характер, поэтому для разработки
программно-методического обеспечения предпрофильного и профильного
обучения продолжали работу творческие группы учителей
русского языка и литературы (руководители Лобашева Н.Е., гимн.5;
Палютина Л.А., лиц.1)), математики (руков. Сергеева Е.Л., гимн.4),
биологии (руков. Саламатина Л.А., шк.42), химии (руков.Зимнухова
Л.В. шк.36), информатики (руков. Ермакова Е.Н., шк.43), английского
языка (Путистина Л.М., гимн.2).
Всего в разработке программно-методического обеспечения по предпрофильной
подготовке и профильному обучению приняли участие 42 педагога из
более чем 20-ти общеобразовательных учреждений. Членами творческих
групп подготовлены электронные пособия по математике, русскому языку,
биологии, информатике, программы элективных курсов, рекомендации
по их использованию. Всего на экспертном совете ГИМЦ РО рассмотрено
и рекомендовано к апробации в ОУ города 30 программ элективных курсов
и курсов по выбору учащихся. Двенадцать программ элективных курсов,
подготовленных учителями информатики, опубликованы в журнале «Информатика
в школе», № 5, 2006г.
Методическое сопровождение эксперимента по введению ЕГЭ
осуществлялось на основе анализа итогов экзаменов за прошлый
учебный год, поиска путей преодоления выявленных недостатков. С
этой целью проводились заседания МО учителей физики, химии, биологии,
истории, русского языка и литературы, математики. В их работе приняли
участие около 200 педагогических работников. Были сделаны шаги по
организации сетевого взаимодействия ГИМЦ РО с МГТУ, МГПИ и МОИПКРОиК,
направленного на координацию совместной деятельности по подготовке
к новой форме итоговой аттестации учащихся.
Вопросы психолого-педагогического и научно-методического сопровождения
ЕГЭ были рассмотрены на семинаре в гимн.№3 «Деятельность педагогического
коллектива по подготовке к ЕГЭ: научно-методический и психологический
аспекты», в котором приняли участие заместители директоров по УВР
и научно – методической работе, педагоги-психологи ( всего 39 человек).
Наибольший интерес у участников семинара вызвало выступление Севастьяновой
Т.П., зам. директора гимн. №3, которая представила опыт реализации
системного подхода к научно-методической деятельности в условиях
эксперимента по введению ЕГЭ.
В 2005-2006 учебном году была организована регулярная консультационная
работа на базе ГИМЦ РО. Система групповых и индивидуальных консультаций,
ставшая одной из эффективных (мобильных) форм работы, была направлена
на оказание квалифицированной помощи педагогам в планировании работы
в старших классах, выборе программ профильного уровня, организации
предпрофильной подготовки учащихся 8-9 классов. Всего проведено
по данному направлению 33 консультации для 495 педагогов. Наиболее
успешно была организована научно-консультационная работа с учителями
русского языка и литературы на базе лицея №1, направленная на анализ
заданий контрольно-измерительных материалов, раскрытие технологии
повторения курсов русского языка и литературы. Результатом работы
стал выпуск CD-диска « В помощь учителю словесности», где размещены
материалы для подготовки к ЕГЭ.
Всего в течение учебного года методистами ГИМЦ РО было проведено
более 300 групповых и индивидуальных консультаций по вопросам методики
преподавания, организации УВП, разноуровневого контроля, управления
методической службой ОУ.
Продолжалось сотрудничество с МОИПКРОиК по вопросу апробации национально-регионального
компонента государственных образовательных стандартов начального
общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.
Опытом работы в ходе городских и областных семинаров делились учителя
химии, истории, русского языка и литературы, географии (шк. №19,
41, 57,гимн.№3). Творческой группой учителей истории, в которую
вошли педагоги МПЛ, лицея 2, шк. № 12, 41, 53 (Лазарева Л.В., Шорникова
И.А., Голубева М.В., Андреева Л.Ф., Чулкова Л.В, Сумарокова С.П.),
разработаны региональная программа «История Кольского Севера с древнейших
времён до начала ХХ1 века» и тематическое планирование. Подготовленные
материалы размещены на СD – диске.
В соответствии с программой опытно-экспериментальной работы на
базе пилотных площадок (шк.5, 23, 28, 43, 48, 53, 56, г.3, г.4,
г.5, г.8, г.9, г.10, л.1, г. 7) продолжается эксперимент
«Введение информационных технологий в образовательный процесс и
управление». Образовательным учреждениям оказывалась квалифицированная
помощь в использовании информационных ресурсов с целью качественного
обучения учащихся и управления педагогическим процессом, был организован
обмен опытом работы ОУ.
Выделено несколько приоритетных направлений методического
сопровождения обновления содержания образования и внутришкольного
управления, по которым проводилась целенаправленная работа
в течение учебного года:
- апробация, освоение и внедрение программ, учебников, УМК;
- апробация, освоение и внедрение современных образовательных
технологий;
- освоение рефлексивного и маркетингового подходов к внутришкольному
управлению.
Продолжалась апробация программы профильного обучения «Информатика
и ИКТ» Н.Д.Угриновича для 10-11 классов в 18 общеобразовательных
учреждениях города. Материалы из опыта работы по данной программе
размещены на сайте «МИСС».
Организована апробация учебника по английскому языку «New millenium»
автора О.Грозы. Вопросы методики преподавания и освоения содержания
УМК были рассмотрены на семинарах в гимн. 10 и шк. №36
На базе прог.61, шк.18,31,50,52 апробируется программа Алеева
В.В. по музыке. В течение года для учителей, осваивающих эту программу,
проводились консультации.
Продолжается освоение программ для начальной школы: «Гармония»
Н.Б.Истоминой (шк.1, 50, 20, 18, 48, 12, 17, прог.63,61, гимн.4,5,10);
«Перспективная начальная школа» Чураковой Р.Г. (шк.11,22,28), «Начальная
школа 21 века» Виноградовой Н.Ф. (шк.23, гимн.10). Работа по мониторингу
результатов освоения этих программ будет продолжена в 2006-2007
году.
В настоящее время в общеобразовательных учреждениях города активно
внедряются технологии: информационно-коммуникационные, учебного
проектирования, учебного исследования , т.е технологии, направленные
на организацию самостоятельной учебно-познавательной деятельности
учащихся, что отвечает современным требованиям к формированию конкурентоспособной
личности.
В 18 общеобразовательных учреждениях города началось освоение
и внедрение в практику работы педагогов–психологов технологии нейро-лингвистического
программирования (НЛП). Предполагается, что применение данной технологии
обеспечит индивидуальный подход к учащимся, поможет организовать
обучение с учётом их особенностей и возможностей. Наряду с технологиями
личностно ориентированного обучения технология НЛП позволит обеспечить
эффективность педагогической деятельности в направлении преодоления
учебных затруднений учащихся.
В рамках Методического Дня для руководителей общеобразовательных
учреждений «Управление инновационными процессами в системе образования
города» проведён семинар «Рефлексивное управление школой: поиск,
проблемы, решения», на котором был представлен инновационный опыт
школы №18 по освоению рефлексивного управления образовательным учреждением.
На семинаре, слушателями которого стали руководители 35 общеобразовательных
учреждений, директором школы С.А.Фрейберг раскрыта система исследовательской
деятельности педагогического коллектива, направленная на реализацию
проекта формирования сотворческих отношений в образовательном процессе.
По итогам семинара подготовлен теоретический и практический материал
для руководителей ОУ города – участников семинара.
Анализ результатов экспериментальной и инновационной деятельности
позволил выделить и некоторые общие проблемы в работе с образовательными
учреждениями:
- повышение рефлексивной культуры педагогов и руководителей;
- совершенствование исследовательских умений, навыков организации
и проведения психолого-педагогического мониторинга хода и результатов
экспериментов.
Для решения указанных проблем необходимо проанализировать на заседании
методического Совета ГИМЦ РО тематику экспериментов, инновационных
проектов и промежуточные итоги работы ОУ; организовать мониторинг
хода и результатов реализации муниципальной Программы развития образования;
привлечь специалистов высших учебных заведений для обеспечения научного
сопровождения экспериментов; разработать методические рекомендации
по организации инновационной деятельности ОУ и педагогов на современном
этапе развития образовательной системы.
Одна из задач методической службы - удовлетворение информационных,
учебно-методических, образовательных потребностей педагогических
и руководящих работников.
В целях удовлетворения запросов руководителей ОУ, педагогов, участвующих
в конкурсном отборе лучших общеобразовательных учреждений и учителей
в рамках приоритетного национального проекта «Образование», проведены
семинары «Как подготовить проект на получение грантов» (присутствовали
53 чел.), «Проблемно ориентированный анализ деятельности ОУ» (присутствовали
42 чел.); 10 групповых консультаций и консультаций–практикумов по
оформлению документов для участия в конкурсном отборе, правилам
его проведения, структуре и содержанию программы развития школы,
технологии разработки инновационных проектов. Разработаны методические
рекомендации по составлению программы развития ОУ; её структуре
и содержанию. Подготовлены методическое пособие по планированию
и организации научно-методической работы в условиях программно-целевого
управления ОУ, а также памятки:
- алгоритм формирования концепции школы;
- типичные ошибки, допускаемые при разработке программы развития;
- целевые индикаторы и показатели для оценки результатов выполнения
программы развития ОУ.
Это создало необходимые предпосылки для активизации инновационной
деятельности в ОУ города: в конкурсном отборе приняли участие 49
педагогов и 10 учреждений (МПЛ, лицей №1, гимн. № 1, 4,9, 10, 6,
3, СШ № 43, 28). По итогам конкурсного отбора 5 общеобразовательных
учреждений (гимн.1,4,10,лиц 1, МПЛ) стали обладателями гранта. Участие
в конкурсе способствовало развитию навыков инновационной деятельности,
творческого потенциала учреждений и педагогов города.
Как показывает практика, повышение результативности работы по
запросам педагогов и руководителей связано с усилением диагностико-аналитической
деятельности, освоением маркетингового подхода к управлению муниципальной
методической службой.
Эффективными формами выявления, изучения, обобщения и представления
педагогического опыта стало проведение «Уроков педагогического мастерства»
и «Методических Дней» учителей-предметников. Число их участников
увеличилось по сравнению с прошлым годом и составило 883 человека.
23 учителя были рекомендованы на повышение квалификационной категории
и 16 - на участие в конкурсе «Учитель города-2006». Следует отметить
растущий интерес к практике проведения названных мероприятий со
стороны представителей высшей школы, что позволяет организовать
эффективное взаимодействие ГИМЦРО с высшими учебными заведениями
и учреждениями повышения квалификации в системе непрерывного педагогического
образования и создаёт условия для освоения сетевой формы организации
муниципальной методической службы и маркетингового подхода к управлению
этой службой.
II. Информационно – методическая деятельность
Информационно-методическая деятельность ГИМЦРО осуществляется
на основе Плана действий по развитию системы образования г.Мурманска
на 2002-2005 гг. и включает организацию обслуживания учреждений
и внедрения информационных технологий в образовательный процесс
и управление; планирование и организацию повышения квалификации
педагогических и руководящих работников в области информационных
технологий; формирование баз данных и банка педагогической информации.
В 2005-2006 учебном году было организовано 77 сеансов межшкольной
компьютерной сети (модемная связь), пользователями которой являются
72 ОУ, что позволило улучшить информационное обеспечение деятельности
руководителей образовательных учреждений и повысить эффективность
внутришкольного управления.
Третий год ОУ г.Мурманска (шк. №28, 43, 53, г.5, ГИМЦРО) участвуют
в реализации российско-финского проекта "Совершенствование
системы информатизации управления образованием в Мурманской области
(ИСУО)". В 2006 г. пилотные учреждения (шк. 43, 53, ГИММЦ РО)
оборудованы техникой и программным обеспечением, подключены по выделенному
каналу к Интернет с целью апробации базы данных ИСУО.
Значительно активизировалась работа по внедрению информационных
технологий в образовательный процесс и управление. Особо следует
отметить результативность деятельности учителей русского языка и
литературы, математики, биологии, физики, немецкого языка, истории,
начальных классов. Опыт работы учителей представлен на CD-дисках,
городском образовательном портале, в газете «БИТ», на сайте «Методическая
информационная система севера».
Эффективной формой обобщения и распространения опыта педагогов
города в области информатизации образования по-прежнему остается
городская научно-практическая конференция. 39 педагогов (Г.3, 4,
5, 7, 8, 9, 10; шк.28, 31, 33, 42, 43, 45, 48, 52, 53) представили
свой опыт по следующим направлениям: «Информатика и ИКТ», «Использование
ИКТ на уроках математики», «Использование ИКТ на уроках физики,
биологии». Материалы конференции размещены на сайте и CD-диске «Информатика-2006».
В 2005-2006 учебном году обучено 103 педагогических и руководящих
работников по 4 программам («Использование FLASH-технологий в профессиональной
деятельности учителя информатики» (16 чел), «Информационные ресурсы
в работе заместителя директора» (25 чел), «Технология создания компьютерных
презентаций» (17 чел), «Пользователь ПК» (45)).
Наиболее востребованным и результативным средством информационно-методического
обеспечения системы образования являются городские образовательные
информационные ресурсы общего и коллективного пользования:
- сайт «Методическая информационная система севера» - www.gmcit.murmansk.ru
– для учителей информатики и работников образования, внедряющих
ИКТ.
- образовательный портал г.Мурманска - www.edu.murmansk.ru –
для учащихся, родителей, учителей, руководителей ОУ.
В текущем учебном году в соответствии с потребностями ОУ на портале
размещены материалы по организации и проведению аттестации, повышению
квалификации педагогических и руководящих работников; по профильному
образованию.
Продолжалась работа по формированию и обновлению баз данных и
банка педагогической информации. Созданы базы данных, включающие
нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность образовательных
учреждений; информацию о школьных научных обществах образовательных
учреждений г.Мурманска, об обеспечении ОУ компьютерной техникой.
Банки педагогической информации пополнились олимпиадными заданиями
по всем предметам; материалами для проведения конференций, фестивалей,
олимпиад, конкурсов; компьютерными презентациями по управлению ОУ.
В целях удовлетворения запросов педагогов на подготовку электронных
методических и дидактических материалов усилия методической службы
были направлены на разработку и изготовление CD-дисков: «Методическое
обеспечение профильного обучения по информатике и ИКТ», «ИКТ на
уроках математики», «ИКТ на уроках географии», «В помощь учителю
словесности», «ИКТ на уроках в начальной школе», «Школьные и городские
олимпиады».
Для оперативного информирования руководителей ОУ и педагогических
работников предполагается модернизация модемной связи.
В целях удовлетворения потребностей педагогических и руководящих
работников в освоении информационных технологий предусмотрено увеличение
количества обучающих семинаров-практикумов.
Остается нерешенной проблема повышения квалификации учителей информатики,
работающих в профильных классах. В связи с этим планируется организация
постояннодействующего обучающего семинара для этой категории педагогов.
III. Организационно – методическая деятельность
Организационно-методическая деятельность ГИМЦРО была направлена
на планирование и организацию повышения квалификации и профессиональной
подготовки педагогических и руководящих работников; подготовку конкурсов
педагогического мастерства, конференций, олимпиад и конкурсов среди
школьников.
В 2005-2006 учебном году курсовую подготовку прошли 802 педагога
и руководителя. Из них: на квалификационных (долгосрочных) курсах
обучалось 470 чел., на краткосрочных – 332. План курсовой подготовки
был перевыполнен, т.к. в МОИПКРОиК созданы условия для посещения
педагогами курсов в методические дни, часть краткосрочных курсов
проводилась во второй половине дня.
При организации традиционного конкурса профессионального мастерства
«Учитель города-2005», в котором приняли участие 23 педагога по
12 предметным номинациям, оказывалась методическая помощь конкурсантам
по их запросам. Три учителя (Страшнова И.В., гимн.№2; Железняк В.А.,
шк. №43; Яицкая О.А., гимн. №3) из 23 участников стали победителями
и были рекомендованы для участия в региональном конкурсе «Учитель
года Мурманской области-2006». Хотя среди конкурсантов г.Мурманска
победителей не было, однако молодые педагоги сумели раскрыть свой
творческий потенциал: их выступления были яркими, уроки –методически
грамотными.
В 2005-2006 учебном году ГИМЦ РО осуществлял организационно –
методическое сопровождение проведения 1,2,3-го этапов предметных
олимпиад школьников. Методистами ГИМЦ РО были подготовлены тексты
олимпиадных заданий на бумажных и электронных носителях, проведены
консультации для разработчиков, анализ текстов олимпиадных заданий,
организована работа жюри.
В ходе подготовительной работы к проведению городской выставки
-конференции школьников «Юные исследователи - будущее Севера» прошла
экспертиза исследовательских работ учащихся, организована деятельность
двадцати двух предметных секций, на которые представили свои работы
227 учащихся из 37 общеобразовательных учреждений города.
В 2006-2007 учебном году ГИМЦ РО предстоит проделать работу по
информированию ОУ о путях преодоления таких типичных недостатков
в подготовке учащихся к олимпиадам и конференциям, как неумение
применять знания в нестандартной ситуации, бедный читательский опыт,
недостаточная сформированность межпредметных умений, слабая практическая
направленность подготовки участников и другие.
ВЫВОДЫ:
Проведённый анализ позволяет выделить приоритетные направления
деятельности муниципальной методической службы на 2006-2007 учебный
год:
-научно-методическое сопровождение экспериментальной и инновационной
деятельности ОУ и педагогов;
-реализация Городской целевой программы «Развитие муниципальной
системы образования г. Мурманска на 2006-2008 годы»;
-информационно-методическое обеспечение системы образования.
|