Образовательный портал города Мурманска
html clocks скачать часы для сайта
 
 
Методическая
служба
 

Документы

Структура центра

Сотрудники

План работы

Методическое сопровождение

Экспертный совет

Эксперименты и инновации

Творческая лаборатория «Молодой учитель в современной школе»

Школа резерва руководящих кадров

Cеть творческих и предметных объединений педагогов

Аттестация работников образования

Аналитическая
информация

Система регистрации заявок по техническому обслуживанию средств вычислительной техники и сопровождению программного обеспечения

Всероссийская олимпиада школьников


Адрес:

183010, г.Мурманск,
ул. Генералова, д.1/13

Телефон:

(8152) 271711

E-mail:

gimcro2008@yandex.ru

 

Время работы:

Понедельник - четверг
с 9.00 до 17.00
Обед
с 13.00 до 13.30

Пятница
С 9.00 до 16.00
Обед
с 13.00 до 14.00

Страница в VKГИМЦ РО в социальной сети

 

Система Orphus

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования города Мурманска
Городской информационно-методический центр работников образования


Публичный отчет
О деятельности ГИМЦ РО за 2006-2007 учебный год

 Главная цель ГИМЦ РО в 2006-2007 учебном году - обеспечение развития системы непрерывного образования педагогических и управленческих кадров в соответствии с их потребностями и реализацией приоритетных направлений развития образования. Поэтому деятельность ГИМЦ РО была направлена на:

  • повышение качества общего образования;
  • выявление, поддержку и распространение педагогических инициатив, образовательных и управленческих инноваций;
  • обеспечение методических условий для реализации программ развития образования муниципального, регионального и федерального уровней;
  • координацию совместной деятельности участников сетевого взаимодействия в едином образовательном пространстве города;
  • организацию информационно-коммуникационного обслуживания ОУ, повышение информационных компетенций работников образования;
  • сопровождение конкурсного движения в рамках приоритетного национального проекта «Образование».

Опыт работы ГИМЦ РО по реализации этих направлений был представлен на VII Всероссийском образовательном форуме в рамках Всероссийского профессионального конкурса «Инноватика в образовании» и на Всероссийском смотре-конкурсе муниципальных методических служб «Методическая служба – образованию России» и получил высокую оценку. Об этом свидетельствуют результаты Всероссийского смотра-конкурса:

  • I этап - региональный (сентябрь 2006 г.) – I место;
  • II этап - межрегиональный (ноябрь 2006 г.)- I место (из 24 регионов);
  • III этап - федеральный (январь 2007 г.) – 8 место (из 24 призёров II этапа).

Осуществляя учебно-методическую, информационно-методическую и организационно-методическую деятельность, методическая служба содействовала развитию муниципальной системы образования, решению проблем подготовки педагогических и управленческих кадров к работе в условиях модернизации образования.

  • Учебно–методическая деятельность

Содержание учебно-методической деятельности связано:

  • с организацией методического сопровождения экспериментов по предпрофильной подготовке и профильному обучению, введению ЕГЭ, новой формы государственной (итоговой) аттестации по русскому языку и математике за курс основной школы, внедрению информационных технологий в образовательный процесс и управление;
  • апробацией, освоением и внедрением новых учебных курсов, программ, учебников, современных образовательных технологий;
  • выявлением, изучением, обобщением, распространением (диссеминацией) педагогического опыта;
  • методическим сопровождением обновления внутришкольного управления;
  • разработкой методических рекомендаций, пособий, программ элективных курсов.

Организуя методическое сопровождение эксперимента по предпрофильной подготовке и профильному обучению, ГИМЦ РО провёл 7 семинаров, 16 консультаций-практикумов, слушателями которых стали 348 педагогов, реализующих программы профильного обучения. Наиболее продуктивными были годичные обучающие семинары и практикумы: «Методика преподавания информатики и ИКТ в профильных классах», «Апробация АРМ «Профориентация учащихся» (гимн. 1), «Организация предпрофильной подготовки и профильного обучения» по физике (гимн. 10), биологии (школа 34), «Системный подход к формированию экономической культуры школьников в условиях предпрофильной подготовки» (школа № 53), «Профильное и предпрофильное обучение английскому языку как средство индивидуализации и вариативности образования» (гимн. № 2), «Современный урок права и обществознания в условиях модернизации образования» (лиц. №2), «Реализация программы профильного курса физики в условиях ресурсного центра» (гимн. №4), «Интеграция обучения химии и биологии в условиях профильного обучения» (шк. № 34).

В целях разработки программно-методического обеспечения предпрофильной подготовки и профильного обучения продолжали работу творческие группы учителей-предметников, их участниками стали более сорока педагога из 26-ти общеобразовательных учреждений. В течение учебного года членами творческих групп подготовлены электронные пособия по математике, русскому языку, биологии, информатике, истории, программы элективных курсов, рекомендации по их использованию; CD-диски в помощь учителям русского языка, математики, физики, химии, биологии, информатики; методические рекомендации по проектированию и экспертизе учебных курсов по выбору учащихся. Всего на экспертном совете ГИМЦ РО рассмотрено и рекомендовано к апробации в ОУ города 27 программ элективных курсов и курсов по выбору учащихся.

Для обеспечения научно-методического сопровождения апробации модели сетевой организации профильного обучения учащихся, перехода общеобразовательных учреждений на новый базисный учебный план методистами ГИМЦ РО были разработаны «пакеты» методических материалов по русскому языку и литературе, математике, географии, истории, обществознанию, экономике, биологии, химии, технологии, ОБЖ, физической культуре, включающие в себя:

  • варианты построения учебных планов;
  • перечни основных программ, элективных курсов, учебно-методических комплектов, используемых на профильном уровне обучения, рекомендованных Министерством образования и науки;
  • контрольно-измерительные материалы (тесты, билеты и др.) для проведения промежуточной и итоговой аттестации учащихся.

В условиях отсутствия федеральной программы профильного обучения информатике и ИКТ отделом информатизации ГИМЦ РО разработана авторская программа «Информатика и ИТК», которая опубликована в журнале «Информатика и образование» №№ 11, 12 за 2006 год. Подготовлены тематическое планирование; CD-диск «Методическое обеспечение курса информатики», содержащий разработки 280 уроков и дидактических материалов к ним в помощь учителю.

В 2006-2007 учебном году была организована регулярная консультационная работа на базе ГИМЦ РО. Система групповых и индивидуальных консультаций, ставшая одной из эффективных, мобильных форм работы, была направлена на оказание квалифицированной помощи педагогам в планировании работы в старших классах, выборе программ профильного уровня, организации предпрофильной подготовки учащихся 8-9 классов. Всего проведено по данному направлению более 40 консультаций для 522 педагогов.

Методическое сопровождение эксперимента по введению ЕГЭ осуществлялось на основе сравнительного анализа итогов экзаменов за последние четыре года, поиска путей преодоления выявленных недостатков. С этой целью методистами ГИМЦ РО были проведены заседания муниципальных МО учителей математики, русского языка и литературы, истории, химии, физики, биологии, географии, английского языка, в работе которых принимали участие преподаватели и специалисты МГПУ, МОИПКРОиК.

В системе проводились годичные семинары, семинары-практикумы, рабочие встречи. Всего было проведено 27 мероприятий, участниками которых стали 728 педагогов. Наиболее эффективной формой работы с педагогами ОУ города стали обучающие семинары и консультации-практикумы, подготовленные методистами ГИМЦ РО: «Преподавание русского языка и литературы в старшей школе с учетом результатов ЕГЭ - 2006», «Подготовка к итоговой аттестации по русскому языку и литературе. Задания повышенного уровня сложности на ЕГЭ», «Работа с учащимися по подготовке к ЕГЭ по математике. Выполнение заданий группы «С», «Методика преподавания информатики и ИКТ в 10 – 11классах при подготовке к ЕГЭ», «Психологическая подготовка субъектов образовательного пространства к ЕГЭ», «Использование учебно-тренировочных материалов по курсу физики при подготовке к итоговой аттестации учащихся», «Система работы по подготовке к ЕГЭ по химии. Анализ работы и заданий», «Подготовка выпускников к итоговой аттестации по истории и обществознанию в форме ЕГЭ», «Современный урок английского языка и подготовка к ЕГЭ», «Использование ИКТ в подготовке школьников к ЕГЭ по биологии».

В течение года было проведено более пятидесяти индивидуальных и групповых консультаций, направленных на анализ заданий контрольно-измерительных материалов, раскрытие технологии повторения и систематизации знаний, подготовки учащихся к выполнению заданий повышенного уровня сложности.

Подготовлены публикации в сборнике «Анализ результатов ЕГЭ В Мурманской области в 2006 году» (авт. Благова Н.Г., Финатова Е.Е., Гафаров Р.М., Щапова Ю.Ю); методические пособия на CD-дисках для учителей русского языка (авт. Благова Н.Г.,Финатова Е.Е.), математики (составитель Сергеева Е.Л.), физики (авт. Федорова И.Л., школа 27; Скрипниченко Н.Г., школа 30; Красноштанова К.И., школа 41); аналитические материалы и методические рекомендации по подготовке учащихся к ЕГЭ и планированию работы в школе третьей ступени, разработанные методистами ГИМЦ РО.

Немаловажное значение в этом учебном году имело методическое сопровождение эксперимента по новой форме итоговой аттестации по русскому языку и математике за курс основной школы. Методистами ГИМЦ РО было организовано и проведено 2 семинара, 5 консультаций, 2 практикума, организована работа двух творческих групп. Квалифицированную практическую помощь получили 299 учителей русского языка и математики, а также заместители директоров по УВР. Результатом такой работы стали методические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса в условиях обновления форм итоговой аттестации.

В соответствии с программой опытно-экспериментальной работы на базе пилотных площадок (шк.5, 23, 28, 43, 48, 53, 56, г.3, г.4, г.5, г.8, г.9, г.10, л.1, г. 7) продолжался эксперимент «Введение информационных технологий в образовательный процесс и управление». Образовательным учреждениям оказывалась квалифицированная помощь в использовании информационных ресурсов с целью качественного обучения учащихся и управления педагогическим процессом, был организован обмен опытом работы ОУ.

В течение года проведено 16 семинаров – практикумов, 5 консультаций, научно-практическая конференция "Современные информационные технологии в управлении образовательным учреждением», участниками которых стали 634 педагогов и руководителей ОУ.

Продолжалось освоение программ и УМК: «Перспективная начальная школа» (СШ.11,22,28), «Начальная школа XXI века» (СШ № 23, гимн.10), «Школа 2000» - «Школа 2100», «Итак, немецкий» автора Гальсковой Н.Д, «New millenium» автора О.Грозы, «Музыка», автора В.В. Асеева.

Началось освоение авторской программы профильного обучения «Информатика и ИКТ» (л.1; г.1,8; шк.1, 23, 36, 42, 43, 45, 48, 49, 53).

В настоящее время в общеобразовательных учреждениях города активно внедряются технологии: информационно-коммуникационные, учебного проектирования, учебного исследования, критического мышления, педагогических мастерских, «Технология оптимизации обучения и развития» (ТООР) авт. Л. А. Ясюковой, что способствует сохранению здоровья, повышению уровня самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся и отвечает современным требованиям к формированию конкурентоспособной личности.

Основным направлением обновления внутришкольного управления стало внедрение активных форм работы с руководителями ОУ: психолого-педагогическая мастерская, деловая игра, практикум, тренинг.

В целях организации взаимодействия заместителя директора, учителя, педагога-психолога при решении проблем мотивации персонала; освоения новой формы работы с педагогическими и управленческими кадрами; внедрения технологии педагогических мастерских в практику работы ОУ в течение учебного года на базе школ № 3, 44 работала психолого-педагогическая мастерская «Методы управления собственной мотивацией и мотивацией других людей», участниками которой стали 64 заместителя директора по УВР и педагога-психолога.

По мнению участников психолого-педагогической мастерской, использование активной формы способствовало:

  • расширению и систематизации знаний по данной проблеме;
  • формированию видения перспективы работы с педагогическим коллективом и практических навыков участников мастерской;
  • творческой реализации собственных возможностей.

Участники мастерской высоко оценили занятия, проведенные заместителями директоров по УВР Воробъёвой Е.В. (школа №3), Шакиртовой Т.Н. (школа №44) и педагогами-психологами этих школ Тетериной Т.Н., Гайнутдиновой Н.Г.

Результатом совместной деятельности методистов, руководителей ОУ, педагогов-психологов стола серия CD-дисков «Обновление содержания образования и внутришкольного управления», «Методические рекомендации для руководителя ОУ по управлению мотивацией персонала», сценарии проведённых занятий, практические материалы для педсоветов, заседаний методических советов.

Эффективными формами выявления, изучения, обобщения и представления педагогического опыта стали «Уроки педагогического мастерства» и «Методические Дни» учителей-предметников, которые проводятся в различных формах: мастер-классы, педагогические мастерские, научно-практические конференции («Индивидуализация и дифференциация обучения как важнейший фактор повышения качества математического образования», «Эффективные педагогические технологии как средство развития творческого потенциала учащихся»). Увеличилось не только число их участников по сравнению с прошлым годом (1087 человек), но и количество педагогов, рекомендованных для участия в профессиональном конкурсе «Учитель города-2007» (29 педагогов, что на 10 больше, чем в прошлом году). Стабильно высоким остаётся число учителей, рекомендованных на повышение квалификационной категории ( 2005 г. – 23 учителя, 2006 г - 26).

Следует отметить растущий интерес к практике проведения названных мероприятий со стороны представителей высшей школы (МГПУ, МГТУ, НОУ МГИ) и МОИПКРОиК, что позволяет организовать эффективное взаимодействие ГИМЦРО с высшими учебными заведениями и учреждениями повышения квалификации в системе непрерывного педагогического образования и создаёт условия для освоения сетевой формы организации муниципальной методической службы и маркетингового подхода к управлению этой службой.

Анализ результатов экспериментальной и инновационной деятельности позволил выделить и некоторые общие проблемы в работе с образовательными учреждениями:

  • совершенствование исследовательских умений педагогов, навыков организации и проведения психолого-педагогического мониторинга хода и результатов экспериментов;
  • создание системы методической работы в условиях реализации приоритетных направлений развития образования и реструктуризации муниципальной образовательной сети;
  • управление развитием профессиональной компетентности педагогов;
  • управление процессом мотивации школьников в условиях личностно ориентированного обучения.

Для решения указанных проблем необходимо проанализировать на заседании методического совета ГИМЦ РО тематику экспериментов, инновационных проектов и промежуточные итоги работы ОУ; продолжить мониторинг хода и результатов реализации муниципальной Программы развития образования; привлечь специалистов высших учебных заведений для обеспечения научного сопровождения экспериментов; разработать методические рекомендации по организации инновационной деятельности ОУ и педагогов на современном этапе развития образовательной системы.

 

II. Информационно – методическая деятельность

Информационно-методическое обеспечение деятельности ОУ включает организацию информационно-коммуникационного обслуживания учреждений; содействие внедрению информационных технологий; организацию повышения квалификации педагогических и руководящих работников в области информационных технологий; формирование банка педагогической информации.

В 2006-2007 учебном году был изменен способ получения модемной связи в образовательных учреждениях г. Мурманска. Все сеансы представлены на образовательном портале г. Мурманска ( www. edu. murmansk. ru) в разделе «Информация для образовательных учреждений г. Мурманска». Всего было организовано 133 сеанса межшкольной компьютерной связи (по данным на 8 июня 2007г). Общий объем отправленной почты равен 80 мегабайт. В компьютерной связи участвуют 72 ОУ. По сравнению с прошлым годом количество сеансов увеличилось в 1,7 раза. Продолжили свою работу ресурсы общего пользования:

  • сайт «Методическая информационная система севера» - www. gmct. murmansk. ru — для учителей информатики и работников образования, внедряющих ИКТ;
  • образовательный портал г. Мурманска - www .edu .murmansk .ru - для учащихся, родителей, учителей, руководителей ОУ.

В целях обобщения и развития опыта педагогов города в области информатизации была проведена научно-практическая конференция «Информатика—2007». В ней приняли участие 64 человека (школы № 5, , 18, 20, 33, 34, 43, 45, 48, 52, 53, 56, ВСОШ 7, гимназии № 2, 3, 4, 5, 6, 10, лицей № 1, МПЛ, ПДДТ, МГПУ, ГИМЦ РО, школа № 3 с. Алакуртти, специалист управления образованием г. Кандалакши, ММУ, ООО «ФинПромМаркет», Центр бухгалтерии и бизнеса, ИПС «Кодекс», НОУ БИЭПП).

На конференции был представлен опыт по следующим направлениям: «ИКТ в управлении образовательными структурами», «ИКТ в учебном процессе: гуманитарные предметы», «ИКТ в учебном процессе: естественно- математические предметы», «Информатика и ИКТ», «ИКТ в учебном процессе: дополнительное образование». В рамках НПК «Информатика -2007» была проведена выставка «АРМ менеджера образования», в которой продемонстрировали свои программные продукты 12 участников (школы № 43, 53, 28, 56, гимназии № 1. 4, 7, 8, Центр бухгалтерии и бизнеса, ООО ИПС «Кодекс», ООО «ФинПромМаркет» - группа компаний «Аверс», г. Москва).

На выставке были представлены следующие программы:

  • Мониторинг учебного процесса;
  • ИСУО;
  • Информационная система школы;
  • Школьный сайт;
  • АРМ завуча СОШ № 28;
  • Система информационного сопровождения воспитательного процесса 1С: школа;
  • Школьная библиотека;
  • Школьное расписание;
  • Программные продукты фирмы 1С для школ;
  • Помощник кадровика и другие программные продукты «Кодекс»;
  • Информационная инфраструктура управления современной школой.

Методической службой в этом году были выпущены следующие С D-диски с электронными методическими и дидактическими материалами:

  • Методическое обеспечение профильного обучения информатике и ИКТ (диск № 2);
  • Материалы конференции «Информатика-2007»;
  • ИКТ на уроке биологии;
  • ИКТ на уроках истории и обществознания;
  • ИКТ на уроках в начальной школе;
  • Школьные и городские олимпиады.

В 2006-2007 учебном году обучено 292 педагогических и руководящих работника по 11 программам («Методика преподавания информатики и ИКТ в профильных классах», «Информационные ресурсы I nternet», «Использование электронной почты в работе секретаря», «Пользователь ПК (1 этап)», «Пользователь ПК (2 этап)», «Подготовка электронных материалов», «Практикум по работе с программным обеспечением по ОБЖ», «Технология создания презентаций», «ИКТ на уроках химии», «Сайтостроение», «База данных ИСУО» (в рамках реализации российско-финского проекта «Совершенствование системы информатизации управления образованием Мурманской области»).

2007 год стал годом завершения реализации российско-финского проекта «Совершенствование системы информатизации управления образованием Мурманской области» (2004 -2007).

Для удовлетворения потребностей педагогических и руководящих работников в освоении информационных технологий в следующем учебном году предусмотрено увеличение обучающих семинаров-практикумов.

 

III. Организационно – методическая деятельность

Организационно-методическая деятельность ГИМЦРО была направлена на планирование и организацию повышения квалификации и профессиональной подготовки педагогических и руководящих работников; организацию методического сопровождения образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, и педагогов, участвующих в конкурсном отборе лучших учителей ОУ Мурманской области в рамках приоритетного национального проекта «Образование»; подготовку конкурсов педагогического мастерства, конференций, олимпиад и конкурсов среди школьников.

В 2006-2007 учебном году курсовую подготовку прошли 724 педагога и руководителя, из них на квалификационных (долгосрочных) курсах обучалось 479 человек, на краткосрочных – 245.

При организации традиционного конкурса профессионального мастерства «Учитель города-2006», в котором приняли участие 16 педагогов по 6 предметным номинациям, оказывалась методическая помощь конкурсантам по их запросам. Три учителя (Гавриленко Л. М., гимназия № 2; Комарова А.В., гимназия № 8; Чернова О.Г., школа № 33) стали победителями и были рекомендованы для участия в региональном конкурсе «Учитель года Мурманской области-2007». В связи с изменениями положения о региональном конкурсе «Учитель года Мурманской области-2007» г. Мурманск представляли педагоги – победители конкурсного отбора лучших учителей ОУ Мурманской области в рамках приоритетного национального проекта «Образование» (Комарова А.В., гимн. № 8; Рачинина Е. А., гимн.10; Земнухова Л.В., школа 36; Ибрагимова З.А., школа 5). Победителем конкурса «Учитель года Мурманской области» стала учитель русского языка и литературы Комарова А.В., гимназия № 8, второе место заняла учитель английского языка Рачинина Е. А., гимн.10. Выступления мурманских педагогов были яркими, запоминающимися, уроки – методически грамотными.

Совершенствуя организационно-методическую деятельность, методический совет ГИМЦ РО разработал проекты положений:

  • об организации инновационной деятельности в системе образования города Мурманска;
  • о конкурсе инновационных проектов образовательных учреждений города Мурманска «Школа будущего»;
  • об образовательных округах;
  • о конкурсе «Учитель города - 2007»;
  • о проведении II (городского) этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2006-2007гг.;
  • о проведении городской выставки-конференции школьников «Юные исследователи – будущее Севера» в 2006-2007гг.;
  • об интеллектуальном марафоне по предметам естественнонаучного цикла;
  • о математической олимпиаде по открытым текстам.

Одна из задач методической службы - удовлетворение информационных, учебно-методических, образовательных потребностей педагогических и руководящих работников.

В целях удовлетворения запросов руководителей ОУ, педагогов, участвующих в конкурсном отборе лучших общеобразовательных учреждений и учителей в рамках приоритетного национального проекта «Образование» организовано проведение консультаций, теоретических и практических семинаров: «Проблемы управления инновационными процессами», «Программно-целевой подход к управлению образовательным учреждением», «Гармонизация педагогических парадигм – стратегия развития образования», «Виды проектов и технология их разработки» (ГИМЦ РО); «Совместная деятельность участников педагогического процесса по разработке аналитико-прогностического обоснования программы развития» (гимн. 3); «Научно-методическое сопровождение формирования концепции программы развития ОУ» (лиц. 2). Это способствовало систематизации и расширению знаний руководителей ОУ об инновационном проектировании в образовании, освоению технологии разработки программы развития как одного из видов проектов.

Высокую оценку участников годичного семинара «Технология разработки инновационных проектов» получил мастер-класс, проведённый директором гимназии № 3 Девятковой Т.Н. и её заместителем по УВР Севастьяновой Т.П., а также практикум, подготовленный зам. директора по НМР лицея № 2 Юр-Кирилюк О.Ю. По итогам конкурсного отбора в рамках ПНПО эти ОУ стали победителями.

Востребованными оказались консультации по вопросам подготовки информационной справки о результатах деятельности ОУ, разработки, оценки содержания и качества программы развития школы, этапов разработки плана действий по реализации программы развития ОУ и др. Всего было проведено 6 семинаров, 7 групповых и 18 индивидуальных консультаций, участниками которых стали более ста руководителей ОУ и их заместителей. Подготовлены методическое пособие по планированию и организации научно-методической работы в условиях программно-целевого управления ОУ, а также рекомендации: «Структура и содержание программы развития школы», «Основные требования к программам развития», «Алгоритм формирования концепции школы», «Поэтапная разработка плана действий по реализации программы развития ОУ», «Как подготовить проект на получение гранта». Подготовлены CD – диски со сценариями мастер-классов, практическими материалами из опыта работы ОУ, презентации инновационных образовательных моделей, обеспечивающих высокое качество результатов обучения и воспитания учащихся, доступность качественного образования, эффективность использования современных образовательных технологий. Это позволило повысить качество конкурсных документов. Из семи претендентов на получение гранта (гимназии №2,3,6,7, лицей №2, школа №43, 19) пять ОУ города (гимназии №2,3,6, лицей №2, школа №43) стали победителями конкурсного отбора общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, в рамках ПНП «Образование».

Методическое сопровождение педагогов, участвующих в конкурсном отборе лучших учителей ОУ Мурманской области в рамках приоритетного национального проекта «Образование» было направлено на анализ результатов деятельности учителя, обобщение передового педагогического опыта, диссеминацию результатов инновационного опыта. Эффективными формами работы с педагогами стали индивидуальные и групповые консультации, заседания творческих групп, научно-практические конференции. В 2006-2007 учебном году восемнадцать учителей (гимн.№1,2,3,4,8, 10, лицея №1, школ №3,5, 18,27,45,36, 53) признаны победителями конкурса.

Впервые было организовано проведение «круглого стола»-встречи директоров ОУ, победителей и участников ПНПО 2006 года, с профессорско-преподавательским составом МГПУ, что способствовало дальнейшему развитию сотрудничества с педагогическим университетом. Модели, обеспечивающие высокое качество результатов обучения и воспитания учащихся, представили директора Шовская Т.В. (МПЛ), Годзь Т.Е. (гимн. №4), Гончаренко М.Н. (шк. № 43), а также Чистякова М.А., зам директора по УВР гимназии № 1. По итогам встречи подготовлены конструктивные предложения по взаимодействию МГПУ с общеобразовательными учреждениями города.

Участие в конкурсе в рамках приоритетного национального проекта «Образование» способствовало развитию навыков инновационной деятельности, творческого потенциала учреждений и педагогов города. В настоящее время 34 педагога и 10 общеобразовательных учреждений являются победителями конкурсного отбора в рамках ПНПО, поэтому в следующем учебном году предстоит решать следующие проблемы:

  • распространение инновационного опыта;
  • методическое сопровождение педагогов и школ-победителей при подготовке публичных отчётов (докладов), информационной карты об инновационном опыте, который содержит компоненты педагогического опыта федерального уровня и может быть включен в Федеральный банк данных с целью его распространения.

Меняются подходы к организации работы методической службы с одаренными учащимися. Прежде всего, это связано с организацией методического сопровождения подготовки и проведения научно-практических конференций, олимпиад, фестивалей, конкурсов, интеллектуальных марафонов школьников.

С учетом потребностей педагогов методистами ГИМЦ РО были подготовлены обучающие семинары «Организация поисково-исследовательской деятельности учащихся: опыт, проблемы, решения», «Информационные ресурсы для научно-исследовательской деятельности школьников»; консультации «Требования к содержанию и оформлению исследовательских работ учащихся», «Организация исследовательской деятельности учащихся в области социальных проблем»; школа-семинар для учащихся «Информационная поддержка научно-исследовательской деятельности школьников», более двадцати групповых и индивидуальных консультаций, организована работа предметных секций.

В рамках реализации научно-социальной программы для молодежи и школьников «Шаг в будущее» в период с 21 ноября по 24 ноября 2006 года в г. Мурманске проходила городская выставка-конференция школьников «Юные исследователи – будущее Севера». В работе конференции приняло участие 310 учащихся из 41 образовательного учреждения г. Мурманска. Выставка – конференция проходила на базе четырех образовательных учреждений: МПЛ, лицей № 2, гимназия № 4, гимназия № 1.

Была организована работа двадцати двух секций по следующим научным направлениям: естественные науки, социально – гуманитарные и экономические науки, программное обеспечение, мода и дизайн. Всего было представлено 241 работа, из них 55 работ юниоров.

В качестве экспертов было привлечено более двадцати преподавателей высшей школы: МГПУ, МГТУ, НОУ МГИ, МГИ. Из них 12 кандидатов наук, 6 старших преподавателей, аспиранты, студенты. Это позволило провести независимую экспертизу работ учащихся на более высоком уровне.

Наибольшее количество работ было представлено на секциях: история (22), краеведение (21), социология (15), литературоведение (16).

Победителями и призерами городской выставки-конференции стали 124 учащихся. Высокую оценку членов жюри получили работы, представленные юными исследователями из лицея № 1, 2, гимназии № 1, 2, 4, СОШ № 36.

88 работ, содержащих теоретический и практический интерес, новизну, решение актуальных проблем и разработку оригинальных идей, были рекомендованы для участия в региональной научной и инженерной выставке «Будущее Севера», по итогам которой 63 учащихся (57 %) стали победителями и призерами (лицей № 2, МПЛ, гимназии № 4, 1, СОШ № 36, лицей №1, гимназии № 2, 3, 6, 7, 8,10, школы № 3, 17, 23, 34, 45, 49, 57).

Команда молодых исследователей Мурманской области в составе 17 человек, из которых 11 школьников г. Мурманска из МПЛ, лицея № 2, гимназии №1, 4, СОШ № 3, 34, 36, успешно выступив на научных секциях, конкурсах, олимпиадах конференции, завоевала главный Научный кубок России 2 степени. Дипломами лауреатов Российской научно-социальной программы для молодежи и школьников «Шаг в будущее» 2 и 3 степени были отмечены работы 9 учащихся (75 % от общего числа дипломантов Мурманской области) из МПЛ, гимназии №1, 4, СОШ № 34, 36. Учащийся гимназии № 4 рекомендован в состав Национальной делегации Российской Федерации на Международную выставку «Экспо-наука» ESI 2007. Исследовательские проекты учащихся (СОШ № 36, гимназия № 1, лицей № 2) рекомендованы к публикации в сборнике "Научные труды молодых исследователей программы "Шаг в будущее".

Анализ результатов участия мурманских школьников в научно-социальной программе для молодежи и школьников «Шаг в будущее» за последние три года показывает их положительную динамику. Так, в 2004 году призёрами региональной НПК стали 33 учащихся, в 2005 г. – 46, в 2006 г. – 52, в 2007 г. - 63. Если в 2005 году призерами Всероссийской научной конференции молодых исследователей «Шаг в будущее» стали 6 учащихся, то в 2006 году – 9 мурманских школьников.

В марте 2007 года проходил фестиваль творчества школьников на иностранных языках «Вдохновение» по следующим направлениям: театр, литературные и литературно-музыкальные композиции, вокальное творчество, исследование в области иностранного языка и культуры, литературный перевод стихотворения. В фестивале приняли участия 433 учащихся из 34 общеобразовательных учреждений. Участники фестиваля продемонстрировали высокую степень владения иностранными языками, глубокий уровень исследований лингвистических особенностей, актёрское и исполнительское мастерство.

В целях активизации творческого потенциала учащихся школ, стимулирования интереса к обучению информатике иИКТ были проведены следующие конкурсы для учащихся:

  • «Компьютерная графика» среди учащихся 1 - 4 классов. Тема конкурса: «Мы прочитали и увидели» (победители - г.1, г.4);
  • «Компьютерная графика» среди учащихся 5 - б классов. Тема конкурса: «Я рисую как Шишкин» ( к 175-летию со дня рождения И.И.Шишкина), победители - шк.20, 33, 28;
  • компьютерной анимации «Ура! Ура! Я в цирк иду» (к 85-летию со дня рождения Ю.Никулина) среди учащихся 7-11 классов (победители - шк. 43, 21, 38, 11, 44);
  • «Информационно-коммуникационные технологии» среди учащихся 9 - 11 классов (победители - л.1, шк. 28, 21);
  • Web-сайтов «Подводный мир» (к 85-летию ПИНРО) среди учащихся 7-11 классов(победители - школа № 50, ДДТ им. Бредова, ПДДТ).

Всего в конкурсах приняли участие 232 учащихся из 63 образовательных учреждений.

ГИМЦ РО осуществлял организационно – методическое сопровождение проведения 1,2,3-го этапов предметных олимпиад школьников. Методистами центра были подготовлены тексты олимпиадных заданий на бумажных и электронных носителях, проведены консультации для разработчиков, анализ текстов олимпиадных заданий, организована работа жюри.

Для подготовки школьников города Мурманска к участию в III (региональном) этапе Всероссийской олимпиады школьников было проведено 43 учебно-тренировочных занятий, 21 консультация для педагогов по анализу олимпиадных заданий.

В2006-2007 учебном году в городских предметных олимпиадах по 22 учеб­ ным дисциплинам приняли участие 885 учащихся из 49 общеобразовательных учреждений. Победителями и призёрами стали 171 учащийся из 26 общеобразовательных учреждений города: МПЛ, лицея 1, гимназии 1, лицея 2, гимназии 4, школы 36, гимназии 9, гимназии 6, гимназий 2, 7,10, школ 34, 33, гимназии 5, школ 53, 31, 27, 13, 17, 50, гимназии 8, школ 38, 49, 3, 20, 56.

Наибольшее количество призовых мест получили школьники из МПЛ, лицея №1, гимназии №1, лицея № 2, гимназии № 4, школы №36, гимназий №9, 6, 2.

Глубокие теоретические знания и практические умения показали:

по русскому языку – гимн. 1,2, 9, лицей 1, МПЛ
по литературе – школы № 31, 36, 53, МПЛ
по математике – гимн. 4, 6, 9, лицей 1, МПЛ, школы № 31, 49
по физике – гимн. № 8,4
по английскому языку – гимн. № 9, 1,6
по немецкому языку – гимн. № 2, МПЛ, школа № 17
по французскому языку – гимн. № 9,6, 7, лицей № 1
по истории – гимн. № 6, школа № 36, лицей № 2, МПЛ
по основам правовых знаний – МПЛ, лицей № 2, гимн. № 4
по экономике – лицей №2, школа № 33
по основам предпринимательской деятельности и потребительских знаний – лицей № 2
по биологии – гимназия №10, МПЛ
по экологии – школа № 36
по технологии – гимн. 6, 10, лицей №2
по информатике – гимн. № 4
по политехнической олимпиаде – гимн. № 4, школа № 36, МПЛ
по физической культуре – лицей № 1,2, школа № 50

Впервые в этом году проводились олимпиады по обществознанию, успехов в которой добились учащиеся из гимназий № 4, 6, МПЛ, и астрономии, в которой неплохие результаты показали учащиеся лицея № 2 и школы № 36.

На областных олимпиадах из 132 школьников региона победителями и призерами стали 69 учащихся г. Мурманска, что составляет 52,3 % от общего числа призёров и на 5,3 % больше, чем в прошлом учебном году. Победителями и призёрами стали учащиеся МПЛ, гимн. № 6, 4, 1, лицея № 2, лицея № 1, гимназий №9, 10, школы № 36, гимназии № 2. школ № 31, 33, 53, 50, 49, 17, гимназии № 7.

В IV федеральном окружном этапе из пяти победителей - 4 мурманских школьника, что составляет 80 % от общего числа победителей.

Высокие результаты показали мурманские школьники на Всероссийских олимпиадах по экологии, биологии, русскому языку, истории, обществознанию и техно­ логии. Шесть учащихся (70% от общего числа победителей) из МПЛ, лицея №2, гимназий № 1, 6, 10 и школы № 36 отмечены дипломами Всероссийских олимпиад.

Впервые в феврале 2007 года проводился интеллектуальный марафон по предметам естественно-математического цикла для обучающихся 9-11 классов. В марафоне приняли участие команды из 15 общеобразовательных учреждений города. Призовые места среди команд распределились следующим образом: I -е место – гимназия № 1, II -е место - гимназия № 2, III -е место – гимназия № 4.

В целях развития у школьников интереса к изучению математики, создания условий для выявления талантливых и одаренных детей в ноябре 2006 года проводилась городская математическая олимпиада школьников 5-8 классов по открытым текстам. В олимпиаде приняло участие 516 школьников из 51 образовательного учреждения города.

Высокий уровень подготовки показали команды из МПЛ, гимназии № 4, лицея № 1, школ № 42, 5, гимназий № 2, 6, школ № 21, 18, 56.

В целях усиления роли русского языка в патриотическом воспитании молодого поколения, воспитания и поддержания интереса к изучению русского языка как государственного языка Российской Федерации и в рамках реализации Федеральной целевой программы «Русский язык (2006 - 2010 годы)» в январе 2007 года проводился конкурс творческих и исследовательских работ учащихся «Русский язык - наше достояние», в котором приняли участие 76 учащихся из 35 ОУ города Мурманска. Победителями конкурса стали учащиеся школ № 13, 34, гимназий № 2,9.

159 учащихся из 40 ОУ были участниками городского конкурса сочинений «Мой Мурманск», победителями которого стали учащиеся школ № 1, 20, 31, 41, 53, гимназий № 1, 10, лицея № 1, МПЛ.

 

ВЫВОДЫ:

Проведённый анализ позволяет выделить приоритетные направления деятельности муниципальной методической службы на 2007-2008 учебный год:

  • научно-методическое сопровождение экспериментальной и инновационной деятельности ОУ и педагогов;
  • реализация Программы развития образования г. Мурманска;
  • распространение инновационного опыта внутришкольного управления;
  • методическое сопровождение школ-победителей при подготовке публичных отчётов (докладов), информационной карты об инновационном опыте, который содержит компоненты педагогического опыта федерального уровня и может быть включен в Федеральный банк данных с целью его распространения;
  • создание системы методической работы в условиях реализации приоритетных направлений развития образования и реструктуризации муниципальной образовательной сети;
  • управление развитием профессиональной компетентности педагогов;
  • управление процессом мотивации школьников в условиях личностно ориентированного обучения .  

 

 

Номер государственной регистрации: 50200500828
Дата: 14.06.05
 © Комитет по образованию администрации г. Мурманска, 2004-2014
 Разработчик: Городской методический центр информационных технологий
 При полном или частичном использовании материалов ссылка на портал обязательна
счетчик сайта
счетчик посещений