Образовательный портал города Мурманска
html clocks скачать часы для сайта
 
 
Методическая
служба
 

Документы

Структура центра

Сотрудники

План работы

Методическое сопровождение

Документы

Экспертный совет

Эксперименты и инновации

Творческая лаборатория «Молодой учитель в современной школе»

Школа резерва руководящих кадров

Cеть творческих и предметных объединений педагогов

Аттестация работников образования

Аналитическая
информация

Система регистрации заявок по техническому обслуживанию средств вычислительной техники и сопровождению программного обеспечения

Всероссийская олимпиада школьников


Адрес:

183010, г.Мурманск,
ул. Генералова, д.1/13

Телефон:

(8152) 271711

E-mail:

gimcro2008@yandex.ru

Время работы:

Понедельник - четверг
с 9.00 до 17.00
Обед
с 13.00 до 13.30

Пятница
С 9.00 до 16.00
Обед
с 13.00 до 14.00

Страница в VKГИМЦ РО в социальной сети

 

Система Orphus

 

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования города Мурманска
Городской информационно-методический центр работников образования


Музейная педагогика как средство социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Беляева Светлана Николаевна,
учитель истории МСКОУ СКОШИ № 1 г. Мурманска

Необходимость особого отношения к «особым» детям к «слабым» членам общества – проблема не новая. Разные сообщества в разные века решали ее по-разному. Почему появляются такие дети? Как к ним относиться? Можно ли помочь и как? Такие вопросы стояли всегда. За сменой времен и декораций можно наблюдать один и тот же очень небольшой набор подходов: либо мы признаем «особого» ребенка равным себе, на каком-то уровне столь совершенным, либо мы не готовы принять его как равного.

В зависимости от того, какой подход в обществе, так и будет складываться жизнь «особого ребенка» и его близких.

В российском образовании устойчивые позиции занимают интеграция и инклюзивное образование.

Интеграция – это взаимная адаптация «особого» человека и общества друг другу. Это процесс принятия «особого» ребенка как личности в образовательное пространство.

Шаг навстречу тому, кто в беде, кто очень зависим от окружающих, потому что ему не выжить без них – в этом суть интеграции.

Инклюзия – это не только признание «особыми детьми права на образование, но выстраивание индивидуального образовательного маршрута. Цель инклюзивного образования – найти такие методы и подходы в обучении детей с ОВЗ, которые позволили бы ему успешно развиваться, а в дальнейшем адаптироваться в общество.

Инклюзия – это не только обучение каждого ребенка, учитывая его психофизические возможности. Это еще и возможность для духовного развития ребенка, где основой является нравственное воспитание. Поэтому музеи должны стать тем местом, в котором ребенок с ОВЗ получает духовное развитие, получает духовное питание. А духовное развитие не тождественно интеллектуальному.

Отечественный философ Н.Ф.Федоров в работе «Музей, его смысл и назначение» назвал музей «высшим учреждением единства» и говорил о его «душеобразовательном» назначении (Федоров Н.Ф., 1982, 1995). «…Храня «память об отцах», их вещах и деяниях, возвращая к жизни «останки отжившего», музей и выполняет функцию образования души».

Как «важное образовательное учреждение» определял музей и музейный деятель рубежа веков М.В. Новорусский. Он впрямую связывал судьбу музеев с изменениями в системе образования.

В 2009 – 2010 учебном году Мурманский краеведческий музей начал научно-просветительскую деятельность по программе « Мир, в котором мы живем», ориентированную на работу с детьми с ограниченными интеллектуальными и физическими возможностями. Ее основным направлением является вовлечение учащихся в активную познавательную деятельность, связанную с изучением истории и культуры родного края. Основной аудиторией являлись учащиеся 9 – 11 классов коррекционной школы – интерната № 1 г. Мурманска.

Целью проекта является адаптация в социуме ребят с отклонениями в развитии и подготовка их к самостоятельной жизни путем применения расширенного доступа к культурному наследию и нестандартного использования музейного предмета.

На первых экскурсиях ребята набирались опыта поведения в музее, учились слушать. Потом в классе не только анализировали увиденное и услышанное, но и учились отвечать на вопрос: «Для чего мы ходили? Что изменилось в нас самих? Хотелось бы еще раз туда пойти?» Так посещение музея становилось привычным для ребят. На вопрос: «Для чего мы туда ходим? « они отвечали: «Чтобы развиваться».

Экскурсии, которые посещают наши, учащиеся адаптированы, экскурсовод и учитель помогают увидеть связь времен, понять прошлое и настоящее.

Учитель эмоционально настраивает детей на экскурсию, подготавливая таким образом их на встречу с новым человеком, снимая тревожность и волнение перед новым, повторяет предыдущий материал , активизирует процессы памяти:

  • куда мы ходили; кто нас встречал;
  • что показывали; о чем рассказывали.

Основным здесь является взаимодействие с экскурсоводом и то состояние радости, которое было при посещении музея.

Экскурсоводы Краеведческого музея очень доброжелательно относятся к нашим детям, они понимают, какие дети к ним пришли, в доступной форме, в определенном объеме подают материал. От них зависит, как пройдет встреча, захочется ли прийти сюда еще раз, что останется в памяти ребенка, в каком состоянии он уйдет из музея. Возможности восприятия возрастают, если экскурсовод не только показывает и рассказывает, но и дает ребенку потрогать, попробовать, то есть задействуют большее количество анализаторов ребенка. Тогда посещение музея становится не формальным. Тогда экскурсовода ребята воспринимают не как «тетеньку с указкой», а как интересного собеседника. Посещение музея становится мероприятием – мерой приятного общения, взаимодействия. Систематические посещения музея становятся событием в жизни наших ребят, так как их осмысленное участие возрастает. И тогда событие входит в СО – БЫТИЁ, постепенно становится естественным фоном жизни ребят с ограниченными возможностями здоровья.

В результате совместной деятельности учителя истории и сотрудников музея была апробирована программа «Мир, в котором мы живем».

18 мая 2010 года, в День Музеев, состоялась экскурсия учащихся школы – интерната. В роли экскурсовода выступал ученик 11 класса Кукушкин Юрий. Он выбрал для своей экскурсии тему «Саамы – коренные жители Кольского Севера». Он провел экскурсию для учащихся. Об этом мы сняли сюжет на видеокамеру, он будет представлен среди материалов. Экскурсия получила положительный отзыв у Алистратовой Н.В., заведующей отделом музея. В это время в музее находились журналисты АРКТИК ТВ, они сняли небольшой сюжет, взяли интервью у учителя Беляевой С.Н.и Кукушкина и показали в вечерних Новостях.

В 2009 – 2010 учебном году было проведено более 36 экскурсий и занятий для учащихся.

Итогом работы стало выступление на семинаре «Музей – школе, школа – музею».

2009 год был объявлен Годом равных возможностей. И от нас, взрослых, зависит, насколько будут реализованы эти возможности, насколько мы готовы принять их таких «особых».

В этом учебном году мы продолжили сотрудничество с Мурманским краеведческим музеем. Я веду факультатив в 7 и 9 классах. Он называется «Край, в котором мы живем». Наши ребята принимали участие в анкетировании, посвященном дню города. Они не только ответили на вопросы, но и высказали свои пожелания городу Мурманску, сделали зарисовки, на темы, которые их волнуют.

Экскурсовод – это хозяин, ребенок – самый дорогой гость, потому что впереди у него дорога его жизни, от качества таких встреч зависит качество дороги его жизни, на что он будет сориентирован. Тогда будет не только год, а жизнь равных возможностей. Мы очень на это надеемся.

Конкурсная работа

Семь чудес Кольского полуострова

Номер государственной регистрации: 50200500828
Дата: 14.06.05
 © Комитет по образованию администрации г. Мурманска, 2004-2014
 Разработчик: Городской методический центр информационных технологий
 При полном или частичном использовании материалов ссылка на портал обязательна
счетчик сайта
счетчик посещений