Муниципальное
бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования города Мурманска
Городской информационно-методический центр работников
образования
Методическая разработка классного часа
"Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав"
Мовчан Елена Сергеевна,
учитель начальных классов МОУ СОШ №50 г. Мурманска
Нормативно-правовой и методологической основой
мероприятия является «Программа духовно-нравственного развития и
воспитания обучающихся на ступени начального общего образования»,
разработанная Российской академией образования (руководители проекта:
президент РАО Н.Д. Никандров, академик – секретарь Отделения общего
образования РАО М.В. Рыжаков, член президиума РАО А.М. Кондаков).
Данная программа построена на основе Закона Российской
Федерации «Об образовании», Федерального образовательного стандарта
начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития
и воспитания личности гражданина.
• ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗНАЧИМОСТИ
МЕРОПРИЯТИЯ
В последнее время в нашем обществе особое внимание
уделяет гражданскому образованию школьников. Это становится предметом
государственной политики и обязательной неотъемлемой частью образования,
начиная с начальной школы. Я считаю, что успешное развитие государства
во многом зависит от гражданских качеств подрастающего поколения.
Я разделяю точку зрения Т. Рузвельта, который
сказал: «Воспитать человека интеллектуально, не воспитав нравственно,
- значит вырастить угрозу для общества». В связи с этим в своей
учебно-воспитательной работе нравственный компонент выделяю как
базовый в становлении личности гражданина.
Л.Н. Толстой очень точно сказал в аспекте данного
вопроса: «Для того чтобы человеку хорошо прожить жизнь, ему надо
знать, что он должен и чего не должен делать. Для того чтобы знать
это, ему надо понимать, что такое он сам и тот мир, в котором он
живёт. Об этом учили во все времена. Самые мудрые и добрые люди
всех народов».
Важно, чтобы дети поняли, что права человека и
свобода выбора предполагают возрастание ответственности личности
за своё поведение не только перед обществом, другими людьми, но
и перед самим собой, перед своей совестью.
В условиях современного общества вряд ли разумно
предлагать детям ту или иную нравственную категорию как аксиому.
Сегодня она должна быть выращена в ребёнке и им личностно присвоена.
• ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ МЕРОПРИЯТИЯ
Цель мероприятия – создание условий
для социализации личности, для вхождения ребёнка в гражданское правовое
общество через становление отношений к миру и к себе в нём.
Задачи мероприятия:
- Познакомить с основным законом РФ Конституцией, Конвенцией
о правах ребёнка.
- Обобщить знания детей об основных правах человека.
- Развести понятия «права» и «обязанности», показать единство
прав и обязанностей.
- Применить полученные знания в игровой деятельности.
- Воспитывать уважение к высказываниям одноклассников, их правам
• ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ
Учащиеся 3-4 классов.
• СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЯ
Данный классный час может выступать как отдельное воспитательное
мероприятие или может быть включён в цикл классных часов «Мои права
и обязанности».
Методическая разработка классного часа
Презентация к классному часу
Приложение 1. Фотографии классного часа
Приложение 2. Методическая тема «Воспитание основ гражданственности
у младших школьников»
|