Страницы истории
Детский сад комбинированного вида №104
Накануне
1970 года в Ленинском районе г. Мурманска на улице Аскольдовцев, д.14.
перед первыми малышами распахнулись двери нового ясли-сада. А 8 мая
1970г. приказом Мурманского городского отдела народного образования
детскому саду присвоен номер 104. Двенадцати групповое здание рассчитано
на 240 человек. Первая заведующая детским садом – Викторова Валентина
Александровна.
С 1972г. по 1997г. детский сад возглавляла Сердюкова Раиса Ивановна, Отличник народного образования. Под её руководством педагогический коллектив осваивал новые тенденции в воспитании, открывал новые пути в развитии дошкольного учреждения. В это время сложился сильный, творческий и работоспособный коллектив.
![]() |
первый ряд: Харламова З.И.,Буркова С.А.,Рубина
Г.И.,Рабчук М.Л., Сердюкова Р.И.,Воробьева В.В., Бобова Н.А.,
Николаева В.Г. Второй ряд: Шлямор Г.И.,Котикова В.М.,Никонова
В.Д.,Медведенко Т.А.,Потолокова Е.Я., Иванова Е.Г., Ивкова А.П.,
Третий ряд: Астратова Н.В., Гурбан С.И., Кулага Л.В.,Шестакова
Т.И., Смышляева Е.Л., Степанова Н.А. |
В 1985 году из детского сада № 28, находящего в Росте (Ленинский район), переведены 4 группы детей с амблиопией и косоглазием, слабовидящих. Администрацией города был выделен автобус, на котором детей и родителей собирали на автобусных остановках и привозили в детский сад. Педагогами начато освоение Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида / под ред. Л.И. Плаксиной. Тифлопедагог Фролова Г.В. организовала лекции, практические занятия, семинары, на которых педагоги знакомились с анатомией и паталогией зрительного анализатора, организацией коррекционно- лечебной работы, изучались особенности психического развития детей, особенности проведения общеобразовательных занятий с детьми с нарушением зрения.
В ортоптическом кабинете поначалу было всего несколько аппаратов:
синаптофор, ПОЗБ (прибор для исследования остроты зрения для близи),
большой офтальмоскоп, макулотестер, амблиотренер, мускултренер, конвергецтренер,
бивизиотренер. Постепенно кабинет пополнялся современными офтальмологическими
аппаратами: фосфен, электростимулятор офтальмологический микропроцессорный
(2000г.), АТОС(2002г.), макулостимуляторы (1998г., 2008г.). Вся медико
– педагогическая работа проходила в тесном контакте с главным детским
врачом-офтальмологом города Успенской Еленой Борисовной, которая принимала
участие в совместных семинарских занятиях, педагогических советах.
![]() |
![]() |
![]() |
В 1995г. в детском саду была открыта группа для детей с тяжелыми нарушениями речи. В 1993г. в штатное положение д/с вводится должность педагога-психолога. Первым педагогом – психологом была Исковских Нина Васильевна.
В 1996 г. решением комитета по образованию г. Мурманска были открыты начальные классы для детей с нарушением зрения, которые просуществовали 9 лет. Много труда вложила заведующая детским садом и завхоз, чтобы помещения классов и условия соответствовали нормам и требованиям охранительного зрительного режима.

Воспитателя, учителя, медицинский персонал работали в тесном контакте. Дети не только получали знания в начальной школе, но и продолжали лечение на аппаратах, что способствовало закреплению и улучшению остроты зрения. А еще очень интересно и содержательно проводили свой досуг: дискотеки, походы и экскурсии, праздники, спектакли, проектная деятельность. Эффективное комплексное медико-педагогическое лечение, охранный зрительный режим, индивидуальный подход к каждому ребенку обеспечивали высокий уровень усвоения программы. | |
![]() |
Большое значение в развитии творческих и интеллектуальных способностей приобретает введение в практику компьютерных разработок для дошкольников. Чтобы идти в ногу со временем, в 1995г. в детском саду открывается кружок компьютерной грамотности, которым в течение 8 лет руководила Рожкова Антонина Владиславовна.
Особое значение приобретает физкультурно – оздоровительная работа с детьми с тяжелыми нарушениями речи и зрения. Обобщен опыт работы «Воспитание здорового образа жизни»( резензент Кузнецова В.М. ).
Дети
с нарушением зрения чаще, чем дети, хорошо видящие, находятся в состоянии
эмоционального дискомфорта. Педагоги детского сада стараются создать
атмосферу радости и уюта. В 1996 г. детском саду обобщен интересный
коллективный опыт педагогов – «Юмор как средство развития речи», направленный
на формирование у детей чувства юмора, начиная от его простейших форм,
соответствующих уровню детского опыта, до наиболее сложных.
1997г.- Начинает работать изостудия, 2000 г. – кружок по ритмике, музыкально-драматическая студия.
Появилась традиция детского сада – ежегодный Театральный фестиваль, участие в котором принимают все дети ¬- от младшей группы до учеников начальной школы. Музыкально – драматическая студия (руководитель Кулага Л.В.¬- увлеченная творческая натура) была неоднократным победителем муниципального Фестиваля детского творчества «Театр – это чудо».
В 1997г. заведующей детским садом назначена Шестакова Татьяна Ивановна.
Один из ведущих принципов ее работы – чуткое, заботливое отношением
к детям, уважение к личности каждого педагога. Создание в коллективе
атмосферы деловой активности, педагогического поиска во много ее заслуга.
Детский сад всегда выделяло стремление идти вперед,
добиваться высоких результатов во всех направлениях деятельности.
В 1999 году приказом комитета по образованию администрации г. Мурманска
детский сад переименован в дошкольное образовательное учреждение детский
сад комбинированного вида.
Сейчас в детском саду функционирует 11 групп, из них 6 групп для детей
слабовидящих, с косоглазием и амблиопией, 1 группа для детей с тяжелыми
нарушениями речи. Создана современная коррекционно-развивающая среда,
которая является важным реабиталиционным и социально-адаптивным средством
воспитания и развития детей с нарушением зрения. Она насыщена специфическими
средствами и способами введения ребенка в социум. Все, что есть в
детском саду, работает на реабилитацию ребенка.
Ключевые позиции в организации коррекционно-развивающей работы в нашем детском саду принадлежат таким специалистам как: - учитель-логопед; - педагог-психолог; тифлопедгог - музыкальный руководитель; - инструктор по физической культуре.
Национальная
образовательная инициатива «Наша новая школа» при расстановке приоритетов
в сфере образования одним из самых важных определила курс на сохранение
здоровья детей. И на ступени дошкольного детства мы строим свою работу
таким образом, чтобы максимально сохранить и укрепить здоровье малышей.
В ДОУ разработана Программа здоровья, представляющая комплекс медико-психолого-педагогических
технологий, направленных на оздоровление, профилактику заболеваний,
коррекцию отклонений в здоровье и нарушений в развитии.
В систему здоровьесбережения ДОУ включены: тифлотехнологии, технология Ф.Базарного, различные виды гимнастик (фитбол, ртмическая, коррегирующая, пальчиковая, дыхательная, артикуляционная), работа на тренажерах, дозированная двигательная активность и релаксация, песочная и арттерапия.
Коллектив детского сада никогда не стоял на месте, находится в постоянном
поиске нового, передового. Самая главная задача коллектива - сделать
детский сад для детей домом радости.