Ветераны педагогического труда

«Погодину дань сердца»

Человек живет до тех пор, пока о нем помнят. А Михаил Андреевич Погодин поселился в умах и душах многих ветеранов педагогического труда, старожилов не только Мурманска.

20 лет его нет с нами, но каждый год накануне 23 февраля в любую погоду наши ветераны Михаил Иванович Майоров, Геннадий Михайлович Чирков и Николай Петрович Трунин прокладывают к его могиле дорогу, чтобы смогли пройти и поклониться праху все, кто его любил, в чьих сердцах он жив и сейчас.

Мое первое знакомство с Михаилом Андреевичем было обычным. Я училась в начальных классах школы, где работал этот необыкновенный человек - он был директором и преподавал русский язык и литературу.

И не только он был необыкновенным. Как сейчас помню свою первую учительницу Екатерину Владимировну Хильтову (училась в довоенной 18-й, а нынче 10-я школа). Строгая, но справедливая. С нами, детьми, была уважительна и в каждом стремилась увидеть личность. Мы никогда не слышали повышенного тона, раздраженного голоса. Она, как мать, успокоительно действовала на нас.

Каждого учителя старших классов этой школы вспоминаю с любовью и благодарностью. Это был коллектив единомышленников, любивших школу и детей. Михаил Андреевич был инициатором творческого содружества учителей и учеников. В школе царила атмосфера творчества. После уроков мы не спешили домой. Для нас, детей, работали всевозможные кружки, секции, кто-то готовил очередную стенгазету. Кто-то репетировал номера - была художественная самодеятельность. Другим просто хотелось лишние минуты по¬быть рядом с любимыми учителями.
В школе кипела жизнь. У нас работал учком, он активизировал деятельность классных консультантов, ассистентов. Они были первые помощники учителей по предметам. Старшие помогали младшим. Проходили учебные встречи, общественные смотры знаний и смотры художественной самодеятельности. Это были первые ростки, которые впоследствии легли в основу проблемы «Ученические организации в борьбе за знания».

Школу свою мы очень любили. С нами, учениками, считались как с полно-правными членами большого школьного коллектива. Наши учителя были убеждены: ученик все может, если захочет, если он заинтересован. Любовь к школе, педагогам определили дальнейшую мою судьбу - я стала учителем.

Вторая кардинальная встреча с Михаилом Андреевичем состоялась в 60-е годы, когда меня, молодого специалиста, пригласили работать в областной институт усовершенствования учителей, директором которого был Погодин. А в 1965 году началась творческая жизнь общественной лаборатории -Ученические организации в борьбе за знания». В каждом районе, городе, школе были созданы творческие группы, кустовые и опорные школы по данной проблеме. На базе их проводилось обучение учителей, руководителей школ., руководителей отделов народного образования.

Проблема вызвала огромный интерес и за пределами области. Когда вышла книга «Ученические организации в борьбе за знания» (по материалам научно-практических конференций, проходивших в Мурманске), начали приходить письма.' Из Вологодской области, Брянска, Череповца, Норильска, из Латвии, Краснодара и т. д.

Идеи Погодина помогают выжить в нелегких условиях и современной школе - это показали первые погодинские чтения, проходившие недавно в институте повышения квалификации работников образования. Стояла задача - донести до молодежи дух того времени.

Михаил Андреевич оставил нам не крупицы опыта, а краеугольные камни, которые дают толчки для работы в современных условиях. Вопросы коллективно-познавательной деятельности, которым Михаил Андреевич в свое время отдавал приоритет, являются и сегодня основными в организации учебно-воспитательного процесса в школе. Они помогают решать проблему современной модели выпускника. На данном этапе она несколько иная. Время внесло свои поправки. Но, как и прежде, одними из главных критериев оценки выпускника школы остаются; нравственный уровень, духовные и моральные качества, желание совершенствовать образование и способности к труду и коммуникативные свойства характера.

(Кстати, в конце минувшего года вышла брошюра «О педагогическом наследии М. А. Погодина», автор ее доцент нашего института, кандидат педагогических наук В. П. Манухин. Думаю, школам она будет полезна.)

Задачи школы - создать условия для развития такой личности.
Школа должна дать ребенку: целый набор собственно человеческих функций, научить его работе в режиме «са-мо...», как-то: самоанализ, самоцелеполагание, самопланирование, самоорганизация, самоконтроль, самокоррекция, самообразование. .

Достичь этого всего невозможно без воспитания умений, навыков коллективных форм деятельности учащихся. Только умелое сочетание индивидуальной, парной, групповой работы на уроках, внеклассных занятиях, овладение методиками проведения уроков с частичной самостоятельной деятельностью учащихся, а затем и полностью самостоятельной.

Путь учителя и ученика к мастерству труден. Учащимся не просто надо дать сумму знаний, а надо научить их продолжению самообразования. Организация предметных недель, олимпиад, конкурсов, исследовательской работы в области изучаемого предмета находят свое завершение на научно-практических конференциях, днях науки в школе, районе, городе, области.

Все эти формы учебной и внеклассной работы предполагают сотрудничество, сотворчество учителей и учащихся.

Учитель направляет деятельность своих помощников в качестве консультантов, лаборантов, руководителей групп, научных руководителей, оппонентов... Это и есть педагогические идеи Михаила Андреевича, которые сегодня помогают учителю в совершенствовании учебно-воспитательного процесса.

Сегодня нельзя, совершенствуя работу учителя, не совершенствовать работу ученика. Михаил Андреевич писал: «Научить ребенка учиться - главная задача учителя». Об этой главной заповеди говорили также наши учителя. Они говорили о будущем.
А я процитирую несколько материалов из фонда нашего музея - строки из писем учителю от учеников.

Писатель В. А. Бочарников писал: «Будто снова встретился с вами и обрел... Как-то сладко кувыркнулось сердце и все вспомнилось: далекое, детское. Вы входите в класс, высокий, ладный, красивый, волосы волнистые, с золотинкой. Мы все (успевающие и неуспевающие) любили ваши часы, часы приобщения к великой русской литературе и великому русскому языку». А на книге написано: «Учителю, заронившему в сердце мое писательскую искорку» и «Примите, строгий и добрый учитель, еще одну мою контрольную».

Подобных писем много от бывших учеников. Доктор экономичерких наук, . директор одного НИИ Б. И. Исаков в письме Погодину писал: «...Помните у Пушкина: «Куницину дань сердца и вина! Он создал нас, он воспитал наш пламень». Это и о вас. Мы, северяне, собираясь в Москве, произносим: Погодину дань сердца!»

Мне, ученице Михаила Андреевича, под этими словами тоже необходимо подписаться. И уверена, не только мне.

Фявзия ГАФАРОВА, Заслуженный учитель
Российской Федерации, заведующая музеем образования области.


 

an image На портал

an image На главную

an image В начало страницы