Из опыта работы МО учителей
начальных классов МОУ СОШ № 44 г. Мурманска по проблеме
"Возможности валеологизации образовательной
среды в начальной школе"
Мурманск 2005
Классные часы валеологической направленности
Циклограмма классных часов
валеологической направленности
|
Сентябрь |
Ноябрь |
Декабрь |
Январь |
Май |
1 класс |
Дорожная азбука (безопасное поведение на дорогах)
|
Чистота - залог здоровья (что значит быть опрятным)
|
Зима "на носу" (как сохранить здоровье в полярную
ночь) |
Приятного аппетита! (полезно? вкусно?) |
Осторожно: светофор! |
2 класс |
Значение физкультуры для сохранения здоровья |
Режим дня и здоровье |
Хорошее самочувствие в полярную ночь |
Если с кем-то вдруг беда… (первая помощь) |
Этого делать нельзя (правила поведения на улицах
и дорогах) |
3 класс |
Физкультура и спорт - мои друзья |
Откуда берутся болезни? (профилактика инфекционных
заболеваний) |
Вкусно и полезно (рациональное питание в полярную
ночь) |
Защити себя сам (три модели поведения в экстремальных
ситуациях) |
Правила дорожного поведения (опасные "зоны" на
улице) |
4 класс |
Как быть сильным и здоровым? (значение физкультуры
и закаливания) |
Вредные привычки (табак, алкоголь, токсичные вещества) |
Режим дня в полярную ночь |
Предупреждение травм и оказание первой помощи |
Правила на всю жизнь (причины дорожно - транспортного
травматизма) |
"Сохраним хорошее самочувствие в полярную ночь!"
Задачи:
- Выявить вместе с детьми влияние полярной ночи на организм человека.
- Рассмотреть, как ребёнок может ослабить воздействие полярной
ночи на своё здоровье.
Ход классного часа
Закружите метели,
Упадите снега.
Спрячем солнце скорее
И придет темнота.
Вопросы для беседы:
- О каком природном явлении идёт речь в этом четверостишии? (о
полярной ночи)
- Вы заметили, что постепенно день становился короче и короче,
а ночь длиннее. А 2 декабря вся природа попала под власть полярной
ночи. Пустила злодейка - Полярная ночь на людей свои вредоносные
стрелы.
1. Недостаток солнечной энергии.
Люди не испугались и стали бороться с темнотой.
-Что нужно делать, чтобы и в полярную ночь чувствовать себя хорошо?
(Нужно гулять в дневное время, употреблять больше продуктов, содержащих
солнечную энергию: овощи, фрукты, яйца, молоко).
2. Простуда.
В борьбе с ней человеку помогает народная мудрость.
Загадки:
Я вырос на грядке,
Характер мой гадкий -
Куда ни приду,
Всех до слёз доведу. (лук)
Не корень, а в земле,
Не хлеб, а на столе.
И к пище приправа,
И на микробов управа. (чеснок)
- Лук с чесноком - родные братья. Почему, как вы думаете, так говорят?
- В каких ещё продуктах содержится витамин с?
- В народе говорят: "Хрен да редька, лук да капуста - лихого не
пустят". Почему?
- Какие народные средства вы знаете для лечения в полярную ночь?
- Кроме продуктов, богатых витаминами, необходимо употреблять
готовые витамины, например, "Гексавит" или "Аскорбиновая кислота".
Загадка:
Чтоб простуды не бояться,
Надо, братцы …(закаляться).
- А умеете ли вы закаляться?
Игра "Да или нет":
- Перед сном полезно обмывать ноги холодной водой.
- Первый принцип закаливания - постепенность.
- Зимой нужно спать при открытом окне.
- Необходимо соблюдать систематичность и непрерывность.
- Занятия спортом вредят закаливанию организма.
- Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья.
3. Ослабление зрения.
- Не смогла полярная ночь напугать людей, не смогла ослабить.
И тогда решила их ослепить. Но не тут-то было. Людям помогло правильное
питание, зарядки и прогулки на улице, и, конечно, специальные упражнения
для глаз.
- Какие упражнения вы знаете?
Обобщение знаний:
- Полярная ночь приходит к нам каждый год почти на
2 месяца. Но с ней можно справиться.
-А вы справитесь? Как?
"Предупреждение травм и оказание первой помощи"
Цели:
- Ознакомить учащихся с некоторыми ситуациями, при которых необходимо
оказание первой помощи.
- Учить оказывать первую доврачебную помощь.
Ход классного часа
Вопросы для беседы:
- - Ребята, как вы думаете: для чего человеку нужна боль?
- - Что помогает медикам бороться с болезнями? (применение лекарств)
- - А если произошёл непредвиденный случай, например, ваш знакомый
упал и сильно ушибся, лекарств под рукой нет. Что делать тогда?
(оказать первую помощь).
- - Часто люди при возникновении непредвиденных ситуаций теряются
и не знают, как помочь себе или другим. Чтобы с вами такого не
произошло, давайте вместе разберём некоторые ситуации:
Анализ ситуаций:
- При длительном пребывании на морозе могут возникать отморожения.
Чаще всего отморожению подвергаются открытые части тела: щёки,
уши, нос. Нужно заметить, что обморозиться можно и при температуре
воздуха чуть выше нуля (например, при долгом нахождении в тесной
или мокрой обуви и одежде). Часто человек не замечает, что он
замерз, лишь прохожие говорят ему: "У тебя побелели кончик носа,..
уши,.. щёки…". Иногда боли появляются на морозе, а потом исчезают.
Однако они резко усиливаются, когда человек входит в тёплое помещение
(место отморожения при этом резко краснеет).
При поражении ушных раковин, носа, щёк ни в коем случае не растирайте
их снегом. Это ещё больше охлаждает тело, и к тому же кожа повреждается
мелкими кристалликами льда, что может привести в последствии к
нагноению. При таких обморожениях полезно растирать поражённые
участки рукой или мягкой тканью до покраснения.
Если произошло обморожение конечностей, то лучше вначале погрузить
руку или ногу в тёплую воду с температурой человеческого тела
(36-37 ). Ни в коем случае нельзя помещать их сразу в горячую
воду! Затем в течение 15-20 минут, постепенно подливая в ёмкость
горячую воду, поднять её температуру до 39-40 . При этом лучше
всего контролировать температуру воды с помощью термометра, т.к.
это очень важно для восстановления повреждённых участков. Больным
с обморожениями дают сладкий горячий чай, кофе, горячую пищу.
- 2. Обморок. Наиболее частые причины потери сознания-испуг, волнение,
боль, душное помещение, голод. Сначала человек несколько секунд
чувствует слабость, головокружение, тошноту, в глазах у него темнеет,
появляется шум или звон в ушах, пол "уплывает" из-под ног. Кожа
бледнеет, появляется пот на лбу, руки и ноги слабеют. Больной
медленно падает. Сознание у него в этот момент отсутствует. Как
правило, через несколько секунд после падения человек приходит
в сознание без посторонней помощи. Ему надо отдохнуть в спокойной
обстановке, в лежачем положении.
Однако, если после падения больной не пришёл в сознание, ему нужна
помощь. Тогда необходимо:
- уложить его горизонтально с приподнятыми ногами, обеспечить
доступ свежего воздуха (расстегнуть воротник, галстук, открыть
окно)
- побрызгать лицо холодной водой
- если и после этого пострадавший не придет в сознание, положить
его на бок: если оставить его лежать на спине, то по мере
углубления бессознательного состояния из-за расслабления мышц
он начнёт задыхаться. Помните, что большинство больных, впавших
в глубокий обморок, погибают не от обморока, а от удушения
собственным языком.
Несколько полезных советов:
- Порезал палец - подними руку вверх, перевяжи. Никогда не прикладывай
землю!
- Обжегся - подставь обожженную руку под струю холодной воды.
- Упал, сильно ушиб руку или ногу - подставь под холодную воду,
наложи холодный компресс.
- Ушиб голову - сядь или ляг. Не разговаривай, успокойся. Если
вскочила шишка, приложи что-нибудь холодное.
- Закружилась голова на солнце - присядь или приляг в тени.
Кроссворд:
По горизонтали:
- Гладит всё, чего касается, А дотронешься - кусается.
- Что опасного во мне,
Если супа нет на дне?
Только если суп горяч -
От детей меня ты прячь.
- В маленьком амбаре держат сто пожаров.
По вертикали:
- Посмотри на меня:
Вся дырявая я.
Но зато как ловко
Тру тебе морковку.
- В брюхе жарко у меня,
А в носу моём дыра.
Когда всё во мне кипит
Из носа пар валит.
- Всех кормлю с охотою
Я сама безротая.
- Только я, только я
Я на кухне главная.
Без меня как не крутитесь
Без обеда насидитесь.

"Этого делать нельзя"
Цели:
- Обсудить с учащимися правила поведения участников дорожного
движения.
- Воспитывать культуру поведения на улице.
Ход классного часа
Беседа:
Каждому из нас ежедневно приходится переходить улицу или дорогу,
пользоваться услугами общественного транспорта, а некоторым - совершать
поездки на велосипедах. Всё это делает нас участниками дорожного
движения. И любое, даже незначительное, нарушение, допущенное нами,
может привести к дорожно-транспортному происшествию. Чтобы этого
не произошло, надо обязательно выполнять правила дорожного движения.
- Как вы думаете, что такое правила дорожного движения? (это
нормы, устанавливающие порядок движения по дорогам нашей страны,
они обязательны для всех участников движения: водителей, пешеходов,
пассажиров)
- Зачем мы сейчас с вами говорим о правилах поведения на дорогах?
- Давайте вспомним эти правила.
- Отгадайте загадку:
Я глазищами моргаю
Неустанно день и ночь.
И машинам помогаю,
И тебе хочу помочь. (Светофор)
Какое из них для пешеходов, на ваш взгляд самое главное? (переходить
дорогу только на зелёный сигнал светофора).
Чтобы закрепить это знание немного попрактикуемся:
Игра "Светофор":
Когда я показываю зелёный свет, то вы начинаете тихонько топать
под партами, будто идёте.
Когда жёлтый - вы хлопаете в ладоши.
А при красном должна быть тишина.
- Как переходить дорогу мы выяснили, а где нужно переходить дорогу?
(по светофору или по знаку пешеходный переход).
- Почему нельзя переходить дорогу в неуказанном месте? (водитель
не обязан пропускать пешеходов в этом месте, или это место с очень
оживлённым движением и водитель не сможет остановиться, либо водитель
будет ехать и из-за поворота не будет видеть как вы переходите
дорогу).
- Проведём конкурс: по памяти как можно точнее нарисовать знак
"пешеходный переход". (каждый у себя на листочках или несколько
человек у доски).
- Теперь давайте вспомним основные правила
поведения детей на улице:
- Ходить по тротуару, придерживаясь правой стороны.
- Не играть на дороге, не выезжать на проезжую часть на велосипеде,
роликах.
- Не выбегать резко на дорогу. Помните: никакая машина не
может затормозить мгновенно!
Конкурс "Нарушитель"
Задание: за 2 минуты сочинить коротенький рассказ о мальчике, который
нарушил одно из этих правил. Кто пострадал при этом? (водитель,
мальчик, другие пешеходы, автомобиль разбился, автомобиль пытался
уклониться и врезался в другой автомобиль…)
Как вы думаете, когда легче остановить автомобиль - когда дорога
сухая или мокрая? Почему? (сила трения меньше).
Вывод: Значит, в дождь нужно быть особенно осторожными - не всё
зависит от водителя, пешеходу самому нужно заботиться о сохранности
своего здоровья, а может быть и жизни.
Занимательные вопросы:
- Где на дороге можно встретить географические названия? (зебра,
островок безопасности). Для чего они нужны?
- Какой сигнал светофора виден одновременно со всех сторон перекрёстка?
(жёлтый)
Творческое задание:
Придумайте ваш девиз о том, как вы будете соблюдать правила дорожного
движения летом. В девизе обязательно нужно использовать одно из
ключевых слов - "светофор" или "пешеходный переход"
|