Образовательный портал города Мурманска
html clocks скачать часы для сайта
 
 
Начальное
образование

Методические
разработки

Образовательные
программы

Педагогическая мастерская

Организация введения федерального государственного стандарта начального общего образования

Образовательные
учреждения

Полезные
ссылки




Система Orphus

 

 

Из опыта работы МО учителей начальных классов МОУ СОШ № 44 г. Мурманска по проблеме
"Возможности валеологизации образовательной среды в начальной школе"
Мурманск 2005

Классные часы валеологической направленности

Циклограмма классных часов
валеологической направленности

Сентябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Май
1 класс Дорожная азбука (безопасное поведение на дорогах) Чистота - залог здоровья (что значит быть опрятным) Зима "на носу" (как сохранить здоровье в полярную ночь) Приятного аппетита! (полезно? вкусно?) Осторожно: светофор!
2 класс Значение физкультуры для сохранения здоровья Режим дня и здоровье Хорошее самочувствие в полярную ночь Если с кем-то вдруг беда… (первая помощь) Этого делать нельзя (правила поведения на улицах и дорогах)
3 класс Физкультура и спорт - мои друзья Откуда берутся болезни? (профилактика инфекционных заболеваний) Вкусно и полезно (рациональное питание в полярную ночь) Защити себя сам (три модели поведения в экстремальных ситуациях) Правила дорожного поведения (опасные "зоны" на улице)
4 класс Как быть сильным и здоровым? (значение физкультуры и закаливания) Вредные привычки (табак, алкоголь, токсичные вещества) Режим дня в полярную ночь Предупреждение травм и оказание первой помощи Правила на всю жизнь (причины дорожно - транспортного травматизма)

 

"Сохраним хорошее самочувствие в полярную ночь!"

Задачи:

  1. Выявить вместе с детьми влияние полярной ночи на организм человека.
  2. Рассмотреть, как ребёнок может ослабить воздействие полярной ночи на своё здоровье.

Ход классного часа

Закружите метели,
Упадите снега.
Спрячем солнце скорее
И придет темнота.

Вопросы для беседы:

  • О каком природном явлении идёт речь в этом четверостишии? (о полярной ночи)
  • Вы заметили, что постепенно день становился короче и короче, а ночь длиннее. А 2 декабря вся природа попала под власть полярной ночи. Пустила злодейка - Полярная ночь на людей свои вредоносные стрелы.

1. Недостаток солнечной энергии.

Люди не испугались и стали бороться с темнотой.

-Что нужно делать, чтобы и в полярную ночь чувствовать себя хорошо? (Нужно гулять в дневное время, употреблять больше продуктов, содержащих солнечную энергию: овощи, фрукты, яйца, молоко).

2. Простуда.

В борьбе с ней человеку помогает народная мудрость.

Загадки:

Я вырос на грядке,
Характер мой гадкий -
Куда ни приду,
Всех до слёз доведу. (лук)

Не корень, а в земле,
Не хлеб, а на столе.
И к пище приправа,
И на микробов управа. (чеснок)

- Лук с чесноком - родные братья. Почему, как вы думаете, так говорят?

- В каких ещё продуктах содержится витамин с?

- В народе говорят: "Хрен да редька, лук да капуста - лихого не пустят". Почему?

- Какие народные средства вы знаете для лечения в полярную ночь?

- Кроме продуктов, богатых витаминами, необходимо употреблять готовые витамины, например, "Гексавит" или "Аскорбиновая кислота".

Загадка:

Чтоб простуды не бояться,
Надо, братцы …(закаляться).

- А умеете ли вы закаляться?

Игра "Да или нет":

  1. Перед сном полезно обмывать ноги холодной водой.
  2. Первый принцип закаливания - постепенность.
  3. Зимой нужно спать при открытом окне.
  4. Необходимо соблюдать систематичность и непрерывность.
  5. Занятия спортом вредят закаливанию организма.
  6. Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья.

 

3. Ослабление зрения.

- Не смогла полярная ночь напугать людей, не смогла ослабить. И тогда решила их ослепить. Но не тут-то было. Людям помогло правильное питание, зарядки и прогулки на улице, и, конечно, специальные упражнения для глаз.

- Какие упражнения вы знаете?

Обобщение знаний:

- Полярная ночь приходит к нам каждый год почти на 2 месяца. Но с ней можно справиться.

-А вы справитесь? Как?

 

"Предупреждение травм и оказание первой помощи"

Цели:

  1. Ознакомить учащихся с некоторыми ситуациями, при которых необходимо оказание первой помощи.
  2. Учить оказывать первую доврачебную помощь.

Ход классного часа

Вопросы для беседы:

  • - Ребята, как вы думаете: для чего человеку нужна боль?
  • - Что помогает медикам бороться с болезнями? (применение лекарств)
  • - А если произошёл непредвиденный случай, например, ваш знакомый упал и сильно ушибся, лекарств под рукой нет. Что делать тогда? (оказать первую помощь).
  • - Часто люди при возникновении непредвиденных ситуаций теряются и не знают, как помочь себе или другим. Чтобы с вами такого не произошло, давайте вместе разберём некоторые ситуации:
Анализ ситуаций:
  1. При длительном пребывании на морозе могут возникать отморожения. Чаще всего отморожению подвергаются открытые части тела: щёки, уши, нос. Нужно заметить, что обморозиться можно и при температуре воздуха чуть выше нуля (например, при долгом нахождении в тесной или мокрой обуви и одежде). Часто человек не замечает, что он замерз, лишь прохожие говорят ему: "У тебя побелели кончик носа,.. уши,.. щёки…". Иногда боли появляются на морозе, а потом исчезают. Однако они резко усиливаются, когда человек входит в тёплое помещение (место отморожения при этом резко краснеет).
    При поражении ушных раковин, носа, щёк ни в коем случае не растирайте их снегом. Это ещё больше охлаждает тело, и к тому же кожа повреждается мелкими кристалликами льда, что может привести в последствии к нагноению. При таких обморожениях полезно растирать поражённые участки рукой или мягкой тканью до покраснения.
    Если произошло обморожение конечностей, то лучше вначале погрузить руку или ногу в тёплую воду с температурой человеческого тела (36-37 ). Ни в коем случае нельзя помещать их сразу в горячую воду! Затем в течение 15-20 минут, постепенно подливая в ёмкость горячую воду, поднять её температуру до 39-40 . При этом лучше всего контролировать температуру воды с помощью термометра, т.к. это очень важно для восстановления повреждённых участков. Больным с обморожениями дают сладкий горячий чай, кофе, горячую пищу.
  2. 2. Обморок. Наиболее частые причины потери сознания-испуг, волнение, боль, душное помещение, голод. Сначала человек несколько секунд чувствует слабость, головокружение, тошноту, в глазах у него темнеет, появляется шум или звон в ушах, пол "уплывает" из-под ног. Кожа бледнеет, появляется пот на лбу, руки и ноги слабеют. Больной медленно падает. Сознание у него в этот момент отсутствует. Как правило, через несколько секунд после падения человек приходит в сознание без посторонней помощи. Ему надо отдохнуть в спокойной обстановке, в лежачем положении.
    Однако, если после падения больной не пришёл в сознание, ему нужна помощь. Тогда необходимо:
    • уложить его горизонтально с приподнятыми ногами, обеспечить доступ свежего воздуха (расстегнуть воротник, галстук, открыть окно)
    • побрызгать лицо холодной водой
    • если и после этого пострадавший не придет в сознание, положить его на бок: если оставить его лежать на спине, то по мере углубления бессознательного состояния из-за расслабления мышц он начнёт задыхаться. Помните, что большинство больных, впавших в глубокий обморок, погибают не от обморока, а от удушения собственным языком.

Несколько полезных советов:

  • Порезал палец - подними руку вверх, перевяжи. Никогда не прикладывай землю!
  • Обжегся - подставь обожженную руку под струю холодной воды.
  • Упал, сильно ушиб руку или ногу - подставь под холодную воду, наложи холодный компресс.
  • Ушиб голову - сядь или ляг. Не разговаривай, успокойся. Если вскочила шишка, приложи что-нибудь холодное.
  • Закружилась голова на солнце - присядь или приляг в тени.

Кроссворд:

По горизонтали:

  1. Гладит всё, чего касается, А дотронешься - кусается.
  2. Что опасного во мне,
    Если супа нет на дне?
    Только если суп горяч -
    От детей меня ты прячь.
  3. В маленьком амбаре держат сто пожаров.

По вертикали:

  1. Посмотри на меня:
    Вся дырявая я.
    Но зато как ловко
    Тру тебе морковку.
  2. В брюхе жарко у меня,
    А в носу моём дыра.
    Когда всё во мне кипит
    Из носа пар валит.
  3. Всех кормлю с охотою
    Я сама безротая.
  4. Только я, только я
    Я на кухне главная.
    Без меня как не крутитесь
    Без обеда насидитесь.

 

"Этого делать нельзя"

Цели:

  1. Обсудить с учащимися правила поведения участников дорожного движения.
  2. Воспитывать культуру поведения на улице.

Ход классного часа

Беседа:

Каждому из нас ежедневно приходится переходить улицу или дорогу, пользоваться услугами общественного транспорта, а некоторым - совершать поездки на велосипедах. Всё это делает нас участниками дорожного движения. И любое, даже незначительное, нарушение, допущенное нами, может привести к дорожно-транспортному происшествию. Чтобы этого не произошло, надо обязательно выполнять правила дорожного движения.

  • Как вы думаете, что такое правила дорожного движения? (это нормы, устанавливающие порядок движения по дорогам нашей страны, они обязательны для всех участников движения: водителей, пешеходов, пассажиров)
  • Зачем мы сейчас с вами говорим о правилах поведения на дорогах?
  • Давайте вспомним эти правила.
  • Отгадайте загадку:

Я глазищами моргаю
Неустанно день и ночь.
И машинам помогаю,
И тебе хочу помочь. (Светофор)

Какое из них для пешеходов, на ваш взгляд самое главное? (переходить дорогу только на зелёный сигнал светофора).

Чтобы закрепить это знание немного попрактикуемся:

Игра "Светофор":

Когда я показываю зелёный свет, то вы начинаете тихонько топать под партами, будто идёте.

Когда жёлтый - вы хлопаете в ладоши.

А при красном должна быть тишина.

  • Как переходить дорогу мы выяснили, а где нужно переходить дорогу? (по светофору или по знаку пешеходный переход).
  • Почему нельзя переходить дорогу в неуказанном месте? (водитель не обязан пропускать пешеходов в этом месте, или это место с очень оживлённым движением и водитель не сможет остановиться, либо водитель будет ехать и из-за поворота не будет видеть как вы переходите дорогу).
  • Проведём конкурс: по памяти как можно точнее нарисовать знак "пешеходный переход". (каждый у себя на листочках или несколько человек у доски).
  • Теперь давайте вспомним основные правила поведения детей на улице:
    1. Ходить по тротуару, придерживаясь правой стороны.
    2. Не играть на дороге, не выезжать на проезжую часть на велосипеде, роликах.
    3. Не выбегать резко на дорогу. Помните: никакая машина не может затормозить мгновенно!

Конкурс "Нарушитель"

Задание: за 2 минуты сочинить коротенький рассказ о мальчике, который нарушил одно из этих правил. Кто пострадал при этом? (водитель, мальчик, другие пешеходы, автомобиль разбился, автомобиль пытался уклониться и врезался в другой автомобиль…)

Как вы думаете, когда легче остановить автомобиль - когда дорога сухая или мокрая? Почему? (сила трения меньше).

Вывод: Значит, в дождь нужно быть особенно осторожными - не всё зависит от водителя, пешеходу самому нужно заботиться о сохранности своего здоровья, а может быть и жизни.

Занимательные вопросы:

  • Где на дороге можно встретить географические названия? (зебра, островок безопасности). Для чего они нужны?
  • Какой сигнал светофора виден одновременно со всех сторон перекрёстка? (жёлтый)

Творческое задание:

Придумайте ваш девиз о том, как вы будете соблюдать правила дорожного движения летом. В девизе обязательно нужно использовать одно из ключевых слов - "светофор" или "пешеходный переход"

 

 

 

 

 

 

 

 

Номер государственной регистрации: 50200500828
Дата: 14.06.05
 © Комитет по образованию администрации г. Мурманска, 2004-2020
 Разработчик: Городской методический центр информационных технологий
 При полном или частичном использовании материалов ссылка на портал обязательна
счетчик сайта
счетчик посещений