Образовательный портал города Мурманска
html clocks скачать часы для сайта
 
 
Начальное
образование

Методические
разработки

Образовательные
программы

Педагогическая мастерская

Организация введения федерального государственного стандарта начального общего образования

Образовательные
учреждения

Полезные
ссылки




Система Orphus

 

 

Из опыта работы МО учителей начальных классов МОУ СОШ № 44 г. Мурманска по проблеме
"Возможности валеологизации образовательной среды в начальной школе"
Мурманск 2005

Клуб "Неболей-ка"

 

Тематическое планирование курса "Познай себя"
для учащихся 3 - 4 классов (32 - 36 часов в год )

Составлено на основе программы "Познай себя" под ред. Лазарева М.Л. Программа "Познай себя"
для начальных классов"- М.: Министерство образования РФ, 1993

 

Уровень 1 (3 класс)

Дата
Раздел
Тема занятий
  1. "Хорошее самочувствие" (6 часов)
  1. Волшебная страна Здоровья.
  2. Полезные и вредные для здоровья привычки.
  3. Знай своё тело.
  4. Способы удерживания гнева.
  5. "Пожалуйста, не дразнись!".
  6. Нейтрализация стресса.
  2. "Работа сердца" (5 часов)
  1. Влияние физических упражнений на организм.
  2. "На старт, внимание, марш!".
  3. Пульс: медицинское обследование.
  4. "В путь- дорогу собирайся, за здоровьем отправляйся!".
  5. Викторина "Что? Где? Когда?" по теме "Работа сердца".
  3. "Ешь полезную для здоровья пищу" (6 часов)
  1. Это вредная еда.
  2. "Прежде чем за стол мне сесть, Я подумаю, что съесть".
  3. "Незнакомая еда со всего света".
  4. Ешьте здоровую пищу.
  5. Поезд Джуно.
  6. О чём говорится в рекламе?
  4. "Знай и будь осторожен" (5 часов)
  1. Что такое секрет?
  2. Знай и будь осторожным.
  3. Иногда можно посплетничать.
  4. Печальный Сэм.
  5. "Если трудно станет вдруг, мне поможет старый друг"
  5. "Я умею выбирать" (9 часов)
  1. Размышления о наркотиках.
  2. У Эрфа внутри.
  3. "Алкоголь и сигареты, незнакомое лекарство - это злое, злое царство"
  4. Мозговой штурм.
  5. Не курить!
  6. Сюзи и пиво.
  7. Принять обязательство.
  8. Истинная идея рекламы.
  9. "Хочешь попробовать?"

Резерв времени-2 часа

 

Уровень 2 (4 класс)

Дата
Раздел
Тема занятий
  1. "Я умею выбирать" (5 часов)
  1. "Я здоровье берегу, сам себе я помогу".
  2. Откуда берутся болезни и как себе помочь.
  3. Посещение врача. Способы ликвидации стрессов (2 часа).
  4. Дерево раздумий. Как здоровье?
  2. "Если случилась беда" (4 часа)
  1. Руки, ноги ещё пригодятся. Безопасное поведение в школе.
  2. Виды травм (переломы, ушибы, травмы, раны). Оказание помощи.
  3. Чтобы глаза видели. Травмы глаз. Зарядка для глаз.
  4. Как помочь себе и товарищу?
  3. "Сигналы тревоги" (4 часа)
  1. Экстремальная ситуация.
  2. Аварии, стихийные бедствия возможные в районе расположения школы и месте проживания учащихся и их последствия.
  3. Дерево раздумий.
  4. Если с кем- то вдруг беда, знаю, как помочь всегда.
  4. Знай и будь осторожен (5 часов)
  1. Что такое секрет?
  2. Знай и будь осторожен!
  3. Обращайтесь к старшим!
  4. Купание, оказание первой помощи на вожде и на льду.
  5. Ориентирование на местности по местным признакам.
  5. Правила дорожного движения (4 часа)
  1. Движение пешеходов по улицам и дорогам.
  2. Перекрёстки и их виды. Сигналы светофора.
  3. Дорога и её главные составные части.
  4. Дорожная азбука.
  6. "Я выбираю сам" (5 часов)
  1. Воздействие курения на организм.
  2. Воздействие сигаретного дыма на организм.
  3. Источники загрязнения окружающей среды, способы защиты.
  4. Как вести себя во время болезни.
  5. Опасности электробытовых приборов.
  7. Обобщающие занятия (5 часов)  

 

Тема занятия: "Прежде чем за стол мне сесть, я подумаю, что съесть"

Задачи занятия:

  1. Помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания: еда должна быть не только вкусной, но и полезной.
  2. Научить детей заботиться о своём здоровье.

Оборудование:

  • картинки с разными продуктами (творог, йогурт, сливочное масло, чёрный хлеб, конфеты, газировка, сок, пирожное, яблоко, морковь, банан и т.д.);
  • ватман, разделённый на 4 части для работы в группах.

Ход занятия:

  1. Организация класса.
  2. Беседа:

    Учитель: Однажды Эрф спросил у Джуно: "Почему взрослые всегда заставляют есть то, что невкусно. И почему это они любят суп, мясо, кашу? Если бы они, как все дети любили конфеты, мороженое, пирожные, другие сладости, то все люди ели бы только вкусное". - Давайте на сегодняшнем уроке попробуем ответить Эрфу. - Назовите свою любимую еду. - Сколько разных продуктов содержится в салате?

    Дети: Овощи и сметана (масло).

    Учитель: А из чего состоит шоколад?

    Дети: Из какао, масла, молока, сахара.

    Учитель: А котлеты из чего состоят?

    Дети: Из мяса (рыбы, курицы).

    Учитель: А почему человек употребляет такие разные продукты, а каждый день хочется чего- то нового?

Организму человека нужны различные продукты. Особенно полезны сырые овощи и фрукты. У того, кто их постоянно потребляет, как правило, бывает хорошее настроение, гладкая кожа, изящная фигура. А вот конфеты, шоколад, мороженое, особенно в больших количествах, безусловно, вредны для организма. Разумеется, не стоит полностью отказываться от сладкого.

Однако необходимо употреблять разнообразную пищу, чтобы быть крепким, здоровым и быстро расти. Задание: На доске прикреплены картинки с изображением разнообразных продуктов (творог, йогурт, сливочное масло, чёрный хлеб, конфеты, газировка, сок, пирожное, яблоко, морковь, банан,..). Дети выходят по одному, выбирают один продукт и прикрепляют под надпись:

ПРОДУКТЫ ДЖУНО
(полезные для здоровья)
или
ПРОДУКТЫ ЭРФА
(не полезные для здоровья)

Свой выбор необходимо обосновать.

Учитель: Вы так великолепно разбираетесь в продуктах! А вот Эрф никак не может правильно составить себе меню хотя бы на один день! Задание: В тетрадочках написать примерное меню Эрфа на один день. Критерии оценки меню: вкусно, полезно

Учитель: Но ведь еда должна быть привлекательной на вид!

  1. Работа в группах.

К Эрфу на ужин придёт Джуно и его друзья. Помогите не ударить в грязь лицом и красиво принять гостей.

На ватманах: нарисуйте красиво сервированный стол для гостей. Но помните, что все продукты должны быть полезны для здоровья наших гостей.

  1. Подведение итогов занятия.

Учитель: Дети давайте напоследок сформулируем для Эрфа главное правило правильного питания.

Дети: Питаться надо умеренно и разнообразно!

 

 

Тема занятия: "Истинная идея рекламы"

Задачи занятия:

  1. Познакомить детей с рекламными приёмами.
  2. Поговорить о рекламе сигарет и алкоголя.
  3. Обсудить цель рекламы.

Оборудование: Образцы рекламы сигарет, пива.

Ход занятия:

  1. Организация класса.
  2. Беседа.

Учитель:

  • - Часто ли вам приходилось видеть рекламу?
  • - Расскажите, какую рекламу вы недавно видели.

Многие наши поступки связаны с рекламой. Мы покупаем те товары, которые увидели по телевизору или где-то услышали о них.

Учитель: Рассмотрите рисунки рекламы табака и пива. К чему призывает эта реклама?

Дети: Чтобы этот товар купили.

Учитель: Почему коммерческие компании рекламируют свою продукцию?

Дети: Для того, чтобы её выгодно продать и получить большую прибыль.

Учитель: Что каждая реклама пытается сказать?

Дети: Что её товар самый лучший, и его надо купить.

Учитель: Наивный Эрф всегда верит рекламе и старается всё делать, как красивые люди с обложек журналов и телевизора. Давайте поможем Эрфу: постараемся доказать, что не всё то, что показывают в рекламе - правда.

Для этого постарайтесь вспомнить, а видели ли вы хоть одну рекламу, в которой говорилось бы хотя бы о некоторых недостатках товара?

Дети: Нет.

Учитель: Реклама преувеличивает хорошие качества товара, а также скрывает плохие, чтобы товар лучше раскупался.

  • Прочитайте лозунги к рекламе.
  • Вспомните сюжеты самых распространённых реклам, например, пива.
  • А правда ли, что все красивые, успешные, весёлые люди не могут быть такими, если они не выпьют пива и не покурят сигарет?

Дети: Неправда. От курения становятся плохими кожа лица и цвет зубов.

Учитель: Внимание!!! К нам пришла срочная шифровка от Джуно. Вы должны найти ключ к разгадке и прочитать одну очень известную пословицу, отражающую суть рекламы.

На доске:

Лнел итьвсё рптола золотомра, чтокеа вааблестит. (Не всё то золото, что блестит.)

  1. Физминутка.
  2. Закрепление. Практическая работа.

Учитель на парты раздаёт образцы рекламы из журналов.

Учитель: Обсудите в парах и ответьте на вопросы:

  1. Что реклама пытается сказать?
  2. Является ли это правдой?
  3. О чём реклама умалчивает?
  1. Творческое домашнее задание:
  • "Придумайте "правдивую рекламу" пива или сигарет и нарисуйте её для нашей газеты.

 

Тема занятия: "Экстремальная ситуация"

Задачи занятия:

  1. Ознакомить учащихся с понятием "экстремальная ситуация".
  2. Повторить телефоны номеров экстренной помощи (01, 02, 03, 04, ).

Оборудование:

  • игрушечный телефон,
  • слайды с чрезвычайными событиями: пожар, рана и др.

Ход занятия:

  1. Организация класса.
  2. Беседа.

Учитель: Сегодня Джуно принёс нам новые мудрые слова:

Если что-то вдруг случится,
Ты сумеешь дозвониться.
01, 02, 03,-- быстро номер набери,
Адрес точный назови и на помощь позови.

- О чём мы сегодня будем говорить? (дети высказывают предположения)

- Правильно, всё это можно назвать экстренными случаями.

Экстренный случай - это когда что- то случилось и срочно требуется помощь взрослых.

Джуно хочет поведать нам историю о том, как его подруга Ико сумела помочь бабушке в экстремальной ситуации.

Учитель читает рассказ "Сигналы тревоги" (Программа "Познай себя" руководство для учителя, с. 48)

После прочтения рассказа - обсуждение по следующим вопросам:

  • Как Ико узнала, что бабушке нужна срочная помощь? (Бабушка чувствовала сильную боль и не могла говорить.)
  • Что сделал Джуно? (Он обратился за помощью по телефону)
  • Что нужно было сказать Ико? (Её имя, адрес и что случилось)
  • Что человек на другом конце провода велел Ико делать в первую очередь? (Он велел не вешать трубку)
  • Что такое экстренный случай? (Экстренный случай-это когда случилось что- то плохое и срочно требуется помощь взрослых)
  • Как узнать, что срочно требуется помощь взрослых? (Когда кто- то чувствует сильную боль или у кого- то сильное кровотечение, или кого- то невозможно разбудить)
  • Можете ли вы назвать другие экстренные случаи? (Пожар)
  • Что следует говорить по телефону в экстренных случаях? (Назвать своё имя, адрес, номер телефона, коротко рассказать, что случилось. Не вешать трубку телефона, пока тот, с кем разговариваешь не разрешит.)

Задание: На доске прикреплены карточки с номерами телефонов: 01, 02, 03, 04. Необходимо к каждому телефону правильно прикрепить таблички: пожарная, скорая помощь, милиция, служба газа.

3. Закрепление материала. Игра -"Звоню 03".

Учащиеся по очереди звонят в "скорую помощь", роль врача выполняет учитель, который задаёт ребятам вопросы.

  • Что случилось?
  • Какие признаки говорят о болезни или травме?
  • Что вы сделали прежде, чем позвонить?
  • Что вы будете делать в ожидании врача?
  • Ваш адрес?
  • Как к вам проехать?

 

Тема занятия: "Почему случаются травмы?"

Задачи занятия:

  1. Ознакомить учащихся с ситуациями, из-за которых случаются травмы.
  2. Научить их безопасному обращению с предметами, которые могут стать причиной травм.

Ход занятия:

  1. Организация класса.
  2. Беседа.
  • Поднимите руки, кто из вас ни разу в жизни не получал никаких травм? Я вам открою одну тайну: даже Джуно получал травмы, потому что каждая травма неожиданна.
  • Какие вы знаете травмы? (царапины, переломы, вывихи, ожоги и даже сотрясение мозга…).
  • Как вы считаете, кто виноват в получении травмы? (в большинстве случаев мы сами).
  • Сегодня мы с вами подумаем, как избежать травм. Безумное лихачество, желание показаться смелым, обратить на себя внимание, а часто и неумение правильно оценить обстановку, рано или поздно оборачиваются малой или большой бедой.
  • Эрф так часто получает травмы, что просит у вас помощи. Подумайте и расскажите ему: где чаще всего дети получают травмы? (Во дворе, на улице, в школе, в квартире).
  • Верно, во всех этих местах можно полуить травму. Но без нахождения в этих местах человек не может жить. Как же быть? (Нужно быть осторожными, аккуратными, нельзя надеяться на счастливый случай).
  • А какие предметы нам часто "помогают" получить травму? (Велосипед, коньки, мяч, лыжи, санки).
  • Неужели теперь Эрфу нельзя кататься на велосипеде? (Можно, но надо не забывать о том, как им пользоваться).
  1. Обсуждение историй, произошедших с друзьями Эрфа и Джуно.
    1. Однажды четырнадцатилетний Боря вечером дома ремонтировал велосипед, протирал детали бензином. Внезапно погас свет. Забыв об осторожности, Боря зажёг спички. При взрыве банки с бензином получил ожоги лица и глаз.
    2. Двенадцатилетний Алёша прыгал с товарищами с крыши беседки в сугроб. При прыжке край крыши обломился, и Алёша упал на лёд. С сотрясением мозга и переломом ноги он был доставлен в больницу.
    3. Десятилетний Коля катался на велосипеде и решил проехаться, не держась за руль. Внезапно появилась машина. Коля потерял равновесие и упал. В результате сотрясение мозга и вывих руки.
    4. На зимней горке шумно. Все ребята катаются на санках. Вера легла на санки и поехала вниз с горы. Тут же следом за ней помчался Андрей. У подножия горки санки столкнулись. Вера ударилась подбородком, выбила 2 зуба, рассекла губу.

Учитель: Ребята, вспомните, а получали ли вы травмы вследствие своей неосторожности?

  1. Физминутка:

"Аплодисменты" на регуляцию внимания.

Аплодисменты - это не только благодарность себе за хорошую работу на занятии, но и массаж наших ладошек, на которых находятся "волшебные точки" здоровья.

Учитель регулирует громкость аплодисментов: поднимает руки выше-аплодисменты становятся громче, ниже-аплодисменты тише. Опускать и поднимать руки следует в разном темпе.

  1. Подведение итогов занятия.

Трудно перечислить все травмы и причины, их вызывающие, но "близкого знакомства" с серьёзной травмой можно избежать, будучи осмотрительными и осторожными.

Царапины заживают, проходят синяки, вылечиваются вывихи и переломы. Но сколько ребят по своей неосторожности, получили тяжёлые увечья, расстались с мыслью заняться любимым делом, овладеть профессией, о которой мечтали.

  1. Домашнее задание-практикум:
  • Пройдите по школе и своей квартире. Найдите и запишите самые опасные места в квартире и в школе.

 

Тема занятия: "Дорожная азбука"

Задачи занятия:

1. Повторить правила дорожного движения, правила безопасности на улицах и дорогах.

Ход занятия:

  1. Организация класса.
  2. Повторение правил дорожного движения.

Учитель: Ребята, нам пришла срочная телеграмма. Письмо от Эрфа. Но на почте что- то напутали. Попытайтесь прочитать послание:

ЛЫБАЗ АЛИВАПР ОГОНЖОРОД ЯИНЕЖИВД, ЕТИГОМОП! (Забыл правила дорожного движения, помогите)

Учитель: Давайте повторим правила перехода улиц и дорог.

Дети: Правило №1-переходить улицу надо на зелёный сигнал светофора.

Учитель: Если свет зажёгся красный Значит, двигаться опасно. Свет зелёный говорит: "Проходите, путь открыт!" Жёлтый свет - предупрежденье - Жди сигнала для движенья.

Дети: Правило № 2 - переходить улицу надо только по пешеходному переходу - "зебре".

Учитель:

Зебра в Африке живёт,
Полосата очень,
Воду пьёт, траву жуёт,
Порезвиться хочет.

А на улице у нас,
Здесь, у перекрёстка,
Точно зебра, в самый раз -
Переход в полоску.

Хотя "зебра" не живая,
И не в Африке живёт,
Но она всегда укажет
Пешеходный переход.

Дети: Правило № 3 - переходить улицу лучше по подземному переходу, если он есть.

Учитель читает стихотворение "Самый лучший переход".

Я проспект пересекаю,
Не спешу, не тороплюсь…
Я автобусов, трамваев
Совершенно не боюсь!

Переход широкий, длинный -
Можно смело здесь шагать.
Пусть стремглав летят машины, -
Им меня не запугать!

Беспокоитесь? Напрасно!
Я примерный пешеход.
Здесь подземный, безопасный,
Самый лучший переход!

Дети:

Правило № 4 - нельзя выбегать на дорогу, надо переходить спокойно.

Правило № 5 - переходя улицу, сначала надо посмотреть налево, а дойдя до середины - направо.

Учитель: А каким машинам разрешено проезжать на красный свет?

Дети: "Скорой помощи", пожарным и милицейским автомобилям, а также специальным аварийным. У этих машин есть сирена и разноцветные маячки-мигалки на крыше - синие и оранжевые.

Если слышен звук сирены, то это значит: "Внимание - опасность!"

 

Тема занятия: "Работа сердца"
Что? Где? Когда?

Задачи занятия:

1. Закрепить знания, полученные детьми в ходе изучения темы "Работа сердца"

Ход занятия:

Учитель: - Внимание! Внимание! Начинаем интеллектуальную игру "Что? Где? Когда?" по теме "Работа сердца".

Представление участников игры.

1-я команда "Спорт", капитан __________________

Приветствие: "В путь - дорогу собирайся, За здоровьем собирайся!"

2-я команда "Улыбка", капитан __________________________

Приветствие: "Я здоровье берегу, Сам себе я помогу!"

Начинаем игру, счет ведется до 5 баллов.

Капитаны выходят к учителю и проводят жеребьёвку. (В какой руке сердечко - та команда начинает первой игру)

Учитель: Правила игры Вам знакомы? Вопросы:

  1. Как называются зоны на твоем теле, где можно почувствовать биение сердца?
  2. Как называются пути в организме, по которым проходит кровь?
  3. После упражнений сердце бьётся быстрее или медленнее?
  4. Как кислород разносится по телу?
  5. Как ещё можно назвать полезные для сердца упражнения?
  6. Что необходимо мышцам, когда мы тренируемся?
  7. Когда кто то курит, сто случается с кровеносными сосудами?
  8. Что необходимо сделать перед полезными для сердца (аэробными) упражнениями?
  9. Закончите мудрые слова Джуно: "Что б я ни делал, никогда …?" Ответ ("…не причиню себе вреда")

Учитель: Итак, подведём итоги. Слово жюри.

Музыкальная физкультурная пауза.

Задание: Постарайтесь в лабиринте букв найти "здоровые"слова:

Т И К А У П Р А Ж Н Е Н И Е Т П А Р К А З Д О Р О В Ы Й И Д О Ф И К Р О В Ь В Е С Ы П А Л Е У И П О Д Г О Т О В Л Е Н Н Н О С Т Ь О Д А В Л Е Н И Е Т Р У К О О С П

(весы, подготовленность, выбор, измерять, тело, рост, кровь, вес, стетоскоп, палец, ланцет, упражнение, решение, давление, холестерин, здоровый)

Блиц турнир для капитанов. (за каждый вопрос 1 балл команде)

  • Назови друзей Джуно.
  • Как Эрфа называют в стране Леор?
  • Из какой страны приходит Джуно?
  • Как зовут собаку Нины?
  • Как Джуно называют в стране Леор?
  • Как Джуно приходит на землю?

Кроссворд

По горизонтали:

  1. Состояние мышц во время физических упражнений.
  2. Состояние мышц во время отдыха.
  3. Орган, с помощью которого мы дышим.
  4. Когда мы делаем зарядку, наши … напрягаются и им требуется больше кислорода.

По вертикали:

  1. Мы выдыхаем … газ.
  2. Джуно делает физические … регулярно.
  3. Главная мышца в организме, которая работает как насос.
  4. Важный компонент воздуха, который мы вдыхаем.
  5. Кровеносные … - это пути, по которым кровь циркулирует в нашем теле.

Подведение итогов. Выиграла команда _______________________

Хочется отметить, что все участники игры заботятся и укрепляют своё сердце, а поэтому давайте все вместе станцуем этот весёлый танец.

Ф И З М И Н У Т К А

 

 

Номер государственной регистрации: 50200500828
Дата: 14.06.05
 © Комитет по образованию администрации г. Мурманска, 2004-2020
 Разработчик: Городской методический центр информационных технологий
 При полном или частичном использовании материалов ссылка на портал обязательна
счетчик сайта
счетчик посещений