Образовательный портал города Мурманска
html clocks скачать часы для сайта
 
 
Начальное
образование

Методические
разработки

Образовательные
программы

Педагогическая мастерская

Организация введения федерального государственного стандарта начального общего образования

Образовательные
учреждения

Полезные
ссылки




Система Orphus

 

 

Из опыта работы МО учителей начальных классов МОУ СОШ № 44 г. Мурманска по проблеме
"Возможности валеологизации образовательной среды в начальной школе"
Мурманск 2005

Программа "Здоровье"

Здоровье - это искусство, а искусству надо учиться…

 

Пояснительная записка

Современные социально - экономические сложности, переживаемые страной, снижение роли государства в области социальных гарантий оказывают отрицательное влияние на состояние здоровья детей. Сегодня Россия стоит на 68 месте в мире по состоянию здоровья, а низкий уровень рождаемости и высокий показатель общей смертности негативно сказывается на уровне воспроизводства населения. В утвержденной тремя министерствами РФ (здравоохранения, труда и социального развития, образования) " Концепции охраны репродуктивного здоровья населения страны" остается одной из наиболее острых медико - социальных проблем, являясь фактором национальной безопасности, а значит проблемы охраны репродуктивного здоровья населения приобретают особую социальную значимость.

Важную роль реализации Концепции призваны сыграть образовательные учреждения. Сложившаяся система образования не формирует должной мотивации к здоровому образу жизни, школа не имеет опыта ведения систематической работы по формированию привычек здорового образа жизни учащихся. А между тем в настоящее время доказано, что основным направлением профилактики заболеваний населения является работа по формированию здорового образа жизни. Международный опыт показывает, что в структуре факторов, определяющих здоровье, равно как и болезни, более 50 % приходится на образ жизни человека. По данным и зарубежных и российских специалистов, таблица факторов, влияющих на здоровье детей, выглядит так:

50 % - образ жизни;
20 % - условия внешней среды;
20 % - особенности организма, наследственность;
8 - 12 % - система здравоохранения.

Следовательно, необходима системная профилактическая работа по формированию здоровой среды, здорового образа жизни, убеждения, что легче предотвратить болезнь, чем потом долго её лечить.

Каково же состояние здоровья детей нашей школы? По группам здоровья в 2000 - 2001 учебном году учащиеся распределились так:

I группа- 28 %
II группа- 55 %
III группа- 15 %
IV группа - 2 %

Наиболее распространенными заболеваниями наших детей являются:

  • нарушение зрения - 26 %
  • сколиоз -16%
  • сердечно - сосудистые - 8 %
  • заболевание внутренних органов - 14 %
  • дефицит веса -1,4% - избыток веса - 2, 3 %

Простудными заболеваниями в 1999 - 2000 учебном году переболели 68 % учащихся, в 2000 - 2001 учебном году - 55 %.

Таким образом, можно сделать вывод, что среди заболеваний превалируют простудные, поэтому, на наш взгляд, среди наиболее актуальных проблем со здоровьем в качестве приоритетного направления должна стать профилактика простудных заболеваний.

К проблеме здоровья школьников относится и курение, ряды курильщиков все более молодеют, пополняясь том числе, и младшими подростками: 23 % учащихся школы курят. Значит, проблема предупреждения вредных привычек также требует к себе пристального внимания и должна занять особое место в программе" Здоровье".

Несмотря на то, что в школе третий год функционирует центр "Здоровое детство", системы непрерывного валеологического образования не сложились.

Деятельность центра "Здоровое детство" ограничивается в основном информационно - просветительной работой отдельных учителей -энтузиастов, планированием внеклассных занятий и профилактических мероприятий.

К сожалению, каких - либо ощутимых сдвигов в улучшений здоровья учащихся не наблюдается, индекс здоровья по школе составляет 20 %.

Сегодня медики все чаще связывают состояние здоровья детей с негативными школьными фактором: 60 % неврозов у детей от обучения в школе, значит, и от учителя. Поэтому важнейшей задачей является формирование у учителя валеологического мышления, т.е. способности видеть за каждым своим поступком влияние на здоровье ребенка.

Учитывая вышеизложенное, и в связи с ориентацией педагогического коллектива на принципы построения модели адаптивной школы становится очевидной необходимость разработки специальной комплексной программы "Здоровье", предусматривающей:

  • целенаправленную систематическую работу в триаде: учитель - ученик - родитель;
  • деятельность школы во взаимосвязи с учреждениями здравоохранения.

Цель программы: формирование здоровой школьной среды через создание единой образовательно - оздоровительной системы укрепления здоровья учащихся.

 

Задачи программы:

  1. Обеспечить формирование мотивации
Учащихся
Учителей
Родителей
- к стремлению заботиться о своём здоровье; - к валеологизации учебно - воспитательного процесса; - на совместную деятельность по вопросам формирования ЗОЖ детей через систему просветительной работы
- к умению вести здоровый образ жизни. - к освоению валеологических технологии в учебном процессе;  
  - на деятельность по сохранности своего здоровья  
  1. Построить диагностическую систему отслеживания уровня состояния здоровья детей в форме мониторинга.
  2. Организовать методическую поддержку педагогам в реализации цели программы.
  3. Установить эффективные пути контакта с медицинскими службами округа и города:
    • для организации лечебно - профилактической работы, а также мероприятий по немедикаментозной терапии в школе;
    • для профилактической работы по решению проблем наркомании, курения и алкоголизма.

НОРМАТИВНО - ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Месяц
Приказы
Контроль
Сентябрь
  1. Об охране труда и соблюдение техники безопасности.
  2. Об организации питания учащихся в I полугодии.
  3. О назначении общественного инспектора по охране прав детей.
  4. Об индивидуальном обучении детей на дому.
  5. Об освобождении от уроков физкультуры.
  1. Проверка листов посадки учащихся.
Октябрь
  1. О профилактическом осмотре учителей (флюорография).
  2. О профилактике детского травматизма.
  3. О подготовке школьных помещений к зиме.
  4. О планировании Дней здоровья в I полугодии.
  1. Контроль за соблюдением санитарно - гигиенических норм в школе (режим проветривания кабинетов)
Ноябрь
  1. Об организации привив, кампании против гриппа.
  2. О результатах работы по привлечению детей в спортивные секции.
  3. О режиме работы в период полярной ночи.
  4. О профилактике гриппа и ОРЗ.
  1. Анкетирование (проведение физминуток и т.д.)
  2. Посещение уроков ОБЖ, биологии, физкультуры.
Декабрь
  1. О профилактическом осмотре учителей (флюорография).
  2. О результатах контроля за правильным освещением, температурным режимом, санитарным состоянием
  1. Проверка листов посадки учащихся.
  2. Соблюдение санитарно -гигиенических норм в школе (освещение в кабинетах)
Январь
  1. О проведении инструктажа по соблюдению правил техники безопасности.
  2. О планировании Дней здоровья во II полугодии.
 
Февраль
  1. Об организации спортивных каникул.
  2. О результатах работы учителей - предметников по организации комплекса специальных упражнений по предупреждению усталости учащихся 1 - 6 кл. в течение рабочего дня.
  3. О выполнении рекомендаций врачей - специалистов (рассаживание детей в соответствии со зрением, ростом и слухом.
  4. О профилактике гриппа и ОРЗ.
  1. Анкетирование (проведение физми-нуток и т.д.)
  2. Посещение уроков ОБЖ, физукльтуры, биологии.
Март
 
  1. Проверка листов посадки учащихся.
Апрель
  1. Приказ о поведении на водоемах во время таяния льда.
 
Май
  1. Об итогах спортивно - оздоровительной работы в школе.
 

 

ФОРМИРОВАНИЕ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ

МЕСЯЦ
СОБЛЮДЕНИЕ САНИТАРНО - ГИГИЕНИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ К УВП
ПЕДСОВЕЬТЫ, СЕМИНАРЫ
МО
СОВЕЩАНИЯ, КОНСУЛЬТАЦИИ
СЕНТЯБРЬ
  1. Рассаживание детей в соответствии с рекомендациями врача.
  2. Составление рационального расписания учебных занятий с учетом требований СанПиНа.
  3. Расписание факультативов с учетом требований СанПиНа.
 

Заседание МО кл. руководителей "Как привлечь учащихся к занятиям спортом".

  1. Консультация "Гигиенические требования к условиям обучения учащихся".
  2. Совещание при директоре "Организация школьного питания".
ОКТЯБРЬ        
НОЯБРЬ Разработка памяток "Гигиенические требования к уроку". Занятие № 1 семинара "Валеологическое мышление педагогов" (2002-03г)    
ДЕКАБРЬ

Рассаживание детей в соответствии с рекомендациями врача.

    Совещание при директоре "Работа социально - психологической службы за I триместр".
ЯНВАРЬ

Составление рационального расписания учебных мероприятий с учетом требований СанПиНа.

Педсовет в 2003 - 04 учебном году "Здоровый ребенок - здоро-вый ученик" Заседание всех МО "Современный урок, - здоровьесохранный урок". Совещание при директоре по итогам питания детей в I полугодии.
ФЕВРАЛЬ   Занятие № 2 семинара " Валеологическое мышление (2002 - 03г.).   Совещание при директоре "Анализ спортивно - оздоровительной работы".
МАРТ
  1. Расаживание детей в соответствии с рекомендациями врача.
  2. Составление рационального расписания учебных мероприятий с учетом требований СанПиНа.
     
АПРЕЛЬ        
МАЙ   Педсовет в 2003 -04г. "Итоги работы по программе "Здоровье".    

 

ЦИКЛОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

СЕНТЯБРЬ
День здоровья "Край морошковый"
Участие во Всероссийской неделе по профилактике ДТП
Старт Малых Олимпийских игр
Уроки здоровья (классные часы)
ОКТЯБРЬ
День здоровья "Самый спортивный класс"
НОЯБРЬ
Участие во Всероссийской неделе отказа от курения
Уроки здоровья (классные часы)
ДЕКАБРЬ
День здоровья "Старт Малых Зимних Олимпийских игр"
Участие в декаде "SOS"
Уроки здоровья (классные часы)
ЯНВАРЬ
Уроки здоровья - беседы с врачами - специалистами
ФЕВРАЛЬ
КТД "Если крепок и здоров, к делам серьезным ты готов"
Веселые старты Праздник "Папа, мама, я - спортивная семья"
Рыцарские турниры
МАРТ
День здоровья "Все на лыжи!"
Операция "С - витаминизация"
Работа видеосалона "XXI век - здоровый человек"
АПРЕЛЬ
Робинзонада (выезды выпускных классов на турбазу)
МАЙ
Тропинки здоровья
Классные часы по ПДД

 

ЦИКЛОГРАММА КЛАССНЫХ ЧАСОВ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Сентябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Май
1 класс Дорожная азбука (безопасное поведение на дорогах) Чистота - залог здоровья (что значит быть опрятным) Зима "на носу" (как сохранить здоровье в полярную ночь) Приятного аппетита! (полезно? вкусно?) Осторожно: светофор!
2 класс Значение физкультуры для сохранения здоровья Режим дня и здоровье Хорошее самочувствие в полярную ночь Если с кем-то вдруг беда… (первая помощь) Этого делать нельзя (правила поведения на улицах и дорогах)
3 класс Физкультура и спорт - мои друзья Откуда берутся болезни? (профилактика инфекционных заболеваний) Вкусно и полезно (рациональное питание в полярную ночь) Защити себя сам (три модели поведения в экстремальных ситуациях) Правила дорожного поведения (опасные "зоны" на улице)
4 класс Как быть сильным и здоровым? (значение физкультуры и закаливания) Вредные привычки (табак, алкоголь, токсичные вещества) Режим дня в полярную ночь Предупреждение травм и оказание первой помощи Правила на всю жизнь (причины дорожно - транспортного травматизма)

 

Программа "Здоровье"

Цель: создать единую образовательно-оздоровительную систему как условие формирования здоровой школьной среды

 

Задачи:

  • Сформировать мотивацию здорового образа жизни у учащихся
  • Обучить школьников навыкам конструктивного взаимодействия и социальной коммуникации
  • Помочь педагогам в овладении здоровьесберегающими технологиями
  • Установить эффективные пути взаимодействия:
    • с родителями
    • с различными специалистами в области здоровьеобеспечения
  • Выстроить диагностическую систему отслеживания состояния здоровья в форме мониторинга

Цель мониторинга:

  • изучить состояние здоровья учащихся начальной школы (по группам здоровья)

  • отследить занятость учащихся начальных классов в спортивных секциях

 

 

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТОЧКА УЧАЩЕГОСЯ

I. Социальные условия

Ф. И. О. _______________________________________________________
Дата рождения ________________________________________________
Домашний адрес, телефон ______________________________________
Ф. И. О. родителей:
Папа _____________________________________________________
Мама __________________________________________________________
Место работы родителей:
Папы _____________________________________________________
Мамы __________________________________________________________
Количество детей в семье (Ф. И.) _______________________________
_______________________________________________________________
Другие условия: _______________________________________________

II. Валеологическая характеристика

Группа здоровья ____________________________________________
Хронические заболевания ____________________________________
Простудные заболевания (редко, часто, не болеет) ______________
___________________________________________________________
Зрение ____________________________________________________
Осанка ____________________________________________________
Рекомендации ______________________________________________
___________________________________________________________

III. Логопедическая характеристика

    • Устная речь:
  • звукопроизношение ________________________________________
  • состояние словаря _________________________________________
  • грамматический строй речи _________________________________
  • связная речь ______________________________________________
    • " Письменная речь:
  • - чтение ___________________________________________________
  • - письмо ___________________________________________________

Рекомендации ______________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________

IV. Психологическая характеристика

Способности _____________________________________________
Интеллектуальные особенности, влияющие на обучение:

  • мышление
    • лучше развито ____________________________________
    • западает _________________________________________
  • память ______________________________________________
  • скорость обработки информации (работоспособность)______
    ____________________________________________________
  • внимательность ______________________________________
  • осведомленность, эрудиция ____________________________

Личностные особенности, влияющие на обучение:

  • волевой самоконтроль _________________________________
  • самокритичность ______________________________________
  • тревожность __________________________________________
  • психическое напряжение________________________________
  • потребность в общении ________________________________
  • энергия ______________________________________________

Межличностные особенности, влияющие на обучение:

  • социометрический статус _______________________
  • мотивация:
    • отношение к школе ____________________________
    • отношение к обучению ________________________

V. Учебная характеристика

Какие предметы предпочитает ______________________________
Степень активности на уроках _______________________________
_________________________________________________________
Работоспособность________________________________________
Как относится к оценкам? __________________________________
По каким предметам испытывает затруднения? В чем? __________
________________________________________________________
Особенности поведения:

  • дисциплина на уроках ___________________________________
  • дисциплина на переменах _______________________________
  • поведение вне школы __________________________________

Интересы вне школы:

  • чем занимается в свободное время? _______________________ _______________________________________________________
  • любит ли читать? ______________________________________

 

Номер государственной регистрации: 50200500828
Дата: 14.06.05
 © Комитет по образованию администрации г. Мурманска, 2004-2020
 Разработчик: Городской методический центр информационных технологий
 При полном или частичном использовании материалов ссылка на портал обязательна
счетчик сайта
счетчик посещений