Программа: |
«Школа 2100» |
Класс: |
1 (1-4) |
Предмет: |
Окружающий мир |
Тема: |
«Органы чувств» |
Тип урока: |
получение новых знаний |
Форма проведения: |
групповая работа |
Дата проведения: |
30 октября 2007 года |
Учитель |
Андросик Марина Ивановна, |
МОУ СОШ |
№ 12 |
Расстановка парт:

Цели: |
сформировать понятие «органы чувств», положить начало
формированию знаний о роли органов чувств в познании окружающего
мира, показать роль и специфику разных органов чувств, способствовать
развитию интереса в познании самого себя;
развивать мышление, речь, познавательные интересы; воспитывать
чувство коллективизма, ответственности перед товарищами, учить
работе в группе. |
Оборудование: |
портрет девочки, карточки с изображением и названием органов
чувств, таблички – правила работы в группе. |
Для опытов: |
геометрические фигуры в конвертах, игрушки,
детские книги и журналы, стаканчики с жидкостью разного вкуса
для каждого ученика, 4 стаканчика с крышечками с разными ароматами. |
I. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Он пойдёт ребятам впрок.
II. Постановка учебной задачи.
1. Актуализация.
Д |
 |
портрет девочки «без лица» |
- Вы нарисовали такие замечательные портреты,
что я тоже захотела создать портрет моей знакомой девочки. Вот он.
- Что-то не так?
- Чего нет на портрете?
Д |
 |
глаза |
По мере ответов картинки вывешиваются
на доску |
|
 |
нос |
|
 |
уши |
|
 |
рот |
2. Постановка проблемы.
- Что у этих частей общего?
- Можем ли мы их назвать одним словом?
- Так кто же они, наши помощники, без которых нам не обойтись в
окружающем мире?
- Как и почему их так называют, и предстоит узнать сегодня на уроке?
III. Открытие детьми нового знания
- Чтобы ответить на эти вопросы, нам предстоит провести настоящее
исследование.
- Кто такие исследователи?
- Значит, и мы можем назвать себя исследователями.
- Что же будет предметом нашего исследования?
- Верно, предметом нашего исследования будет человек, вернее, его
ОРГАНИЗМ (вы, наверное, уже слышали это слово). Глаза, рот, уши,
нос – это всё части организма, его ОРГАНЫ.
- Представьте, что мы в научной лаборатории. Позвольте мне
быть её руководителем, а вы – четыре группы молодых учёных. В каждой
есть мой помощник – лаборант. Чтобы исследование прошло успешно,
нужно соблюдать правила работы в группе.
- Повторим их.
Д |
 |
1. Выслушай задание.
2. Подумай сам
3. Обсуди с товарищами.
4. Ответь.
- Итак, приступим.
1. Исследование органа ЗРЕНИЯ.
- Закройте глаза.
- Что у меня в руках? (игрушка)
- Откройте глаза.
- Почему вы не ответили на мой вопрос?
В: Итак, благодаря глазам, мы видим и различаем предметы.
- Сейчас каждая группа получит своё задание:
1 и 2 группе понадобятся конверты,
3 группе – коробка,
4 группе – папка
Задание: |
1 и 2 группы – выполните группировки;
3 и 4 группы – определите назначение и дайте название предметам.
|
- Итак, сделаем вывод, что мы можем увидеть с помощью глаз?
1 группа – цвет размер
2 группа – форму |
 |
размер |
3 группа – назначение
4 группа – буквы, картинки, читать |
- После проведённого исследования нам нужно подобрать научное определение.
- Глаза – это часть организма, т.е. ОРГАН.
- Может, вы догадались орган чего?
Д |
 |
|
- Зрение надо беречь
- Какие правила охраны зрения вы знаете?
|
- TV не ближе 2-3 метров;
- свет слева;
- не читать лёжа;
- TV долго не смотреть;
- не наклоняться низко при письме. |
Физкультминутка для глаз
«рисование носом»
глаза |
 |
|
2. Исследование органа СЛУХА.
- Приступаем к следующему исследованию.
- Закрываем уши.
- 6, 65. В нашем классе тишина.
- Что я сказала?
- Какой вывод можем сделать?
Игра «Веришь – не веришь».
- Я скажу фразу на ухо помощникам. Вернувшись на место, они скажут
её вам, и вы в группе должны решить, правда это или нет.
1 группа – У человека 6 ушей.
2 группа – У слона самые большие уши.
3 группа – У человека в ухе спрятан маленький барабан.
4 группа – У кузнечика уши на коленках.
- Повторите фразу.
- Слушаем ваше мнение.
- Итак, именно уши помогают ориентироваться в разнообразном мире
звуков.
- Подберите научное определение. Уши – это ОРГАН чего?
Д |
 |
|
Физкультминутка – уши
Массаж – мозг
«дерево – позвоночник
3. Исследование органа ОБОНЯНИЯ.
Опыт № 1
Оборудование: 4 стакана, плотно закрытые крышкой. Внутри стаканов
по – одному ватному диску, пропитанному ароматами:
1) духов;
2) лимона;
З) чеснока;
4) лука.
Проведение опыта: каждый ученик в своей группе берёт стакан с предварительно
снятой крышкой и, соблюдая правила работы с неизвестным предметом,
определяет, что находится внутри по запаху.
После проведения данного опыта делается вывод об органе обоняния
– носе.
- Продолжим работу
Стаканы с крышкой
- Помощники подойдите к столу.
- Возьмите по стаканчику с крышечкой
- Определите, что внутри.
Глаза не видят уши не слышат
- Нужен новый опыт. При проведении надо соблюдать правила техники
безопасности, ведь мы не знаем, что внутри.
ПРАВИЛО – ПОКАЗ
- Так, что же внутри?
духи, лимон, чеснок, лук
- Какой орган помог почувствовать запах?
В: В носовой полости расположены особые клетки,
которые воспринимают различные запахи. Умение человека различать
запахи получило название ОБОНЯНИЕ.
- Дайте научное определение.
Д |
 |
|
Физкультминутка - нос
Дыхание: вдох в 2 раза меньше выдоха
«медуза» - релаксация.
4. Исследование органа ВКУСА.
Опыт № 2
Оборудование: по 1 стакану на каждого ученика с бесцветной, прозрачной
жидкостью без запаха и по бумажной салфетке для гигиенических нужд.
Проведение опыта: ученики пытаются определить, что в стакане по
цвету, запаху, но это невозможно. В результате обсуждения делается
вывод о необходимости попробовать на вкус. Дети пробуют жидкость,
называют, что было в стакане и приходят к выводу о роли органа вкуса.
Дополнение к опыту № 2
Жидкость может быть как одного вкуса для всех, например, лимонад,
так и разных вкусов по количеству групп, например:
1) сладкая;
2) кислая;
3) солёная;
4) обычная вода или минеральная без газа.
- Для продолжения работы нам нужны стаканчики.
- Помощники, возьмите их.
Стаканы в коробке
- Посмотрите, понюхайте, послушайте.
- Что вы почувствовали?
- Значит, нужно ещё одно исследование на вкус.
- Попробуйте.
- Что ощущаете?
- Какой ОРГАН помог определить вкус?
ЯЗЫК
- Дайте научное определение этому органу.
Д |
 |
|
Физкультминутка – язык во рту
Для настроения
Медвежьи покачивания – снятие напряжения
5. Общий вывод.
- Вот и походит к концу наше исследование. Теперь мы можем ответить
на вопрос:
- КТО ЖЕ ОНИ, НАШИ ВЕРНЫЕ ПОМОЩНИКИ?
Названия по таблице
- Теперь зададим им общее название.
- Посмотрите на доску:
Это всё
ОРГАНЫ |
а это
ЧУВСТВА |
|
 |
- Какое название отсюда следует?
Д |
 |
|
IV. Первичное закрепление
1.
- Проверим верный ли вывод мы сделали?
- Возьмите лист.
- Что это?
- Выпишите в пустые квадраты первую букву каждого слова и прочитайте,
что получится.
- Что получилось?
- Значит, мы были правы?
2.
Загадки
- Я буду загадывать загадку, а вы отгадку не называйте, а показывайте.
1) Всегда во рту
А не проглотить. |
|
|
Язык |
|
|
2) Брат с братом
Через дорогу живут,
А друг друга не видят. |
|
|
Глаза |
|
|
3) Между двух светил
В середине я один. |
|
|
Нос |
|
|
4) У зверушки – на макушке.
А у нас – ниже глаз. |
|
|
Уши |
|
|
3.
- А когда мы придём кушать в столовую, какие органы чувств нам помогут
узнать, что мы будем есть?
|
Глаза – что
Нос – запах
Язык – вкус |
|
V. Итог урока
- Так кто же они, наши помощники, без которых нам не обойтись в
окружающем мире?
ОРГНАЫ ЧУВСТВ
- Назовём их.
По таблице.
- Ответили мы на вопросы, заданные в начале урока?
ПОРТРЕТ – УЛЫБКА
- Мы – молодцы, урок окончен.
|