Образовательный портал города Мурманска
html clocks скачать часы для сайта
 
 
Начальное
образование

Методические
разработки

Образовательные
программы

Педагогическая мастерская

Организация введения федерального государственного стандарта начального общего образования

Образовательные
учреждения

Полезные
ссылки




Система Orphus

 

 

Программа: «Школа 2100»
Класс: 1 (1-4)
Предмет: Окружающий мир
Тема: «Органы чувств»
Тип урока: получение новых знаний
Форма проведения: групповая работа
Дата проведения: 30 октября 2007 года
Учитель Андросик Марина Ивановна,

МОУ СОШ

№ 12

Расстановка парт:

Цели:

сформировать понятие «органы чувств», положить начало формированию знаний о роли органов чувств в познании окружающего мира, показать роль и специфику разных органов чувств, способствовать развитию интереса в познании самого себя;
развивать мышление, речь, познавательные интересы; воспитывать
чувство коллективизма, ответственности перед товарищами, учить работе в группе.

Оборудование:

портрет девочки, карточки с изображением и названием органов
чувств, таблички – правила работы в группе.
Для опытов:

геометрические фигуры в конвертах, игрушки, детские книги и журналы, стаканчики с жидкостью разного вкуса для каждого ученика, 4 стаканчика с крышечками с разными ароматами.

I. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Он пойдёт ребятам впрок.

II. Постановка учебной задачи.

1. Актуализация.

Д портрет девочки «без лица»

- Вы нарисовали такие замечательные портреты, что я тоже захотела создать портрет моей знакомой девочки. Вот он.
- Что-то не так?
- Чего нет на портрете?

Д глаза По мере ответов картинки вывешиваются на доску
  нос
  уши
  рот

2. Постановка проблемы.

- Что у этих частей общего?

- Можем ли мы их назвать одним словом?

- Так кто же они, наши помощники, без которых нам не обойтись в окружающем мире?

- Как и почему их так называют, и предстоит узнать сегодня на уроке?

III. Открытие детьми нового знания

- Чтобы ответить на эти вопросы, нам предстоит провести настоящее исследование.

- Кто такие исследователи?

- Значит, и мы можем назвать себя исследователями.

- Что же будет предметом нашего исследования?

- Верно, предметом нашего исследования будет человек, вернее, его ОРГАНИЗМ (вы, наверное, уже слышали это слово). Глаза, рот, уши, нос – это всё части организма, его ОРГАНЫ.

-  Представьте, что мы в научной лаборатории. Позвольте мне быть её руководителем, а вы – четыре группы молодых учёных. В каждой есть мой помощник – лаборант. Чтобы исследование прошло успешно, нужно соблюдать правила работы в группе.

- Повторим их.

Д

1. Выслушай задание.
2. Подумай сам
3. Обсуди с товарищами.
4. Ответь.

- Итак, приступим.

1. Исследование органа ЗРЕНИЯ.

- Закройте глаза.
- Что у меня в руках? (игрушка)
- Откройте глаза.
- Почему вы не ответили на мой вопрос?

В: Итак, благодаря глазам, мы видим и различаем предметы.

- Сейчас каждая группа получит своё задание:

1 и 2 группе понадобятся конверты,
3 группе – коробка,
4 группе – папка

Задание:

1 и 2 группы – выполните группировки;
3 и 4 группы – определите назначение и дайте название предметам.

- Итак, сделаем вывод, что мы можем увидеть с помощью глаз?

1 группа – цвет размер
2 группа – форму
размер
3 группа – назначение
4 группа – буквы, картинки, читать

- После проведённого исследования нам нужно подобрать научное определение.
- Глаза – это часть организма, т.е. ОРГАН.
- Может, вы догадались орган чего?

Д  

- Зрение надо беречь
- Какие правила охраны зрения вы знаете?

  - TV не ближе 2-3 метров;
- свет слева;
- не читать лёжа;
- TV долго не смотреть;
- не наклоняться низко при письме.

Физкультминутка для глаз
«рисование носом»

глаза  

2. Исследование органа СЛУХА.

- Приступаем к следующему исследованию.
- Закрываем уши.

- 6, 65. В нашем классе тишина.

- Что я сказала?
- Какой вывод можем сделать?

Игра «Веришь – не веришь».
- Я скажу фразу на ухо помощникам. Вернувшись на место, они скажут её вам, и вы в группе должны решить, правда это или нет.

1 группа – У человека 6 ушей.
2 группа – У слона самые большие уши.
3 группа – У человека в ухе спрятан маленький барабан.
4 группа – У кузнечика уши на коленках.

- Повторите фразу.
- Слушаем ваше мнение.
- Итак, именно уши помогают ориентироваться в разнообразном мире звуков.
- Подберите научное определение. Уши – это ОРГАН чего?

Д  

Физкультминутка – уши
Массаж – мозг
«дерево – позвоночник

3. Исследование органа ОБОНЯНИЯ.

Опыт № 1

Оборудование: 4 стакана, плотно закрытые крышкой. Внутри стаканов по – одному ватному диску, пропитанному ароматами:
1) духов;
2) лимона;
З) чеснока;
4) лука.

Проведение опыта: каждый ученик в своей группе берёт стакан с предварительно снятой крышкой и, соблюдая правила работы с неизвестным предметом, определяет, что находится внутри по запаху.

После проведения данного опыта делается вывод об органе обоняния – носе.

- Продолжим работу
Стаканы с крышкой
- Помощники подойдите к столу.
- Возьмите по стаканчику с крышечкой
- Определите, что внутри.

Глаза не видят уши не слышат

- Нужен новый опыт. При проведении надо соблюдать правила техники безопасности, ведь мы не знаем, что внутри.
ПРАВИЛО – ПОКАЗ
- Так, что же внутри?
духи, лимон, чеснок, лук
- Какой орган помог почувствовать запах?

В: В носовой полости расположены особые клетки, которые воспринимают различные запахи. Умение человека различать запахи получило название ОБОНЯНИЕ.

- Дайте научное определение.

Д  

Физкультминутка - нос

Дыхание: вдох в 2 раза меньше выдоха
«медуза» - релаксация.

4. Исследование органа ВКУСА.

Опыт № 2

Оборудование: по 1 стакану на каждого ученика с бесцветной, прозрачной жидкостью без запаха и по бумажной салфетке для гигиенических нужд.

Проведение опыта: ученики пытаются определить, что в стакане по цвету, запаху, но это невозможно. В результате обсуждения делается вывод о необходимости попробовать на вкус. Дети пробуют жидкость, называют, что было в стакане и приходят к выводу о роли органа вкуса.

Дополнение к опыту № 2

Жидкость может быть как одного вкуса для всех, например, лимонад, так и разных вкусов по количеству групп, например:
1) сладкая;
2) кислая;
3) солёная;
4) обычная вода или минеральная без газа.

- Для продолжения работы нам нужны стаканчики.
- Помощники, возьмите их.
Стаканы в коробке
- Посмотрите, понюхайте, послушайте.

- Что вы почувствовали?

- Значит, нужно ещё одно исследование на вкус.

- Попробуйте.
- Что ощущаете?
- Какой ОРГАН помог определить вкус?
ЯЗЫК
- Дайте научное определение этому органу.

Д  

Физкультминутка – язык во рту

Для настроения
Медвежьи покачивания – снятие напряжения

5. Общий вывод.

- Вот и походит к концу наше исследование. Теперь мы можем ответить на вопрос:
- КТО ЖЕ ОНИ, НАШИ ВЕРНЫЕ ПОМОЩНИКИ?
Названия по таблице

   

- Теперь зададим им общее название.
- Посмотрите на доску:

Это всё
ОРГАНЫ
а это
ЧУВСТВА
 

- Какое название отсюда следует?

Д  

IV. Первичное закрепление

1.
- Проверим верный ли вывод мы сделали?

- Возьмите лист.
- Что это?

- Выпишите в пустые квадраты первую букву каждого слова и прочитайте, что получится.

- Что получилось?
- Значит, мы были правы?

2.

Загадки

- Я буду загадывать загадку, а вы отгадку не называйте, а показывайте.

1) Всегда во рту
А не проглотить.
   
Язык    
2) Брат с братом
Через дорогу живут,
А друг друга не видят.
   
Глаза    
3) Между двух светил
В середине я один.
   
Нос    
4) У зверушки – на макушке.
А у нас – ниже глаз.
   
Уши    

3.
- А когда мы придём кушать в столовую, какие органы чувств нам помогут узнать, что мы будем есть?

  Глаза – что
Нос – запах
Язык – вкус
 

V. Итог урока

- Так кто же они, наши помощники, без которых нам не обойтись в окружающем мире?
ОРГНАЫ ЧУВСТВ
- Назовём их.
По таблице.
- Ответили мы на вопросы, заданные в начале урока?
ПОРТРЕТ – УЛЫБКА
- Мы – молодцы, урок окончен.

Номер государственной регистрации: 50200500828
Дата: 14.06.05
 © Комитет по образованию администрации г. Мурманска, 2004-2020
 Разработчик: Городской методический центр информационных технологий
 При полном или частичном использовании материалов ссылка на портал обязательна
счетчик сайта
счетчик посещений