Образовательный портал города Мурманска
html clocks скачать часы для сайта
 
 
Начальное
образование

Методические
разработки

Образовательные
программы

Педагогическая мастерская

Организация введения федерального государственного стандарта начального общего образования

Образовательные
учреждения

Полезные
ссылки




Система Orphus

 

 

Педагогическая мастерская

Андросик Марина Ивановна, учитель начальных классов I квалификационной категории, МОУ СОШ № 12, город Мурманск

«Анализ поэтического произведения. Р.Сеф «Странное дело».

Предмет: литературное чтение.

Программа: «Школа 2100».

Класс: 2 (1-4).

Тип урока: урок обучения чтению нового текста.

Форма урока: урок- исследование.

Оборудование:

доска: портрет Р.Сефа, выставка книг Р.Сефа, рисунки с изображением сапожника и художника, пословицы, слова- черты характера героев стихотворения, слова - «стихотворение», «Р.Сеф», «Странное дело», слова- цели урока;

на партах: лист с заданиями для каждого ученика, учебник В.Ю.Свиридова, Н.А.Чуракова «Литературное чтение» 2 класс 2 часть.


Дата проведения: 26.02.09г.

Цели урока:

Образовательные:

  • формировать тип правильной читательской деятельности: учить прогнозированию содержания текста на основе заглавия и иллюстрации,
  • проводить анализ прочитанного произведения через «диалог с автором»,
  • находить в тексте материал для характеристики героев и формулировки основной мысли стихотворения,
  • познакомить с творчеством Р. Сефа,
  • учить грамотному, осознанному, выразительному чтению, словесному рисованию, обогащать словарный запас.

Развивающие:

  • Развивать устную речь (грамотно строить предложения), логическое и образное мышление,воображение внимание; навык работы в парах постоянного состава.

Воспитательные:

  • Обогащать жизненный опыт учеников,
  • открывать мир нравственных ценностей, мир человеческих отношений,
  • формировать чувства коллективизма, товарищества, доброжелательности.

1. Оргмомент.

- Начало рабочего дня. Настроим организм на работу.

Ф./мин. Ладони – уши- мочки ушей.

2. Актуализация знаний.

- Урок литературного чтения. Нас ждёт интересное путешествие в мир книг, знакомство с новым произведением.
- Каким? - Кто его автор? - Как оно называется? – Попробуем предположить.

- Подвиньте к себе лист с заданиями.
- Выполните задание №1.
-Проверяем.

На доске:

Т   О   С   И   О   Е   Е  
  Х   В   Т   Р   Р   И   Н
                           

 

Н. Носов, Р.Сеф, Л.Толстой


ЕОННАРТС   ОЛЕД

 

По мере ответов на доске появляются нужные слова:

СТИХОТВОРЕНИЕ
Р.СЕФ
«СТРАННОЕ ДЕЛО»

-Проверим, верны ли наши предположения. Откройте учебник на стр. 32.


3. Работа с текстом до чтения.

- стр. 32
-Назовите жанр произведения?
-Автор?
-Знакомы ли вы с его творчеством?
-Поставьте учебную задачу.

На доске:

Познакомиться с творчеством….
Портрет
Выставка книг

Роман Семёнович Сеф - наш современник, он родился и живёт в г. Москва.
Своё первое стихотворение поэт написал в 5 лет, и звучало оно так: «Берёза ждёт мороза! Берёза ждёт мороза!» Юный поэт был счастлив.
С тех пор Р.Сеф написал более 25 книг, и все они для вас, ребята.

- Как называется стихотворение?
- Как можно сказать по- другому?
- Сформулируйте следующие цели.

На доске:

Прочитать…
Проанализировать…

- Рассмотрите иллюстрацию. Что заметили?
-Как вы думаете, о чём это произведение?


4. Чтение текста про себя.

- Проверим, подтвердятся ли наши предположения.
- Прочитайте стихотворение про себя.

-Итак, подтвердились наши предположения?
- А как вы теперь ответите на вопрос, о чём это стихотворение?

Сапожник и художник – совсем непохожие профессии, но автор Р.Сеф именно их, таких разных людей, сделал героями своего произведения. Почему? Есть над чем подумать?

- Предлагаю провести исследование.
-Определим его тему.
- Как вы думаете, почему автор так назвал своё произведение?
- Что странного он подметил? (сапожника назвал художником, а художника - сапожником)
-А почему?
-Наши мнения разделились. Надо думать. Сформулируйте тему исследования.

На доске:

САПОЖНИК ________?_________ХУДОЖНИК

-Для того, чтобы ответить на этот вопрос мы должны….

На доске:

Прочитать…..
Проанализировать…

-Что будет объектом нашего исследования? (стихотворение)
-А кто станет предметом исследования? (сапожник, художник)
-Впереди у нас серьёзная работа. Поможем организму подготовиться.

Ф./мин. «качание головой», «ленивые 8».

5. Работа с текстом во время чтения.

- Давайте перечитаем стихотворение вслух, заглянем вглубь строки и поделимся возникшими мыслями.


1-2 строки

-Прочитайте две первые строки.
-Что услышали в этой фразе?
-Достаточно этих слов, чтобы понять над, чем размышляет автор?
-Дочитайте предложение до точки.

3-6 строки

-Что вам напомнили эти строки?
-И кто ее герой?
-Кто такой сапожник?
-Узнаем о нем побольше. Прочтите следующие 2 строки.

7-8 строки

-Каким вы представили себе сапожника?
-Мог быть такой человек на самом деле?
-Значит это не сказка, а что?

-Дочитаем страницу.

9-11 строки

-Задайте вопрос автору.
-А как вы сами на него ответите?
-Итак, это первая часть нашей рабочей версии ответа по теме исследования.
-Прочтите следующее предложение.

12-17 строки

-Что заметили?
-Зачем автор повторяет строки?
-Кто такой художник?
-Что о нем говорит автор?
-Прочтем следующие 3 строки

18-20 строки

-Опишите художника. Какой он?
-А такой человек может жить рядом с нами?
-Как вы думаете, почему автор не дает подробного описания внешности сапожника и художника, только примерный возраст?

-Дочитаем предложение до точки.

21-23 строки

-Что хотел автор сказать этой фразой?
-Это вторая часть рабочей версии ответа по теме нашего исследования.
-Дочитаем стихотворение.

24-25 строки

-Обратите внимание на знак в конце предложения. О чем спрашивает нас автор?
-Попробуйте на него ответить.

-Мы сформулировали нашу версию ответа по теме исследования.
-Отдохнем и подготовимся к последнему этапу исследования.

Физ./мин.: «дерево» - глаза - «медуза» или «медвежьи покачивания»

6.Работа над выразительностью чтения.

-Как вы думаете, это стихотворение- игра, фантазия, раздумье?
-Докажите.
-Как нужно читать стихотворение?
-Какие строки наиболее ярко выражают размышление?
-Прочтите удивленно, задумчиво.
-Мы сказали, что для понимания главной мысли стихотворения внешний вид не важен. А что тогда, по-вашему, важно?

-Найдите задание №2.
-Выполните его.
-Назовите черты характера сапожника.

-Как автор относится к герою?
-А вы разделяете это отношение?
-Прочтите строки о сапожнике так, чтобы мы это почувствовали, услышали.
-Так почему Р.Сеф называет сапожника художником?

Это первая часть итоговой работы нашего исследования.

-Назовите черты характера художника.
-Как автор относится к художнику?
-А вы согласны с ним?
-Прочтите строки о художнике, выразив свое отношение к нему.
-Почему Р.Сеф называет художника сапожником?

Это вторая часть нашей итоговой работы.

-Прочитайте 2 последние строки так, чтобы мы услышали обращение автора к нам, читателям, с вопросом.

-Чтобы дать окончательный ответ на вопрос автора, прочитаем стихотворение выразительно, передав свое отношение к героям.
Кто хочет, может дома выучить стихотворение наизусть.

-Итак, ответьте на вопрос автора.
-Почему?

-Это наша итоговая версия исследования.

7. Работа с текстом после чтения.

Прием - переносное значение слова


-Как вы думаете, можно ли словами «сапожник», «художник» назвать повара, музыканта, футболиста, ученика?
-Поделитесь своими мыслями.
-А рядом с вами есть такие люди?

Домашнее задание: подготовить рассказ об 1 из таких людей. Кто затрудняется, тот может рассказать о С. Или о Х. из стихотворения так, как будто это ваши знакомые.

-Итак, пришло время подвести итог нашего исследования.

-Найдите задание №3.
-Выполните его.

-Какая формулировка главной мысли кажется вам самой точной?
-Итак, мы сделали окончательный вывод по теме нашего исследования, который звучит так: «Человек славен трудом!»
-Наше исследование закончено.

8.Рефлексия.

-Книги, как деревья, раскрывают свои страницы-листочки навстречу нам, читателям, и помогают стать настоящими людьми.
И люди, как деревья.
-Встаньте, дети, опустите руки.
-Наше тело-ствол дерева.

Ноги-корни. Кто познакомился с творчеством Р.Сефа, научился выразительно читать стихотворение, поставьте ноги на ширину плеч.

Руки-ветки. Кому удалось справиться со всеми заданиями, согните руки в локтях.

На ветках набухают почки-кулачки, а раскрытые ладошки-листья.

-Кто понял, что хотел сказать нам, читателям, своим стихотворением Р.Сеф, раскройте кулачки-почки.

-Мысленно оцените свою работу на уроке. Кто может назвать себя художником-читателем, поднимите руки-ветки и помашите ими. Это наша благодарность художнику-поэту Роману Сефу.

Наш урок окончен.


Номер государственной регистрации: 50200500828
Дата: 14.06.05
 © Комитет по образованию администрации г. Мурманска, 2004-2020
 Разработчик: Городской методический центр информационных технологий
 При полном или частичном использовании материалов ссылка на портал обязательна
счетчик сайта
счетчик посещений