Образовательный портал города Мурманска
html clocks скачать часы для сайта
 
 
Начальное
образование

Методические
разработки

Образовательные
программы

Педагогическая мастерская

Организация введения федерального государственного стандарта начального общего образования

Образовательные
учреждения

Полезные
ссылки




Система Orphus

 

 

Педагогическая мастерская

Антоненко Анна Алексеевна, учитель начальных классов МБОУ г. Мурманска СОШ № 44

Методическая разработка урока математики  в1 классе с использованием ЭОР «Ознакомление с задачей в два действия»

  • Предмет: Математика (урок ознакомления с новым материалом)
  • Тема: Ознакомление с задачей в два действия (1 урок)
  • Продолжительность: 1 урок (45 минут).
  • Класс: 1
  • Технологии:
  • Мультимедийная презентация «Ознакомление с задачей в два действия»;
  • Фрагмент мультфильма «В стране невыученных уроков»;
  • Электронное приложение к учебнику М.И. Моро «Математика». 1 класс, «Санома Леринг» ОАО «Издательство «Просвещение», 2011;
  • Презентации «Физминутка» и «Физминутка для глаз».
  • Цели (деятельностная, содержательная), формируемые УУД.

Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации нового способа действия: умения решать задачи в два действия; отличать простые задачи (в одно действие) от составных (в два действия).
Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов: краткая запись задачи; план решения задачи.

  • Аннотация

Всем известно, что маленькие дети не отличаются особой усидчивостью, поэтому для того чтобы удержать их внимание, нужно проводить уроки ярко и в игровой форме. Постоянно использовать плакаты и раздавать большое количество картинок сложно (отнимает большое количество времени) и современным детям это неинтересно.  Именно поэтому часто использую на уроках и во внеурочной деятельности мультимедийные презентации.
Представленная на конкурс мультмедийная презентация имеет ряд преимуществ перед другими средствами обучения. Вот некоторые:

  • Включает в себя картинки, видео (фрагмент мультфильма), звуки (физминутка и физминутка для глаз), которые помогают заинтересовать ребенка, формировать мотивацию.
  • Содержит схемы, таблицы, которые помогают в объяснении и запоминании материала (краткая запись и план решения задачи).
  • Информация подается в форме содержательных игровых ситуаций (например, повторение  и подготовка к изучению нового материала спланирована  в виде игры «Эти рифмы любят врать, их придется проверять!»).  Первоклассники на таком уроке устают гораздо меньше, а успевают выполнить гораздо больше заданий. 
  • Слайды четко структурированы, что дает возможность повысить эффективность урока.
  • Информация быстро и легко изменяются, что экономит время, дает возможность быстро и легко осуществить проверку, в том числе, самопроверку, выполненных заданий (из задач-цепочек составить составную задачу в два действия, повторить структуру задачи и др.).
  • Задания способствуют развитию образного и логического мышления; помогают развивать умение наблюдать, сравнивать, делать и обосновывать выводы (задания на сравнение условий,  вопросов,  кратких записей, решений задач и др.). 
  • Позволяет оперативно провести небольшие диагностические работы, в том числе, в форме теста. Благодаря наглядному материалу, в том числе  электронному приложению  к учебнику, школьники будут выполнять их с большим удовольствием, чем обычные письменные работы.

При использовании мультимедийных презентаций на уроках, важным считаю не только овладение обучающимися предметными знаниями, но развитие универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих способность уч-ся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Как в рамках 45-минутного урока  организовать   самостоятельный поиск, анализ и оценку информации? Эту проблему я решаю с помощью информационно-коммуникационных технологий.
При подготовке к уроку и на самом уроке я использую следующие электронные образовательные ресурсы:

  • Мультимедийная презентация, выполненная в программе Microsoft Office PowerPoint.  Бесспорно, что подготовка к уроку мультимедийной презентации с использованием средств анимации, графики, аудиосредств, видеофрагментов занимает довольно длительное время, однако, она позволяет сделать процесс обучения более наглядным, интересным и, главное, продуктивным.
  • Глобальная сеть Интернет предоставляет сегодня учителю большие возможности: это аудиозаписи, видеофрагменты, разнообразный иллюстративный материал, методические рекомендации к урокам, возможность использовать опыт коллег, виртуальные экскурсии др.   

Я  использую:

  •     LearningApps.org -  приложение Web 2.0 для поддержки  процесса обучения с помощью интерактивных модулей и интерактивных блоков (приложения или упражнения).
  • Презентации, созданные другими педагогами.
  • Электронное приложение к учебникам - это интерактивный  мультимедийный компонент УМК, удобная и эффективная форма хранения и передачи информации. Оно включает мультмедиаресурсы различных типов, расширяющих информационно-образовательное пространство:
  • Анимации
  • Видеофрагменты
  • Интерактивные игры
  • Тесты
  • Фотографии
  • Презентации, созданные моими учениками при помощи учителя.

Это  делает и процесс подготовки к уроку, и сам урок интересным, увлекательным,  позволяет развивать творческие способности учащихся, организовать проектную деятельность.
Электронные образовательные ресурсы позволяют по-новому использовать на уроках текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, пользоваться самыми различными источниками информации.

  • Технические особенности и условия использования представляемой разработки

         Мультмедийная презентация создана при помощи программы Microsoft PowerPoint.  На некоторых слайдах имеются управляющая  кнопка, при помощи которой возможен переход на другую презентацию (физминутка, физминутка для глаз) или возврат на нужный слайд.   
Открываем презентацию, нажимаем  F5, начинаем  работу с презентацией согласно плану  урока (см «Технологическая карта урока»).  Смена слайдов в основном производится по щелчку. В целях экономии времени на некоторых слайдах она автоматическая; предусмотрены гиперссылки.
Слайд № 3. По гиперссылке переходим на просмотр отрывка из мультфильма.
Слайд № 4. Уч-ся  сверяют свои предположения с  темой урока на слайде.
Слайды № 5 – 11. Задания для устного счета  (математическая разминка)
с проверкой  их решения.
Слайды № 12 и 13. Сравнение решений          задач для конкретизации темы урока
Слайд № 14. Постановка задач урока. Даны начала фраз, уч-ся  высказывают предположения и проверяют их.
Слайд № 15. Структура задачи. Уч-ся проверяют  знание частей задачи.
Слайд № 16. Уч-ся переходят по гиперссылке и выполняют тест. http://learningapps.org/display?v=pbqeosnnt01.
Слайд № 17. Гипотеза. Уч-ся выдвигают гипотезы, которые появляются на слайде.
Слайд № 18. Даны две задачи. Уч-ся проводят мини-исследование 1. Предусмотрена  проверка предположений.
Слайд № 19. Переход на электронное приложение к учебнику.  Уч-ся соотносят результаты своего исследования с версией электронного учебника.
Слайд № 20.  Обучение составлению краткой записи задачи (конструирование краткой записи в результате анализа задачи).
Слайд № 21. Обучение составлению   плана  решения задачи (пункты плана появляются в результате анализа задачи).
Слайд № 22. С помощью гиперссылки переход на другую презентацию «Физминутка», а затем на слайд № 18. Гипотезы. Уч-ся проверяют выдвинутые гипотезы. Возвращаются на  слайд № 23.  
Слайд № 23. Даны две задачи. Уч-ся проводят мини-исследование 2. Предусмотрена  проверка предположений.
Слайд № 24. Обучение составлению краткой записи задачи (конструирование краткой записи в результате анализа задачи).
Слайд № 25. Обучение составлению   плана  решения задачи в форме вопросов (пункты плана появляются в результате анализа задачи). Уч-ся возвращаются на слайд № 17. Гипотезы.  Проверяют выдвинутые гипотезы. Возвращаются назад на слайд № 26.
Слайд № 26. Уч-ся формулируют вывод (вставляют пропущенные слова).  Слайд № 27. Из двух задач-цепочек  составляют задачу в два действия («убирают» лишние  части задачи, соединяют оставшиеся).
Слайд №  28. Уч-ся дополняют краткую запись задачи так, чтобы она решалась в два действия.
Слайд № 29. По гиперссылке переход на другую презентацию «Физминутка  для глаз». Уч-ся возвращаются по гиперссылке на слайд № 30. 
Слайды № 30 – 33.  Задания теста (1, 2 и 3) с возможностью самопроверки.
Слайд № 34. Рефлексия. Уч-ся дополняют предложенные им начала высказываний.
Слайд № 37.  Задания для самостоятельной творческой работы над проектом «Веселые задачи для первоклассников».
При завершении работы с презентацией, нажимаем правую кнопку мыши  и выбираем «Завершить показ слайдов».

  • Практическая реализация

Представленная разработка может использоваться:

  • для проведения урока математики в 1 классе по программе «Школа России»,  «Математика» М. Моро, а также и по другим программам при изучении темы «Ознакомление с задачей в два действия».
  • для представления опыта работы в рамках школьного методического мероприятия по теме «Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе начальной школы» и «Современный  урок. Ресурсы повышения эффективности урока в условиях реализации ФГОС».
  • для участия в муниципальном конкурсе педагогического мастерства

по применению ЭОР в образовательном процессе «Лучший электронный образовательный ресурс».
Отзыв о разработанном ИКТ-уроке.
Григорьева О.А., учитель начальных классов, руководитель методического объединения учителей начальных классов МБОУ г. Мурманска СОШ № 44:
«Урок разработан по технологии системно-деятельностного подхода и простроен по принципу изменения вида учебной деятельности учащихся в течение урока. Этому способствует мультимедийная презентация, разработанная учителем. На этапе актуализации задания представлены в форме содержательных игровых ситуаций с пошаговым контролем изученного материала. Использована самостоятельная исследовательская  и индивидуальная работа с проверкой на слайдах по эталону и образцу, работа в парах. Важно отметить, что интересно продумано формирование умения определять тему урока, принимать и сохранять учебные задачи,  выдвигать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи, высказывать свое мнение на основе работы с конкретными заданиями,  делать выводы. Предусмотрена помощь уч-ся и предполагаемые ответы при выполнении заданий, которые появляются по мере их востребовательности. На последних слайдах представлена возможность  для рефлексии деятельности на уроке и связи с внеурочной деятельностью: продолжение работы над проектом-презентацией «Веселые задачи для первоклассников».

  •  Описание работы с ЭОР

Представлена «Технологическая карта урока», включающая следующие
 разделы:

    • Этап урока
    • Цель/задача этапа
    • Деятельность учителя
    • Планируемая деятельность уч-ся
    • Запланированный результат урока.

В данной карте описаны формы и приемы работы с ЭОР (электронными образовательными ресурсами). Основной ресурс – это мультимедийное сопровождение урока, которое представлено в форме сменяющихся слайдов презентации с отражением на них вида учебной деятельности учащихся. Презентация помогает определиться со структурой учебной деятельности: она может включаться в урок на любом этапе (по усмотрению учителя): на этапе мотивации и стимулирование деятельности учащихся, актуализации опорных знаний, постановке проблемы (выдвижения гипотезы) и т.д.
Каждому этапу урока соответствуют свои слайды с заданиями и проверкой (в том числе, и самопроверкой) их выполнения, что способствует не только активизации учащихся, формированию их мотивации, но и четкой организации их деятельности.   
Каждое задание, которое первоклассник не только слышит, но и видит на слайде (подключая различные виды восприятия и памяти), а значит, может перечитать, повторить и т.д., сопровождается организацией поиска решения, предположения, вывода, их проверкой.
С помощью мультимедийного сопровождения организована работа в парах  по принятию учебной задачи: обучению умению передавать учебную задачу. Игра «Передай  другому варианту». Если ребенок что-то забыл, он  имеет возможность обратиться к информации, размещенной на слайде. 
Особое значение приобретает мультимедийное сопровождение на этапе выполнения самостоятельной работы с самопроверкой по эталону, поскольку позволяет на одном слайде поместить и задание, и образец правильного  выполнения.
   Использование мультмедийной презентации – это элемент здоровьесберегающей технологии:  двигательная физминутка, физминутка для глаз. 

Использование электронных образовательных ресурсов делает урок современным, формирует компетенции как учителя, так и ученика, позволяет педагогу управлять образовательным процессом.

Скачать

 

Номер государственной регистрации: 50200500828
Дата: 14.06.05
 © Комитет по образованию администрации г. Мурманска, 2004-2017
 Разработчик: Городской методический центр информационных технологий
 При полном или частичном использовании материалов ссылка на портал обязательна
счетчик сайта
счетчик посещений