Образовательный портал города Мурманска
   
 
Начальное
образование

Методические
разработки

Образовательные
программы

Педагогическая мастерская

Организация введения федерального государственного стандарта начального общего образования

Образовательные
учреждения

Полезные
ссылки




Система Orphus

 

 

 

Урок в рамках городского семинара «Создание условий для духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников в условиях реализации ФГОС нового поколения»

Урок изобразительного искусства в 4 классе

Тема урока: «Городской пейзаж. Изображение храма Спас-на-Водах»

УМК «Школа России»
Архипова Татьяна Валерьевна, учитель второй квалификационной категории, МОУ СОШ № 27

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: урок-практикум.

Цель урока: содействие духовно- нравственному воспитанию учащихся через формирование ценностного отношения к прекрасному.

Задачи:

1. Образовательные:
- учить изображать городской пейзаж в технике «пастель»;
- учить составлять композицию.

2. Развивающие:
- развивать познавательную активность, воображение; учить наблюдать, сравнивать, анализировать.

3. Воспитательные:
- воспитывать интерес к предмету, умение работать самостоятельно, трудолюбие, чувство прекрасного, любовь к родному городу.

Оборудование:
-картины с изображением пейзажей;
-таблички со словами;
-плакат и детали для композиции;
-конверты с мозаикой (на каждом столе);
-технологическая карта (на каждом столе).

Материалы и инструменты:
-наждачная бумага;
-пастель;
-кисть.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

- Отгадайте загадку из мультфильма «Картина»:

Если видишь на картине нарисована река
Или ель и белый иней, или сад и облака,
Или снежная равнина, или поле и шалаш
Обязательно картина называется ... (пейзаж)


III. Формирование темы и цели урока

-Что такое пейзаж? (Жанр изобразительного искусства)
-У вас на партах лежат конверты. Соберите картину из фрагментов. Кто первым выполнил задание, найдите свою картину среди предложенных и разместите на доске.

-Что объединяет эти картины? (изображение природы окружающего нас мира)
- Как одним словом можно назвать эти картины?
-Какая картина отличается от других? Чем?
Такой пейзаж называется городской.

Художники на картинах изображают интересные, красивые, необычные или представляющие собой, историческую ценность здания.

Я предлагаю рассмотреть пейзажи современных художников.

СЛАЙДЫ (картины с изображением храмов)
- Какие здания изобразили на своих картинах художники?
(храм, церковь)
Найдите значение данных слов в «Толковом словаре» С.И. Ожегова.
Храм – архитектурное сооружение, предназначенное для совершения богослужения и религиозных обрядов.
Церковь – архитектурное сооружение, предназначенное для совершения богослужения и религиозных обрядов в православии.
-Чем отличается храм от церкви? (Храм – это здание для богослужения разных религий, а церковь – православный храм.)
-Какие храмы в нашем городе вы знаете?

1 Церковь святого великомученика князя Владимира 2 Храм всех Святых 3 Церковь святого великомученика Пантелеймона 4 Никольская церковь

СЛАЙДЫ

А самый молодой храм в нашем городе был освящен накануне дня города 3 октября 2002 года. Он был построен на пожертвования жителей Мурманска. В храме находится икона Христа ходящего по водам, чудотворцев и покровителей моряков.
- Как называется этот храм? (Спас-на-Водах)

Сегодня мы нарисуем городской пейзаж и изобразим храм Спас-на-Водах

IV. Составление композиции и выбор материалов для работы

Прежде чем начать работу составим композицию.
-Что такое композиция? (Композиция – строение, соотношение и взаимное расположение частей рисунка.)

Центральное место займет храм.
Высокие белоснежные стены его символизируют святость церкви.
Трехчастное строение стен является символом единства Небесного царства.
Далее размещается центральная подкупольная зона.

Купол и крест означают видимое царство. Золочение купола означает, что храм посвящен Иисусу Христу.
К храму ведет высокая лестница.

-Какие элементы пейзажа можно добавить в композицию? (деревья)

Посмотрите, с какими материалами будем работать.
-Что такое пастель? (Пастель - мягкие приглушенного тона цветные мелки)
Рассмотрите бумагу, потрогайте.
-Как она называется? (Наждачная – это бумага, покрытая слоем толченного наждака (мелкозернистая горная порода)
-Где применяется в быту?

V. Физминутка

(релаксация)

(музыка)
Перед работой отдохнем.
Закройте глаза, расслабьтесь, откиньтесь на спинки стульев.
Попытайтесь представить перед собой свою картину.

VI. Практическая работа

В работе вам поможет технологическая карта.

Технологическая карта

Последовательность и
выполнение операций

Эскиз

1. Расположи лист наждачной бумаги вертикально

2. Прорисуй белой пастелью основные детали храма: стены, подкупольную зону, купол

3. Прорисуй детали храма: вход, окна, крест

4. Добавь детали: лестницу, деревья. Соблюдай правильность пропорций

5. Заверши оформление. Раскрась изображение. Излишки пастели смети кистью

Выставка работ.

VII. Итог

-В каком жанре работали? ( Городской пейзаж)
-Какой храм изобразили? (Спас-на-Водах)
-С чем бы вы сравнили рисование пастелью на наждачной бумаге? (Рисование мелом на доске, на асфальте)

VIII. Рефлексия

Закончим урок составлением синквейна.
-Что такое синквейн? (Пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. Синквейн является быстрым и мощным инструментом для синтеза и обобщения понятий и информации.)

С И Н К В Е Й Н

 

Познавательный, интересный, отличный, скучный, однообразный.

Удивляет, восхищает, радует, привлекает, огорчат, разочаровывает.

Таких уроков бы больше. Хотелось бы, чтобы это было каждый день. Мне не понравилось

Это жизнь. Это просто сказка. Это просто здорово. Это удивление.

 

Урок скачать

Презентация скачать



 


Номер государственной регистрации: 50200500828
Дата: 14.06.05
 © Комитет по образованию администрации г. Мурманска, 2004-2023
 Разработчик: Городской методический центр информационных технологий
 При полном или частичном использовании материалов ссылка на портал обязательна