Городская консультация – практикум
«Эффективные приемы повышения восприятия художественного произведения
младшими школьниками»
Литературное чтение в 4 классе
В.Драгунский «Что любит Мишка»
(УМК «Школа России»)
Учитель I категории:
Береснева Оксана Алексеевна
16 января 2008 года
МОУ СОШ № 27 г. Мурманска
Цели урока:
Продолжить знакомство с жизнью и творчеством
В. Ю. Драгунского.
Учить учащихся формулировать тему и цели урока,
идею произведения.
Развивать четкую, грамотную, связную речь учащихся,
навыки выразительного, осознанного чтения, творческие способности.
Воспитывать интерес к чтению, любовь к своим близким,
животным, природе.
- Организационный момент.
- Постановка темы и цели урока.
- Начинаем урок литературного чтения. Ребята, сегодня мы познакомимся
с произведением автора, который мне очень нравится. А кто он, вы
узнаете, выполнив задание.
Выделите фамилию автора из данного ряда по нескольким признакам
одновременно. Обоснуйте свой ответ.
На доске карточки.
Ответы учащихся:
- Познакомимся с произведением В. Ю. Драгунского, так как это фамилия
прозаика, а остальные – фамилии поэтов, В. Ю. Драгунский жил и творил
в XX в., а Ф. И. Тютчев и А. С. Пушкин – в XIX в., фамилия Драгунский
начинается со звонкого согласного звука, а остальные – с глухих,
фамилия Драгунский состоит из трех слогов, остальные – из двух.
Учитель открывает портрет писателя, годы жизни.
- Да, это Виктор Юзефович Драгунский. Какие его произведения читали?
- А знаете, какие еще веселые и загадочные названия умел придумывать
своим рассказам этот писатель? «Зеленчатые леопарды», «Ни пиф, ни
паф», «Он живой и светится», «Арбузный переулок». Правда, интересно,
и сразу хочется прочитать?
- И сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением В. Драгунского.
- Найдите ключ к разгадке, и вы узнаете, как оно называется.
На доске:
- В. Ю. Драгунский «Что любит Мишка» - это и будет темой нашего
урока.
- Сформулируйте цели урока, используя глаголы:
- Ребята, а что вы знаете о В. Драгунском?
Рассказ ученика об авторе:
- Когда читаешь рассказы В. Драгунского, то кажется, что писатель
прожил несколько жизней. Он был и токарем, и режиссером, и лодочником,
и актером, и даже работал в цирке… клоуном. А когда в 40 лет у В.
Драгунского родился сын Денис – он стал писателем. И вот уже много
лет его книги с большим интересом читают и взрослые, и дети. Читая
рассказы В. Драгунского, понимаешь, что писатель влюблен в своих
героев, он понимает их мысли, чувства, переживания. Бывает, он подшучивает
над своими героями, но это шутка добрая, с любовью к ним.
- И сегодня мы с вами в этом убедимся.
3. Первичное восприятие.
Учитель читает отрывок из произведения.
- Назовите главных героев произведения.
- Что вы о них узнали из этого отрывка? (одноклассники, приятели,
друзья)
- Вы услышали, что любит Дениска. Как вы думаете, а что же любит
Мишка? (ответы детей)
- Дочитайте текст до конца самостоятельно и проверьте, насколько
точны ваши предположения.
- Посмотрите на слова. Они вам встретятся в тексте. При чтении
обратите на них внимание и подчеркните. (Прием «Молния!»)
Учитель закрывает слова. Дети дочитывают рассказ до конца.
4. Проверка первичного восприятия.
- Подтвердились ли ваши предположения?
- Как все, что любит Мишка, можно назвать одним словом?
- Какие слова вы подчеркнули?
Учитель открывает слова.
- Почему назвали не все слова?
- Объясните лексическое значение этих слов.
1 ряд – 2 слова
2 ряд – 2 слова
3 ряд – 2 слова
2 ученика работают со словарем.
Слушание ответов.
- Вы назвали главных героев произведения: Дениска и Мишка.
- А кто они друг другу? (Приятели, одноклассники, ровесники,
друзья.)
- Одинаковые ли у них интересы?
- Перечитаем произведение еще раз, дадим характеристику каждому
герою, чтобы понять, почему же у них разные интересы.
ФИЗМИНУТКА:
- упражнения для глаз;
- дети в воздухе носом пишут к какому жанру относится произведение
«Что любит Мишка» и доказывают.
(Рассказ - это прозаическое произведение, небольшое по объему, с
малым количеством действующих лиц. Изображенные в нем события проходят
в небольшом временном промежутке.)
5. Чтение произведения и его анализ.
1). Чтение I абзаца цепочкой.
- Какие вопросы можно составить к этому абзацу? (Дети составляют
вопросы и отвечают на них.)
2). Чтение по ролям.
- Положите на учебник кальку. Прочитайте диалог учителя и Дениски
и подготовьтесь к чтению по ролям. Для этого исключите слова автора,
оставьте только слова героев.
- Что любит Борис Сергеевич? (Музыку Ф. Шопена.)
- Что узнали о Шопене из слов учителя?
- Фридрих Шопен – великий польский композитор и пианист. Послушайте
его музыку и подумайте, почему Борис Сергеевич очень любит
музыку этого композитора.
(Звучит музыка.)
- Почему Борис Сергеевич очень любит музыку Ф. Шопена? (Она
красивая, завораживает, наполняет сердце радостью.)
- Найдите в тексте, как он сам ответил на этот вопрос.
- Что любит Дениска? Докажите словами из текста.
- Как учитель подвел итог тому, что любит Дениска? (Целый мир.)
- Как вы это понимаете? (Разнообразие: и природа, и ремесла,
и история, и космос.)
- Как это характеризует Дениску? Докажите.
|
 |
|
Дети, используя опорные слова, характеризуют героя, доказывая свое
мнение.
3).Выборочное чтение.
- А сейчас прочитаем, как в разговор учителя и Дениски вмешался
Мишка.
- Найдите слово, которое характеризует состояние Мишки. (Надулся)
- Подберите синонимы к слову «надулся».
- Почему Мишка надулся?
- Дениска любит целый мир, а что любит Мишка? Найдите в рассказе,
как он об этом говорит двумя словами. (Разные разности)
- Уточним, какие же разные разности любит Мишка. Подтвердите текстом.
- Как вы это назвали одним словом? (Продукты)
- Что можно сказать о Мишке? (обжора, сластена)
- Чего ждал Мишка? (похвалы)
- Найдите в тексте, как отреагировал учитель на речь Мишки? (Посмотрел
недовольно и строго.)
- Почему? Чего он ждал от Мишки?
4). Дети перечитывают последние два абзаца. Два
ученика готовят инсценировку данного отрывка.
- В какой момент изменилось настроение Мишки?
- На что обратил внимание учитель? (На любовь к людям и животным.)
Почему? (Это духовная, главная любовь, благодаря которой живет
человек.)
Инсценировка отрывка.
- Удалось ли ребятам показать, что Борис Сергеевич не одобряет,
не хвалит Мишку за его разные разности и как Мишка на это реагирует?
- Найдите в тексте глаголы, которые показывают, как отреагировал
Мишка на слова учителя. (Встрепенулся, покраснел.)
- А когда люди краснеют?
- Почему Мишке стало стыдно? (Самое главное не сказал.)
- Оказывается, он любит и котят, и бабушку, и родителей, наверно.
Только пока не выделяет это как главное.
- Как вы думаете, после Мишкиной реакции и его последних слов изменится
ли к нему отношение Бориса Сергеевича?
- Выберите слова, которые характеризуют Мишку. Докажите.
Дети, используя опорные слова, характеризуют героя, доказывая
свое мнение.
- А как же к героям относится автор? (К Дениске - с уважением,
к Мишке - с юмором, но учит.)
- Почему В. Драгунский назвал свой рассказ «Что любит Мишка»?
- Как вы считаете, какова основная идея этого рассказа?
- Почему Дениска и Мишка так по-разному ответили на вопрос «что
ты любишь?»
- Да, ребята, как в жизни нет двух одинаковых людей, так и в литературе
нет двух одинаковых персонажей, абсолютно схожих между собой. Это
первая идея произведения. Но есть еще одна.
- Как вы думаете, может ли Мишка измениться в лучшую сторону? Какая
вторая идея? (Человеку свойственно меняться в лучшую сторону)
- И автор тоже в это верит.
- Какой совет вы могли бы дать Мишке? (любить свою семью)
- 2008 год объявлен годом семьи. Любите своих близких и почаще им
об этом говорите. «На свете все сыщешь, кроме отца с матерью», -
гласит народная мудрость. Не забывайте об этом.
6. Итог урока.
На доске пословицы:
- Прочитайте пословицы и выберите те, которые помогут подвести
итог нашей работы. Обоснуйте свой ответ.
7. Домашнее задание.
• Прочитайте рассказ и нарисуйте рисунок к понравившемуся отрывку.
• Прочитайте рассказ и придумайте, как могли бы развиваться события
дальше.
• Напишите сочинение-миниатюру «Что я люблю».
|