Образовательный портал города Мурманска
html clocks скачать часы для сайта
 
 
Начальное
образование

Методические
разработки

Образовательные
программы

Педагогическая мастерская

Организация введения федерального государственного стандарта начального общего образования

Образовательные
учреждения

Полезные
ссылки




Система Orphus

 

 

Педагогическая мастерская

Бурдюк Ирина Александровна, учитель начальных классов II квалификационной категории МОУ СОШ №23 г. Мурманска

Урок литературного чтения

Тема: З. Н. Александрова «Зима»

Цели:

1) Обучающая:

  • Учиться правильному, глубокому анализу произведения, выразительному чтению стихотворения;
  • Продолжить знакомство с литературоведческим понятием: «сравнение»;
  • Учиться устному словесному рисованию;

2) Развивающая:

  • Развивать познавательную активность школьников, воображение, учить наблюдать, сравнивать, анализировать;
  • Развивать у учащихся интеллектуальную, коммуникативную, рефлексивную культуру;

3) Воспитывающая:

  • Воспитывать чувства прекрасного, любовь к природе, чувство товарищества и взаимопомощи;

Оборудование:

  1. Портрет З.Н.Александровой (презентация)

  2. Фонограмма пения птиц.

  3. Изображение снегиря, зяблика; (презентация)

  4. Конверты с сюрпризом.

  5. Оформленная доска;

Ход урока

I. Орг. момент.

- Ребята, поздоровайтесь, пожалуйста, с нашими гостями. Пусть сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом и получится интересным и увлекательным. Садитесь.

II. Актуализация знаний.

-Перед вами модели обложек.
-Назовите, какие из изученных произведений соответствуют этим моделям.
( А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало…», Е.Трутнева «Осень»; Г.Скребицкий «Осень»; Э. Шим «Белка и Ворон»)
-Что общего в этих произведениях? (Они об осени.)

III. Новая тема.

-Сегодня мы начинаем изучать новый раздел.
-Прочитаем его название. ( «Снежок порхает, кружится…» на экране).
-О чём мы будем читать в произведениях этого раздела?
-Почему в конце названия стоит многоточие?
-На этом уроке мы познакомимся с I произведением этого раздела; проанализируем его и подготовим к выразительному чтению.
-Послушайте это произведение.
(учитель читает наизусть стихотворение).

IV. Обсуждение.

-Какое настроение вызвало у вас это произведение?

V. Изготовление модели обложки.

-А сейчас вы на время станете оформителями.
-Приготовьте всё для оформления модели обложки.
-К какому жанру относится это произведение? (стихотворение)
-Отобразите это на модели обложки.
- Какую фигуру вы выбрали? Проверим (экран).
-Какова тема этого стихотворения? (о природе)
-Отобразите нужным цветом. Какой цвет вы выбрали? Проверим (экран).
-Это произведение написала известная поэтесса.
-А кто это, давайте прочитаем. (Чтение детьми с экрана перевёртышей- Зин. Ник. Александрова)
-Да, это З.Н.Александрова (портрет) Она написала много произведений для детей. А вчера у неё был День рождения. Ей бы исполнился 101 год! Представляете, прошло, сколько лет, а её произведения живут, всеми любимы и читаемы!
-Запишите в свою обложку данные автора. На модели обложки мы запишем только инициалы автора. Какие правила мы должны вспомнить? ( Обратите внимание на орфограммы).
-А какое название вы бы дали этому произведению?
-Давайте, выполним задание и узнаем, как его назвала З.Александрова. (На экране ОЗСИЕМНАЬ).
-Зашифрованы 2 слова. Одно из них является названием стихотворения. Какие слова вы прочитали? Какое из них может стать названием стихотворения?
-Напишите название в свою модель обложки.
-Кто сможет представить свою обложку всем? (1 ребёнок у доски представляет обложку. Экран)

-Итак, наступила зима. Давайте на минутку превратимся в снежинок. Встаньте.

ФИЗМИНУТКА Релакс. Музыка

VI. Работа над стихотворением.

-С каким произведением мы познакомились?
-Откройте учебник, прочитайте автора, название этого произведения. Прочитайте его вполголоса сами.
-Как можно доказать, что это стихотворение?
-Прочитайте пары рифмующихся слов. (Учитель вывешивает их на доску).
-Почему вы выбрали эти слова?
- Сколько смысловых частей в этом стихотворении?
-Прочитаем 1 часть. (Читает ребёнок)
-Какова главная мысль этой части?
-Какое настроение у вас она вызвала?
-Какие изменения в природе описывает автор с приходом зимы? (Какими стали улицы? А почему?)
-Почему З.Александрова называет снег-«снежок»?
-Прочитайте строки, в которых автор описывает снежок.

- Как вы понимаете смысл выражения СНЕЖОК ПОРХАЕТ. Изобразите.
-Значение этого слова мы узнаем из толкового словаря Владимира Ивановича Даля. Нам прочитает…(ребёнок). «Порхать»- это перелетать, летать недалеко; взлетая, вскоре падать или садиться; летать с места на место.
-Вновь обратимся к тексту.
-С чем автор сравнивает лужицы? Прочитайте.
-А почему? (На фоне снега лёд на лужах кажется чистым, прозрачным, светлым).
-Давайте прочитаем II часть стихотворения. (Читает ребёнок).
-Какова главная мысль этой части?
-Чему удивляется З.Александрова?
-А что вы знаете о зябликах?
-Вот эта птица на экране. Энциклопедическую справку о ней нам прочитает….(с экрана)

-А что вы знаете о снегирях?
-Обратимся к учебнику.
-Давайте прочитаем о снегире в словаре учебника.
-Рассмотрите иллюстрацию и найдите слова, подходящие к ней. Прочитайте.
-С чем сравнивает автор снегирей? Как называется такой прием в литературе? СРАВНЕНИЕ.
-Да, посмотрите, как точно уловила сходство З.Александрова.
Когда эта птица нахохлится, то становится похожа на румяное яблочко. (На экране яблочко)

Физминутка (для глаз)

-А сейчас это яблочко поможет отдохнуть нашим глазкам. Оно начнёт двигаться. Наблюдайте за яблочком и глазками двигайтесь вместе с ним. Движение глаз за яблоком (презентация).
Глазки закрыли, поморгали. Садитесь.

VII. Работа над выразительностью.

-Положите перед собой напечатанный текст стихотворения.
-Я ещё раз прочитаю стихотворение, а вы, слушая меня, отмечайте логические ударения и паузы (карандаш).
-Прочитайте сами, что у вас получилось.
-Выразительное чтение послушайте друг у друга. (Работа в парах).
Кто хочет прочитать стихотворение для всех?

VIII. Вывод.

Итак, с каким произведением мы познакомились?
-Давайте ещё раз прочитаем название раздела. Сравните его со стихотворением.
-Что вы заметили?
-Почему эти строчки стали названием раздела?
-Какую картину вы бы нарисовали к этому произведению?
-Нарисуйте на обратной стороне вашей модели обложки.
-Давайте объединим наши работы. Передайте свои обложки. Вот какая книжка у нас получилась.

IX. Д/З.

Дома это стихотворение вы выучите наизусть, а кто захочет, может придумать своё стихотворение, используя эти же рифмы (ПОКАЗ НА ДОСКЕ).

X. Итог.

-Ребята из другого класса приготовили для нас сюрприз. Давайте откроем конверт. Что вы увидели?
- Если вам на уроке было интересно, комфортно, выберите снегиря с яркой грудкой, а если вы испытывали затруднения, то снегиря с менее яркой окраской.
- Давайте посадим птиц на нашу северную рябину (по рядам под фонограмму пения птиц).
-Вы меня тоже очень порадовали своей работой. Молодцы! Я выбрала этого снегиря.
-Какая яркая картина у нас появилась! А появилась она, благодаря какому произведению? (Стихотворению З.Александровой «Зима»).
Спасибо за урок.

Номер государственной регистрации: 50200500828
Дата: 14.06.05
 © Комитет по образованию администрации г. Мурманска, 2004-2020
 Разработчик: Городской методический центр информационных технологий
 При полном или частичном использовании материалов ссылка на портал обязательна
счетчик сайта
счетчик посещений