Образовательный портал города Мурманска
html clocks скачать часы для сайта
 
 
Начальное
образование

Методические
разработки

Образовательные
программы

Педагогическая мастерская

Организация введения федерального государственного стандарта начального общего образования

Образовательные
учреждения

Полезные
ссылки




Система Orphus

 

 

Городской семинар
"Формирование функциональной грамотности младших школьников"
28 ноября 2007-2008 уч.г.

Урок обучения грамоте

1 класс ("Гармония")

Учитель: Джериньш С.А., МОУ СОШ №50, г. Мурманск

 

Тема: Звуки [x], [x'], буква X.

Цели:

образовательные:

  • познакомить учащихся с согласными глухими звуками [х] и [х'] и буквой для их обозначения;
  • формировать навык звуко - слогового анализа;
  • формировать навык правильного, сознательного, выразительного чтения слов и предложений

развивающие:

  • развивать фонематический слух учащихся;
  • развивать познавательные процессы (мышление, воображение, внимание);
  • расширять кругозор учащихся;

воспитывающие:

  • формировать интерес к родному языку;
  • создавать благожелательную творческую атмосферу при работе в парах и коллективе.

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Формы организации урока:

  • индивидуальная;
  • фронтальная;
  • парная.

Методы:

  • репродуктивный;
  • частично-поисковый.

Оборудование: набор карточек с буквами гласных звуков (для каждого ученика), набор звуковых карточек (для каждого ученика), набор «Словесный конструктор» (для работы в паре), слова - названия видов орехов и их изображения, фотография Храма Спаса-на-водах.

I. Организационный момент.

Учитель:

Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Я хочу вам пожелать
Громко, чётко отвечать,
Удачи в учении,
Улыбок и хорошего настроения!

- Сначала на свое место сядет тот, чьё имя начинается с гласного звука. (Учитель выборочно спрашивает 1-2 учеников.) Почему ты сел? (Меня зовут Артем. Мое имя начинается с гласного звука [а].)

- Теперь сядьте ученики, чьё имя начинается с согласного твердого звука. Почему ты сел? (Меня зовут Маша. Мое имя начинается с согласного твердого звука [м].)

- ... с согласного мягкого звука. Почему ты сел? (Меня зовут Кирилл. Мое имя начинается с согласного мягкого звука [к'].)

- Молодцы! Никто не остался без места.

II. Актуализация знаний.

1.

- Давайте найдем место и буквам. Какие бывают буквы? (Буквы гласных
звуков и буквы согласных звуков.)

- Помогите буквам гласных звуков занять свои места: разделите их на группы. (У каждого ученика конверт с буквами гласных звуков. Один ученик работает на магнитной доске.)

а я - Что можно сказать о буквах первого столбика?
э е (Буквы обозначают твердость согласного звука.)
ы и - Что можно сказать о буквах второго столбика?
о ё (Буквы обозначают мягкость согласного звука.)
у ю  

- Назовите гласные звуки.

- Почему в русском языке гласных букв 10, а звуков 6? (В русском языке есть буквы, которые обозначают одинаковые звуки.) Докажите. (Буквы а, я обозначают один звук [a],..)

- Вы не назвали буквы Ы, И. Что о них можно сказать? (Каждая из этих букв обозначает свой звук. Буква ы обозначает звук [ы], буква и обозначает звук [и].)

2.

- Эти буквы нашли свое место в домике. Чем они похожи? (Эти буквы обозначают согласные звонкие сонорные звуки.)

- Какая буква отличается от остальных? (Буква й обозначает один звук: согласный звонкий мягкий звук [й'], а остальные буквы могут обозначать два звука.) Докажите.

- Зачем так много знать о гласных и согласных буквах и звуках? (Грамотно общаться, писать, читать, не допускать ошибок,..)

- Мы познакомились еще не со всеми буквами русского алфавита. Сколько всего букв в русском алфавите? И сегодня на уроке у нас появится новая именинница.

III. Работа над новой темой.

1. Знакомство с новыми звуками.

а.)

- Отгадайте, что это?

Похожа я на помидор,
Сладкая, оранжевого цвета.
На столе у вас, - когда придет зима.
А зовут меня ... (ХУРМА)

(Учитель показывает фрукт.)

- С чем сравнивается этот фрукт? Почему?

- Кто пробовал хурму?

- Какие слова вы бы добавили: ХУРМА (какая?) (Сочная, вязкая, твердая, мягкая,..)

- Этот фрукт растет на юге. Деревья хурмы очень красивы, когда на них созревают плоды. Хурма не только вкусный, но и очень полезный фрукт. В ней содержатся витамины А, С, которые помогают нам справляться со многими болезнями, особенно зимой.

б.)

- Возьмите карточки для обозначения звуков. Составьте звуковую схему слова «хурма». (Учащиеся работают индивидуально. Один ученик работает у доски. Одновременно второй ученик получает задание составить звуковую схему слова «мухи».)

- Назовите первый звук в слове. (Это звук [х].) Произнесите его. Какой это звук? (Это звук согласный.) Почему? Докажите. Что еще можно сказать про этот звук? (Этот звук глухой, твердый.) Докажите.

- Дайте полную характеристику звуку [х]. (Звук [х] согласный глухой, твердый.)

- Произнесите звук парный по твердости-мягкости звуку [х]. Дайте его полную характеристику. (Это звук [х']. Он согласный глухой, мягкий.)

- Чем отличаются звуки друг от друга? (Один звук твердый, другой - мягкий.)

- Откройте учебник на 72 странице. Сравните схемы слов, составленные нами и в учебнике. Исправьте. (В учебнике звуковой схеме слова «хурма» допущена ошибка.) Молодцы, вы очень внимательны и правильно нашли ошибку в схеме.

в.)

- Поиграем в игру «Поймай звук». Приготовьте звуковые ловушки.

- Какие карточки нам потребуются? (Нам потребуются карточки для обозначения согласного глухого твердого звука и согласного глухого мягкого звука.)

- Встаньте. Вы ловите звук и определяете, где он находится в слове. (Дети стоят около парт. В каждой руке - звуковая карточка. Определив звук в слове, поднимают над головой нужную звуковую карточку.)

мех
хлеб
яхта
хитрый
махать
вдохи
хлопушка
хомяк

- Молодцы! Есть ли звуки [х] и [х'], в ваших именах, фамилиях?

2. Знакомство с новой буквой.

- Глухой твердый согласный звук [х] и глухой мягкий согласный звук [х'] обозначаются буквой X (ха). (Вывешивается на доску изображение буквы.) Она сегодня наша именинница.

- Почему на доске две буквы X?

- На какие предметы похожа буква X?

- Изобразите букву X с помощью пальчиков.

- Подумайте, чем мы будем заниматься на уроке?

УЧИТЬСЯ ЧИТАТЬ...

3. Чтение слогов с буквой X.

а.)

- Сформулируйте задание к этой записи:

а
о
е
у
и

(Надо подставить к этим буквам букву х и прочитать получившиеся слоги.) (Слоги читаются хором.)

- Назовите слоги, в которых есть звук . (Это слоги хе, хи.) Почему вы выбрали эти слоги? (В этих слогах после буквы х стоят буквы, обозначающие мягкость согласного звука.)

б.)

- В алфавите буква X самая смешливая. Почему?

Хохотушка буква X
Рассмеялась: ха-ха-ха.

- Посмеемся вместе с буквой X (Учитель показывает на слог, дети произносят чистоговорку, повторяя данный слог 3 раза):

ха-ха-ха
хо-хо-хо
хе-хе-хе
хи-хи-хи

в.)

- Поиграем в игру «Наоборотки». Я называю слог, а вы произносите его наоборот:

ХА (ах) ХИ (их) ХО (ох) ХЕ (ех) ХЭ (эх)

(Игра проводится с использованием мячика.)

 

4. Чтение слов и предложений с буквой X.

а.)

(Работа в учебнике «Азбука» стр. 72)

- Буква именинница просит вас выполнить задание. Какое, сформулируйте сами, посмотрев на знак. (Надо прочитать слова в парах.) Самостоятельно прочитайте слова. А теперь прочитайте для товарища.

ух ухо мох орех
ах уха мех орехи
эх эхо муха хурма

- Назовите слово, которое обозначает рыбный суп, часть лица человека...

1 ст. - Прочитайте слова с разной интонацией. Какие чувства удалось выразить ребятам?

2 ст. - Найдите по 2 признака, по которым можно объединить все слова. (Первый признак - все слова начинаются с букв гласных звуков, второй признак - второй звук в слове - согласный...)

3 ст. - Какое слово может быть лишним? Почему?

4 ст. - Что общего у первого и второго слов этого столбика? Чем они отличаются? (Слово «орех» обозначает один предмет — оно стоит в единственном числе, а слово «орехи» обозначает много предметов - оно стоит во множественном числе.)

- Какие орехи вы знаете? (Дети называют слова. Учитель вывешивает на доску таблички со словами - названиями орехов и их изображение.)

фундук
грецкие орехи
арахис
миндаль
фисташки
кедровые орехи
кешью

- Чем полезны орехи?

орех - орехи

- Как написаны эти слова? А как мы их произносим? Что услышали? (Мы произносим в этих словах первый звук [а], а пишется буква о.) С какой буквой надо быть внимательным? Почему?

б.)

Работа в парах.

- Помогите букве X, поработайте конструкторами слов. Кто такие конструкторы? (Конструкторы - это люди, которые что-то конструируют, собирают, составляют из частей.) Составьте слова из предложенных частей:

- Какие слова вам удалось составить? (Храни, хранили, охраняли, охранял.) Что вам помогло? (Нам помогли: разная форма, размер и цвет геометрических фигур.)

- Прочитайте самое длинное слово, самое короткое.

- Какое название можно дать этим словам?
(Слова, обозначающие действие предметов.
Слова-родственники.)
Почему? (У этих слов есть общая часть —ХРАН- и общее значение.)

- Чем отличаются слова друг от друга?

- Что надо хранить? Что следует охранять?

- Найдите среди данных слов, слова которые стоят во множественном числе.

в.)

- Самостоятельно прочитайте в учебнике слова.

хор
холм
холмы
храм

- Есть ли среди них слова во множественном числе?

- Что такое холм? (Холм — это небольшая горка, небольшая возвышенность.)

- Найдите слова, которые читаются не так, как пишутся. (Это слово «холмы».) Какое слово поможет нам правильно написать его? Почему? (Нам поможет слово «холм». В этом слове гласный звук ударный, он произносится четко.)

г.)

- Подберите название к картинке на странице учебника. (Это церковь, храм.) Прочитайте предложение:

На холме храм.

- Обозначьте «опасные» места в предложении.

- Есть ли в нашем городе храм? Кто его видел? Где он расположен? (Он стоит на горе, смотрит на залив.) Называется он Храм Спаса-на-водах. (На доску вывешивается изображение храма.) Это защита, покровительство для моряков, людей выходящих в открытое море.

- Придумайте свои предложения со словом «храм».

IV. Итог урока.

- Сегодня наш урок проходил тоже в храме, но только в «храме науки» - школе.

- Какая буква была именинницей на уроке?

- Какие звуки она обозначает?

- Что принято дарить на именины?

- Подарите нашей имениннице слова с буквой X.

Номер государственной регистрации: 50200500828
Дата: 14.06.05
 © Комитет по образованию администрации г. Мурманска, 2004-2020
 Разработчик: Городской методический центр информационных технологий
 При полном или частичном использовании материалов ссылка на портал обязательна
счетчик сайта
счетчик посещений