Образовательный портал города Мурманска
html clocks скачать часы для сайта
 
 
Начальное
образование

Методические
разработки

Образовательные
программы

Педагогическая мастерская

Организация введения федерального государственного стандарта начального общего образования

Образовательные
учреждения

Полезные
ссылки




Система Orphus

 

 

Педагогическая мастерская

Дробаха Оьга Владимировна, учителя начальных классов высшей категории гимназии 4 г. Мурманска

Урок по окружающему миру
2 класс («Гармония»)

Тема: Разнообразие водоемов (обобщение)

Цель:

  1. систематизировать знания детей о водоемах;
  2. развивать монологическую речь, творческие способности;
  3. воспитывать бережное отношение к природе (водоемам), умение работать в коллективе, любознательность, активность.

Оборудование:

Подготовительная работа:

  • класс разбивается на 4 команды.

Ход урока

Сопровождение урока


Сообщение темы и цели урока.

Тема нашего урока – разнообразие водоемов. Сегодня мы обобщим сведения, полученные на предыдущих уроках. Урок проведем в форме соревнования.

Слайд 1. Работа по щелчку мыши.

Но сначала вспомним правила работы в группах.

Слайд 2


Итак, игра начинается.

  • Блицтурнир

Слайд 3
Гиперссылка «Блицтурнир»
(слайды 4-6)

Команды по очереди дают ответы на вопросы:  
  • Продолжи ряд: Атлантический, Северный Ледовитый, Индийский, ...
Тихий
  • Найди лишнее: Волга, Имандра, Енисей, Днепр.
Имандра
  • Какое слово лишнее? Река, озеро, канал, море, океан.
канал
  • Какое слово пропущено? Красное …, Белое …, Черное …, Желтое …
море
  • Кладовая запасов пресной воды?
ледники, болота
  • Что изображают на карте таким условным знаком?
болото
  • Природный горячий «фонтан», бьющий из-под земли.
гейзер
  • Что такое половодье?
разлив реки
  • Как определить левый берег реки?
встать по течению
  • Как люди используют силу падающей воды?
строят мельницы, ГЭС
  • Чем опасно болото?
трясина
  • Какая связь между морем и мармеладом?
водоросли
   
  (Возвращение на слайд с картой – гиперссылка по капельке)

  • Расскажи

Задание группе: подготовить рассказ о море, прочитав текст.

Задание слушателям: внимательно послушать информацию, дать ответ на мой вопрос после выступления ребят.

Слайд 3
Гиперссылка
«Расскажи»
(слайды 7-10)

Тексты для групп:

Баренцево море – самое крупное, самое теплое и самое соленое из Арктических морей. Оно является окраинным морем Северного Ледовитого океана, омывает берега Кольского полуострова. Скалистые берега и песчаное дно у моря свои, северные. А соленая вода – заморская, принесенная течением Гольфстрим. Немало кораблей, искавших морской путь в Индию, были раздавлены льдами при выходе из моря в океан. Среди них и корабль Вилена Баренца, мореплавателя, который искал морской проход из Атлантического океана в Тихий. В Баренцевом море смешиваются не только воды двух океанов, но и их обитатели. У гольца-молодца родственники в соседних северных морях. У его подружки трески-пеструшки – в далёкой Атлантике. Это самое населенное из Арктических морей.

Приложение 1.

Учащиеся знакомятся с полученными текстами и выполняют задания.

 

 

Представление результатов работы 1 команды.

Ответ на вопрос записать крупно на листе А4:

Ответ записывается на листе А4 крупно 2, 3, 4 группами. «Тихий»

Виллем Баренц искал морской проход из Атлантического океана в …?

То ли синее – то ли зелёное, то ли пресное – то ли солёное, то ли тёплое – то ли холодное. Таково Балтийское море. Наполнялось море в разные эпохи разными водами. И пресными стоками тающих ледников, и солёными потоками Северного Ледовитого и Атлантического океанов. И заселялось оно в разные эпохи по-разному. Сейчас в юго-западной, почти солёной Балтике живут почти морские животные и растения. А в северо-восточных, далеких от океана, почти пресных заливах – их дальние, почти озёрные родственники. В древности Балтику называли «Янтарным морем». По скандинавским сказкам-сагам, янтарь – это окаменевшие слёзы морских дев – русалок. Самая юная из них, русалочка Ганса Христиана Андерсена, застыла на камне на датском берегу моря.

 

 

 

 

 

Представление результатов работы 2 команды.

Ответ на вопрос записать крупно на листе А4:

Ответ записывается на листе А4 крупно 1, 3, 4 группами. «Янтарное»

Как называли Балтийское море в древности?

Мало кто знает, что узкое, длинное Красное море – глубокая трещина в земной коре, зарождающийся новый океан. Миллионы лет назад начал уплывать аравийский берег от африканского. Жарко в Красном море! Не море, а парилка. Но самое удивительное, что на глубоком Красноморском дне, в отличие от других морей, ещё жарче, чем на поверхности. Виной всему вышедшие из земли горячий базальт и горячие воды – растворы солей красной меди, серебра, золота. Своё название, согласно легендам, море получило от поселившихся на его коралловом мелководье красных водорослей.

 

 

 

 

Представление результатов работы 3 команды.

Ответ на вопрос записать крупно на листе А4:

Ответ записывается на листе А4 крупно 1, 2, 4 группами. «красным водорослям»

Море получило свое название благодаря …

Саргассово море. Ни одному мореплавателю ещё не удавалось высадиться на берегах этого безбрежного загадочного моря. Когда Христофор Колумб впервые вошёл в его воды, усеянные плавающими водорослями – саргассами, ему показалось, что земля где-то рядом. Но проходили день за днём, а земля так и не появилась. Вместо неё снова открылся океан. Саргассово море замкнуто в круговороте Атлантических течений. По их «вине» оно меняет свою форму и местоположение, благодаря им постоянно остаётся самым тёплым и очень прозрачным, самым солёным и самым синим из Атлантических морей. А ещё это море богато легендами, так как оно является половиной «Бермудского треугольника», в котором исчезают корабли.

 

 

 

 

Представление результатов работы 4 команды.

Ответ на вопрос записать крупно на листе А4:

Как называется место в этом море, в котором, по легенде, пропадают корабли?

Ответ записывается на листе А4 крупно 1, 2, 3 группами. «Бермудский треугольник»

(Возвращение на слайд с картой – гиперссылка по капельке)


Физминутка

 


  • Отгадай озеро по описанию.

Команды отвечают по очереди:

Слайд 3
Гиперссылка «Отгадай
(слайды 11-18)

  • Это крупнейшее по площади озеро в мире, его даже прозвали морем, потому что оно очень большое, его длина — 1200  км, средняя ширина — 320  км, наибольшая глубина - 1025 м. Кроме того, в нем соленая вода.

Каспийское

  • Это одно из величайших озер земного шара, крупнейшее пресноводное озеро России. В него впадет много рек, а вытекает одна. В нем водится удивительное млекопитающее – нерпа.

Байкал

  • Это озеро расположено на Кольском полуострове. В него впадает около 20 притоков, вытекает 1 река Нива. Самое большое озеро нашего края.

Имандра

  • Название озера в переводе с саамского языка означает Святое озеро. На вершинах гор вокруг озера часто встречаются пирамиды, сложенные из камней в определенном порядке. На скале у берега можно увидеть изображение первобытного мифического героя - Куйву.

Сейд-озеро

  • Это озеро имеет в длину одиннадцать миль, в нем одиннадцать островков, в нем проживают одиннадцать видов рыб и одиннадцать видов растений.

Одиннадцать

  • Это крупнейшее подлёдное озеро в Антарктиде, где температура воздуха может достигать до минус 80 градусов, покрыто очень толстым слоем льда, вода пресная.

Восток

  • Это озеро заполнено концентрированным раствором серной и соляной кислот, а со дна его всё время поднимаются горячие вулканические газы, которые подогревают воду до кипения.

Кипящее

  • Заполнено это озеро не водой, а природным асфальтом - битумом. Поверхность озера упругая и маслянистая, если попробовать «зачерпнуть» его «воду», она потянется нитями густого дегтя.

Пич-Лейк (Асфальтовое)

 

(Возвращение на слайд с картой – гиперссылка по капельке)


  • Покажи на карте природный объект.
    • Баренцево море Байкал
    • Белое море Волга
    • Черное море Енисей
    • Каспийское море Лена

 

Слайд 3

Практическая работа с картой РФ

 


  • Нарисуй реку по описанию, используя условные знаки. Отметь исток, устье, приток.

Слайд 3
Гиперссылка «Нарисуй»
(слайд 19), приложение 2

    • Эта река берет начало из озера и впадает в другую реку, являясь ее левым притоком. Главная река впадает в море.

- задание для 1 и 3 команд

    • Эта река берет начало из болота. Имеет один правый приток. Впадает в озеро.

Проверка

- задание для 2 и 4 команд

Выполняют на 1/2 ватмана.


  • Нарисуй природоохранный знак в защиту водоемов.

Учащиеся выполняют задание.


Подведение итогов

Продолжите фразу:

Сегодня на уроке я узнал …

Сегодня на уроке мне было легко …

Сегодня на уроке мне было трудно …

Сегодня на уроке я чувствовал …

Слайд 20

 


Домашнее задание:

Отгадать кроссворд на стр. 57.

 

На этом наш урок закончен. Спасибо всем.

 

 

 

Слайд 21


Приложение 1

Тексты о морях

Текст 1
Баренцево море – самое крупное, самое теплое и самое соленое из Арктических морей. Оно является окраинным морем Северного Ледовитого океана, омывает берега Кольского полуострова. Скалистые берега и песчаное дно у моря свои, северные. А соленая вода – заморская, принесенная течением Гольфстрим. Немало кораблей, искавших морской путь в Индию, были раздавлены льдами при выходе из моря в океан. Среди них и корабль Вилена Баренца, мореплавателя, который искал морской проход из Атлантического океана в Тихий. В Баренцевом море смешиваются не только воды двух океанов, но и их обитатели. У гольца-молодца родственники в соседних северных морях. У его подружки трески-пеструшки – в далёкой Атлантике. Это самое населенное из Арктических морей.


Текст 2
То ли синее – то ли зелёное, то ли пресное – то ли солёное, то ли тёплое – то ли холодное. Таково Балтийское море. Наполнялось море в разные эпохи разными водами. И пресными стоками тающих ледников, и солёными потоками Северного Ледовитого и Атлантического океанов. И заселялось оно в разные эпохи по-разному. Сейчас в юго-западной, почти солёной Балтике живут почти морские животные и растения. А в северо-восточных, далеких от океана, почти пресных заливах – их дальние, почти озёрные родственники. В древности Балтику называли «Янтарным морем». По скандинавским сказкам, янтарь – это окаменевшие слёзы морских дев – русалок. Самая юная из них, русалочка Ганса Христиана Андерсена, застыла на камне на датском берегу моря.


Текст 3
Саргассово море. Ни одному мореплавателю ещё не удавалось высадиться на берегах этого безбрежного загадочного моря. Когда Христофор Колумб впервые вошёл в его воды, усеянные плавающими водорослями – саргассами, ему показалось, что земля где-то рядом. Но проходили день за днём, а земля так и не появилась. Вместо неё снова открылся океан. Саргассово море замкнуто в круговороте Атлантических течений. По их «вине» оно меняет свою форму и местоположение, благодаря им постоянно остаётся самым тёплым и очень прозрачным, самым солёным и самым синим из Атлантических морей. А ещё это море богато легендами, так как оно является половиной «Бермудского треугольника», в котором исчезают корабли.


Текст 4
Мало кто знает, что узкое, длинное Красное море – глубокая трещина в земной коре, зарождающийся новый океан. Миллионы лет назад начал уплывать аравийский берег от африканского. Жарко в Красном море! Не море, а парилка. Но самое удивительное, что на глубоком Красноморском дне, в отличие от других морей, ещё жарче, чем на поверхности. Виной всему вышедшие из земли горячий базальт и горячие воды – растворы солей красной меди, серебра, золота. Своё название, согласно легендам, море получило от поселившихся на его коралловом мелководье красных водорослей.


 

Приложение 2

 


Нарисуй реку по описанию.

Эта река берет начало из озера и впадает в другую реку, являясь ее левым притоком. Главная река впадает в море.

Отметь исток, устье, приток.


Нарисуй реку по описанию.

Эта река берет начало из болота. Имеет один правый приток. Впадает в озеро.

Отметь исток, устье, приток.


 

 

 

Номер государственной регистрации: 50200500828
Дата: 14.06.05
 © Комитет по образованию администрации г. Мурманска, 2004-2020
 Разработчик: Городской методический центр информационных технологий
 При полном или частичном использовании материалов ссылка на портал обязательна
счетчик сайта
счетчик посещений