Образовательный портал города Мурманска
html clocks скачать часы для сайта
 
 
Начальное
образование

Методические
разработки

Образовательные
программы

Педагогическая мастерская

Организация введения федерального государственного стандарта начального общего образования

Образовательные
учреждения

Полезные
ссылки




Система Orphus

 

 

Педагогическая мастерская

Дробаха Ольга Владимировна, учитель начальных классов МБОУ г. Мурманска гимназия №4

Урок математики в 1 классе (УМК «Гармония»)

Знакомство с единицей измерения длины – сантиметром

Конспект урока

 

Цель: познакомить детей с единицей измерения длины – сантиметром.

Задачи:

  • формировать умение измерять и чертить отрезки;
  • развивать пространственное и логическое мышление;
  • способствовать воспитанию интереса к изучению математики, расширять кругозор.

Оборудование:

  • мультимедийная система, презентация к уроку,
  • карточки с цифрами, раздаточный материал (Приложение 1),
  • ленточка, игрушки (машинка, Карлсон, деталь конструктора)
Ход урока
Сопровождение урока
Организационный момент (настрой на работу, запись даты в тетради)

Актуализация знаний
- Тема нашего урока - измерение длины, но сначала проведём разминку..

1тур. Математический диктант: надо записать последующее или предыдущее числа
- А что значит последующее число? Предыдущее?
- Я буду показывать карточки с числами, а вы записываете нужных «соседей»:
последующее 1, последующее 7, предыдущее 6, предыдущее 4, соседи числа 5, соседи числа 8, предыдущее 2.

Работа в тетради:

Ответы детей: число, которое называют при счете раньше/позже.
Учитель показывает числа на карточках, дети записывают ряд чисел в тетради.

- А теперь проверим правильность выполнения. Внимание на экран: (Самопроверка)
- Карандашом ставьте плюс, если число такое же. Если нет, зачеркивайте и пишите правильный ответ.
- Встаньте те, у кого все верно. Молодцы! Мы еще будет работать над этой темой, и уже у всех ребят будут верные ответы.

 

Слайд 2
Числа выводятся кликом мыши

2 тур. Натуральный ряд чисел.
- Выберите, какой ряд чисел используют при счете предметов, и запишите его номер.
1. 1, 2, 3, 5, 6, 7…
2. 1, 2, 3, 4, 5, 7, 6…
3. 1, 2, 3, 4, 5, 6…
4. 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6…

Слайд 3

- Найдите лишнее и запишите его номер.
а) геометрический материал - линии.

б) геометрический материал - фигуры.

в) У какой фигуры можно измерить длину? Запишите ее номер.

- Проверим вашу работу (взаимопроверка).
- Обменяйтесь с соседом по парте тетрадями. А теперь будем слушать объяснения ребят и проверять правильность выполнения задания.
- Молодцы.

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайды 7- 10. Дети по одному выходят к доске с объяснением, остальные проверяют в тетради.

Физминутка Дети показывают старинные меры длины под диктовку учителя
Практическая работа

- Ребята, вспомните мультфильм «38 попугаев», который смотрели недавно. Кого там измеряли? Как?

- А мы измерим вот эту ленточку. У меня есть игрушки. Можно при помощи них измерить ленточку? Как? Попробуем.
- Запишем цифрами результаты измерений.
- Посмотрите, ленточка одна, а числа разные. Как такое могло получиться?
- Верно.

Ответы детей: измеряли удава слонами, мартышками и т.д.
Дети у доски измеряют длину разными предметами.

Дети: мы использовали разные мерки.

Новый материал познавательного характера

- В старину люди тоже, как и мы сейчас, использовали разные меры измерения длины. Чаще всего использовали части своего тела.
1. Вот первая старинная мера длины – дюйм: длина большого пальца от сгиба до кончика.
Какого сказочного героя назвали в связи с этой меркой?
2. Кто это?
Ростом только в три вершка,
На спине с двумя горбами
Да с аршинными ушами.
- Здесь тоже есть две мерки. Вершок - длина верхней части пальца. Аршин - длина руки.
Так какой был конек-горбунок?
3. Пядь – расстояние от большого пальца до указательного. Семь пядей во лбу - говорили про очень умного человека.
4. А это сажень маховая. Если развести руки в сторону, то длина от кончиков пальцев одной руки до кончиков пальцев другой руки и есть сажень. А косая сажень – расстояние от пятки до конца поднятой с другой стороны руки. Косая сажень в плечах – говорили про могучего, широкоплечего человека.

Слайды 12 - 15:

 


- Дюймовочка

 

- Конек-горбунок

Физминутка Показать старинные меры длины под диктовку учителя.
Знакомство с сантиметром и линейкой. Практическая работа

- Но когда люди пользовались этими мерами, все равно получалась разная длина - части тела тоже не одинаковы у всех людей. Поэтому договорились об универсальной мерке -сантиметр. Записывают это так: см
- Поставьте учебные задачи:
- познакомиться с единицей измерения длины,
- научиться измерять отрезки.

Слайд 16
2. Работа с линейкой
- Есть специальный инструмент, на котором уже отмечены сантиметры. Это линейка. При помощи ее можно не только чертить линии, но и измерять длину предметов и линий. Начало линейки и 0 не всегда совпадает. Рассмотрите свою линейку.
Слайд 17

- Что означает 0? 1? 2? 8?

- Покажите 1см на линейке (на слайде и на своих линейках)

- Приложите линейку к тетради. Сколько клеток помещается в 1см?

- Покажите 3см. Только ли один вариант ответа существует?

- Верно, можно найти несколько способов решения задания.

Ответы детей:
0 - начало измерения
0-1, 1-2 и т.д.- это один сантиметр

В 1 см 2 клеточки.

Рассмотреть разные варианты: например, 0-3, 2-5

3. Работа с раздаточным материалом
- У вас на парте лежит лист с нарисованными предметами. Задание: измерить длину этих предметов и записать ее на строке рядом с рисунком.

- Как будете действовать?

- А теперь сами начертите отрезки длиной 3см и 5см.

Приложение 1

Дети объясняют план действий.
Самостоятельная работа. Индивидуальная помощь учителя и взаимопомощь

Подведение итогов
- Наш урок подошел к концу. Что было сложного на уроке? Почему? Что показалось простым? Почему?
- Нарисуйте свое настроение-успехи.
- Если есть желание, можете поискать дома информацию о других старинных мерах длины.
Всем спасибо.
Слайд 18

 

Приложение 1


Номер государственной регистрации: 50200500828
Дата: 14.06.05
 © Комитет по образованию администрации г. Мурманска, 2004-2020
 Разработчик: Городской методический центр информационных технологий
 При полном или частичном использовании материалов ссылка на портал обязательна
счетчик сайта
счетчик посещений