Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1.Организационный момент |
-Подарите улыбку друг другу!
Поделитесь улыбкой с друзьями!
Садитесь!
Итак, мои друзья, в путь!
Просмотр видеофрагмента-слайд2
«Карта Мурманской области» - слайд3
Богата природа нашего края. Разнообразен растительный и животный
мир. Прозрачны воды рек и озер (показ слайдов 4-6 - виды
северной природы). |
|
Что найдешь в реке Поной, в городах Полярные Зори, Апатиты,
но не сыщешь в селе Ловозеро?- показ слов на слайде7 |
Наличие буквы Пп. |
2. Упражнение в чистописании.
|
Установите закономерность, возьмите свои путевые листы
и закончите строку.
п Пп пп Ппп …..
Прочитайте слова
Поной Апатиты Полярные Зори
|
|
- Что общего у этой группы слов? |
собственные имена существительные; географические названия |
Чем интересна река Поной? |
Поной – самая крупная река Кольского полуострова, течет
в широтном направлении. Она богата кумжей, корюшкой, окунем,
горбушей, семгой, налимом. |
Что вы знаете о городе Апатиты? |
Апатиты-промышленный центр, один из крупных научных центров
Российской Академии наук |
Чем известен город Полярные Зори? |
Полярные Зори – самый молодой город атомщиков на Кольском
полуострове. |
Запишите на следующей строке имена собственные, подчеркните
орфограммы. |
|
3 Повторение изученного
об имени прилагательном |
Я очень люблю совершать путешествия по Кольскому полуострову.
Все, что видела, решила запечатлеть.
(Слайд8 северный пейзаж, черно-белая иллюстрация)
|
|
Составьте несколько предложений.
Какое настроение вызывает эта фотография? |
Среди скал раскинулось озеро.
В сопках спряталось озеро.
Среди сопок виднеется озеро.
Использовать краски. |
Какой совет вы дали бы мне, фотографу- любителю, чтобы
я смогла донести до вас свои чувства?
Вот что из этого получилось.
(Слайд 9 северный пейзаж, цветная иллюстрация)
|
|
Измените предложения в соответствии со вторым рисунком.
|
Среди высоких сопок виднеется красивое голубое озеро. |
Какая часть речи сделала эти предложения более выразительными
и живописными?
Вот какое предложение составила я.
Слайд10 .
|
Имя прилагательное. |
Летом тундра украшается серебристым ковром ягеля,
зеленым перелеском, голубыми блюдами озер, извилистыми жилками
рек.
Прочитайте это предложение в своих путевых листах. Найдите
в нём прилагательные и существительные, связанные с ними по
смыслу.
Над именами прилагательными укажите род, число, падеж.
У кого возникли трудности?
Вспомните, грамматические признаки прилагательного определяем
по признакам имени существительного, связанного с ним по смыслу. |
Дети самостоятельно работают в путевых листах. |
Проверка на слайде11. |
серебристым ковром – в ед.ч., в м.р., в тв. п.
зелёной скатертью - в ед.ч., в ж.р., в тв. п.
голубыми блюдами - во мн.ч., в тв.п.
|
4.Введение в тему урока. |
Вспомните и назовите известные вам признаки имени прилагательного |
Устные ответы детей
Отвечает на вопрос какой?
Обозначает признак предмета.
Изменяется по числам и родам, склоняется. В предложении бывает
определением.
|
Обобщение на слайде12.
Слайд
Имя прилагательное
-отвечает на вопросы- какой? какая? какое? какие?
- обозначает признак предмета
- изменяется по числам и родам, склоняется
- в предложении бывает определением.
|
|
А что бы вы хотели еще узнать об имени прилагательном?
Здесь есть секрет, который вы откроете в конце урока.
Физминутка - Делай то, что я говорю, а не то, что я показываю
|
|
5. Изучение нового материала. |
Чтобы открыть наш секрет мы будем работать в группах.
а) Руководители групп прочитайте задание своей группе.
- Составь возможные слова из частей.
- Неиспользованные части отложите в сторону.
Посовещайтесь, выполняйте работу.
|
Самостоятельная работа в группах. |
Проверка на слайде13.
Какие прилагательные составили ребята 1 группы?
Какой суффикс использовали для образования прилагательных?
|
северный
местный
сильный
|
Во 2 группе?
Какой суффикс использовали для образования прилагательных?
|
февральский
Кольский
мурманский
|
В 3 группе?
Какой суффикс использовали для образования прилагательных?
|
лучистый
скалистый
пушистый
|
Какую работу вы сейчас выполнили?
От чего вы образовывали имена прилагательные?
С помощью какой части слова?
|
-образовали имена прилагательные
-от основ имён существительных
-с помощью суффиксов |
Кто догадался, что держится в секрете?
Внимание на экран (слайд14).
|
-имена прилагательные образуются от основ имён существительных
при помощи суффиксов |
6. Закрепление пройденного. |
Следующая работа со схемами.
На доске схемы:

Руководители групп возьмите конверты со 2 заданием; прочитайте
его вслух для своей группы.
|
|
- Подберите и запишите на путевом листе данные слова в 3
столбика в соответствии со схемами.
- Разберите эти слова по составу.
Обсудите задание, посовещайтесь и запишите.
|
|
Проверка работы на доске
Какие слова записали ребята 1группы?
Какие суффиксы использовали? |
сочная
Ловозерская
серебристый
|
Какое слово не вошло в данные группы?
Почему?
|
мачтовый
-образовано при помощи суффикса -ов |
Проверка работы 2 группы.
|
крайний
морской
тенистое |
Какое слово «лишнее»? |
карликовая
|
Проверка работы 3 группы.
|
вкусное
городская
душистые |
Какое слово «лишнее»? |
тундровое |
Имена прилагательные могут быть образованы
от основ имён существительных и с помощью других суффиксов.
Но об этом мы узнаем позже.
Посмотрим, как об этом сказано в учебнике. Откройте книгу
на странице 74, найдите правило, прочитайте «птичьим базаром».
С помощью какой части слова образуются имена прилагательные?
|
Чтение правила.
-образуются от основ имен существительных с помощь
суффиксов
|
Работа с текстом. |
В начале урока мы убедились, что наша речь становится более
точной и выразительной, благодаря именам прилагательным. Будем
учиться употреблять их в тексте. Переверните путевой лист.
Положите перед собой текст «Северный олень». Прочитает вслух
1 ученик. |
|
Словарная работа
Толковый словарь С.Ожегова
|
Как вы понимаете слова
коренной - изначальный, исконный
промысел-добыча, охота на кого-нибудь; занятие
охотой, добычей зверя, птицы.
замша-выделанная мягкая тонкая ворсовая кожа
с бархатной поверхностью.
ягель- род лишайника в виде маленьких серых
кустиков, растущих в тундре или на торфяных болотах, олений
мох
|
Описание. |
К какому виду можно отнести этот текст?
Докажите.
Какие ещё виды тексты вы знаете?
Чем они отличаются?
|
Повествование, рассуждение.
Повествование – Что случилось? Что произошло?
Рассуждение – Автор задает вопрос читателю, сам на него отвечает.
|
7. Домашнее задание. |
Задание по группам:
Прочитайте внимательно текст про себя и
- Подчеркни предложения, соответствующие теме:
«Оленя не надо кормить в тундре»
- Подчеркни предложения,
- Подчеркни предложения, соответствующие теме: «Олень
– средство передвижения в тундре»
|
|
С какого предложения можно начать строить рассуждение?
|
С формулировки темы. |
В тексте- рассуждении после вступления звучит
вопрос. Он может начинаться с таких слов:
Нужно ли …… ?
Почему же ………?
Почему ……..?
|
|
С какого вопроса вы можете начать свое рассуждение?
|
Почему? |
Пропустите строку для заголовка.
Запишите этот вопрос с красной строки. Так начинается основная
часть текста.
В ней может быть 2-3 предложения.
Запишите текст в соответствии с вашей темой.
|
|
Найдите в тексте прилагательные, соответствующие
теме урока, разберите их по составу.
Проверка на слайде15. |
1гр.-сильные,
серебристый,
сочными, Ловозерской
2гр.-нежное,
вкусное, головные,
верхнюю
3гр.-северный,
коренного, восточного
|
В ваших текстах есть вступление, основная часть.
Какой части не хватает?
Я хочу помочь вам написать заключительную часть. Вот так выглядит
северный олень.
Слайды 16-19
Для коренных жителей тундры олень - священное животное, про
него сочиняют сказки, легенды, песни.
Дома напишите заключительную часть к своему тексту-рассуждению,
заголовок, используя прилагательные с данными суффиксами.
|
Заключения. |
8. Итог урока.
Рефлексия
|
Прочитайте слова на доске:
Интересный
Познавательный
Грустный
Трудный
Длинный
Светлый
Радостный
Скучный
Что о них можете сказать?
В каких прилагательных встретились изучаемые суффиксы?
Используя эти слова, выразите свое отношение к уроку.
Каким был наш урок? Желаю вам, чтобы все ваши уроки были такими
же!
|
|