Образовательный портал города Мурманска
html clocks скачать часы для сайта
 
 
Начальное
образование

Методические
разработки

Образовательные
программы

Педагогическая мастерская

Организация введения федерального государственного стандарта начального общего образования

Образовательные
учреждения

Полезные
ссылки




Система Orphus

 

 

Педагогическая мастерская

Урок в рамках семинара «Экологическое воспитание как фактор развития гражданско- патриотической культуры младшего школьника» для педагогов образовательных учреждений г. Мурманска

Урок русского языка во 2 классе

Тема урока: «Восстановление деформированного текста» «Черника- гостья из хвойного леса»

Образовательная система «Школа 2100»

Гаврилова Лариса Валентиновна, учитель I квалификационной категории, МОУ гимназия № 7 г. Мурманска

Технологии:
- информационно-коммуникационная;
- уровневой дифференциации.

Цель:
- развитие связной письменной речи учащихся.

Задачи:
• систематизировать и расширять знания обучающихся о понятии «текст», «композиция»;
• продолжить обучение конструированию предложений, текста, выявлению признаков текста;
• развивать речь, мышление, внимание;
• воспитывать любовь к природе родного края.

Оборудование:

карточки с текстами;
карточки со словами и предложениями;
• словарь С.И. Ожегова. Словарь русского языка: Ок.57000 слов/Под ред. докт. филол. наук, проф. Н.Ю. Шведовой.-14-е изд., стереотип.-М.: Рус. яз., 1983.-816с.;
• книга «Лапландский заповедник», Москва: Советская Россия, -1984г.

Ход урока

I. Организационный момент
Идёт презентация о классе под песню «Чему учат в школе».
(Дети входят в класс)

II. Актуализация знаний
- К уроку я написала стихотворение-загадку. Помогите мне её отгадать.

Книги – повести, рассказы
И энциклопедий ряд,
Тихо шелестят страницы,
Тихо люди говорят…
Здесь на всё найдёшь ответ,
Здесь на полках – мысли века,
Знает каждый человек.
Что это? … – Библиотека.

- А хотели бы вы сейчас, не выходя из класса, оказаться в областной детско-юношеской библиотеке?
- Закройте глаза. И вот мы … в областной детско-юношеской библиотеке.
С помощью телемоста на экране телевизора мы видим зал библиотеки, библиотекаря Людмилу Николаевну, сидящую за столом, а рядом с ней за столом сидит Чахкли (кукла), который рассматривает книгу Лапландский заповедник.

Библиотекарь: - Здравствуйте, ребята!
Дети: - Здравствуйте, Людмила Николаевна!
Учитель: - Ой! Какой необычный читатель у вас, Людмила Николаевна, Кто это?
Библиотекарь: -Он маленький сказочный гномик, живущий в глубинах Кольской земли.
Дети: - Чахкли.
Дети: - Людмила Николаевна, а что делает Чахкли у вас в библиотеке? Он должен жить в лесу под землёй! Охранять богатства земли, леса!
Библиотекарь: - Он ещё очень маленький и не умеет читать. Чахкли рассматривает очень интересную книгу. Хотите узнать о чём она?
    Есть просто храм.
Есть храм науки.
А есть ещё природы храм
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда.
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
Библиотекарь: - О чём эта книга?
Дети: - О заповеднике.
Библиотекарь: - Что такое заповедник?

Работа со словарём:

Учитель: - Где мы можем узнать, более точное толкование значения этого слова?
Дети: - В толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова.
  «Заповедник – место, где оберегаются и сохраняются редкие ценные растения, животные, уникальные участки природы, культурные ценности».
Библиотекарь: - Как вы думаете, о каком заповеднике он читает? Я вам подскажу. Он был создан в январе 1930 года, его директором был Герман Крепс. Это государственный биосферный заповедник, где учёные не только наблюдают, но и изучают природу. Они ещё исследуют землю, воду, воздух, смотрят, как деятельность человека влияет на жизнь растений и животных. Находится он в центре Кольского полуострова, на расстоянии 10–и км от города Мончегорска.
Дети: - Лапландский заповедник.
Библиотекарь: - В хвойных лесах Лапландского заповедника, на склонах гор и в заболоченной местности растёт любимая ягода Чахкли, сочная, чёрная, с синим налётом на кожице. Что это за ягода?
Дети: - Черника.
  Библиотекарь: - Хотите вместе с Чахкли посмотреть книгу и прочитать про эту ягоду?
(Слайды № 1-10, презентация книги «Лапландский заповедник»).
  - Вот его любимая ягода. (Слайд № 11) Это цветы черники, а это её плоды. А вот и текст. Но Чахкли не может его прочитать, может вы ему поможете?

III. Знакомство с текстом. Формулирование темы и целей урока
- Прочитайте (Слайд № 12).
Давайте сохраним лесную красавицу!
В есть заповеднике ягода удивительная. В лесах хвойных она и на склонах гор растёт.
Летом из розоватых цветочков созревают ягоды. Она улучшает зрение. Весной черничник покрывается листочками. Черника вкусна и лечебна.
- Это текст? Обоснуйте свой ответ.
- Какая задача стоит перед нами? (Составить текст).
- Определите тему урока. (Восстановление деформированного текста).
- Сформулируйте цели урока, используя опорные слова:

  1. Закрепить...
  2. Развивать...
  3. Воспитывать...

Работа над композицией текста.

- Что такое текст? (Текст – это несколько предложений, связанных по смыслу, записанных в строгом порядке.)
- Какие признаки текста вы знаете? (У текста есть части.)
- Сколько частей должно быть в тексте?
- Как называется первая часть? (Вводная, вступление, начало.)
- Для чего нужна вводная часть?
(В ней автор поясняет, где, когда и с кем что-то случилось, произошло).
- Какая она по объёму?
(Небольшая, 1-2 предложения.)
- Как вы думаете, какая из этих частей будет первой?
- Как называется вторая часть? (Основная, главная, середина.)
- Какая она по объёму? (Самая большая.)
- О чём рассказывается или описывается в главной части?
(Описывается главное событие (его порядок, действующие лица), может описываться предмет, даётся оценка этого предмета, раскрывается тема.)
- Как вы думаете, какая из этих частей будет второй?
- Осталась третья часть, она называется… (Заключительная, концовка.)
- Какая она по объёму? (1,2 предложения.)
- Какова роль этой части в тексте?
(Содержит вывод, подводит итог)
-Как при записи одна часть отделяется от другой? (Каждая часть пишется с красной строки.)
На экране появляются три части текста.
- Прочитайте на слайде получившуюся запись. Теперь это можно назвать текстом? Обоснуйте свой ответ. (Слова и предложения надо поменять местами, чтобы они были связаны по смыслу, логически).

VI. Восстановление текста
Задание по рядам:
- Первый ряд восстанавливает 1-ю часть. Задание в конверте.
(Поменяй местами слова, а затем и предложения так, чтобы слова и предложения были связаны по смыслу). Работать будете в парах.
- Второй ряд восстанавливает 2-ю часть. Задание в конверте.
(Определи последовательность предложений по смыслу и логически). Работать будете в четвёрках.
- Третий ряд. Прочитайте последнюю часть.
Вы будете создавать знаки «Правила поведения в лесу». Соблюдая эти правила мы сохраним нашу красавицу. Задание в конвертах. Работать будете в парах.
(С помощью аппликации дети создают запрещающие знаки).
(Идёт практическая работа в парах и группах). Проверка практической работы.
1 ряд – чтение 1-ой части
2 ряд – чтение 2-ой части
3 ряд – чтение 3-ей части (Дети третьего ряда по очереди выходят к доске и прикрепляют сделанные ими запрещающие знаки, объясняя их смысл).

VII. Работа над лексическим значением слова «патриот», обогащение словарного запаса обучающихся
- Замечательный писатель и большой любитель природы Михаил Пришвин говорил: «Мы хозяева нашей природы, и она для нас – кладовая солнца с великими сокровищами жизни, их надо охранять». Природа - наше богатство; сберечь это богатство для последующих поколений – наша задача и наш долг.
Рыбе нужна вода, птице - воздух, зверю - лес, горы. Человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину.
- Как называется, человек, который защищает, охраняет, любит свою Родину? (Патриот)
- Мы привыкли патриотом называть человека защищающего своё Отечество во время войны. А в мирное время можно быть патриотом Родины?
- Что надо делать, чтобы быть патриотом в мирное время?
VIII. Работа над заглавием текста
- Посмотрите на получившийся текст. Какого признака текста не хватает? (Заглавия)
- Выберете подходящее заглавие к тексту из предложенных. Обоснуйте свой выбор.
(Слайд № 21)

IX. Музыкальная физминутка

X. Орфографическая подготовка
- Вспомним правила записи текста, предложений.
(Заглавие пишется посередине, каждая часть пишется с красной строки, первое слово в предложении пишется с большой буквы, в конце ставится точка, восклицательный знак или вопросительный). (Слайд № 22)
- Найдите слова с изученными орфограммами, объясните их написание.
- Обратите внимание на карточку № 1, где другим цветом выделены ошибкоопасные места.

XI. Запись текста

- Пользуясь карточкой № 2, запишите текст.
(Пока дети записывают текст, восстанавливается телемост с областной детско-юношеской библиотекой).

XII. Подведение итогов работы

Учитель: - Людмила Николаевна, мы хотим прочитать Чахкли текст, который у нас получился про его любимую ягоду. (Чтение текста детьми.)
Библиотекарь: - Какой замечательный текст у вас получился. Он очень понравился Чахкли и в знак благодарности он хочет вам передать баночку полезного черничного варенья, я ему в этом помогу. Я накрою баночку черничного варенья салфеткой, вы закроете глаза и произнесёте хором волшебные слова «Раз, два, три! Чудо сотвори!»
(После волшебных слов, дети открывают глаза, на столе в классе появилась такая же баночка варенья, накрытая такой же салфеткой).
Дети: - Спасибо, Чахкли!
Библиотекарь: - Давайте, ребята, попрощаемся с Чахкли на его родном языке «Тиррф кудсен!» («До новых встреч!»)

(Телемост окончен).

XIII. Рефлексия

- Раскрась на картинке солнышко, если тебе было легко составлять текст,
тучку, если ты испытывал затруднение.

XIV. Домашнее задание (по выбору):

1. Составьте загадку про чернику.
2. Подготовьте рассказ о любом растении Лапландского заповедника.
3. Нарисуйте любое растение Лапландского заповедника.


Номер государственной регистрации: 50200500828
Дата: 14.06.05
 © Комитет по образованию администрации г. Мурманска, 2004-2020
 Разработчик: Городской методический центр информационных технологий
 При полном или частичном использовании материалов ссылка на портал обязательна
счетчик сайта
счетчик посещений