Образовательный портал города Мурманска
html clocks скачать часы для сайта
 
 
Начальное
образование

Методические
разработки

Образовательные
программы

Педагогическая мастерская

Организация введения федерального государственного стандарта начального общего образования

Образовательные
учреждения

Полезные
ссылки




Система Orphus

 

 

Ивченко Ирина Викторовна,
учитель первой квалификационной категории, МБОУ СОШ №21 г. Мурманск


Урок в рамках методических дней для педагогов образовательных учреждений
г. Мурманска
«Уроки педагогического мастерства» 2 класс, «Школа России».

Мир природы
в рассказе Геннадия Снегирёва
«Маленькое чудовище»

Предмет: литературное чтение.
Тип урока:  изучение нового материала.
Вид урока:  урок-путешествие.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.
Цель урока: Формировать у детей умение видеть красоту природы в окружающем нас мире.
Задачи:
  • познакомить с творчеством Г. Снегирёва,
  • развивать навыки правильного, беглого, выразительного и сознательного чтения с помощью разнообразных приемов; учить детей делить текст на части, составлять план, готовиться к пересказу,
  • находить в тексте материал для характеристики героев и формулировки основной мысли произведения,
  • воспитывать у детей внимательное отношение к окружающему миру, умение видеть красоту природы, любить ее.
Оборудование:

Ход урока

I. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ирина Викторовна.
- Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.

II. Актуализация знаний

Нас ждёт интересное путешествие.
- Внимание на слайд.  (презентация)
-Как вы думаете, куда мы отправимся? (Предположения детей.)
- Проверим предположения.
- Придвиньте к себе рабочий лист с заданиями.
- Прочитайте задание №1. (Соберите из букв название места путешествия.)      
-Даны буквы: уЧоктак
(1 ученик выполняет задание у доски.)
- Проверяем. (Чукотка.)
- Какое правило надо вспомнить, чтобы правильно записать слово Чукотка?
-Я приглашаю вас на край света.
-Давайте посмотрим небольшой фильм об этом необыкновенном месте. (презентация)
-Анадырский залив - самый большой на юге Чукотки. В него впадает несколько рек, а самая большая - Анадырь. Залив освобождается ото льда всего на 2 месяца.
- Итак, куда мы отправимся в путешествие?
- На чём можно путешествовать? Молодцы.  Какое нам необходимо средство передвижения?
 - Почему выберем корабль? На уроке окружающего мира мы знакомились со строением корабля.
- Вспомним некоторые его части. (презентация)
- Продолжаем работать на рабочем листе.
-Прочитайте задание №2. (Что необходимо взять с собой в путешествие?)
- Как настоящие путешественники, мы должны взять только необходимые предметы. Обведите их в кружочек. Давайте проверим.
- Я вижу, вы настоящие путешественники.
- Итак, на этом корабле мы отправляемся по страницам удивительного произведения.
- ФИО автора, название и жанр произведения определите сами.
- На рабочем листе выполняем задание №3 по вариантам.

 1 вариант

- Найдите границы слов, обозначьте их вертикальной чертой, назовите ИОФ писателя.
- Проверка.
- Назовите имя? (Геннадий)
- Назовите отчество? (Яковлевич)
- Назовите фамилию? (Снегирёв)
- Какое правило помогло справиться с заданием?

 2 вариант

-  Название произведения найдите в словах-перевёртышах. Давайте проверим.
- Какое правило нам помогло выполнить задания?
- А теперь, давайте определим жанр произведения. Поможет чистоговорка. (презентация)
- Прочитайте чистоговорку, вставьте слова в рифму, подходящие по смыслу.
- С каким жанром мы сегодня будем работать? (Рассказ.)

III. Определение темы и целей урока

- Назовите тему урока? (Рассказ Г. Я. Снегирёв «Маленькое чудовище.)
- Знакомы ли вы с творчеством этого писателя? Назовите первую цель урока.
1. Познакомиться…
 Выставка книг. (презентация)
- По обложкам книг предположите о чём писал Г.Я. Снегирёв? (О природе.)
- Геннадий Яковлевич – москвич, родился 1933 г.
- Это писатель-путешественник. Он плавал матросом по Тихому океану, бывал в разных экспедициях, бродил с геологами по Восточной Сибири, Камчатке, был рыбоводом, охотником.
- Каждая строчка его произведений дарит читателю удивление, маленькое открытие.
- На многих языках, в нашей стране и за рубежом, читают дети его книги. И вам предстоит интересная встреча.
- Сформулируйте следующие цели урока.
На доске:
2.Прочитать…….
3.Проанализировать…..
- Как понимаете название рассказа? Что значит чудовище? Какое чудовище можно встретить в морских глубинах?
- Сейчас, послушаем рассказ и проверим, оправдаются ли наши предположения?
- Следите за чтецом по тексту и карандашом подчеркните непонятные слова.

IV. Первичное восприятие текста

Звучит запись рассказа в исполнении профессионального чтеца. (презентация)

V. Проверка первичного восприятия текста учащимися

- Оправдались наши предположения?
- Что вас удивило?
- Что было самым интересным?
- В этом рассказе нам встретились слова: кувалда, кашалот, экватор. Найдите эти слова в задании №4 на рабочем листе. Прочитайте задание (соедините стрелочкой слово с его значением).
Проверка по слайду. (презентация)
- Прочитайте значение слов  кувалда, кашалот, экватор.

VI. Физминутка

- А теперь, давайте отдохнём, чтобы продолжить путешествие.
«Кораблик»
- Что там чудится в тумане? (Дети вытягивают руки вперёд.)
- Волны плещут в океане. (Дети машут руками, изображая волны.)
- Это мачты кораблей. (Дети вытягивают руки вверх.)
- Пусть плывут сюда скорей! (Дети приветственно машут руками.)
- Мы по берегу гуляем,
- Мореходов поджидаем, (Ходьба на месте.) 
- Ищем ракушки в песке (Наклоны.) 
- И сжимаем в кулаке. (Дети сжимают кулачки.) 
- Чтоб побольше их собрать, — 
-Надо чаще приседать. (Приседания.)

VII.Работа над содержанием текста

- Автор разделил рассказ на части. Посмотрите и определите сколько частей?
- Прочитаем рассказ по частям.
- Первую часть  начинает читать________________.
- Где шёл корабль?
- Какое это время суток?
- Прочитайте, где стоял автор?
- Прочитайте, какая была погода? Какое должно быть море в такую погоду?
- Найдите и прочитайте, как автор описывает море?
-Можно ли это считать маленьким открытием?
- Как понимаете смысл слова «пробирался»?
- Почему корабль пробирался малым ходом?
- Как вы понимаете выражение «ледяные поля»?
- Почему капитан вёл судно осторожно?
- Что узнали самое важное из первой части? Как можно озаглавить? (Тяжёлые льды.)
- Предлагаю вам сделать фотографию, которую оставим себе на память о путешествии. Внимание на доску. Чего не хватает на фотографии?
-  Дополните фотографию, покажите тяжёлые льды.
- Вторую часть читает__________.
- Что услышал автор?
- Прочитайте, почему корабль качнуло?
- Кого увидел Г. Снегирёв? (Какое-то чудовище.)
- Прочитайте, как вело себя чудовище? Кто это был?
- Что узнали самое главное в этой части?
- Из трёх предложенных названий выберите верное.  (презентация)
- Как назовём 2 часть? (Встреча с китом.)
- Кого надо добавить на фотографии?
- Соберите пазл с изображением кита.
- А мы работаем на рабочем листе. Прочитайте задание №5. (Соедини точки отрезками по порядку.)
- Посмотрим, что у вас получиться? Покажите свои рисунки. (Получится изображение кита.)
-Следующую часть  читает_________________________.
- Какой вопрос по содержанию этой части вы могли бы задать своим товарищам? (Как выглядит кит?)
- Выберите слова, описывающие голову. С чем сравнивает её автор?

- Какую часть тела автор называет крошечной? Подберите синоним к данному слову.
- Сколько ноздрей у кита?
- Что выпускает кит?
- Почему пар?
- Когда кит всплывает на поверхность воды, из лёгких он выбрасывает тёплый влажный воздух. Это не вода, как ошибочно считают многие, а пар с капельками воды.
- Можно ли это считать открытием?
- Что надо добавить на фотографии? (Фонтан.)
- Нарисуйте фонтан на нашей фотографии цветными мелками.
- Как по-другому назвал кита Г. Снегирёв? (Молодой кашалот.)
-Как назовём 3 часть? (Молодой кашалот.)
- Послушайте интересные сведения о кашалотах.
(Раздать хорошо читающим детям.)
- Мои помощники подготовили следующие сведения:
  1. Кашалот – самый крупный среди зубатых китов. Длина детеныша около 4-х метров, вес около 1 тонны.
2. В течение 10 – 11 месяцев мать кормит детеныша молоком. Как раз в этот период у детёныша появляются зубы, и он может, есть другую пищу (кальмара или головоногих моллюсков).
3. Это стадное животное, живёт большими группами 100 или 1000 голов. В природе нет врагов, если не считать касатки.
- Посмотрите, какая у нас получилась фотография.
-Заключительную часть читает______________________.
- Как называют разговор двух лиц? (Диалог.)
- Вспомните, кто спрашивает? А кто отвечает?
- Подготовим эту часть для чтения по ролям.
- Прочитайте 1 предложение.
- Кому принадлежат слова первого предложения? (Автору.)
- Поставьте букву А.
- Прочитайте 2 предложение. А это чьи слова? (Автора.)
- Ставим букву А.
-Прочитайте 3 предложение, кому принадлежат эти слова? (Капитану.)
-Какую букву поставим? (К)
- Как будем их читать? (Утвердительно.)
- Дочитайте про себя текст и сделайте разметку для чтения по ролям.
- Прочитаем по ролям.
- Молодцы ребята, хорошо озвучили 4 часть.
- В этой части мы получаем ответы на все вопросы.
- Работаем в паре.
- Задайте вопросы по содержанию последней части своему товарищу по парте, используя слова:
- Почему ...1вариант (Почему китёнок всю ночь плыл за кораблём?)
- Куда …2вариант (Куда поплыл китёнок?) Давайте проверим.
- В какое время года кашалоты уходят к экватору? А почему? (Холодно и недостаточно пищи.)
- Можно ли это считать открытием на уроке?
- Экватор – это воображаемая линия, которая пересекает поверхность Земли. -Давайте соберем слово экватор на воображаемой линии нашей фотографии. (1 ученик составляет слово из букв у доски.)
-Вот сюда, к экватору, поплыл кит в поисках мамы.
- Назовите  эту часть вопросительным предложением. (Найдёт ли китёнок свою маму?)     
«Мама-самый родной человек на свете. Своей жизнью мы обязаны ей, единственной, самой нежной, доброй. (презентация)
- Связь матери и ребёнка (и у животного, и у людей) это невидимая, но очень крепкая нить, которая соединяет любящие сердца на всю жизнь. 
- Где бы не находился ребёнок, мать всегда ощущает тягу к малышу. Эта связь не имеет границ и её невозможно разрушить.
- Прочитайте вопрос, которым заканчивается рассказ?
- Поднимите руку, кто думает, что кит найдет свою маму. А кто думает,    что кит не найдёт маму?

VIII. Итог и рефлексия

- Наше путешествие подходит к концу.
- Вспомните, какие цели мы перед собой ставили в самом его начале.
 - Мысленно оцените свою работу на уроке.
- На доске вы видите острова: о. Грусти, о. Удачи, о. Тревоги, о. Радости.
- Из конвертика достаньте картинку с изображением кашалота.
- Прикрепите её к острову, название которого соответствует вашему настроению.
- Посмотрите на доску, кого у экватора встретит наш герой?
- Даже, если он не найдёт маму, он повстречает своих друзей, с которыми ему будет легче жить.

IX. Домашнее задание

- Благодарю вас за урок. Вы хорошо поработали. (Оценивание работы учеников.)
- Дома я вам предлагаю задание на выбор:
-перечитать рассказ и придумать продолжение рассказа;
- нарисовать иллюстрацию к рассказу;
- подготовить подробный пересказ

Конспект урока Скачать

Номер государственной регистрации: 50200500828
Дата: 14.06.05
 © Комитет по образованию администрации г. Мурманска, 2004-2020
 Разработчик: Городской методический центр информационных технологий
 При полном или частичном использовании материалов ссылка на портал обязательна
счетчик сайта
счетчик посещений