Образовательный портал города Мурманска
html clocks скачать часы для сайта
 
 
Начальное
образование

Методические
разработки

Образовательные
программы

Педагогическая мастерская

Организация введения федерального государственного стандарта начального общего образования

Образовательные
учреждения

Полезные
ссылки




Система Orphus

 

 

Методические дни для учителей начальных классов
города Мурманска.

Уроки педагогического мастерства.

«Мотивация учебной деятельности в условиях обновления образования».

МОУ прогимназия № 40, 26 февраля 2008 года.


Урок литературного чтения – 2 класс.

(Дидактическая система развивающего обучения Л. В. Занкова).

Тема: «Нанайская народная сказка «Айога».

Учитель: Катаулина Антонина Михайловна, I категория, МОУ гимназия №10.

Цели урока:

А) Образовательные:
  - продолжить работу по формированию навыков чтения (правильного, выразительного, осмысленного, беглого),
- выявить особенности сказок как литературного жанра,
- учить понимать эмоциональный настрой произведения,
- учить умению оценивать поступки героев,
Б) Развивающие:
  - развивать умение самостоятельно работать с текстом,
- развивать читательское умение предопределять содержание,
- развивать речь учащихся, умение сравнивать, выделять главное,
- развивать эмоциональность, артистичность.
В) Воспитывающие:
  - воспитывать нравственные качества личности ребёнка,
- воспитывать интерес к чтению,
- создать творческую атмосферу сотрудничества в классе.
 

Оборудование: магнитофон, диск с записью нанайской мелодии, иллюстрации, индивидуальные раздаточные карточки, карточки с пословицей, карточки, показывающие мимику людей.

I.

Оргмомент
  - Что это может быть, на ваш взгляд? (На доске две пустые рамки для картин)
Исследовав поступки, речь, внешность, характеры этих двух героев, мы ответим на главный вопрос урока.
II.

Актуализация знаний. Постановка проблемы.

  1) Прочитайте вопрос. Выскажите своё мнение.
     
     
          Й   О Г   А)  
    - Мы вернёмся к этому вопросу позже.
- Используя знаки под буквами, расшифруйте слово в рамке. (2человека работают у доски, спрятавшись).
  2) Чтение учителем.
Бывает в прозе этот жанр,
А может быть в стихах.
В нем чудеса и волшебство
Заключено в словах.
Здесь звери думают, как люди,
Предметы говорят,
Злодеев тут накажут и осудят,
Людская мудрость здесь зарыта, словно клад.
Их пишут авторы,
Из уст в уста передает народ.
С одной из них сегодня познакомиться
Настал черед.
- О каком жанре говорится в стихотворении? Докажите (Карточка – СКАЗКА)
 

3)

Речевая разминка.
- Проведем речевую разминку. Как читать стихотворение подскажет мимика лица двух человечков (читают хором).
НА ДОСКЕ

    Там, где плещет Амур, сверкая,    
На берегах сибирских вод,
В краю, занесенном снегами,  
Нанайский народ живет.
   

- О каком народе говорится в стихотворении?
-Назовите коренных жителей Мурманской области. (Саамы).
-Нанайцы – коренные жители Хабаровского, Приморского края, острова Сахалин. (КАРТИНКИ). Их 12000 тысяч. Рыбачат, охотятся на белку, соболя, ездят на собачьих упряжках, сочиняют сказки.
-Какую сказку будем читать? (КАРТОЧКИ - НАНАЙСКАЯ НАРОДНАЯ).
- Наши шифровальщики разгадали название сказки. (КАРТОЧКА – АЙОГА)

III.

Постановка темы, целей урока.

  - Определите тему урока.
- Сформулируйте цели урока, выбрав их по цвету бейджика (или конверта на парте).
ЖЁЛТЫЙ. – ПОЗНАКОМИТЬСЯ С … (нанайской народной сказкой «Айога»)
КРАСНЫЙ. – УЧИТЬСЯ ЧИТАТЬ (выразительно, правильно, бегло),
АНАЛИЗИРОВАТЬ (текст),
ЗЕЛЁНЫЙ. – РАЗВИВАТЬ (речь, внимание, память, мышление)
КРАСНЫЙ. – ВОСПИТЫВАТЬ В СЕБЕ (хорошие черты характера, любовь к чтению,…)

IV.

Работа над новым материалом.

  1) Подготовка к восприятию. (Звучит музыка)
- Положите голову на парту. Закройте глаза. Послушайте музыку.
- Какие звуки услышали? (Барабаны, крики. «Ай-о!» - Так кричит нанайский охотник)
- Сравните крик охотника и название сказки. (Айога)
  2) Первичное чтение.
Цел.уст .: прочитаем сказку, раскроем тайну 3 слога в названии сказки.
* 1, 2 части читает учитель,
* 3, 4 части – хорошо читающие ученики до слов « Взяла мать лепешку»…
  3) Прогнозирование,
- Предположите, как будут дальше развиваться события?
- Подтвердились ли ваши предположения, - узнаем, дочитав сказку.
  4) Продолжение первичного чтения.
5, 6 части читает учитель.
  5) Проверка первичного восприятия.
- Подтвердилось ли предположение?
- Почему в названии сказки появился слог «га»?
- Какие действующие лица противопоставляются в сказке?
- Закройте глаза. (Выставляются картинки – портреты девочек в рамке)
- Назовите этих героинь. Докажите.
(КАРТОЧКИ - АЙОГА. СОСЕДСКАЯ ДЕВОЧКА)
  6) Словарная работа.

- Прочитайте хором слова из текста, соотнесите с их значением:

    ОЧАГ СОЖМУТСЯ, СЪЁЖАТСЯ
     
ПОКОРОБЯТСЯ ПРИСПОСОБЛЕНИЕ В ВИДЕ
ПЛОСКОЙ ПАЛКИ ВМЕСТО УТЮГА

МЯЛКА

ПЕЧЬ, ОГОНЬ
  7) Повторное чтение.                
  А) 1 часть – целевая установка: - прочитайте глазами 1 абзац, найдите предложение, записанное половинками букв (Все её очень любили.)
- Кого любили? Почему? (КАРТОЧКА – КРАСИВАЯ)
(Выставляется сюжетная картинка № 1)
  Б) 2 часть-работа в парах.
Цел.уст.: - 1 вариант читает 2 абзац, а 2 вариант слушает и подчеркивает глаголы.
- Прочитайте глаголы.
- О чём они говорят?
- Какие черты характера добавим к портрету Айоги? (КАРТОЧКИ – ГОРДАЯ, ЛЕНИВАЯ, САМОВЛЮБЛЕННАЯ).
(Выставляется сюжетная картинка № 2)
  В) 3,4 часть - чтение по ролям.
- Подготовьте следующий отрывок к чтению по ролям до слов «Рассердилась Айога».
- Какие действующие лица потребуются в диалоге?
Цел.уст.:
КР. Отмечают слова Айоги, – каким тоном будете читать за Айогу?
ЗЕЛ. – Отмечают слова матери, – Каким голосом будем читать за мать?
За соседскую девочку будет читать --------.
  Г) ПРОВЕРКА
    1 диалог – послушаем, как ребята передадут характер героинь голосом (ЧТЕНИЕ ПО РОЛЯМ)
- Как этот отрывок характеризует Айогу и соседскую девочку? (КАРТОЧКИ – ЛЕНИВАЯ. ГРУБАЯ, ТРУДОЛЮБИВАЯ, ЛАСКОВАЯ, УСЛУЖЛИВАЯ).
(Выставляется сюжетная картинка № 3)
  Д) Чтение 2 диалога.
Цел. уст. – Мы опять в роли актёров выступаем. Передайте голосом изменения в поведении героев.
- Подумайте, какие вопросы можно задать к этому отрывку.
(Выставляется сюжетная картинка № 4)
  Е) ПРОВЕРКА.
- Задайте вопрос товарищам. (Например: «Почему изменилось поведение Айоги?»)
- Найдите предложения, характеризующие отношение матери к поступку Айоги. (Зачем тебе трудиться, красоту свою портить?)
- Почему мать так сказала?
V

Физминутка для глаз:

  1) Открыть, закрыть – 5,6 раз.
  2) Часто поморгать.
  3) Движения глазами            
                         
  4) В каком жанре написана «Айога»?
  5) Напишите носиком слово «сказка».
VI

Работа над текстом. (Продолжение)

  1) – Определите, кокой момент в сказке наступает?
НА ДОСКЕ: К.Л.М.Н.Ц.. (КУЛЬМИНАЦИЯ)
- Почему так считаете?
  2) – Кто из вас может товарищам разъяснить всё без слов, при помощи жестов, мимики?
- Прочитать эту часть и показать эпизод без слов. Попросим выйти для подготовки 2 артистов. (Готовятся за дверью)
  3) – Эту часть сказки прочитаем « цепочкой» по абзацам. По команде «Молния» следует ускорить темп чтения.
Цел. уст.: Пронаблюдайте, как изменилось настроение Айоги.
  4) Беседа после чтения.
- Прочитайте слова, показывающие изменение настроения Айоги.
- Что нового к портрету Айоги мы добавим,… а к портрету соседской девочки? (КАРТОЧКИ – ЩЕДРАЯ, ЗЛАЯ, ДОБРАЯ, ХВАСТЛИВАЯ, КРИКЛИВАЯ, СПОКОЙНАЯ, ЗЛОБНАЯ)
(Выставляются сюжетные картинки № 5, 6)
  5) ПРОВЕРКА инсценировки.
- Сумели ли артисты передать изменения в настроении Айоги?
  6) Прочитайте вопрос после текста. ( С чего началось превращение Айоги в самовлюбленную и эгоистичную девочку?)
- Как понимаете значение этих слов?
- Когда же началось превращение Айоги?
- Кто виноват в том, что случилось?
VII

Работа после чтения сказки

  1) Ребята, у которых желтые конверты, достаньте цветную карточку, прочитайте слово, выйдите к доске и вместе с товарищами составьте пословицу, объясните её значение. (7 человек)
  2) Остальные ребята, прочитайте словесные портреты девочек (ПО ВАРИАНТАМ).
- Кого хотели бы иметь подругой?
- Но ведь Айога красивая?
- К кому отнесёте последнее оставшееся слово – НЕКРАСИВАЯ? Почему?
  3) Проверка пословицы («Сам себя губит, кто других не любит»).
  4) Посмотрите на доску. Пока мы работали над сказкой, я поместила туда 6 картинок. Эти картинки помогут выполнить одно из домашних заданий.
VIII

Домашнее задание. (Индивидуальные карточки)

  Читатель – исследователь!
Если тебя заинтересовала тема нашего разговора, дома выполни любое задание на выбор:
№ 1. Познакомь своих домашних с этой сказкой и узнай их мнение о поступках героев.
№ 4. Придумай своё продолжение сказки.
(Даются комментарии по домашнему заданию)
IX Итог.

- Как вы думаете, Айога:

  А) твоя современница,
  Б) девочка, которая жила много столетий назад,
  В) девочка, жившая 100 лет назад?
  А в наши дни встречаются люди, которые любуются только собой, никого вокруг не замечая?
Прочитайте вопрос: МОЖНО ЛИ ГОРДИТЬСЯ КРАСОТОЙ?
Изменилось ли ваше первоначальное мнение?
В сказке Айога превращается в гуся, а в реальной жизни, что ждет человека, который не видит кроме себя никого и ничего (Одиночество)?
XI.

Оценивание. Рефлексия.

 

Подведём итоги работы на уроке. Продолжи фразу:
- Я похвалю своего одноклассника за то, что…
- Самым сложным на уроке было…
- Самым интересным на уроке было…
- Урок заставил меня задуматься о том, что…

Помните, дети: сказка – ложь, да в ней

намек, добрым молодцам урок.

СПАСИБО ЗА РАБОТУ, РЕБЯТА!


 
Сюжетная картинка №1 Сюжетная картинка №2 Сюжетная картинка №3  
 
Сюжетная картинка №4 Сюжетная картинка №5 Сюжетная картинка №1  

 







Номер государственной регистрации: 50200500828
Дата: 14.06.05
 © Комитет по образованию администрации г. Мурманска, 2004-2020
 Разработчик: Городской методический центр информационных технологий
 При полном или частичном использовании материалов ссылка на портал обязательна
счетчик сайта
счетчик посещений