Образовательный портал города Мурманска
html clocks скачать часы для сайта
 
 
Начальное
образование

Методические
разработки

Образовательные
программы

Педагогическая мастерская

Организация введения федерального государственного стандарта начального общего образования

Образовательные
учреждения

Полезные
ссылки




Система Orphus

 

 

Педагогическая мастерская

Костина Т.В., учитель начальных классов высшей квалификационной категории, МОУ прогимназия №40

Тема. "Значение питания. Продукты питания"
(развивающая программа Л. В. Занкова)
4 класс

Урок В рамках методических дней для педагогов образовательных учреждений «Уроки педагогического мастерства»

Замысел урока

Раздаточный материал,
маршрутные листы
,
презентация к уроку
самоанализ урока

Предмет: «Мы и окружающий мир».

Тема урока: «Значение питания. Продукты питания»

Класс: 4

Тип урока: урок - исследование.

Технология: исследовательской деятельности.


Цели урока:

1. Образовательные:

  • познакомить учеников с основными органическими веществами: белками, жирами, углеводами и их ролью в обеспечении жизнедеятельности организма;
  • формировать представление о значении питания в жизни человека.

2. Развивающие:

  • развивать умение организовывать полноценное разнообразное питание;
  • развивать интеллектуальные, практические умения;
  • учить мыслить логически, аргументировать своё мнение;
  • развивать речь учащихся, обогащать словарный запас.

3. Воспитывающие:

  • воспитывать чувство товарищества при работе в паре;
  • прививать интерес к исследовательской деятельности;
  • повышать культуру правильного питания, практические навыки самооздоровления.


Оборудование.

Для учителя: Продукты питания (хлеб, гречневая крупа, картофель, мясо, яйцо, рыба, сливочное масло, орехи (семечки), сыр, мука, соль), 3 подноса, таблички: белки, жиры, углеводы. Табличка «Признаки живых организмов». Таблички: объект, предмет, цель, вывод. Схемы - рисунки последовательности выполнения исследовательской работы. Компьютерный проект.

Для учащихся: Учебник "Мы и окружающий мир". 4-й класс (авт. Казаков А. Н., Дмитриева Н.Я.), Конверты на каждый стол с 3 – 4 этикетками продуктов питания, где указана пищевая ценность продукта. «Маршрутный лист», лист №1 «Что я уже знаю по этой теме», лист №2 «Моё исследование», лист №3 «Как я умею применять свои знания».
Объекты исследования: тесто из муки и воды, 1/2 картофеля, семена подсолнуха, поднос, стакан с 1/2 тёплой воды, марля 10 см Х 10 см, голубая бумага 5см Х 5см. Красный, синий, жёлтый карандаши.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Учитель. Здравствуйте, Сегодня урок «Мы и окружающий мир» проведу у вас я. Зовут меня Татьяна Васильевна. Кому из вас нравится этот предмет? Поднимите руку.

Учитель. Возьмите маленькие листочки, ознакомьтесь с содержанием, отметьте свои ожидания от урока. Каким бы вы хотели, что бы он получился. В пустую графу можете добавить своё слово. Я тоже это сделаю. Могу отметить одну, две или несколько позиций. (Дети выполняют задание)
Учитель. Переверните листочки и ознакомьтесь с маршрутным листом и цветовой гаммой. В процессе урока будем к нему неоднократно обращаться. Найдите графу «Мой настрой». Нужным цветом заштрихуйте.

II. Введение в тему (повторение пройденного материала).

Учитель. Напомните, какой раздел вы сейчас изучаете?

Дети. Человек и природа.

Учитель. Вспомните признаки живых организмов, вставьте пропущенное слово.

Дети. Пропущено питание.
Учитель. Кто догадался, какая сегодня будет тема на уроке?
(Дети высказывают предположения).
Учитель. Достаточно близко. Прочитайте тему нашего урока
(Учитель открывает тему урока, которая записана на доске, заранее и закрыта. Дети читают: «Значение питания. Продукты питания.»)
Учитель.Что бы вы хотели узнать на уроке?
Дети. - Какие продукты есть полезно, а какие вредно?
- Что определяет полезность продуктов?
- Почему нельзя есть много сладкого?
- Одинаковую ли пищу надо есть в разном возрасте? И др….
Учитель. Итак в процессе урока мы попробуем ответить на вопросы: (слайд 1.)
• Зачем человек ест?
• Каков состав пищи?
• Какую пищу необходимо употреблять в разном возрасте?
Как мы будем работать? Давайте составим план. С чего начнем?
Дети. - Повторим, обобщим имеющиеся знания.
- Познакомимся с новым. (прочитаем в учебнике, энциклопедии, проведём опыты)
- Закрепим новые знания.
- Подведём итог, сделаем выводы.

III. Актуализация знаний.

Учитель. Зачем человек ест?
Дети. Чтобы расти, развиваться. Чтобы жить, без питания не обходится ни один живой организм.
Учитель.Я сегодня для вас приготовила продуктовую корзину. (Учитель достаёт корзину, выкладывает на демонстрационный стол продукты питания, называя их.)
Учитель. Хлеб, гречневая крупа, картофель, мясо, яйцо, рыба, сливочное масло; орехи (семечки), сыр, мука, соль. На какие две группы можно разделить эти продукты? Посоветуйтесь, разделите.
(Учитель вызывает к доске двух учеников, желательно сидящих за одной партой).
Учитель. Остальные ребята работают на месте. Возьмите Лист №1 и распределите продукты питания по группам.
(Дети работают по заданию)
Учитель. Давайте проверим. Докажите своё мнение. К какой группе отнесли соль?
Соль – минеральное вещество, которое добывают в недрах, очень важное для организма человека.
Учитель. В маршрутном листе оцените себя, что вы уже знаете по теме, как справились с заданием.

IV. Знакомство с новым материалом

Учитель. На какие группы вы разделили продукты питания?
Дети. На группу продуктов растительного происхождения и группу продуктов животного происхождения.
Учитель. Как вам кажется, какая группа важнее?
(Дети высказывают гипотезы).
Учитель. Для того, чтобы ответить на этот вопрос, что нужно знать?
Дети. Нужно знать из чего состоят продукты (пищевую ценность, состав продукта и т. д.).
Учитель. Это и есть цель нашего урока. Назовите её ещё раз.
Учитель.Узнать каков состав пищи?
(В слайде 1 цель урока (пункт 2) подчеркнуть красной чертой.)
Учитель. Отметьте в маршрутном листе, как поняли цель урока.
(Дети нужным цветом отмечают).
Учитель. Откуда это можно узнать?
Дети. Прочитать на упаковке. Провести опыты.
Учитель. На столе у вас конверты, посмотрите. Что можете сказать?
Дети. На этикетках написана пищевая ценность продукта. Содержание белков, углеводов, жиров в продукте, витамины и энергетическая ценность.
Учитель. Что заметили общего?
Д. Что во всех продуктах содержатся белки, углеводы, жиры.
Учитель. Давайте информацию о белках, углеводах и жирах поищем в учебнике на стр. 71 – 72. Будем читать с карандашом. (Дети работают с учебником)
Учитель. Что узнали о белках? (Дети зачитывают, в это время на экране высвечивается Слайд 2)
Учитель. Что узнали об углеводах?
Учитель. Что узнали о жирах? Как эти три компонента можно назвать в целом?
Дети. Органические вещества.

Учитель.Внимание на экран. Скажите, в каких продуктах содержится больше всего белков (слайд 3), углеводов (слайд 4), жиров (слайд 5).

V. Физкультминутка

Раз – продукты, два – еда.
И без них мы никуда.
Что же пищу составляет
И расти нам помогает?

Клетки нам белок построит
И защиту нам устроит.
Топливо жиры дадут
И замёрзнуть не дадут.

Без энергии, друзья,
Нам прожить никак нельзя.
Углеводы потребляй,
Солнце в небе зажигай!

VI. Практическая работа

Учитель. Напомните тему урока.
Дети. Значение питания. Продукты питания
Учитель. На каком этапе мы сейчас находимся?
Д. На этапе исследования.
Учитель. Да, мы сейчас будем настоящими исследователями. Назовите объекты исследования, они лежат на вашем столе. Что их объединяет? (Учитель табличку прикрепляет к доске)
Дети. Это продукты растительного происхождения.
Учитель. Какие органические вещества будем пытаться обнаружить?
Дети. Белки, углеводы, жиры. (Учитель табличку прикрепляет к доске)

Учитель. Это предмет нашего исследования. Откройте лист 2 и прочитайте цель исследования.
Дети. Цель: исследовать какое органическое вещество присутствует в продукте.
(Учитель табличку прикрепляет к доске)

Опыт 1

(Описание: из муки и воды замешено крутое тесто, которое дети заворачивают в марлю и опускают неоднократно в стакан с тёплой водой. После извлечения теста в марле его следует отжать. Затем марлю следует развернуть. Оставшиеся вещество в марле – белок.)
Учитель. Попробуйте предположить, какое органическое вещество присутствует в муке. По опорным схемам расскажите последовательность работы.
Дети. Тесто из муки завернуть в марлю, опустить в стакан с водой, достать, отжать, опустить вновь. Сделать так 3 – 5 раз. Развернуть, потрогать, сделать выводы.
Учитель.Приступайте. (Учитель опыт делает вместе с детьми). Какое вещество на ощупь? Мы выделили белок. Отметьте в таблице. Верное ли предположение вы выдвинули?

Опыт 2

(Описание: Картофель разрезать на две половинки. На свежий срез картофеля нанести рисунок йодным лекером.)
Учитель. Попробуйте предположить, какое органическое вещество присутствует в картофеле. По опорным схемам расскажите последовательность работы.
Дети. На срез картофеля йодным лекером нанести линии, понаблюдать, что изменилось.
Учитель. Приступайте. (Учитель опыт делает вместе с детьми). Что наблюдаете?
Дети. На срезе картофеля после нанесения рисунка йодным лекером образовались линии коричневого цвета. На глазах изменили цвет и стали фиолетовыми.
Учитель. Углеводы вступили в химическую реакцию со спиртовым раствором йода, в результате чего и поменялся цвет линий. Отметьте в таблице. Верное ли предположение вы выдвинули?

Опыт 3

(Описание: Семечку подсолнуха очистить от кожуры, завернуть в бумагу и раздавить. На бумаге появляется жирное пятно)
Учитель. Попробуйте предположить, какое органическое вещество присутствует в семечке подсолнуха. По опорным схемам расскажите последовательность работы.
Дети. Семечку подсолнуха очистить от кожуры, завернуть в бумагу и раздавить.
Учитель. Приступайте. (Дети работают самостоятельно) Что наблюдаете?
Дети. На бумаге появляется жирное пятно, из семени подсолнуха выделили жир.
Учитель.Отметьте в таблице. Верное ли предположение вы выдвинули? Запишите общий вывод по исследованию. Но в муке преобладают углеводы, а не белки. Сейчас я это вам докажу. Кто догадался, как?
Дети. Углеводы изменили цвет спиртового раствора йода. Вероятно, мы капнем в стакан спиртовой раствор йода.
(Учитель капает в стакан, куда опускали мешочек с тестом, капельку спиртового раствора йода. Раствор окрашивается сначала в коричневый цвет, а потом на глазах у детей меняет цвет на фиолетовый).
Учитель.Верна ли ваша гипотеза? Дополните вывод по исследованию. Прочитайте полный вывод. (Учитель табличку помещает на доску)
Дети. Читают:
Вывод: Опытным путём мы установили, что в муке содержатся белки и углеводы, в картофеле есть углеводы, в семенах подсолнуха преобладает жир.
Учитель.Оцените свою деятельность в маршрутном листе.

VII. Самостоятельная работа

Учитель. Давайте вновь вернёмся к нашей корзине и разделим продукты с учётом новых знаний. В этом нам поможет таблица на листе №3. Ознакомьтесь с ней. Что заметили?
Дети. В продукте преобладает одно органическое вещество.
Учитель. К какой группе я отнесу, например сыр? Почему?
Дети. К жирам, по преобладанию органического вещества жира.
Учитель. А как быть, если нет вспомогательной таблицы?
Дети. Ознакомиться с пищевой ценностью продукта, что на упаковке.
Учитель. Прошу 3 учеников разделить продукты у доски, остальные работают по заданию на листе №3.
(Дети группируют продукты питания по признаку: белки, углеводы, жиры.)
Учитель. Давайте проверим. Докажите. Поднимите руку у кого так же. (Слайд 6.)
(Ученики у доски называют продукты по группам, опираются на пищевую ценность продукта)
Учитель. Оцените свою работу в маршрутном листе.
Учитель. Как вы считаете одинаковое ли количество органических веществ необходимо организму в разном возрасте?
(Слайд 7.)
Учитель. На рисунке схематично изображена потребность организма в органических веществах. Какой рисунок ближе к вашему возрасту? Почему?



Дети. Первый рисунок. На этой схеме больше белков. Ребёнку нужно расти и его организм нуждается в строительном материале.
Учитель. Какие продукты важны для вашего организма? (Учитель обращается к демонстрационному столу. Дети называют продукты с высоким содержанием белка)
Учитель. Учтите этот факт при выполнении домашнего задания. Я попрошу вас по желанию составить для себя меню одного дня, учесть при этом все рекомендации урока в рабочей тетради № 82, воспользоваться данными таблицы № 83.
(Открыть домашнее задание №1 заранее написанное на доске)
Учитель. Наш урок подходит к завершению. Я прошу вас оценить свою работу на маршрутном листе. (Дети находят графу «Как я работал», закрашивают).
Учитель. Переверните листочки. Оправдались ли ваши ожидания от урока? Закончите фразу. Поделитесь своими впечатлениями.
Учитель. Я получила большое удовольствие от урока, хочу поблагодарить вас за отличную работу, целеустремлённость и любовь к знаниям. Я приготовила вам подарок. Что это?
(Учитель достаёт баночку с витаминами).
Дети. Это витамины.
Учитель. Они регулируют процесс усвоения организмом органических веществ, не поддавались болезням, могли им сопротивляться. Но подробнее об этом вы поговорите на следующем уроке. По желанию подготовьте сообщение о витаминах, воспользуйтесь опорными вопросами на стр. 76.
(Открыть домашнее задание №2 заранее написанное на доске)

VIII. Домашнее задание (по желанию)

1. Подготовить сообщение о витаминах, воспользоваться опорными вопросами на стр. 76.
2. Составить меню одного дня для себя № 82 в рабочей тетради. Воспользоваться данными таблицы №83

 

Номер государственной регистрации: 50200500828
Дата: 14.06.05
 © Комитет по образованию администрации г. Мурманска, 2004-2020
 Разработчик: Городской методический центр информационных технологий
 При полном или частичном использовании материалов ссылка на портал обязательна
счетчик сайта
счетчик посещений